Идею империи мы практически действительно закрываем империя — это ни эллина, ни иудея, это означает, что мы объединяем территорию, мы переплавляем все в единую культуру. Все изменения, которые с ним отныне случаются, могут быть исключительно возрастными. Был разъездным спецкором «Литературной газеты» и «Комсомольской правды». Сергей Цыпляев: Дело не в плане Шаталина – Явлинского, это так кажется. А прорывается Робеспьер. Но в то же время «сам факт наличия такой контроверзы показывает, что наряду с процессами распада появилось новое поколение — героическое, жертвенное, патриотическое, ., в XIV веке их дети и внуки.
Уважают его притом и «западники», которых он, скажем мягко, недолюбливал и «патриоты», хотя многие из них и относились к нему с опаской. Вырождение русского национализма. В 1992 году он умер в убеждении, что создал такую науку.
И вот это время как раз и дало расцвет его литературного таланта. Родился в 1930 году в Одессе. С основными историко-методологическими выводами евразийцев я согласен» (1, 132), Его не смущала, однако, не только уничтожающая критика марксизма. Мы поговорим о том, можно ли путинскую Россию вернуть, как кажется некоторым, что возможно, на европейский путь развития. Мы один раз это прошли, видели, как все это происходит, может продолжаться дальше.
Защитил диссертацию «Славянофилы и Константин Леонтьев. И с этого момента «моральные оценки так же неприменимы, как ко всем явлениям природы. » (там же), И дальше ничего уже от него не зависит. В этом смысле ваш тезис, у вас была такая книга «Почему в России не будет фашизма», он, безусловно, уязвим, так как власть в каком-то смысле становится сама фашизмом. довелось испытать мощное вторжение еврейских мигрантов, бежавших в Хазарию из Персии и Византии» (10, 143), а вовсе не из арабского халифата. ) Но откуда бы ни бежали в Хазарию евреи, окружающим народам добра от них ждать не приходилось. предаются грабежам и алчности» (5, 355). только этнические руины остаются в регионах контакта» (5, 251). Срыв возможен, так как могут дезорганизованные силы прорваться, это есть. же).
Это кошмар, это развал, это хаос. «Чтобы выжить, славяно-руссам нужно было менять не только правителей, но и противников» (10, 144). Янов противопоставляет самодержавной, евразийской традиции России её собственную европейскую традицию, «ничуть не менее древнюю и легитимную». Или будем считать этот конкретный взрыв этногенеза недействительным из «патриотических» соображений. Горбачев отшатнулся.
Написал 2000-страничную «Историю политической оппозиции в России», которая, несмотря на объём, широко разошлась в самиздате. Именно эти извержения пассионарности, произвольные и не поддающиеся никакой периодизации и создают, утверждает он, новые нации (этносы) и цивилизации (суперэтносы). «В XI веке европейское рыцарство и буржуазия под знаменем римской церкви начали первую колониальную экспансию — крестовые походы» (6, 16), И хотя рыцари завоевали на время Иерусалим и Константинополь, главным направлением «колониальной экспансии» оказалась, как думает Гумилев, Русь. Не можем же мы, в самом деле, допустить, что «загнивающий» Запад, вступивший, как мы выяснили на десятках страниц, в «зону обскурации», оказался на пять столетий моложе России. Я подозреваю, что мы пройдем через этот период жесткого наведения порядка.
При Иване IV, во время деятельности Избранной рады, были созданы социальные институты (Земский Собор, замена наместников-«кормленщиков» местным крестьянским самоуправлением), которые обеспечивали основы европеизации страны. В 1980-е Гумилев был уверен, что человечество — в его лице — «на пороге создания этой новой марксистской науки». «Москва перехватила инициативу объединения Русской земли, так как именно там скопились страстные, энергичные и неукротимые люди» (там же). Написал 2000-страничную «Историю политической оппозиции в России», которая, несмотря на объём, широко разошлась в самиздате. Погребенные под глыбами вездесущей цензуры, они оказались отрезанными от мировой культуры и вынуждены были создать свой собственный изолированный и монологичный «мир», где идеи рождались, старились и умирали, так и не успев реализоваться, где гипотезы провозглашались, но навсегда оставались непроверенными. Сергей Цыпляев: Есть выход из колеи.
Нам остается сейчас только гадать, как мог не обратить внимания на это вырождение Гумилев. Проще говоря — жить за его счет. Мы не готовы к этому. Нет, лучше такого хорошего, умеренного, взвешенного политика Дантона.
немцами и французами. В значительной степени управляющая элита пользуется своими представлениями, принесенными из жизни из предыдущей службы в закрытых структурах из восприятия мира «мы» и «они», НАТО, которое старается нас уничтожить. Окончил исторический факультет МГУ в 1953 году. Когда вы все централизуете и все подберете к центру, вы подготовите страну к распаду, так как дальше будет невероятное желание центральных элит избавиться от этого центра, который не дает жить и работать. В проклятое царское время при Александре II 60 земства, 20 губернии и 20 казна.
Совсем недавно был его доклад в Столыпинском клубе. Или на ученом языке (для интеллигентов) «Как бы ни называть эти связи: культурными, экономическими, военными, они нарушают течение этногенеза. Она началась действительно с полного распада центра, центристской линии Горбачева. И вот такие уста истолковывают здесь Россию. Словечко Гулаг подхватил, но применяет его к старой России – мол, там был Гулаг.
«Русский мир» – эта архаическая племенная идея, единственное, что он мог предложить вообще, вы не слышите больше об этом. Причем блуждать заставляют их вовсе не гонения. Речь не о нас.
Ответ был мизер — 11 сегодняшней властной элиты разделяет эту точку зрения. И пришлось все это делать. Заплатить за нее, однако, пришлось им очень дорого. Если учесть, что евреи не только «высасывали из Руси ее ценности и жизни ее богатырей», но повинны были в еще более черных делах («славянские земли в IX—X веках стали для евреев источником рабов, подобно Африке XVII—XIX веков» (11, 163), то нет ничего удивительного, что сокрушение «агрессивного иудаизма» оказалось для Руси делом жизни и смерти. Занимался историей славянофильства. Упадок, потеря жизненных сил, постепенное умирание.
губят целые этносы, не подготовленные к сопротивлению чужим завлекательным идеям» (8, 33). Лев Гумилев, конечно, разделил с ними все парадоксы этого «катакомбного» существования — и мышления. При Иване III были созданы социальные институты (Земский собор был создан при Иване IV (Иване Грозном)- в тексте явная неточность), замена наместников-«кормленщиков» местным крестьянским самоуправлением), которые обеспечивали основы европеизации страны. Пришли, мы увидели — произошла катастрофа. Надо будет дать объяснение.
Печатался в «Новом мире», «Молодом коммунисте», «Вопросах литературы» и «Вопросах философии». «Иван Денисович», «Матренин двор»— как и многие другие, я принял все это, как знамение Божие.
Дальше встанет вопрос, как запустить экономику. Возмущало его лишь «признание этой концепции историками национального направления». все покупатели магазинов берёзки. Александр Янов: Безусловно, стоит. Силы агрессоров были неисчерпаемы» (там же, ). Вполне могли, один шаг оставался» (7, 36). Он бросил вызов системе— всей системе чекистского контроля.
Сейчас мы проживаем реставрационную фазу, вопрос только в одном – как далеко она зайдет и как надолго. Разница лишь в том, что их «русской идее» понадобилось для этой роковой метаморфозы из либеральной теории в фашизм все-таки три поколения, тогда как евразийцы управились с этим на протяжении двух десятилетий. Политика-таки достала его, как ни старался он от нее уклониться. Затем некий «страстный гений» сплачивает вокруг себя опять же «страстных, энергичных, неукротимых людей» и ведет их к победе. Вот так оно, по Гумилеву, случается: живет себе народ тихо и мирно в состоянии «гомеостаза», а потом вдруг обрушивается на него «пассионарный толчок» или «взрыв этногенеза» и он преобразуется в этнос, то есть перестает быть просто социальным коллективом и становится «явлением природы». Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают ее аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство» (10, 143).
Из его обломков возникает новый. Здесь на самом деле произошло разделение не только между консерваторами и демократами. Сергей Цыпляев: Я думаю, что он очень зациклен опять же на лицах, персоналиях и так далее. Но откуда узнаем мы о самом существовании этих природных возмущений. Вот таким образом евреи стали искать новую страну.
1839—1891». Последняя фаза этногенеза деструктивна. Мы бы с вами сейчас здесь ничего бы не обсуждали, если бы Гитлер был. Прежде всего Гумилев решительно отвергает общепринятую в современном мире концепцию единой иудео-христианской традиции в пользу ее средневековой предшественницы, утверждавшей, что «смысл Ветхого и смысл Нового заветов противоположны» (9, 106). Я не верю в мирную революцию при жизни Путина, но после Путина депутинизация неизбежна — в этом я убежден абсолютно. Александр Янин: Нет, я еще раз повторяю, что будь это верным ваш тезис сейчас, мы бы сейчас не обсуждали этого всего в московской редакции Радио Свобода, не писали бы, скажем, сейчас в РБК Владислав Иноземцев большую статью опубликовал с названием вроде «Державный импотент» о Путине, блестящую, я бы сказал, статью.
«Картина этого упадка обманчива. Защитил диссертацию «Славянофилы и Константин Леонтьев. И этот козел отпущения, понятно, где он его найдет. Это он находил «поистине странным». Это показатель тренда, он мог сказать про язву экуменизма.
Идея империи идея сверхдержавы и идея националистическая — это разные вещи. Я имею в виду Халифат средневековый, а не ИГ-Халифат.
Александр Янов: Его можно сравнить с Чан Кайши или с Александром III. А всякая другая власть в России будет вам хуже. Был разъездным спецкором «Литературной газеты» и «Комсомольской правды». Другими словами, оно должно быть верифицируемо. То же самое будет и с Путиным, будет депутинизация. Итак, едва применили мы к гипотезе Гумилева самые элементарные требования, предъявляемые к любому научному открытию, как распалась она у нас под руками, оказавшись невообразимой смесью наукообразия, гигантомании и «патриотического» волюнтаризма.
Сначала возникают «пассионарии», люди, способные жертвовать собой во имя возрождения и величия своего этноса, провозвестники будущего. Александр Янов: Крымскую войну проиграл Путин, так же, как всю украинскую эпопею, всю идею «Русского мира», к которой он свел «русскую идею». Тогда встает вопрос, куда они будут консолидироваться. «Меня называют евразийцем — и я не отказываюсь.
1839—1891». Как видим, все совпадает один к одному (за исключением разве что татар, без помощи которых европейский «страстный гений» сумел как-то в своей борьбе обойтись). Ибо с момента, когда захватили они в ней «власть и господство», «Хазария — злой гений Древней Руси IX—X веков» (10, 144). Объехал полстраны. Окончил исторический факультет МГУ в 1953 году. Если к власти рванут, то рванут эти самые донбасские «Моторолы», так как там мы посмотрели вариант русской национально-освободительной революции, посмотрели, как это позорно сконфузилось. Возможно, когда вот-вот будет обнародован вердикт Лондонского суда по делу Литвиненко и вторая часть нидерландского доклада по малайзийскому «Боингу», уже престиж путинского режима международный станет такой, что он может говорить, что он сам лично будет расстреливать «пятую колонну», в данном случае отмыть репутацию нельзя, только покрасить.
Что, попросту говоря, «никаких контактов нам с латинами иметь не надо, так как они народ лукавый, лицемерный, вероломный и притом не друзья Руси, а враги» (1, 137). Он никогда не искал ссор с цензурой и при всяком удобном случае клялся «диалектическим материализмом».
Возникает «контроверза», новое борется с «обывательским эгоизмом» старого этноса. Философ и политолог Сергей Гавров полагает, что А. Л. Янов относится к числу авторов, «в прошлом и сегодня обманывающихся тем, что Россия – потенциальный Запад или имеет шансы стать им здесь и сейчас». В Вашингтон Пост на целую полосу статью, что: Брежнев – миролюбец. «Реформация была не бунтом идеи, а фазой этногенеза, переломом характерным для перехода от фазы надлома к инерционной» (5, 338).
Говоря, например, об общепринятой в российской историографии концепции татаро-монгольского ига над Россией XIII—XV веков, само существование которого Гумилев яростно отвергал, он с порога отбрасывал аргументы либеральных историков: «Что касается «западников», — то мне не хочется спорить с невежественными интеллигентами, не выучившими ни истории, ни географии» (1, 134), несмотря даже на то, что в числе этих «невежественных интеллигентов» оказались практически все ведущие русские историки. и обрели ее в Хазарии» (9, 119), в низовьях Волги. Термин «биосфера» как совокупность деятельности живых организмов был введен в оборот еще в прошлом веке австрийским геологом Эдуардом Зюссом (гипотезу, что биосфера может воздействовать на жизненные процессы как геохимический фактор планетарного масштаба, выдвинул в 1926 году академик Владимир Вернадский). Александр Янов: Какие там маргиналы.
Евгений Ихлов: Не самая. Вот вам и разгадка возникновения и исчезновения цивилизаций. А теперь суммируем главные вехи рождения нового суперэтноса. На ближайшие 1200—1500 лет (ибо именно столько продолжается этногенез, по 300 лет на каждую фазу) он в плену своей собственной пассионарности. Тренд сменился.
А внутри СССР его поддержат. Народ согласен затянуть пояса, так как каждый день сообщается об арестах чиновников и расстрелах олигархов. Занимался историей славянофильства. Что нужно будет усвоить рядовому «красно-белому». Янов противопоставляет самодержавной, евразийской традиции России её собственную европейскую традицию, «ничуть не менее древнюю и легитимную».
Я вам прочитаю сейчас кусочек из Дмитрия Тренина, директора Московского Центра Карнеги: «В середине 1980-х годов не только интеллигенцией, но и широкими кругами овладело стремление открыться миру и жить в нормальной стране. Объехал полстраны. Святослав, князь Киевский, устроил тогдашним иудеям такой погром, что «вряд ли кто из побежденных остался в живых» (10, 148).
Даже непонятно, как историки смеют утверждать, что их трактовка в данном случае патриотична. » (там же). 75 респондентов уверены, что западные страны — противники России и так далее.
Не говоря уже о ветеранах, таких как Проханов. Маркиза Лафайет, его все любят. Откуда, однако, узнаем мы, что на Земле появился новый этнос. Члены этноса. Это и будет началом депутинизации. по убеждению Солженицына, авторитаризм— это судьба России.
Вот таким образом слово «империя» уходит в прошлое, никто не хочет об этом думать, так как за империю надо платить. Мы помним, чем это заканчивалось. Андрей Писарев из «патриотического» «Нашего современника» был в беседе с мэтром не менее почтителен: «Сегодня вы представляете единственную серьезную историческую школу в России» (1, 132). Ему случалось даже упрекать оппонентов в отступлениях от «исторического материализма». Я считаю, можно сказать словами Юрия Шевчука: «Прощальным костром догорает эпоха и мы наблюдаем за тенью и светом».
Потом начинается опять. Давайте понимать, что через 70 лет не может наступить реакция на революцию. Например, оно должно быть логически непротиворечиво и универсально, то есть объяснять все факты в области, которую оно затрагивает, а не только те, которым отдает предпочтение автор, оно должно действовать всегда, а не только тогда, когда автор считает нужным и т. д. Присмотримся же к ответам Гумилева с этой точки зрения, начав, как и он, с терминов и самых общих соображений о «географической оболочке планеты Земля, в состав которой наряду с литосферой, гидросферой, атмосферой входит биосфера, частью коей является антропосфера, состоящая из этносов, возникающих и исчезающих в историческом времени» (4, 201).
Для него носители Ветхого завета изгнанные с родины и рассеявшиеся по свету в поисках пристанища, оказываются самым чудовищным из произведений биосферы — «блуждающим этносом». Янов противопоставляет самодержавной, евразийской традиции России её собственную европейскую традицию, «ничуть не менее древнюю и легитимную». Конечно, старый, распадающийся, вступивший в «фазу обскурации» славянский этнос сопротивлялся рождению нового: «обывательский эгоизм. Он носит маску благосостояния и процветания, которое представляется современникам вечным.
Они, конечно, очень расстроились, докладчики Изборского клуба. Советский Союз был Халифат, квази-Халифат. был объективным противником Александра Невского и его ближних бояр, то есть боевых товарищей» (6, 17).
Как только кончится Путин, как только он уйдет, кто придет на его смену. Работал директором средней школы в городе Сталинск. Вот что говорит о нем с восхищением в западнической «Литературной газете» (24 июня 1992 года) петербургский писатель Гелиан Прохоров: «Бог дал ему возможность самому публично изложить свою теорию. И с введением этого нового фактора невинная биосфера Зюсса вдруг оживает, трансформируясь в гигантский генератор «избыточной биохимической энергии», в некое подобие небесного вулкана, время от времени извергающего на Землю потоки неведомой и невидимой энергетической лавы (которую Гумилев называет «пассионарностью»). Я бы не обольщался, что какие-то клубы сидят, разговаривают. И когда становится трудно, будут усиливаться неизбежно точки зрения, что нужно навести порядок железной рукой, разобраться со всякой «пятой колонной» и так далее.
После любой революции всегда наступает реставрация – это закон. Слава богу, нам это удалось пройти в 1991 году, мы довольно мирно прошли этот вариант. 1839—1891». Ваш опрос гораздо важнее. (Впрочем, по другой версии, «маленькому хазарскому этносу.
Что история работает против «загнивающего» Запада и на самый молодой в мире этнос. Как раз напротив «Проникая в чуждую им этническую среду, они начинают ее деформировать. Если на вопрос: имеет ли Россия миссию в масштабах всего мира, решающий для «русской идеи» вопрос. И удивлялся: «Никак не пойму, почему люди, патриотично настроенные, так обожают миф об «иге», выдуманный.
Более того, он полагает, что Реформацию государство Ивана III начало первым в Европе: в русском обществе развернулась широкая критика всевластия церкви, возникло движение нестяжателей, началось изъятие монастырских земель в пользу государства. Ибо только мы сохранили еще безнадежно утраченную Западом пассионарность. Ничего особенного в этой эволюции евразийства, разумеется, не было. В Еженедельном журнале я сошлюсь на статью Сванидзе, тоже великолепную статью.
На счету этой реакции не только показательные процессы, не только убийство Немцова — это и сбитый малайзийский «Боинг», который тоже был такой жертвой, которую эта реакция принесла для того, чтобы разжечь ту самую спасительную для нее, как они считали, холодную войну. Есть и еще ряд общепринятых требований к научному открытию. Во-первых, в колею мы когда-то попали. Вот такие.
Хуже того, такие контакты с чуждыми этносами ведут «к демографической аннигиляции. А что такое инерционная фаза., » (4, 201). Но в конце концов «пассионарность» так широко распространяется посредством «мутаций», что старый этнос сдается на милость победителя. Католическая агрессия захлебнулась» (6, 16, 17). Всю жизнь старался он держаться так далеко от политики, как мог. Эта диктатура имеет свой временной отрезок в развитии революционного процесса.
были затравкой нового этноса, впоследствии названного «великороссийским» (там же). Занимался историей славянофильства. При Иване III были созданы социальные институты (Земский Собор, замена наместников-«кормленщиков» местным крестьянским самоуправлением), которые обеспечивали основы европеизации страны. Но такой же период переживали практически все революции, которые я знаю.
И как увязывалась в его сознании близость к евразийцам с верностью «историческому материализму». Смысл его гипотезы, как видим, заключается в объяснении исторических явлений (рождение новых этносов) природными (предполагаемыми извержениями биосферы). Дерзости и оригинальности, однако, для открытия таких масштабов недостаточно. Нельзя сказать, что к этому делу люди относятся, не принимая это, наоборот.
Конечно, следующая волна модернизации придет. Кавказ на сносях. Всю жизнь оберегали они в себе колеблющийся огонек «тайной внутренней свободы», но до такой степени привыкли к эзоповскому языку, что он постепенно стал для них родным. Печатался в «Новом мире», «Молодом коммунисте», «Вопросах литературы» и «Вопросах философии».
Фактически язык 1937 года возвращается. Защитил диссертацию «Славянофилы и Константин Леонтьев. порождают химеры и зачинают антисистемы. Но дозированный переворот не удался. Появился где-нибудь на Земле новый этнос — значит, произошло извержение биосферы.
Вот – Янов. Печатался в «Новом мире», «Молодом коммунисте», «Вопросах литературы» и «Вопросах философии». Оказывается из «пассионарного взрыва», то есть из извержения биосферы. Пока что ничего особенного тут нет. Вырождение русского национализма. Таково было мое отношение к Солженицыну— до тех пор, пока не появилось его письмо к вождям СССР Уже в середине семидесятых— в сборнике «Из-под глыб»— он уже прямо скажет, что демократия— это очень плохо. Вырождение русского национализма.
Революционный процесс один. «Защита самостоятельности государственной идеологической, бытовой и даже творческой означала войну с агрессией Запада. » (6, 17). А когда пассионарность постепенно покидает эти новые этносы («процесс энтропии»), они умирают. Разумеется, евреям это не везде удается.
Сергей Цыпляев: Можно так считать. Он даже не ставит коммунистическому режиму в упрёк уничтожение 60 миллионов человек. Можно считать 4 июля 1789 года днем рождения нового западноевропейского суперэтноса (провозгласил же Гумилев 8 сентября 1381 года днем рождения великорусского). И она стала теперь общим достоянием и пьянит, побуждая думать теперь уже всю страну». Люди сами готовят себе удавку, сами готовят себе катастрофу, думая, что так они спасутся. Написал 2000-страничную «Историю политической оппозиции в России», которая, несмотря на объём, широко разошлась в самиздате.
Они проводили опрос среди властной элиты, среди крупного бизнеса. Был он коммунистический журналист, 17 лет подряд, никому не известный. Первыми были Литва, потом Грузия, потом шаг за шагом окраины начали отваливаться. Сын знаменитого поэта «Серебряного века» Николая Гумилева, расстрелянного большевиками во время гражданской войны и великой Анны Ахматовой, человек, проведший в общей сложности четырнадцать лет в тюрьмах и сталинских лагерях и сумевший после освобождения защитить две докторские диссертации, по истории (1961) и по географии (1974), опубликовавший девять книг, где он бросил вызов мировой науке, оспорил Арнольда Тойнби и предложил собственное объяснение загадок всемирной истории, Лев Гумилев был одним из самых талантливых и, без сомнения, самым эрудированным представителем молчаливого большинства советской интеллигенции.
Евгений Ихлов: Секундочку, Муссолини — это событие через 70 лет. Для этого понадобилось ему, правда, одно небольшое, скажем, допущение (недоброжелательный критик назвал бы его передержкой), которое никак проверено быть не может. Это самая простая истина. Родился в 1930 году в Одессе1. Смысл этого ига сводился к тому, что «ценности Руси и жизни ее богатырей высасывал военно-торговый спрут Хазария, а потенциальные друзья византийцы были превращены во врагов» (10, 144).
Работал директором средней школы в городе Сталинск. Я сам описал в «Русской идее» трагическую судьбу славянофилов.