Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича. Философовым, К. А. Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок».
Но врецензии (Выставка «Союза» (I). 1912 Еще оновых путях живописи. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.
Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года.
Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). 1913). С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие).
Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа.
Среди его особо значительных работ для Петербурга – Придворная капелла (ныне Академическая капелла имени М. И. Глинки, 1885–1889), Акушерско-гинекологический институт (ныне имени Д. О. Отта, 1897–1904), типография «Печатный двор» (1908–1910), один из корпусов Русского музея, так называемый «корпус Бенуа» (1914–1916), проект неоклассического преобразования города, созданный совместно с М. М. Перетятковичем (1910–1913). Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. В 1927—1932 годах Бенуа жил в Риме (Виа Виченца, 31, затем— Вияле Реджина Маргерита, 287), где работал сценографом в Римском королевском оперном театре (оформил 26 спектаклей). Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. 1909).
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.
Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже. Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. «От этих.
«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Точнее было бы сказать, что А. Н. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Возникли в 15-16 веках. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Он начал работать с К. С. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков».
Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жил в основном в Петербурге. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. С 1926 года жил во Франции. Он преподавал в петербургском Институте гражданских инженеров (1884–1892 и 1920–1927), был профессором (с 1892) и ректором (1903–1906 и 1911–1917) Академии художеств среди его учеников – А. Е. Белогруд, Л. А. Веснин, О. Р. Мунц, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев и др.
Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген. Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию.
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.
Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Критические эссе и историко-художественные исследования Бенуа представляют собой комментарий к идейно-творческим исканиям и повседневной практической работе художника.
Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.
1916). Активно применял новые металлические конструкции, стилизуя их под готику (вокзал в Петергофе, 1855–1857). Бенуа14. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.
Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Он не мог иначе. Не исключено, что А. Н. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи.
На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.
Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам. 1912).
В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. Среди прочих его произведений – дворцовые конюшни (1848–1854) и фрейлинские дома (1858) в Петергофе, «швейцарский» дом в подмосковном Кусково (1870). «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.
Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н. С конца 1932 года снова жил в Милане (Виа Данте, 16, затем— Пьяцца Мария Аделаиде, 2 здесь после его смерти была установлена мемориальная доска Фондом культуры СССР и миланским муниципалитетом). Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.
Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота.
К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Серебряковой. А. Н. Русский музей).
Гораздо более ощутимым недостатком книги является шаткость и неясность общей исторической концепции, положенной в основу исследования. Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа. Александр Бенуа был женат. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков».
1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм. Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства. Ей недостает именно историзма. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.
Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту. 1912 Две выставки. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в начале XX в. Графически отточенные иллюстрации Бенуа к Медному всаднику А. С. Пушкина (издано в 1923) созвучны и лиризму и драматическому пафосу поэмы.
Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала Мир искусства. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Умер в Петербурге 11 (23) декабря 1898. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.
Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей. Их обычно связывают лишь с именем С. П.
На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Учился в Академии художеств (1827–1836), как академический «пенсионер» изучал классическую и современную архитектуру во Франции, Италии, Германии (1840–1846). 1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей.
Родился в Петербурге 14 (26) марта 1852. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. В 1913 – 1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914 – 1915). Достоевского, к русским темам. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок». Один из центров мировой оперной культуры. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В.
В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.
С 1926 жил в Париже. Был профессором Академии художеств (с 1857). Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. 1913).
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В 1937 году получил итальянское гражданство в 1937—1970 годах был директором художественно-постановочной части театра Ла Скала (126 постановок часть оформил со своим отцом). Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Сомовым и В. Ф. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».
с консервативно-охранительских позиций. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Бенуа принадлежит постановочный исценографический план). Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
Стал первым хранителем Русского музея в Петербурге (1895), служил также (с 1897) инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее Министерства торговли и промышленности). Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Шаляпина и З. Е. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.
И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Реставрационный отдел. ). В частности, Репин не очень любил эту компанию, а самого Бенуа называл недоучкой, библиографом и хранителем Эрмитажа, хотя и принимал участие в выставках. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Именно там им были написаны «Версальские серии».
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Одновременно с обучением в гимназии К. И. Мая (1912—1919), он занимался у своего отца и театрального художника О. К. Аллегри, а в 1916—1918 годах— в Новой художественной мастерской у В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. В своих пейзажных композициях (созданных в путешествиях, а также в Петербурге и его окрестностях) продолжил традицию романтизма в ее элегически-мечтательных, но в то же время и собственно «видописных», документально-точных свойствах, чуждаясь гротесков и фантазий «Мира искусства».
1913). В своей книге Бенуа дал уничтожающую характеристику творчества Брюллова и Бруни, с пренебрежением отозвался об Айвазовском и Верещагине, проявил несправедливую нетерпимость ко многим передвижникам. «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».
Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. «Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. В 1896-98 и 1905-1907 работал во Франции.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Из построек Л. Н. Бенуа в других городах заслуживают упоминания, в первую очередь, доходный дом на Моховой улице в Москве (совместно с А. О. Гунстом, 1905–1907 позже был перестроен под гостиницу «Националь») и Петербургский банк в Киеве (1911). Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904 – 1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912 – 1917 издание не завершено). Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.
Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера Гибель богов Р. Вагнера, 1903, балет Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, 1907, – Мариинский театр в Петербурге). и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Продолжил линию архитектурного романтизма, придерживаясь в своих исторических стилизациях принципов неоклассики (с заметными элементами модерна). С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Сын Н. Л. Бенуа. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане.
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Неоклассицизм), Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироничным отношением к ней (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897-98 Версальская серия, 1905-06). Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894).
Нурок. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством. Среди ее работ есть портрет Б. Ф.
В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Был членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов (с 1887). В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты.
Они организовали кружок любителей искусства. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. «Я не чувствую природы искусства.
Из письма художника к Ф. Ф. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Его отец был архитектором.
Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х. Все три новые серии написаны в итоге тщательного историко-художественного исследования, вдохновленного страстным поэтическим увлечением. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе.
С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. (1813–1898), архитектор, старейший в этой художественной династии, появился на свет в Петербурге 1 (13) июля 1813 в семье Луи Жюля Бенуа, переселившегося в Россию в 1794 (в числе прочих французских эмигрантов, бежавших от революции) и служившего метрдотелем при петербургском императорском дворе супруга Луи была дочерью архитектора А. К. Кавоса. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос.
Детство и многие годы жизни А. Н. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Знак зодиака — Телец. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Машков иКончаловский. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему.
Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. Был близок к императорскому двору. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Окончил петербургскую Академию художеств в 1879. Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне.
В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). Но и здесь перед А. Н.
Выдающееся значение имела педагогическая деятельность мастера. Вторая категория отроческих переживаний, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов – Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы, а также Петергофа и его многочисленных памятников искусства. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909 – 1911 был художественным директором «Русских сезонов»). Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.
Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910). Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903).
В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. В 1919—1924 годах учился в ПГСХУМ (Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, бывшая Императорская Академия художеств), в 1922 году преобразованные в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С. П. Дягилева в Париже. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10.
Учился самостоятельно. Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
(1856–1928), был выдающимся архитектором. Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911).
Гофмана (1899, Гос. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. 1916).
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Оба художники. «В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.
Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. С. 150).
Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества.
Т. 1. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
«Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку. Преподавал в Академии художеств (1885–1894), с 1894 состоял членом ее совета. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. С 1917 Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-26 заведующий картинной галереей Эрмитажа). Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Основные моменты публичной полемики Бенуа илидеров авангарда, обусловленной не только эстетическими разногласиями, но иличными амбициями, таковы. Наиболее заинтересованные отклики вызывали унего мастера неопримитивистского толка сих эмоциональностью, декоративизмом инаиболее чётко выраженным национальным привкусом. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. В 1898 году вместе с С. П. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901 – 1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908 – 1917). Одновременно он нередко преувеличивал значение творчества своих ближайших соратников и друзей. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Много путешествовал (Западная Европа, Северная Африка, Кавказ, Крым, Поволжье, Средняя Азия, Дальний Восток).
1912). Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). 1916). Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV). Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910). Открыт в 1778 (архитектор Дж. (1852–1936), его старший сын, получил известность в первую очередь как мастер акварельной живописи.
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Видный представитель архитектурного романтизма, свободно варьировал разные исторические стили: в ансамбле в Москве (совместно с П. С. Кампиони, 1862–1865) главный фасад центрального корпуса решен в формах классицизма и «умеренного» петровского барокко, садовый же фасад – в формах более пышного барокко эпохи Б. К. Растрелли. Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Жил преимущественно в Петербурге, часто наезжая в Москву. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
Но даже с большевиками А. Н. Бенуа уже в апреле 1923 года. Умер в Ленинграде 8 февраля 1928. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в Гранд-опера и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Учредитель (1903) и почетный председатель (1922–1928) Общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий» (1892–1895). С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника.
Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Дягилева, забывая, что именно А. Н. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Почувствовав это, А. Н. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь.
1914. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства XVIII – первой четверти XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор сборников Художественные сокровища России, в 1901-03 журнала Старые годы Музей старого Петербурга). Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Умер в Фонтене-о-Роз близ Парижа 16 мая 1936. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох.
Пьермарини, G. Piermarini). Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. Александр Николаевич Бенуа (фр. Родился в Новом Петергофе 11 (23) августа 1856. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». 1909). Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми).
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых». Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Русский музей стр. Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960), русский художник историк искусства, художественный критик. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже.