Теккистикатль – старый бог луны в ацтекской мифологии. Тепейолотль (сердце гор) – В ацтекской мифологии, считался богомз емлетрясений, эха и ягуаров. Чантико В ацтекской мифологии (та, кто живет в доме) была богиней семейного очага, огнем внутри дома.
Омакатль – божество ацтекской мифологии, покровительствовавшее над праздниками и удовольствиями.
Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Корнем этого слова является йаш — «зеленый», так что понятно, какой цвет соответствует Центру. Тем самым он привёл время и солнце в движение и начал историю. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний — Чак (Chaak или Chac) бог смерти и владыка мира мертвых — Ах Пуч (Ah Puch) бог смерти — Кими (Cimi) владыка неба — Ицамна (Itzamna) бог торговли — Эк Чуах (Ek Chuah) богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств — Иш-Таб (IxTab) богиня радуги и лунного света — Иш-Чель (IxChel) верховый бог, пернатый змей Кецаля — Кукулькан (Gukumatz) бог кукурузы и лесов — Юм Кааш (Jum Kaash) бог огня и грозы — Уракан (Huracan) демон подземного мира — Зипакна (Zipacna) и другие. У ацтеков Шиутекутли изображался с лицом, раскрашенным наполовину красной, наполовину чёрной краской, головное украшение составляли два тростника или бабочка в руках у него или жезл и щит или копал (курительная смола) и кадильница.
Другие «цветки» не опознаны. Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, – большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога и еще двух, сообщающих атрибуты бога. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично) они дают или изображения фигур или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. Письменность ацтеков.
Юг В классические времена Юг считался эквивалентом «низа». Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Привнёс в мир порядок (когда тот был создан), разделив море и землю. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии.
Отождествляла собой молодую красоту и страсть. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – Колибри юга, он с юга, колибри левой стороны, колибри-левша. Его цвет — желтый, это цвет спелого маиса. В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв.
Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Запад Запад —это сторона заката солнца, владения осени.
Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. «владыка года»), в мифологии индейцев Центральной Америки бог огня и вулканов. Наконец, Нанауатль (Усыпанный бубонами), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal).
Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних» или «несчастливых» дней. Согласно некоторым мифам майя, мир создан парой богов – Кукульканом и Хуроканом. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Сами иероглифы — не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.
В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Кровь считалась самым лакомым и питательным лакомством для богов, вот таким образом кровавые жертвы, прежде всего человеческие имели в глазах ацтеков решающую роль в сохранении мира. Современная, пятая эра (Четыре землетрясение) с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2, 5 тыс.
Богиня земли, плодородия, секса, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений) владычица ночи. Желтый Человек – двенадцатая печать календаря Цолькин (Tzolkin). А у ацтеков был бог невоздержанности Макуильшочитль, что буквально означает «Пять цветков». Чальчиутликуэ (Chalchiuhtlicue) – Она в одежде из нефрита, Матлалькуейе – Она в голубой одежде.
Многие ацтеки даже и представить не могли, что «возвращение» Кецалькоатля — Кортеса станет для них концом света. Империю, не последнюю роль в гибели которой сыграла религия. Он управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной или Ночной, Формы. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.
Тласольтеотль изображалась то нагой, то в одежде отличительные признаки – носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепёлки с куском ваты и двумя веретенами, окраска лица жёлтая её символ – метла или человек, поглощающий экскременты. Гора Тепостеко место раскопок названное в честь Тепостекатля. Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, они были наименее цивилизованными из всех групп, но мешики-ацтеки решили учиться и они взяли все, что могли, от других людей, особенно от древних Тольтеков (которых они, кажется, частично спутали с более древней цивилизации Теотиуакана). От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль (Xochiquetzal). В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».
С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних» или «несчастливых» дней. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. Мифология ацтеков. Главное, чтоб кое в чем другом он не уступал богу.
В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Братья в ужасе бросились бежать.
Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 – 5 вв. Шиутекутли (ацтекск. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика). Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными.
Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. Религия ацтеков, наследие ацтекской веры считается одним из богатейших во всем мире. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян.
Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству. В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. В четвёртой эре (Четыре вода) Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Тонатиу – покровитель союза "воинов-орлов", его символ – орёл. Другая версия повествует о едином боге, Тлоке Науаке, ставшем творцом вселенной. Каждому человеку при рождении даруется свобода. Кетцалькоатль – один из трех всевластных существ ацтекской версии олимпа.
Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Почитали также бога и богиню маиса. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т. д. Имел много ипостасей из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. История рождения этого бога относится к мифам о непорочном зачатии.
Во второй эре (Четыре ветер) Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Хурокан – бог природного начала и всех буйных природных сил. Кетцалькоатль – очень древний бог известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan).
Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. В 4-й день Оллина («движение», «землетрясение») наступило Пятое Солнце — эпоха движения, когда всё «катится» вроде ритуального мяча. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой.
У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун) период в 20 катунов (бактун) и так далее. В 4-й день Эхеатля («ветра») наступило Четвёртое Солнце — эпоха ветра, который всё унёс, люди превратились в обезьян и разбежались по лесам. Третье божество всевластной троицы – Тескатлипока. Наш век (nahui-Ollin), пятый век или пятое создание, начался в древнем городе Теотиуакан. В 4-й день Оселотля («оцелота») наступило Второе Солнце — эпоха тьмы.
Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого — иероглифически означающего соответствующего бога и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога. Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох. В 4-й день Киауитля («дождя») наступило Третье Солнце — эпоха огненного дождя, когда горели камни и появились скалы.
Бог Мишкоатль Бог МишкоатльМишкоатль (Mixcoatl) – "облачный змей", (IxTak Mixcoatl) – "белый облачный змей". Вскоре божественный колибри трансформировался в одного из главнейших ацтекских богов. Горизонтальная же структура мира привязывалась к четырём частям света, причём восток считался краем богатства, запад был самым благоприятным направлением, на юге обитало зло, а север ассоциировался с царством мёртвых. Это место предков, тех, кто приходил на землю до него и стоит за ним, чтобы оказать ему поддержку. С Западом ассоциируются два цвета черный и синий. Богом земледелия был Шипе. Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку"). Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) – владыка царства мёртвых.
Первая эра (Четыре ягуар), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы.
В классические времена Север считался эквивалентом «верха», места, где солнце пребывает в зените. Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты.
Сапотеки считали его покровителем своей нации. Вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира, первой божественной и человеческой парой, родителями Кетцалькоатля, владыками Омейокана – самого верхнего (13-ого) неба. Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы). Этой змеёй, словно мечом, Уицилопочтли отрубил голову Койольшауки. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю.
В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Согласно мифу, Тепостекатль был одним из четырехсот детей Майяуэль. Кроме того Тлалок являлся богом плодородия, а соответственно относился к группе особо почитаемых божеств, ответственных за сельское хозяйство. эль-indio muere (когда большая сова поет индеец умирает).
Первая эра (Четыре ягуар), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Центр является зеленым еще и потому, что это место, где растет Древо Жизни. С культом этого божества связаны наиболее кровавые обряды и ритуалы ацтекского племени. Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы.
В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Она являлась покровительницей путешествующих по воде. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля. Мифология майя. Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Были известны разные способы умерщвления жертвы.
Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух (у киче) и др. Она устроила потоп (в наказанье грешникам), который уничтожил четвёртый мир. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).
На его плече была выдолблена голова колибри. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси.
В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. Культ Шиутекутли и его изображения засвидетельствованы ещё в доольмекское время. Тонатиу – покровитель союза воинов-орлов, его символ – орёл.
Сапотеки считали его покровителем своей нации. Это сторона света, где всегда изобилие. Его символ смерть и перерождение природы. Юкатекско-майянское слово, обозначающее «центр», — йашкин.
В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (вот таким образом Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Необходимо направлять свои усилия именно туда, куда должно быть направлено Ваше внимание и намеренье именно так успех станет Вашим лучшим другом. В мифологии ацтеков – бог неба и солнца, бог воинов.
С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.
Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов их борьбы с подземными владыками и др.
В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. На кресте четырех сторон света полярность Восток — Запад формирует горизонтальную ось. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.
Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы пожертвовать собой и создать новый век. Имелись и другие способы датирования. Почитали также бога и богиню маиса.
В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. Её остальные дети стали с подозрением относиться к отцу и поклялись убить свою мать. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык.
Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Дорога в Преисподнюю — это дорога на север неба. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца.
На голове Тлалока – зубчатая корона, тело – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса или кувшин с водой. Глядя на Восток, шаман оставляет Юг справа от себя. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Уицилопочтли (Huitzilopochtli) – колибри юга, колибри левой стороны.
Вот таким образом в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе. Вера в сверхъестественных существ заставила индейцев считать испанцев богами и трепетать от страха при виде конкистадоров, сидящих верхом на невиданных доселе лошадях (что, впрочем, не мешало им отрубать головы скакунам одним ударом мечей-макуауитлей).
На праздниках его статуя всегда приносилась последней, так как он стар и ходит очень медленно. У ацтеков существовала два вариант первоначального творения мира. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Но не забывай о свободе своего разума. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба — Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей).
Миклантекутли – («владыка Миктлана») в мифологии индейцев – бог преисподней и мертвецов. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.
Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). Восток Восток — это направление восхода солнца и весны. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек. Мифология ацтеков является одной из наиболее интересных проблем, рассматриваемых историками за последнее время. Эквивалентом этой горизонтальной оси креста в Магическом Колесе племен североамериканских индейцев является Магический Путь или «Добрая Красная Дорога».
За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Письменность ацтеков. Обратись ко мне за даром мудрости, я помогу тебе ощутить всю полноту бытия.
Одного из персонажей «Плоского мира» Пратчетта звали Двацветок. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии.
Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Один из них, Куаутликак, втайне пришёл к матери и рассказал ей о планах убийства. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Я твоя свободная воля. В основании статуй вырезались изображения психоактивных грибов, табака, олилукви (семян Turbina corymbosa, отвар из которых давали подозреваемым в преступлении, чтобы они сказали правду), хеймии иволистной (слухового галлюциногена изменяющего восприятие звуков и раскрашивающий мир в желто-белые тона из-за чего растение называли «открывающим солнце»).
Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. Жена Тлалока, сестра тлалоков, мать Сенцон-Мимишкоа (звёзд северной части неба). Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев» имевших собственные названия. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Пантеон ацтеков сложен. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа. В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac) бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch) бог смерти – Кими (Cimi) владыка неба – Ицамна (Itzamna) бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah) богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab) богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel) верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz) бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash) бог огня и грозы – Уракан (Huracan) демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие.
Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) – "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) – "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) – "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) – "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) – "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) – "Ночной Ветер". Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей).
человек. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых. Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»).
В текущей, пятой эре им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин (Четыре движения). Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца.
На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв. Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству. Другой вариант мифа о творении мира является наиболее распространённым и, согласно ему, мир был создан благодаря постоянному взаимодействию богов Кецалькоатля и Тескатлипоки, которые победили огромное чудовище из плоти которого и создали Вселенную. Коатликуэ почиталась как богиня земли и полодородия, а Тласольтеотль — как богиня плоти.
Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. Север Другая ось креста Четырех Направлений тянется с Севера на Юг. Тласольтеотль считалась покровительницей грешников.
Это произошло при вожде Теноче. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества.
Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Исчезло небо и Солнцу негде было перемещаться. У каждой стороны света было несколько богов (ветра, дождя и держателей небес) имевших соответствующий цвет. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Во второй эре (Четыре ветер) Солнцем стал Кецалькоатль и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян.
В мифологии ацтеков – бог неба и солнца, бог воинов. Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. От этого дама чудесным образом забеременела, что сильно разозлило ее дочь Койольшауки. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Есть несколько различных версий о нём. Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера и при этом описывают его разрушительную силу.
Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". Он управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Тонатиу (Tonatiuh) – Солнце, Куаутемок – Нисходящий орёл, Пильцинтекутли – Юный владыка, Тотек – Наш вождь, Шипилли – Бирюзовый царевич.
Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. Письменность майя была иероглифического типа. Письменность майя. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. В текущей, пятой эре им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин (Четыре движения).
Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. Тласольтеотль – богиня плодородия, сексуальных грехов и покаяний,, в мифологии ацтеков богиня земли, плодородия, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений) владычица ночи. Бог Ах ПучДрезденский кодексВ мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. В 1 – 6 вв. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2, 5 тыс.
Он – сын Коатликуэ. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Для ацтеков, Тольтеки были создателями всех культур слово «Toltecayotl» было синонимом культуры.
Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди.
С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»).
Жертвование сотен рабов, десятков дев и младенцев – лишь вершина айсберга. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. Гора стала священной для паломников. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало.
На его плече была выдолблена голова колибри. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике.
человек. Письменность ацтеков. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично) они дают или изображения фигур или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Второе «солнце» закончилось ураганом и превращением людей в обезьян, вот таким образом вполне логично, что бог ветра Эхекатль изображается с обезьяньим телом. За ним последовал Текистекатль (Находящийся в морской раковине), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) Голубое небо.
Оно способно погубить все твои старания. Как и в других мистических системах мира, у майя левая сторона тоже считается женской. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам.
На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».
Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Однажды она увидела, как с неба упало роскошное перо и непорочно забеременела. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Тласольтеотль считалась покровительницей грешников. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя.
Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. Его жена – Миктлансиуатль. Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Итак, Север символизирует мудрость, приобретаемую нами от предков.
Души перевоплощаются на Небесах, как возрождается весной земля. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках. Это дорога, которая ведет нас от рождения к духовной трансформации, Дорога Жизни. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч.
Шипе Тотек (Xipe Totec) – Наш владыка со снятой кожей, Наш вождь ободранный, Тлатауки Тецкатлипока – Красный Тецкатлипока, Ицтапальтотек – Наш вождь плоского камня. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. Голову его украшает красный птичий клюв, а вместо хвоста шевелится змея. Письменность майя была иероглифического типа.
Тласольтеотль – одно из древнейших божеств Месоамерики, восходит к «богине с косами» Ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у хуастеков. Ещё довольно часто его воспринимали как колдуна изменяющего образы и бога мистических сил.
силы и воплощения стихий, ответственные за создания мира и людей. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. Тлалок (Tlaloc) – "заставляющий расти", в мифологии народов Мезоамерики, бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао.
Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli). В Тескоко, также как и в Теночтитлане, на вершине главного храма были два святилища – посвящённые Тлалоку и Уицилопочтли. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl) или ветры, которые дули во время ураганных ливней. В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. Эсхатологические мифы повествовали о космических циклах — «Солнцах»: каждый из них начинался с создания мира и заканчивался концом света. В храме на пирамиде Коатепек (по дороге в Тулу) жила вдова Коатликуэ («носящая юбку из змей»).
В честь Шолотля была названа древняя порода голых мексиканских собак (шолоитцкунтли). В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока. Она символизирует полярность Запада и Востока и следовательно, процесс рождения, трансформации и перерождения. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. По углам скамейку подпирали змеи.
Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству. Также Тескатлипока был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем.
Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес) имевших соответствующий цвет.
В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. Мифология ацтеков делила мир по горизонтали и по вертикали. Что, впрочем, не мешало им подавать шолоитцкунтли на стол в жареном виде (блюда из собак вызывали у испанцев не меньший шок, чем залитые кровью ступеньки пирамид). Та замыслила убить мать, опозорившуюся с перьями. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными.
Он также убил свою сводную сестру Койольшауки, разорвав ей сердце с помощью Xiuhcoatl (синяя змея) и сбросил её тело вниз с горы. Подражая ему, ацтеки разрывали сердца их жертв и сбрасывали их тела вниз по стороны храма. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco). В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб.
Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Это божество являлось покровителем судьбы, созидателем и разрушителем мира. Уитцилопочтли изображался антропоморфно в шлеме имеющем форму клюва колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами и луком или копьеметалкой и дротиками. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра (Четыре дождь) закончилась всемирным пожаром. Тонатиу – покровитель союза воинов-орлов, его символ – орёл.
Однажды, когда богиня подметала храм, на нее упал пучок перьев. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно. Вот таким образом он связывает как свою судьбу, так и своих «физических» детей с Востоком. Это произошло при вожде Теноче. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя».
Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом». Третьим Солнцем стал Тлалок и его эра (Четыре дождь) закончилась всемирным пожаром. Он являлся мужем Майяуэль, которая являлась воплощением Шочикецаль. Мифология ацтеков.
Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Богом земледелия был Шипе. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. Это в полной мере относится и к мифологии.
Как и Запад, он ассоциировался с родовыми предками, покинувшими этот мир. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Мифология майя. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов.
Иконографические облики их различны. В четвёртой эре (Четыре вода) Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Богом земледелия был Шипе.
В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. Старшая дочь женщины Койольшауки (Луна), узнав о беременности матери, оскорбилась, рассказала обо всём южным братьям Сенцон Уицнауаки («бесчисленным звёздам») и убедила их убить мать.
Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко. Рассерженный Миклантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Как и многие древние народы, майя не отделяли истинное знание от религии. К моменту, когда братья-заговорщики добрались до матери, Уицилопочтли уже родился. Наконец, Нанауатль (Усыпанный бубонами), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо.
И именно Вы можете стать первыми, кто вкусит пользу от этих знаний. Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала и принесла его богам. Но остерегайся своего самомнения. Для прироста и маиса и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку.
Помощник поджёг змею Шиукоатль (Млечный Путь), словно факел. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун) период в 20 катунов (бактун) и так далее. Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. В результате катастрофы всё исчезло, погрузившись в воду.
Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл. Годы, в которые правит Юг, считаются наиболее благоприятными для сельского хозяйства. Не менее важным божеством ацтеков, пантеона богов являлся Тлалок. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы.
Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь. Согласно Священному Календарю, каждым годом правит одна из сторон света. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет.
Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове – коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках – фигурный жезл с погремушкой наверху и щит.
Его символ смерть и перерождение природы. У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т. д. ), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу. Письменность майя. В мифологии ацтеков – божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров.
Даже колибри иногда бывают опасны. В ацтекской лирике метафора «красное и черное» выражает представление о полноте, завершенности. Тонакатекутли и его жена не имели специального культа.
Помощники на твоем пути: открытая душа, мудрость, влияние и направленность. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст.
Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев» имевших собственные названия. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности. Людей создал Кецалькоатль с помощью своего близнеца Шолотля (тот возвращал к жизни души умерших). Другие заявляют о своем происхождении в Чикомостоке, «места семи пещер» или в Tamoanchan (легендарный источник всех цивилизаций). В эту эпоху жили гиганты. Юг символизирует производящую силу, которая дает жизнь всему сущему. Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос.
Как божество опьянения был связан с культами изобилия и принадлежит свите Тлалока. Бог Ометеотль воплощал двойственность (его женское начало — Ометекутли, мужское — Омесиуатль). По углам скамейку подпирали змеи. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Имелись и другие способы датирования.
Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Уицилопочтли, находившийся в утробе матери, услышал об этом и как следует подготовился. Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика).
В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами его постоянные спутники – летучая мышь, паук и сова. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему.
Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Кетцалькоатль часто изображался держащим шип используемый для пускания крови. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы.
После сотворения земли и солнца (пространства и времени) в 4-й день Атля («воды») наступило Первое Солнце — эпоха воды. Вот таким образом Запад — это место трансформации, подземный лик Небесного Змея. Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом в их ведении были и реки и озёра. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. С его подданными – тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Униженный жертвой Nanahuatl, Tecuciztecatl тоже прыгнул в огонь и стал луной. Уицилопочтли – божество солнца и войны.
За ним последовал Текистекатль (Находящийся в морской раковине), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Получила она своё имя согласно легенде так – однажды она пришла к умирающему человеку, который сознался в своих грехах и она очистила его душу, съев всю грязь.
Были известны разные способы умерщвления жертвы. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней.
Вокруг площадки расположились три платформы: платформа Венеры (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Современная, пятая эра (Четыре землетрясение) с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием.
Кецалькоатль (Quetzalcoatl) – змея, покpытая зелёными пеpьями или драгоценный отец змей, сметающий дороги, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков – Толлана. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Кецалькоатль – сын Мишкоатля и Чимальмат. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Вот таким образом Юг символизирует мужскую энергию, силу и плодовитость семейного рода.
Он – сын Коатликуэ. Я человек – Эб. Статуя в святилище изображала юношу покрытого плащом из перьев с ожерельем из жадеита и бирюзы и с многочисленными золотыми колокольчиками. Он часто изображался в виде черепахи с человеческой головой. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т. д.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Покровитель судьбы являлся воплощением земляной и воздушной стихии. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля.
В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. Тескатлипока носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) – "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов и вот таким образом его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl – зеркало, Ipoka – дымящееся). Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Почитали также бога и богиню маиса.
Уицилопочтли – одно из наиболее влиятельных божеств ацтеков, пантеона богов этого народа. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Тласольтеотль (Tlazolteotl) – Богиня – пожирательница грязи (экскрементов).