В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи.
Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу.
«Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Цвет в этих работах становится ярче, естественней. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.
Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды – окрасить забор. Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом.
После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.
Куинджи в этом процессе принадлежит одна из ведущих ролей. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Художники нервничали, но магическое воздействие имени Куинджи на зрителей было так велико, что открытие состоялось на неделю позже намеченного срока. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Огромное, как море, озеро с прозрачной водой, гранитные валуны, отполированные дождем и ветром, темные могучие ели и сосны, тонкие светящиеся стволы берез, небо, затянутое тучами, сквозь которые иногда проглядывает бледное северное солнце.
В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен.
Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника.
Окунувшись в атмосферу художественной жизни, он дружит с И. Е. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.
Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Айвазовского в это время в Феодосии не было. Существует история, что зрители заглядывали за полотно, чтобы узнать, нет ли там лампочки, подсвечивающей полотно. На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие— гранитный портал с мозаичным панно изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. Выставка 1882 года была последней для художника.
Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Берёзовая роща – символ России.
Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками.
Ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Наступили долгие годы молчания. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Эта поездка сыграла огромную роль в жизни и последующем развитии творческого пути будущего художника.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины «Березовая роща». Не был принят художниками и «Вечер». Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно.
Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях.
В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Рерих впоследствии вспоминал: «Куинджи любил учеников.
15 (27) января 1842 году в Мариупольском предместье Карасёвке, родился будущий художник. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем.
Ученики любили и уважали Куинджи. Однако учеником Академии он так и не стал. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга.
Рылов, К. Б. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Для многочисленных эскизов характерен его общий творческий подход к живописной работе – «домысливание», «досочинение» того, что он видит или пишет зачастую по памяти. Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Это, видимо, результат недоразумения. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро.
Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».
Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
«романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В период улучшения весной 1910 г. Куинджи отправляется в свое крымское имение, но в дороге он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остановиться в Ялте. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, восхитившим его до глубины души.
Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Юному Архипу не довелось получить образование. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. Петровская, 82).
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Васнецовым, знакомится с И. Н. Наряду с полотном После дождя он создал массу этюдов и эскизов – подготовительных работ к картине Радуга (1970 – 1972, ГТГ), задуманной, видимо, в это же время, но завершенной лишь в начале XX века.
Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Репиным и В. М. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи создал сравнительно немного значительных живописных полотен. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем.
Любовь Куинджи к ученикам можно сравнить лишь с любовью отца к детям и они отвечали учителю не менее пылкими чувствами. И хотя при этом впечатление реальности не утрачивается, намеренная «ковровость», «аппликационность» показывают отвлеченность пейзажа. Куинджи по-турецки означает «золотых дел мастер». Голову прикрывала соломенная шляпа».
На семь тысяч жителей в нем были лишь духовное и приходское училища. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Для курсанта Академии данная программа не была очень сложной, но для провинциала с ограниченным общим образованием она представляла трудности. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году). Я совершенный дурак перед этой картиной. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Но свадьба, могла состояться лишь после того, как жених «станет на ноги», то есть сделает себе имя и состояние. Позже Николай Рерих вспоминал слова Куинджи: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении».
В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Пейзаж нельзя было назвать удачей.
Летом 1855 года Куинджи прибыл в тихую Феодосию. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872) (приложение 1), «На острове Валаам» (1873) (приложение 2). В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Что это такое.
Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. «Березовая роща» – идеал природы. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Куинджи же сам объяснял так:» Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев.
Богаевский, А. Борисов. Яйла», «Горный склон. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Солнце становится в картине главным действующим лицом.
Архип рисовал на любом подходящем материале – на стенах, заборах и обрывках бумаги. Архип стал сиротой. Все они оставались преданными учителю до конца жизни. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник.
В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Суворовым.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами.
Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского.
После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Среди его учеников были Н. К.
В 1870 получил диплом, удостоверяющий присвоение ему звания неклассного художника. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Вот что писал тонкий и чуткий Крамской:что-то в его принципах о колорите есть для меня абсолютно недоступное быть может, это абсолютно новый живописный принцип Еще его «Лес» я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Художник стимулировал яркие индивидуальности, не подчиняя их своему пониманию искусства. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт.
Отец Куинджи был сапожником. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам».
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Хотя Бродский имел полное право на бесплатную, за казённый счет (то есть за счет Академии Художеств) поездку на работу в Италии, как закончивший с отличием курс в Академии. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. В городе имелось Общество изящных искусств.
Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). Совсем иные по настроению «Степь вечером» и «Степь в цвету». Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». О нем говорили, как о маге и чародее.
Тогда, мол и отдам за тебя свою дочь. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Сегодня же в коллекции Художественного музея Таганрога кроме этих работ хранится еще две: «Море ночью» и «Забытая деревня». Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. В конце концов победа осталась за Куинджи. Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Часто изображается художниками и всегда по разному. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста.
Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус вроде спрятанной за холстом лампы. Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
Известно, что у художника был брат, который русифицировал свою фамилию, назвав себя Спиридоном Золоторёвым. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А. В. Короче, я не совсем понимаю Куинджи». Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины.
О художнике снова заговорили. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр» и «Березовая роща», которыми они были восхищены. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. В 1868 году Куинджи сделал попытку получить звание свободного художника.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж «После грозы». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Крым» и многое другое.
Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Кухмистерская ее была превращена в своеобразный дискуссионный клуб. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.
Мальчик с детства любил рисовать. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя».
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Рерих, А. А. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». Крамским – идеологом передовых русских художников.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). И характер художника ничуть не изменился.
Этой работой начался т. н. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице.
Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. и А. М. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. «Ночное» – одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину.
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Мир, полный неги, красоты и покоя. А. И. Куинджи для ежегодных премий. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам.
Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни.
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму.
Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В картине нет ярких световых эффектов. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило.
После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Она не понята была даже Крамским. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Большое внимание уделял Куинджи приобретению учениками навыков в правильном использовании цветовых гармоний, мастер много говорил о композиции, о перспективе, о построении пространства в пейзаже.
Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни.
Картины были написаны в темных тонах, хотя последняя выделялась более яркой цветовой гаммой, что немного снимало ощущение тяжести и уныния. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и самостоятельно готовился к сдаче экзамена. В 1909году пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году.
В это время он жил на углу 5-й Линии и Большого проспекта Васильевского острова на квартире Мазановой, где квартировали многие ученики Академии. Затем Архип устроился ретушером у фотографа и это занятие долго оставалось главным источником его существования. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения.
Неужели это художественное впечатление. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. Юному Архипу не довелось получить образование. Не смотря на уединение в мастерской, Куинджи тем не менее живо интересовался художественной жизнью Петербурга и Москвы. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями.
Кавказ». ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаАрхип КуинджиГоды жизни: 27 января 1841 — 24 июля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникСлава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.
Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. В родном городе это было невозможно.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Манера письма – легкая, свободная. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Отныне Вера считалась невестой Архипа. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. С 1894 по 1897г. Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Они по-детски просты и естественны.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. А. И. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Во время «затворнического» периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Разрешение было дано и Куинджи занялся подготовкой к экзаменам.
Картина «Север» продолжала серию северных пейзажей, начатых «Ладожским озером». В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Крым», «Крым. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. Сам разрыв назревал уже давно: Куинджи не только уверенно шёл своим путём, но и в полной мере осознавал и степень своей популярности и своё место в русской и европейской живописи. Фесслер давал некоторые указания в живописи. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. Картина «Север» завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году и была последней из этой серии. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать.
Картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря четкой симметрии, обобщенности форм и ритмическому чередованию темных и светлых зон. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Определяется и творческий метод художника. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Профессиональная среда, которую олицетворял пока что один Фесслер, заставила серьезно взглянуть на труд художника.
Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Мальчик жил в полнейшей бедности и остался без отца в четыре года, через некоторое время умерла и мать. В том числе две с одним названием.
Успех картины превзошел все ожидания. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет.
Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров.
Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. На Седьмую выставку передвижников 1879 года Куинджи представил три пейзажа: «Север», «После грозы», «Березовая роща». В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием.
Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам, «подвергавшимся словесному испытанию для получения различных академических званий». Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет.
Крым», «Морской берег. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича.
Вид на гору Демерджи. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
Пейзаж стал необратимо темнеть. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Но вскоре переехал в Одессу, где прожил два или три года, также работая ретушером в фотографии Вероятно, шумная Одесса привлекла внимание активной художественной жизнью.
В следующем году Куинджи выставил три картины: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь в цвету» и «Степь вечером». Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Вид его был необычен. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Картина или действительность.
В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. В картине явно просматривается влияние Айвазовского. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре».
Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Нордман-Северова вспоминала, как приходили к Куинджи Репин и Васнецов и «втроем, бывало, кричали и спорили до двух часов ночи». В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор.
После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи».
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу.
Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Затем Архип служил богатому зерноторговцу. Друзья не понимали причин, волновались. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Пытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски и красил забор. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
«Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. «Вся культурная Россия знала Куинджи. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
Это был взрыв.
Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Петербург жил открытием выставки. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
Он представил картины «Татарская деревня при лунном освещении», «Буря на Черном море», «Исаакиевский собор при лунном освещении», за которые получил звание неклассного художника. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Понятие «трудовой человек» напрямую граничит с профессией отца Архипа Ивановича – Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашество.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Мариуполь, как это ни печально, был самой настоящей дырой даже по тем временам. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Его просто-напросто не принимали в Академию. Страдания художника были невыносимы.
Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Следует напомнить, что в 1870-е годы реализм все больше «вникал» в таинства природы, зрел и развивался, осваивал пленэр и воздушную среду.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В то время он опять работал ретушером. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
15 февраля 1897 г. Куинджи неожиданно подает президенту Академии художеств прошение об отставке. Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Жена Репина Н. Б.
Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).
Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Голову прикрывала соломенная шляпа.
На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве.
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Так же не поняты и не приняты два его полотна, написанные в 1978 г. – «Закат солнца в лесу» и «Вечер». В северной природе царят гармония и покой. Картины Куинджи были необыкновенно популярны.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В итоге победа осталась за последним. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». В картине «Чумацкий тракт» художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать».
В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». В. М.