Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Тематика этих публикаций весьма разнообразна.
Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Героем новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».
Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны». В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К.
В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Из письма художника к Ф. Ф. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».
Активно участвовал в музейной жизни первых послереволюционных лет. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Главной чертой его характера следовало бы назвать всепоглощающую любовь к искусству разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви.
собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. С 1926 года жил во Франции.
Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Гофмана (1899, Гос.
Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Художник умел ценить величие искусства прошлого. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Но даже с большевиками А. Н.
Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Его отец был архитектором. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. См.
Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.
С 1887 г. состоял членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. ч 1885 – 1890 ЗЗ. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления».
Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах.
Знак зодиака — Телец. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. По мнению Бенуа только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения.
Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. На протяжении многих лет самые выдающиеся деятели культуры и искусства Франции, Англии, Германии, Испании, Австрии восторженно отзывались об этих постановках.
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Значение цикла Медного всадника далеко не исчерпывается его чисто графическими качествами. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох.
Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). вЕОХБ ФБЛЦЕ ТЕДБЛФЙТХЕФ Й ЦХТОБМ иХДПЦЕУФЧЕООЩЕ УПЛТПЧЙЭБ тПУУЙЙ. Обратившись к теме прогулок короля, Бенуа стремился передать все очарование и великолепие окружавшей Людовика обстановки. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.
Один из центров мировой оперной культуры. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Гораздо более значительна другая, бесспорно лучшая из книжных работ художника, его шедевр – рисунки к Медному всаднику.
Ей недостает именно историзма. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.
Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Они организовали кружок любителей искусства.
Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. Мысли художника о Версале Людовика XIV становятся до конца понятными зрителю лишь тогда, когда он воспримет всю совокупность версальских картин и этюдов, написанных Бенуа.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Реставрационный отдел. ).
Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Словом 150 он театральный человек». Они организовали кружок любителей искусства. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.
Таким образом искусство действительно становилось синтетическим. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. статьи о Льве Баксте- части 28, 29). Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Они составляют едва ли не половину его наследия. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Их обычно связывают лишь с именем С. П. из этого кружка единомышленников родилось общество «Мир искусства» и сформировалась редакция одноименного журнала (1898).
с консервативно-охранительских позиций. Русский музей). Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Возникли в 15-16 веках. Бенуа уже в апреле 1923 года. Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ).
Среди ее работ есть портрет Б. Ф. рЕТХ вЕОХБ РТЙОБДМЕЦБФ НОПЗЙЕ ЛОЙЗЙ, РПУЧСЭЕООЩЕ ЙУФПТЙЙ ЦЙЧПРЙУЙ Й ЛХМШФХТЩ ЧППВЭЕ: тХУУЛБС ЦЙЧПРЙУШ Ч XIX ЧЕЛЕ (1901, 1902), рХФЕЧПДЙФЕМШ РП ЛБТФЙООПК ЗБМЕТЕЕ ьТНЙФБЦБ (1911), йУФПТЙС ЦЙЧПРЙУЙ ЧУЕИ ЧТЕНЕО Й ОБТПДПЧ (УЕТЙКОПЕ ЙЪДБОЙЕ, 1910-1917) Й ДТ. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».
Каждая глава украшена отдельным шмуцтитулом и имеет одну страничную иллюстрацию, заставку и концовку. л ВБМЕФХ й. уФТБЧЙОУЛПЗП рЕФТХЫЛБ (1911) вЕОХБ УПЪДБМ ДЕЛПТБГЙЙ, УФБЧЫЙЕ ПДОЙН ЙЪ ЧЩУЫЙИ ДПУФЙЦЕОЙК ИХДПЦОЙЛБ, Б ФБЛЦЕ ОБРЙУБМ МЙВТЕФФП. От этих. Почувствовав это, А. Н.
«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Автор капитальных трудов по истории русской и мировой живописи, он способствовал формированию отечественной историко-художественной науки как одной из областей искусствознания. Это был «Павильон Армиды». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133.
Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.
Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Со временем страх стал чем-то обыденным и превратился в чувство беспрестанной смутной тревоги. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Русский музей). дМС ВБМЕФБ рБЧЙМШПО бТНЙДЩ (1903) ЧЩРПМОЙМ ОЕ ФПМШЛП ДЕЛПТБГЙЙ, ОП Й УПЮЙОЙМ МЙВТЕФФП. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Александр Бенуа был женат. Премацци.
С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. Он был одним из зачинателей патриотического движения за охрану и защиту памятников классической архитектуры и искусства. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Работы художника находятся в ГРМ.
Бенуа стал задумываться об эмиграции. Русский музей стр. В 1890-х гг. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. у 1934 З. РЙУБМ ЛОЙЗХ НЕНХБТПЧ нПЙ ЧПУРПНЙОБОЙС. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Александр Николаевич Бенуа (фр. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. иХДПЦОЙЛ, ЛТЙФЙЛ Й ЙУФПТЙЛ ЙУЛХУУФЧБ, ФЕБФТБМШОЩК ДЕСФЕМШ Й РЙУБФЕМШ бМЕЛУБОДТ оЙЛПМБЕЧЙЮ вЕОХБ (1870 – 1960) РТЙОБДМЕЦБМ ФПНХ ЛТХЗХ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК ТХУУЛПК ЛХМШФХТЩ ОБЮБМБ XX ЧЕЛБ, ЛПФПТЩК ЪБСЧЙМ П УЕВЕ ЧЩИПДПН Ч УЧЕФ ЙЪЧЕУФОПЗП ЦХТОБМБ нЙТ ЙУЛХУУФЧБ. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Ей недостает именно историзма.
Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. Нарисовать, не прибегая к документам, какого-нибудь современника Людовика XV мне легче, мне проще, нежели нарисовать, не прибегая к натуре, моего собственного современника.
преподавал в Академии художеств в Санкт-Петербурге, состоял ее Действительным членом. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. 401), Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце (1909, Гос. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. чНЕУФЕ У у. дСЗЙМЕЧЩН УФБОПЧЙФУС ТЕДБЛФПТПН Й ПДОПЙНЕООПЗП ЦХТОБМБ.
Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Работал в жанре пейзажа, продолжал традиции романтизма. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику».
Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Шаляпина и З. Е. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.
Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.
Его детской мечтой было стать театральным художником. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. В живописиЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров.
В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. «Нами руководили не столько соображения идейного порядка, сколько соображения практической необходимости. Он не мог иначе. Искусство являлось наследственностью в его семье.
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям.
Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.
ч 1894 З. ПЛПОЮЙМ АТЙДЙЮЕУЛЙК ЖБЛХМШФЕФ рЕФЕТВХТЗУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ. Стал первым хранителем Русского музея в Петербурге (1895), служил также с (1897) инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры, Заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности Петрограда. Там он работал главным образом в театрах. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.
Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Был близок к императорскому двору. картинная галерея Армении, Ереван), Петербургская улица при Петре I (1910, частное собрание в Москве) и Петр I на прогулке в Летнем саду (1910, Гос. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость.
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной., вероятно и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля, - вспоминал впоследствии художник. Мастер акварельной живописи. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. работал в Париже. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь.
вЕОХБ УПЪДБМ ЙММАУФТБГЙЙ Л рЙЛПЧПК ДБНЕ (1899, 1911) Й нЕДОПНХ ЧУБДОЙЛХ (1903-1922) б. рХЫЛЙОБ, ЧЩРХУФЙМ ЛОЙЗХ бЪВХЛБ Ч ЛБТФЙОБИ бМЕЛУБОДТБ вЕОХБ (1905). До революции был издан должным образом лишь второй вариант (1910) иллюстраций к Пиковой даме. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907–1910 годах. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Именно там им были написаны «Версальские серии».
С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Здесь впервые экспонировались произведения ряда сильных представителей нового направления в России.
Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. С 1901 — 1903 г. г. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.
Жил в основном в Петербурге. ХЮЙМУС Ч ЗЙНОБЪЙЙ л. й.
Неудачно издан и второй вариант, опубликованный сначала в томе III сочинений А. С. Пушкина, а потом, правда, вышедший отдельной книжкой, но с абсолютно неудовлетворительными воспроизведениями. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко. В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда еще не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. А вектор такому движению первым задал герой этой статьи. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Русский музей стр. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. С 1871 по 1877 гг. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.
Чисто-декоративных украшений совсем нет. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». хНЕТ 9 ЖЕЧТБМС 1960 З. Ч рБТЙЦЕ.
Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. петергофских впечатлений. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены.
Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
В 1894 году (в год окончанияуниверситета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. С 1885 по 1894 гг. Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством.
Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем.
вЕОХБ. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. нБС Й РПУЕЭБМ ЛМБУУЩ бЛБДЕНЙЙ ИХДПЦЕУФЧ. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Но и здесь перед А. Н. Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
А. Н. Балет был задуман как общее творение всех его создателей, где функции художника, постановщика, балетмейстера и даже композитора не были отделены одна от другой, где все принимали участие во всём. В 1924 г. эмигрировал во Францию, поселился в Париже.
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка». В 1898 году вместе с С. П.
Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.
В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Не исключено, что А. Н. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.
Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия».
Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Точнее было бы сказать, что А. Н.
Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Вторая категория отроческих переживаний, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов – Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы, а также Петергофа и его многочисленных памятников искусства. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».
Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
Александр Николаевич Бенуа – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос) – родился 3 мая 1870 года. Полосы текста заключены в орнаментальную рамку, не рисованную, а составленную из Элементов типографского набора и искусно стилизованную в духе изданий пушкинского времени. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом.
Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. «Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году.
Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства.
Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.
И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки. Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию.
Во второй половине 20 века его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. «Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. ч 1901-1903 З. З. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. тПДЙМУС Ч рЕФЕТВХТЗЕ Ч УЕНШЕ БТИЙФЕЛФПТБ о. м.
Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться». В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. Совершал длительные заграничные поездки. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока.
Бенуа14. «От этих. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен.
Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. Бенуа был одновременно и художником и теоретиком искусства. Его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще. Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий. Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. Историяумалчивает о том, каким юристом был Бенуа. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.
И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Оба художники. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
Проявивший себя во многих жанрах: в литературе, живописи истории искусства, критике, режиссуре, — Александр Бенуа вспоминается, прежде всего, как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).
Детство будущего художника прошло в Петербурге. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Пьермарини, G. Piermarini). Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.
Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Макет Пиковой дамы тщательно продуман и разработан художником. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Очень трудолюбив. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной».
В 1907 Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого он создал занавес). Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах).
Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Серебряковой.
Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Каждый из рисунков к Азбуке представляет собой развернутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции. Именно от образцов архитектурно-пейзажной гравюры идут основные особенности версальских акварелей Бенуа: их четкая, почти чертежная планировка, ясная пространственность, преобладание простых, всегда уравновешенных горизонталей и вертикалей, величие и холодноватая строгость композиционных ритмов, наконец, подчеркнутое противопоставление грандиозных статуй и скульптурных групп Версаля – маленьким, почти стаффажным фигуркам короля и придворных, разыгрывающим несложные жанрово-исторические сценки. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.