Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm». Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). Конструктивистские марионетки Экстер пользовались бесспорным успехом.
идеи конструктивизма. Маринетти. Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Но важно помнить, что именно фильмы грёз (часто импортированные Голливудом), а отнюдь не эксперименты Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова привлекали московскую публику в начале 1920-х годов. В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. Оформляла футуристич.
В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. Умерла в 1949 г. в Фонтене-о-Роз, под Парижем, в полной нищете. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала «академии» Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе «Да Гранд Шомьер».
Переписка тех лет довольно активна. Участвовала в выставках: «5525» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы. Имелось в виду на иждивении. Плодотворно занималась театральным искусством (балетные постановки Б. Г. Романова, В. Ф. Нижинской и Э. Э. Крюгер, 1924–1930), создавала марионетки, принимавшие вид динамической «скульптоживописи» (1926), детские книжки-картинки (1936–1938), декоративные ширмы и керамику.
Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости. Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды. Это позволило некоторым критикам назвать экспозицию Экстер её первой персональной выставкой. Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу.
Режиссер Протазанов снял Аэлиту в 1923 году и представил ее публике в начале 1924 года. Два года спустя Экстер приняла участие в выставке « Cubism and abstract art » – уже вошедшей в историю панораме, представленной Альфредом Барром в Нью-Йорке. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. Родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А. А. Григоровича («Экстер» – ее фамилия по мужу). До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма.
«Конструктивная» оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише «геометрических стилей». Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась). Преподавала в собственных студиях в Киеве и Париже, а также в парижской Академии современного искусства (1925–1930) и ателье М. Франкетти. Её радикальным нововведением стала замена традиционных стационарных декоративных панелей игрой света счёткой ивтоже время динамичной пространственной логикой.
Став художественным руководителем "Вербовки", Экстер превратила деревенскую вышивальную мастерскую в поле осуществления авангардистских концепций, парадоксальным образом объединив традиционное искусство с искусством самым экспериментальным. После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году). Опыт абстракционизма вел ее к новым художественным вершинам исполнения этих фигуративных иллюстраций. Неизвестно, для какого интерьера было предназначено это панно. За семь лет до этого Экстер выполнила макеты и костюмы к спектаклю «Саломея» Московского Камерного театра, который был признан «одной из вех 1917 года». С 1910-хгг. Влияние ее стилистики, к примеру, можно заметить в культовом фильме "Метрополис " Ф. Ланга.
И в этом случае на картине она изобразила самою себя». Впервые приехав в Париж в 1907 году, она перезнакомилась со всеми знаменитостями – с Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Пабло Пикассо и Арденго Соффичи – и узнавала кубизм и футуризм из «первых рук». Впечатление от нового французского искусства было подобно озарению, внезапно пришедшей ясности. Фигура Александры Экстер неотделима от триумфов русской театральной сцены: оформленные ею спектакли в московском Камерном театре – «Фамира Кифаред», «Саломея», «Ромео и Джульетта» – вошли в историю как подлинные шедевры, отмеченные ошеломляющей красотой костюмов и декораций. В 1927 году она получила заказ на большую серию марионеток, которую она впоследствии представила в Магдебурге (1929 г. ) и Берлине (галерея Флештхейм, 1931 г. ). Скончалась в 1949 году.
Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в « Первой международной футуристической выставке », организованной галереей Спровьери в Риме. Может быть, для Камерного театра Александра Таирова, где Экстер одно время работала. И очень многое в нем определялось колористическим «менталитетом» художницы, сформировавшейся под сильным воздействием цветовой стихии украинской народной живописи.
Она, судя по всему, в письмах более искренна, более открыта. Даже новое «открытие» русского конструктивизма в последней трети XX века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. абстрактную живопись в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене).
Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. Она работала у Экстер еще в Киеве, а когда Александра Александровна уехала, Аннушка (так звали ее дома) через три года тоже уехала в Париж. Появление Таирова и его Камерного театра переключило основное внимание на «внутреннюю технику актера» и на свободное движение.
ЭКСТЕР (Exter) (урождённая Григорович) Александра Александровна, рос., укр. Больше они вместе не работали. Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом открыли ей двери в так называемое « хорошее общество ».
Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). Участник выставок с 1908. Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех.
Верным другом семьи была Настасья. В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). У Экстер не было преемников и все ее наследие попало в Америку. сВ. И. В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале.
Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр для оформления постановки «Благовещения» Поля Клоделя в 1920 году. «В то время» – сказал он, «Александра Экстер носила такую смешную черную шляпку – она вообще очень любила шляпки и, вполне возможно, что она исходила из некоего реального образа или реальных предметов. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди собратьев-« беспредметников » осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом.
Впротивоположность принципу совершенной автономии беспредметных планов– максималистской эстетике, настойчиво провозглашаемой Малевичем, – цветовые планы вступают унеё вплодотворные взаимоотношения. Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. Выразительность цвета и линии стала главной особенностью эскизов. Ведь нельзя же вспоминать обо мне только в связи с театром. её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене).
А. А. Экстер выставляла свои работы в Европе. Ее сосредоточенность на ритмической организации пространства, на ритмической рамке действия была главной особенностью ее стилистического подхода к театру, будь то кубизм «Фамиры Кифареда» или конструктивизм парижских замыслов середины 1920-х годов, будь то театральные костюмы или марионетки. Вспышки фейерверка освещают ночь. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке « Золотое сечение » (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных « геометрических » рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. TПродолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского « Союза молодежи » и московского « Бубнового валета », с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. После недолгого сотрудничества с Таировым она работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович, 1926), над оформлением берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер (1927) и над коллекцией трафаретов, вышедших в свет в 1930 году.
Абстрактная пластика подошла к концептуальному рубежу, который молодой искусствовед Николай Тарабукин вскоре назовет « концом живописной практики » и « самоубийством художника » (см. В это время она увлечена кубофутуризмом, но обязательно – беспредметным. здесь разгулялось». В 1907 году Экстер уехала с мужем в Париж, поступила в частную академию Ла Гранд-Шомьер и погрузилась художественную жизнь Парижа. О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей».
Там художница создала костюмы и декорации к его спектаклям "Фамира Кифаред" (1916), "Саломея" (1917), "Ромео Джульетта" (1921). Тогда я обратился к искусствоведу Накову, моему товарищу еще со студенческих лет. Трудно поверить, что произведения такой удивительной свежести и фантазии были выполнены в разгар войны одинокой и больной художницей, находившейся на грани нищеты, о чем свидетельствуют ее письма к Симону Лиссим.
В историю искусства вошли и ее знаменитые костюмы марсиан для фильма Якова Протазанова «Аэлита». – а наоборот, потому, что они были слишком хороши, вернее, роскошны. Знаковая деталь: картина, отосланная в 1919 году Музейным бюро Москвы в Слободской центр, фигурировала в инвентарной описи под недвусмысленным названием « Беспредметная композиция » – именно так она воспринималась в то время. Экстер можно поставить в один ряд с самыми талантливыми и своеобразными русскими художницами. В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище. Проблемы пришли позже. В 1892–1899 училась в женской гимназии св.
с. -х. Костюмы Экстер для фантастического фильма Аэлита (1924 г. ), представленные в 1924 году в Венеции и в 1925 в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами. В те годы Александра работает в неоимпрессионистическом стиле, также не обходит вниманием фовизм.
В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. Это был период нового взлёта её живописи. Десять лет спустя Таиров подчеркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в 1921 году она « изобрела вертикальную сцену ». Отныне художница работала восновном втеатре. Родилась в г. Белосток.
Энергетическая логика, определяющая эту автономию « освобожденного цвета », проецируется в « метастилистическое » состояние, поскольку энергия по определению является внеформальным понятием. На родине Экстер также активно участвовала в выставочной деятельности. Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии. На его вопрос, обращенный к Аннушке: На какие средства вы живете. Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май–июнь 1918).
В 1924 году Экстер отправляется в Италию. С группой ведущих модельеров страны работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922–1923), принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923). В 1924 художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. По эскизам Экстер были выполнены причудливые костюмы для кинофильма Аэлита Я. А. Протазанова.
Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Спровьери в Риме. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Кубофутуристическое панно «Венеция» написано в 1918 году.
Перед оккупацией Франции он, видя, что в Европе для евреев наступают страшные времена, уехал в Штаты. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). Экстер дематериализовала декорации и беспредметным (абстрактным) образом дополнила драматическую суровость монументальных конструкций Гордона Крейга. В 1918 после смерти мужа от холеры вернулась в Киев. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию. Творчество Александры Экстер в равной степени принадлежит и Франции.
В 1907 г. Экстер уехала в Париж, где некоторое время училась в частной академии Ла Гранд-Шомьер. Вес» (1916 не издан). Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Неужели Вы уже совсем меня не любите просто так ведь Вас я где-то глубоко очень люблю. Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн.
Тогда их вообще никто не покупал. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. Александре Экстер присущи смелость композиционного мышления, острая линейная выразительность в ее театральных эскизах «борются статика и преодолевающая ее воля к движению» и этот контраст «замедляет действие, останавливает его в самых выразительных фазах». На камине стояли чашка и соусница, расписанные С. М.
Не вызывает сомнений, что та же сознательная сдержанность привлекала Таирова в братьях Стенберг, которых он пригласил оформить целый ряд важнейших спектаклей в Камерном театре, в том числе «Грозу» и «Святую Иоанну» в 1924 году. Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. Ее старая горничная Аннушка, прожившая у Экстеров всю жизнь, умудрилась вывезти во Францию горшочки и мисочки, в которых подавала еврейские и украинские блюда, пользовавшиеся у парижских знакомых Аси большим успехом.
Втечение двух лет её мастерская была подлинным центром авангарда вгороде– её посещали писатели ипоэты, музыканты, танцоры. Посещала также парижскую академию Гран-Шомьер (1907). В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась.
В экспозицию войдут станковые произведения, графика, эскизы костюмов и декораций, а также уникальные авторские рукописные книги (livres manuscrits), которые никогда прежде не выставлялись. Александр Яковлевич делится с художницей своими планами идеями. В 1914 году она совместно с Давидом Бурлюком организовала в Москве выставку "Звено". Она была первой, кто использовал прием так называемой "вертикальной сцены". Она создала школу в Киеве в 1919—20 годах из которой вышли такие блистательные художники, как Рабинович, Петрицкий, Меллер, Челищев и многие другие. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди со6ратьев -«беспредметников» осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом.
Мероприятие, названное « Выставка современного декоративного искусства », проходило в помещениях галереи Лемерсье. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер.
Уцелеет ли красавица Венеция перед натиском новой цивилизации машин и электричества. Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. В своих размышлениях о новой постановке Александр Таиров подчеркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом (в перспективе), а строилось попланово – по вертикали.
Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом, открыли ей двери в так называемое «хорошее общество». Здесь сказался ее интерес к эксперименту с разными фактурами и материалами. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала «третейским судьей» в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки «0, 10» (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. Это « конструктивное внутреннее взаимодействие », вышедшее из логики кубизма, создает новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем.
В работах Александры Экстер можно проследить влияние импрессионизма ("Натюрморт с вазой с цветами", 1908 "Три женские фигуры", 1911), пуантилизма, постимпрессионизма, но самым сильным ее увлечением стал кубизм истоки которого она впервые отметила в картинах Николя Пуссена, выставленных в Лувре. В 1914 оформила московские футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов». Лучисты. Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве.
Она не смогла оставить Экстер. Так, на недавней « конструктивистской » выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены « вне каталога » рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не « постмодернистским » классификациям. Художница много времени уделяла прикладному искусству, в котором прослеживаются черты ар-деко. Маринетти и др., но в.
В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище. она преподавала в московском Вхутемасе. Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное.
Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Нивинский, А. Г. Дело было еще в Москве.
Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. Однажды в 2008 году специально для того, чтобы самому посмотреть произведения авангарда, хранящиеся в музеях, на Урал приехал крупнейший французский исследователь искусствовед Жан-Клод Маркаде. В них и горечь и некоторая растерянность (потеря близких, невозможность работать) и. недоумение. 1931).
Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам. В кратком заявлении, опубликованном художницей в каталоге, четко выражен ее колористический демарш того периода: « работы свидетельствуют о решениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов и перехода к конструкции цвета, основанной на законах его самостоятельности ». Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер.
Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). За границей Александра Экстер продолжает работать. Сценическое оформление спектаклей « Фамира Кифаред » (1916 г. ) и « Саломея » по Оскару Уайльду (осень 1917 г. ), которые Таиров поставил в Камерном театре, принесли Экстер известность.
А. Я. В том же 1927 году в берлинской галерее « Der Sturm » Герварта Вальдена состоялась выставка, целиком посвященная сценическому творчеству Экстер – создавалось впечатление, что к концу авангардистской эпопеи ее живопись окончательно отошла на второй план. Еще одним препятствием к изучению ее « чистого » (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка «Звено» и «Кольцо» (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной сэутуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. Начиная с 1910-х годов, Экстер принимала участие во многих знаковых выставках в Париже, буквально до последних своих дней выставлялась на парижском «Салоне Независимых». В 1901–1903 и 1906 занималась в Киевском художественном училище.
Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914). Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), Нью-Йорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. Этот город сошел с ума. Она притягивала к себе людей и все, к чему обращалась – становилось значимым. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного «построения».
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала « третейским судьей » в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки « 0, 10 » (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. исполняла эскизы костюмов, платков, скатертей и т. п. Но отвернуться уже нельзя – он начинает ощущать холодные и чистые как музыка чары это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идеи пространства и глубины идеи равновесия и движения».
Самым могущественным из них была Экстер. Европейские гастроли Камерного театра Таирова (Берлин и Париж, 1923 г. ) уже заложили основы этого успеха. Это был русский еврей, сын киевского банкира. Родилась всемье акцизного чиновника. В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича "Супремус".
Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкина. Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке. В 1907 году Александра уехала в Париж. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже.
Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус «беженки». В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). Пожалуй, ярче всего Экстер проявила себя как театральный художник и дизайнер. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение.
пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Она настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации « русской секции » на Салоне Независимых. В 1915 примкнула в Москве к группе К. С. Малевича. Эти качества помогли ему в создании изысканного решения «Федры» 1922 года и в построении конструкции для «Человека, который был Четвергом» 1923 года. В начале своего творческого пути Экстер была близка к круп/ символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы).
Оформляла павильоны 1-й Всерос. Училась в Киевском худож. Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914).
Строгость этих поверхностей уравновешивалась ходом действия и световыми лучами, проходившими через зеркала, установленные в полу, стенах и т. д. Экстер также часто пользовалась световыми панелями в работе над различными спектаклями 1920-х годов. Приехав в Россию, она знакомится с К. Малевичем и супрематизмом и пишет картины.
Другими словами, движение на сцене играло вспомогательную роль. одежды в России, посвятив этой теме ряд статей (см.
В Италии они приняла участие в "Первой международной футуристической выставке" (1914). Но театр – лишь одна сторона деятельности художницы. Конструктивизм). В пейзажах, выполненных в этот период, природа и городская среда видятся художнице в первую очередь как скопление и динамичное взаимодействие геометрических фигур и их цветов: "Мост Севр" (1912), "Берега Сены" (1912), "Город" (1913), "Город ночью" (1919) и др. Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности». Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других.
В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба.
На этот вопрос попытался ответить А. Эфрос: Главным виновником проигрыша Ромео и Джульетты был художник. В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). Напишите мне, мой дорогой, о себе немного больше. Некоторые помнили ее имя, но, к сожалению, никто не мог точно сказать, где она жила. Мадемуазель Анзиани, дама сорока с небольшим лет, вспоминала об Экстер с теплым чувством.
и франц. ЭКСТЕР, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (1882–1949), художница, выдающийся мастер русского авангарда, одна из основоположников «ар деко». В России сблизилась с мастерами авангардизма (Д. Д. Не эмигрировали, нет, просто остались.
выставки в Москве (1923 совм. Костюмы к «Аэлите» прекрасны. Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Сна настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации «русской секции» на Салоне Независимых.
Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919). Но ее супрематизм вовлечен в энергетику движения – и в этом гениальность Экстер. Что случилось в этом городе. Он унаследовал все ее работы, которые были пересланы ему в Америку. А ее театральные эскизы в каталоге оценены предварительно в сто — сто двадцать тысяч.
Не в этом ли невольном упреке начало драмы. Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких « орфическому » направлению, названному так Аполлинером и разработанному в Париже Пикабиа и Купкой. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Таковы заостренные треугольники кипарисов и постепенный наклон ступеней в «Фамире Кифареде».
Москва) вРоссии. Увлеченная в первый парижский период своего творчества (1910-1914 гг. ) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, в России она стала инициатором первых выставок «современного декоративного искусства» (Москва, 1915 и 1917 гг. ). Такие книги художница делала, как правило, в одном изредка — в трех-пяти экземплярах. Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др.
В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). Два зала выставки были целиком посвящены творчеству Экстер. Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии.
Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-я Футуристическая выставка картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/1917) и др. Ларионовым, Н. С. В 1921–1922 преподавала во ВХУТЕМАСе. Выступала с публикациями по современному стилю одежды.
Кроме того, в 1910-е годы художница оформляла и иллюстрировала футуристические сборники "Молоко кобылиц" и "Первый журнал русских футуристов", создала обложку книги молодого искусствоведа И. Аксенова "Пикассо и окрестности" (1917). Это знаменитый венецианский карнавал. В своей работе для «Аэлиты» Рабинович подчеркнул вертикали как в восходящих эллиптических колоннах из гладкого «металла» (гипс и дерево), так и в полупрозрачных занавесах, веревочных и металлических.
В 1921- 22 гг. Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др. Однако, начиная с 1930-х годов она болезненно ощущала сокращение возможностей развития модернистских направлений в искусстве. В первую очередь в Париже в Салоне Независимых, а также на Интернациональной свободной выставке футуристов в 1914 году. Для его спектаклей в 1922 и 1923 годах она создала « линейные » конструкции неслыханной для того времени смелости. С помощью Надежды Ламановой и Веры Мухиной (которая работала с ней в Камерном театре) Экстер создала костюмы, а ее сподвижник Исаак Рабинович вместе с Сергеем Козловским работал над декорациями.
В 1928 году Луис Лозовик, автор первой американской книги, заказанной « Socit Anonyme » Катрин Дрейер и посвященной новому русскому искусству, опубликовал статью, посвященную марионеткам Экстер. Созданные по полиматериальному принципу, наподобие рельефов Татлина или дадаистских ассамбляжей Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском « новом реализме ». Экстер всегда проявляла свои выдающиеся организаторские способности, в 1908 году вместе Д. Бурлюком открыла выставку «Звено», а в 1914 году подготовила выставку «Кольцо», которые привлекли внимание киевскую публику, любителей искусства и друзей-единомышленников.
об-ва), «Бубнового валета» (1910–17, чл. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии.
Их сюжеты выбирались заказчиками, но качество исполнения указывает на особый интерес художницы к античной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Решительный шаг был сделан зимой 1915-1916 года. Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). – она не задумываясь ответила: На вожделения Георгия Георгиевича.
Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. Проходила обучение в Киевском художественном училище. Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). И в Париже и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве. илл.
Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только иллюстрацией рукописей. В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей.
Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Осень 1917 года в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место в экспозиции ежегодного салона объединения « Бубновый валет », недолгим председателем которого был в то время Казимир Малевич. Училась в киевском художественном училище (1901–1903, 1906–1908), вольнослушательница). Она работала в Киеве с Брониславой Нижинской и в Москве – с танцовщиком и гимнастом-акробатом Голейзовским. Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич.
В 1923 году Александра Экстер также поучаствовала в декоративном оформлении первой « Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки », а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной Армии. В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. Но будем скромны и не станем гадать об их отношениях. Движутся вообще, движется сами им внутри себя. Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде.
Когда мир – это знак, вмещающий всеобщие категории. Подобно тому, как абстрактное искусство упразднило ссылку на предмет (экстраживописный), Александра Экстер стала Христофором Колумбом современной сценографии – она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом – нематериальным и мощнейшим оформлением произведения. Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций».
На стенах висели четыре или пять больших картин маслом и несколько трафаретов из книги «Alexandra Exter decors de theatre», стоял расписанный Экстер сундук, а два ящика были набиты трафаретами и различными книжными иллюстрациями. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько « городских пейзажей » – футуристическое видение « Флоренция » (сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве), « Синтетическое изображение города » и « Парижские бульвары вечером » (также хранится в ГТГ). Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича. Открытие состоялось в пражском Художественно-промышленном музее (Umleckoprmyslov muzeum) – в стране, где в 1920 году появился продуктивистский неологизм робот, который писателю Карелу Чапеку удалось включить в словарь понятий европейской культуры. В это время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподает в московских « свободных мастерских » (Вхутемас), а также работает для ателье моды Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести Аэлита).
Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». –1949, Фонтен-о-Роз под Парижем)Художник, график, художник театра. Родилась в Белостоке (Гродненская губерния). Это был период нового взлета ее живописи: Экстер участвовала в самых смелых авангардистских акциях, таких как конструктивистская выставка « 5x525 » (сентябрь 1921 г. ), ставшая апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. В произведениях ощущается динамика цвета и форм. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка « Звено » и « Кольцо » (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. Имя Александры Экстер стало синонимом яркой, фееричной живописи и графики, где формы— как округлые, пышные, так и угловатые— выписаны с одинаковой энергией. Но ее важнейшей оформительской работой 1920-х годов стал фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924).
Так, весной 1915 года она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки « Трамвай V », организованной Малевичем и представленной в Санкт-Петербурге в самый разгар войны. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы.
Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. А. А. Экстер родилась в 1882 году в городе Белосток, Гродненская губерния. Еще одним препятствием к изучению ее «чистого» (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская.
Человек очень интеллигентный, элегантный, умный. Они очень не похожи на пышные костюмы к «Ромео и Джульетте» и напоминают, скорее, простые и строгие костюмы Александра Веснина к «Федре». В 1925-30 гг. При этом работы художницы экспонируются и за границей. с М. Ф. Андреенко галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhorn Museum, 1980). Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды сотрудничала с мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея».
Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была «художницей с исключительной чуткостью», отозвавшейся на его «сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра». В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. Представленные на ней театральные работы Экстер получили золотую медаль. В 1945 умер Г. Некрасов. В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо". Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916), «Саломеи» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетты» У. Шекспира (1921).
Лисимом. Анненского, 1916 «Саломея» О. Уайльда, 1917 «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1921 все– реж. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и фугуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от «правоверного» кубизма. Украины), а затем в Киев.
В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ), тем самым закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства». Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Жил он под Нью-Йорком.
Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чем свидетельствует ее членство в ассоциации абстрактного искусства « Круг и квадрат » издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась « респектабельность » этого художественного направления. В Киеве Александра познакомилась с такими значимыми фигурами авангарда как Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов, Александр Богомазов, Николай Кульбин. В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. 1917–1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись.
Таиров) сценография Э. предвосхитила мн. Гончаровой, К. С. Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее « Der Sturm ».
В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. Приехал он и в Нижний Тагил. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами.
Детство и юность Александры прошли в Киеве, где в 1889 году она закончила гимназию. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. В своих «Записках коллекционера» Никита Лобанов-Ростовский так описывает этот случай: Родилась в 1882 г. в Белостоке. Возможность увидеть и опробовать приемы европейцев стала мощным творческим импульсом для русских авангардистов, утоляла их жажду чистого и ненасытного творческого заимствования. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915.
Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Ее учениками были И. М. Мухиной).
Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме». Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. Оттуда они более не вернутся.
Этапными в авангардной сценографии явились работы Экстер для Камерного театра А. Я. Таирова (оформление Фамиры Кифаред И. Ф. Анненского (1916) и Саломеи О. Уайльда (1917), где она предвосхитила принципы конструктивистской «биомеханики», подчиняющей тела актеров единому сверхличному ритму спектакля. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактных картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре 1915 года подлинно революционной выставки « 0, 10 ». Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). «Союза молодёжи» (1910, 1913–14, чл. А она. О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо.
Ее кубизм всегда был цветным. Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта». Несмотря на такие имена, как Ермолова, Нижинский, Павлова, Шаляпин, Южин и т. д., актер обычно играл и двигался «внешне», в соответствии с сюжетом. Их влияние прослеживается, например, в фильме Метрополис Фрица Ланга.
Ромео и Джульетту Таиров вспоминать не любил. Из предисловия Таирова к альбому «Alexandra Exter. В 1924–1925 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне. Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность. Эта постановка стала настоящим триумфом.
Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра. Творчество А. А. Эстер занимает одну из ярких страниц русского искусства ХХ века. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923).
Экстер (урожденная Григорович) Александра Александровна (1882, Белосток Гродненской губ. Член и экспонент объединений «Звено» (1908), «Бубновый валет» (с 1910), «Союз молодежи» (с 1913), «5 х 5 25». Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус « беженки ». По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Эти «индустриальные» материалы, разумеется, являлись частью футуристского и конструктивистского культа машины (вспомним «Кошку» и «Стальной скок»), но для Экстер они были не просто «новинкой»: в отсутствие цвета они определяли форму и благодаря своей прозрачности и преломляемости вписывались в окружающее пространство. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. В Париже Александра Экстер успешно вписалась в художественную среду города, ее произведения выставлялись на ведущих выставках того времени: салон Независимых (1912), выставка "Золотое сечение" (1912).
К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Параллельно с « чистым » творчеством Экстер очень много работала для сцены: ей принадлежат костюмы и декорации к пьесам Ромео и Джульетта (1921), Товарищ Хлестаков, Смерть Тарелкина. к ст. Искусствоведы Я. А. Тугендхольд иА. М. Эфрос особо подчёркивали ослепительно яркий колорит, присущий работам Экстер.
его книгу От мольберта к машине, Москва, 1923 г. ). уч-ще (1901–03 и 1906) у Н. К. Даже если на творчество Экстер повлияли формальные ограничения французского кубизма и линейная динамичность футуризма, ее картины свидетельствовали об исключительном чувстве цвета и вели к новой концепции живописи как независимого исследования цветовых сочетаний, диссонанса, стихийных пространственных ритмов. Подолгу живя во Франции и Италии, Экстер никогда не порывала с «левыми» художниками Москвы, Петербурга и Киева. Озаглавленная « Divadlo » (театр), эта последняя презентация творчества Экстер, включавшая 116 номеров в каталоге, стала самой крупной из всех когда-либо организованных выставок ее сценических проектов.
Оформляла спектакли Камерного театра («Фамира Кифаред» И. Ф. Родилась в Белостоке в 1882 году. Знаменитый искусствовед Яков Тугенхольд так писал о произведениях Александры Экстер еще в двадцатые годы: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы Взор зрителя ищет в них человеческого содержания, аналогий и намеков на какие-то привычные конкретные образы – и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов. В 1921–1922 – в Высших художественно-технических мастерских в Москве.
Экстер привнесла в московскую культурную жизнь свежесть перемен, в том числе благодаря знакомству с новейшими сценографическими тенденциями, утвердившимися в Париже в 1910-1913 годах и « Русским сезонам » Дягилева (оформительская работа Бакста), а также революционному исполнению Вацлава Нижинского в « Полуденном отдыхе фавна ». Возвращения художницы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в большое событие.
С 1928 жила в пригороде Парижа Фонтенэ-о-Роз. Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. Она продолжила эти новаторства. левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». 1900–1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др.
Или через этот город пропустили электрический ток. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны в серии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 года в Берлине (галерея Ван Димен) и в 1924 году на Венецианском биеннале. В 1934 году Альфред Барр снова включил произведения художницы в « Международную выставку театрального искусства ». Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. В большой гипнотической силе полотен художницы убеждаешься, попадая в пространство беспредметной композиции «Движение плоскостей». Устроилась в Париже.
сборники («Молоко кобылиц», 1914 идр. ). « Конструктивная » оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише « геометрических стилей ». Еще она создала костюмы марсиан для фильма "Аэлита" Я. Протазанова, которые были представлены на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925) и были с восторгом встречены публикой и кинематографистами. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство.
Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. В Париже она брала уроки у портретиста Карло Дельваля и обучалась в знаменитой академии Гранд-Шомьер на Монпарнассе.
Премьера состоялась 17 мая 1921 года. В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках.
Кстати, довольно успешной была работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Её отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором, мать была гречанкой.
И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве. Малевичем и др. ) и принимала участие во многих выставках, в т. ч. Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Тышлер. Приехав в Париж в начале 1925 года, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже в его « Современную академию », где она преподавала сценическое оформление, поскольку абстрактная живопись вызывала в то время гораздо меньший интерес. Ретроспективные выставки прошли в Москве (ГЦТМ, 1986 ГТГ, 1988 Музей современного искусства, 2010) и в Петербурге (2002, ГРМ).
Обладая ярким талантом декоратора, Экстер много работала как художник театра, создавала сценическое оформление и костюмы актеров к спектаклям А. Я. А. Экстер экспонировала свои произведения на выставках «Бубновый валет», особенно интересны были встречи с художниками после вернисажей, когда они вместе обсуждали работы и делились своими достижениями в живописи. Экстер активно пропагандировала новейшие авангардные идеи и выполняла функцию своеобразного проводника актуальных течений и тенденций современного искусства. « Экстер отталкивалась от своего кубистского опыта », писал он в 1921 году в Записках режиссера. после 1918 стала одним из первых дизайнеров совр. С Аннушкой в семье было много связано всяких анекдотов.
Глубокое понимание Экстер основ этого взаимодействия ярко выявилось в первой же совместной работе с Таировым над постановкой «Фамиры Кифареда» в 1916 году, а позднее — над «Саломеей» в 1917 году, «Ромео и Джульеттой» и «Смертью Тарелкина» в 1921-м (не осуществлена). Тогда Нина показала свою французскую журналистскую карточку, которую получила, работая в парижском отделении журнала «Ридерс дайджест». В начале своего творческого пути Экстер была близка к кругу символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы).
Жанр кино предоставил Экстер массу возможностей: она прибегла к кинематографическому методу «движения» персонажей, дав зрителю постоянно меняющуюся точку зрения — прием использованный ею при работе над марионетками, также рассматривавшимися как кинетическое целое (они тоже предназначались для фильма). Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. Я долго разыскивал работы Экстер. Его понимание сцены было в основе своей архитектурным, а не декоративным, что он и продемонстрировал в своем наиболее удачном оформлении, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» 1927 года позднее, даже в самый напыщенный послевоенный период советского искусства, он оставался верен своим убеждениям.
Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа. Александра Экстер – одна из «амазонок» и ярчайших звезд русского авангарда.
Таиров вызвал духов, с которыми не справился. Пимоненко, в академии «Ла Гранд-Шомьер» (1907) у А. Каро-Дельвеля в Париже, где бывала постоянно (до 1914) и познакомилась с Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Т. В ее ранних работах, особенно в пейзажах и натюрмортах чувствуется влияние французской живописи: «Три женские фигуры», 1910, «Натюрморт» 1910, «Вид Парижа» 1912, «Античный пейзаж» 1910, «Город ночью» 1910. При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Участвовала в создании парадной формы Красной Армии.
Или рассыплется как театральная декорация. Движение. В 1885 семья переехала в г. Смела (ныне Черкесская обл. Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении. Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений». Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь.
«Мадам Экстер», как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи. Отношения этих двух элементов активны и энергичны. В декорационной истории Камерного театра – это самая горькая страница. Она была неизменной участницей почти всех крупных выставок нового искусства – содружества «Бубновый валет» и «Союза молодежи», « 4» и «Трамвай В», «Магазин», «5525» и других.
Ее опыт в направлении супрематизма помогал ей в решении сценического пространства. В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено» с тех пор принимала участие в большинстве наиболее значительных экспозиций русского авангарда (выставки «Бубнового валета», «Союза молодежи» «Трамвай В» и др. ). Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм.
Наведался к Экстер фининспектор. объединения).
В 1908 вместе с Бурлюком и Кульбиным организовала в Киеве выставку «Звено» в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок» СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-й и 2-й «Салоны» В. А. Издебского (1909/1910 1910/1911), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/1914 Рига, 1910), «Московского салона» (М., 1911), «Бубновый валет» (1910–1917 член общества), « 4. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала « академии » Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе « Ла Гранд Шомьер ». Выразительность ее беспредметных композиций новаторски смела и оригинальна: «Город Ночью» 1919, «Цветовая динамика» 1914. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции.
После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова. Позже Экстер участвовала во «Всемирной выставке» в Париже и получила золотую медаль. Подолгу бывала в Париже, где несколько лет снимала мастерскую. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль.
Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 году альбома из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей « Четыре дороги » с предисловием Александра Таирова. В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж. Эта свобода, являющаяся результатом чисто энергетической концепции цвета, достигла важного рубежа на « конструктивистской » выставке « 5х525 », открывшейся в Москве в сентябре 1921 года. Александру Экстер знают все, даже не зная ее имени – достаточно посмотреть фильм «Аэлита» Якова Протазанова 1924 года создания, чтобы навсегда запомнить необычные костюмы, созданные А. Экстер и художником МХАТа И. Рабиновичем. Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). Её привлекал фовизм.
Рабинович, И. И. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942.
Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. Период с 1908 по 1914 года был очень насыщен событиями. Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х). «Венеция» Александры Экстер соединяет элегантную геометрию французского кубизма и взрывной ритм итальянского футуризма. и кустарно-пром.
Имя Экстер также неразрывно граничит с театром – оформление сценических постановок существенно расширяло возможности для расцвета таланта художницы. Интерес художницы к итальянскому футуризму (Балла, Боччиони, Северини), который она знала по Парижу, а также увлечение кубизмом в самой абстрактной из его версий, обозначенной Аполлинером термином « орфизм », предопределили ее приход к абстракции в живописи, о чем свидетельствует « Городской пейзаж » (Слободской музейно-выставочный центр). В ближайшее воскресенье мы отправились навестить мадемуазель Строль. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября 1915 года.
После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Продолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского «Союза молодежи» и московского «Бубнового валета», с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. художник, сценограф, дизайнер.
Футуристы. «Аэлита» своей двойной любовной историей, вдохновенным изображением жизни на Марсе и неприкрашенной картиной повседневной советской жизни соединила мечты с реальностью, счастливое будущее и настоящее, как это делали фильмы с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса.
Представленные в 1924 году в Венеции на « Выставке новой театральной техники », ее декорации и костюмы сразу завоевали международное признание. Черный цвет специалисты считают «опознавательным знаком живописи Экстер по его безграничным колористическим возможностям» – он покоряет своей «глубиной и таинственностью, бесплотностью и массивностью, активностью и нейтральностью». Она давала уроки в Одесской детской художественной школе, в своей студии в Киеве, а затем во Вхутемасе. Служащий отказался, заявив, что записи закрыты для публики.
Александра Экстер – самая стильная художница русского авангарда. Но у вас тогда и этих денег не было и он мне дал рассрочку на два года. В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ). Последний потряс ее до глубины души. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и футуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от « правоверного » кубизма.
Экстер, привыкшая к относительной интимности Камерного театра, столкнулась с проблемой преодоления барьера между зрелищем и зрителем и «Аэлита» помогла ей найти решение: с помощью создания иллюзии художница практически втягивала публику в действие.
Выдающийся искусствовед А. Эфрос писал, что костюмы А. Экстер «застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». И вот у Лиссима я увидел все эти замечательные работы. Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции.
Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи. На родину художница больше не вернется. Так, в своем оформлении «Ромео и Джульетты» Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были «слишком зрительны». Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха.
То тут, то там проявляется абрис крылатого льва святого Марка, покровителя Венеции. Успех костюмов был обеспечен вдумчивостью и тщательностью художника. Она принимала активное участие во всех авангардных выставках, проходивших в России.
Уже в названии (а художника всегда давала своим произведения очень простые и точные названия) заложена суть произведения – плоскости, которые движутся. Так, на недавней «конструктивистской» выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены «вне каталога» рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не «постмодернистским» классификациям. Будучи пионером нового дизайна, Экстер всегда оставалась «поверх измов», свободно обращалась с ними и в случае конструктивизма возражала против той экономичности и скупости, которую проповедовали Родченко и братья Стенберг. Парижский период творчества Экстер (после 1925 года) никогда не был полноценно представлен в России, а нынешняя ретроспектива даст возможность зрителю познакомиться с некоторыми произведениями этих лет. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери.
Жильцы ничего не знали об Экстер, но дали им парижский адрес владелицы дома, мадемуазель Иветт Анзиани. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне. Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910–1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905–1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912–1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного « построения ».
Почему. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. Она оформила легендарные спектакли Таирова «Фамира Кифаред», «Саломея», «Ромео и Джульетта».
В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича. Их дискуссии окубизме, вероятно, побудили Малевича окончательно концептуализировать своё видение нового беспредметного творчества– супрематизма. Самый популярный такой. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Виртуозность вертикальных платформ, впечатлявших публику в постановке Ромео и Джульетты, размещение наклонными уступами площадок и лестниц, устремлявшихся ввысь в ритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляли современников.
В 1962 г. я встретился с художником Лиссимом, бывшим киевлянином и другом Экстер. В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже. 1918–1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке в галерее Ван-Димен (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва–Париж–Берлин, 1923).
Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи. Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер. В октябре 1917 года строгое световое оформление « Саломеи » ознаменовало рождение театрального конструктивизма – эта постановка стала настоящим триумфом.
Она вышла замуж за своего кузена известного адвоката Николая Евгеньевича Экстера. Бурлюком, М. Ф. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. Отныне он не достоин изображения.
В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды оформление спектаклей Камерного, Художественного и других театров эскизы костюмов к фильму Аэлита Я. А. Протазанова, 1923). Создала оригинальный стиль «конструктивистского» театрального костюма и декораций, была художником знаменитого кинофильма Я. Протазанова «Аэлита» (1923). В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. Театральное творчество Экстер преодолевает океан: в 1926 году ее работы представлены на « Международной театральной выставке » в Нью-Йорке, а в следующем году – на знаменитой « Machine age exhibition », которую Альфред Барр организовал в новом нью-йоркском Музее современного искусства. Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами.
Так в «Натюрморте с яйцами» (1914) на вещи, украшающие праздничный пасхальный стол, надвигается, окружает, пытается их себе подчинить, мир окрашенных плоскостей, по-разному ориентированных. Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв. В 1933 году Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и « Рубаи » персидского поэта Омара Хайяма, но основная масса рукописных книг была создана ею в тяжелые 1939-1942-е годы.
От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. По рисункам Экстер выполнялись костюмы к некоторым кинофильмам. В 1914 в Киеве организовала авангардную выставку «Кольцо». Редкие художники ее поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). В 1908–1914 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге. В эскизах Экстер экспрессивная динамика острых изломанных плоскостей «молниеобразно» прочерчивает силуэт человеческой фигуры, подчеркивая стремительность ее динамичного ракурса. После революции художница развила бурную общественную деятельность.
– 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. С 1916 под влиянием К. С. Малевича создавала беспредметные картины. « Мадам Экстер », как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи.
Даже новое « открытие » русского конструктивизма в последней трети ХХ века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство. Башни, арки, дворцы, мосты – все это подхвачено вихрем и развевается как флаги на ветру. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм.
Зачем писать то, что видимо.