Недавно читаю книгу Ирвинга Стоуна «Муки и радости». Бывает ли такое на самом деле. Следуя описанию поэта – 9 кругов составляют ад. Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Опять же из художественной литературы, а именно из романа Дэна Брауна «Инферно» черпаю разнообразные сведения о «Божественной комедии» Данте. Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме).
Ан нет. Я было заподозрила, что это авторский вымысел, сугубо литературный персонаж. Трагедии считались высокой литературой и их писали на «официальном» итальянском, а комедии относили к низкой литературе и писали на разговорном языке, адресуя к простому населению.
Эта ледяная бездна носит название Коцит. Татьяна, не стану вступать в дискуссию по поводу определения формата статьи. – Да, – сказал Лэнгдон, – это тот самый Микеланджело, которого все вы знаете по Сикстинской капелле и «Давиду». Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания).
Он был не только прекрасным скульптором и живописцем, но и великолепным поэтом – написал почти триста стихотворений. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами. Опять сверяюсь с Википедией: да, художник в самом деле в своё время создал серию иллюстраций к «Божественной комедии». – Дантов «Ад» – или, по-итальянски, «Инферно» – так насыщен символами и многоплановыми образами, что я часто посвящаю ему курс продолжительностью в целый семестр.
На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Она называется комедией по абсолютно иной причине. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия – предателей Иисуса и Цезаря соответственно).
Большинство же – это эскизы. Прозвище она имела Симонетта Прекрасная по причине несравненной внешней красоты. Если вы мне не верите, прочтите Третью песнь дантовского «Ада», а потом пойдите в Сикстинскую капеллу – там, прямо над алтарем, вы увидите вот этот знакомый образ.
И уж особенно такими индивидуальностями славны времена Боттичелли. Спасибо за внимание. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. И вдруг – не побоюсь сравнения: как гром среди ясного неба. – На этом фрагменте адский перевозчик Харон бьет веслом отставших пассажиров. – такой вот образ немного блаженного художника, который упивается возвышенным искусством и платонической любовью, расшатался и подвергся ревизии. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Он создал своего рода топографию Ада.
И что вы думаете, кто является создателем этой действительно «адской» картины. Обе они прекрасны, обе чрезвычайно известны. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик.
Одно из них называется «Данте» и посвящено гению, так наглядно изобразившему преисподнюю, что это вдохновило Микеланджело на создание «Страшного суда». Художник, в работе над своим произведением, с точностью следует описанию данного места в «Божественной комедии».
Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели – и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет). Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту».
– Как можно догадаться по названию, – продолжал Лэнгдон, – «Божественная комедия» была написана на разговорном итальянском, то есть на языке простого народа. Сохранились не все страницы. – Лэнгдон подошел к краю сцены и окинул публику взглядом.
Включая и нынешнее. Вот таким образом Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. Да, Сандро Боттичелли.
Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами. А если и существовало такое реальное полотно, то автором его никак не мог быть Боттичелли. Весьма подробно описывая и растолковывая значение кругов дантовского ада, автор Инферно для пущей наглядности вплетает в свой сюжет живописную картину с названием «Карта ада». Так выглядит Ад. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве.
Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. – Как вы, безусловно, знаете, в первую очередь Данте прославил его монументальный литературный шедевр – «Божественная комедия», где с натуралистической яркостью повествуется о том, как автор сошел в ад, проследовал через чистилище и поднялся в рай, на свидание с самим Богом.
Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Нет, ни в коем случае, скорее – удивлена. Шикарная вещь. Картина представляет собой некую карту ада.
По нынешним понятиям, в «Божественной комедии» нет ничего комического. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон.