Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV (1897-98, Русский музей и др. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Как и в других произведениях с мотивами Версальского парка, внимание художника акцентируется на стиле эпохи.
Художник умел ценить величие искусства прошлого. Совершал длительные заграничные поездки. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17).
Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Жил в основном в Петербурге. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н.
Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»).
Точнее было бы сказать, что А. Н. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков.
собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже.
Н. Бенуа и Эрмитаж: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
Реставрационный отдел. ). Гофмана (1899, Гос. Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV).
Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, А. Н. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. С 1926 жил во Франции. БЕНУА Александр Николаевич (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург – 9 февраля 1960, Париж), российский художник историк искусства и художественный критик. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжая традиции «живописного театра» времен «Мира искусства». ---Николай Леонтьевич (1813-98), российский архитектор.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Художественный руководитель «Русских сезонов» (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.
В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. В 1898 году вместе с С. П. С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В руках Бенуа книжная графика стала искусством не столько декоративным, сколько повествовательным чисто оформительские задачи, так занимавшие Сомова, Добужинского и молодого Лансере играют в творчестве Бенуа явно второстепенную роль.
Александр Николаевич (1870-1960), российский художник историк искусства и художественный критик. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства.
Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Чосера и У. Шекспира. ---Леонтий Николаевич (1856-1928), архитектор, заслуженный деятель искусств России (1927). Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.
С 1926 года жил во Франции. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Художник перестраивал композицию изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие. Они организовали кружок любителей искусства.
В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.
Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16). ---Николай Александрович (1901-88) итальянский художник. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Один из центров мировой оперной культуры. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею.
Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. И он, будучи до революции бескомпромиссным критиком, не боявшимся высказываться по любым художественным вопросам, теперь был вынужден подбирать слова даже в беседах с хорошими знакомыми. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.
Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Бенуа выделялся систематичностью печатных выступлений, потребностью делиться с людьми всеми переживаниями, волнениями, он непрерывно что-то отстаивал и с кем-то спорил, восхищался, сомневался, негодовал.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П. В замечательных – благодаря своему тонкому, романтичному историзму – сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание – Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание – Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его «Русских сезонах». Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Бенуа, выходца из Франции.
Он не мог иначе. С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. Серебряковой. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Из письма художника к Ф. Ф.
Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века.
Не исключено, что А. Н. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Гораздо более ощутимым недостатком книги является шаткость и неясность общей исторической концепции, положенной в основу исследования. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. спектакли) продолжил традицию «живописного театра» 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту. В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными.
Знак зодиака — Телец. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Жил в основном в Петербурге. Бенуа стал задумываться об эмиграции.
Шаляпина и З. Е. Пьермарини, G. Piermarini). Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.
Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. А. Н. Почувствовав это, А. Н. Дягилева, забывая, что именно А. Н.
Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения.
Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.
Александр Николаевич Бенуа (фр. Идеолог «Мира искусства». Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства.
Он был убежденным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев. Л., 1989. А. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).
Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Открыт в 1778 (архитектор Дж.
В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» в Мариинском театре (1907), «Петрушка» И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления».
Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Ей недостает именно историзма. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.
Н. Соколов---де Сент-Мор (Benoit de Sainte-Maure), нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроники Нормандии и «Романа о Трое» (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.
Возникли в 15-16 веках. М., 1968. Бернандт Г. Б. Александр Бенуа и музыка. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. петергофских впечатлений, вероятно и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля», - вспоминал впоследствии художник. Это известный художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.
В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Детство будущего художника прошло в Петербурге.
Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства. И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова. СПб., 1994. М. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). городов. В написанных в поздний период мемуарах «Мои воспоминания» (Нью-Йорк, 1955 1-е издание в России – М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа 19-20 столетий. Литература:Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа.
Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.
Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже.
И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм.
Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов.
Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. По мнению Бенуа только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Боккаччо, Дж.
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала.
В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства». Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.
Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Бенуа уже в апреле 1923 года. Русский музей стр.
Живописи и графике «Мира искусства» (Л. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Его отец был архитектором. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство.
С 1925 жил в Италии. с консервативно-охранительских позиций. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Основой оформительского замысла служат 6 страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини ночной визит призрака роковой проигрыш у Чекалинского символическое изображение Смерти. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Оба художники.
Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907–1910 годах. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет.
Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Именно там им были написаны «Версальские серии». В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков».
Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образы («Парад при Павле I, гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).
Русский музей). Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Сын Н. Л. Бенуа.
Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др.
Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. «От этих.
С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг.
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. Биография Александра Бенуа продолжала писаться уже вдали от Родины, но в Париже к этому времени оказалось большинство его друзей и единомышленников. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858 в духе барокко). Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея).
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций. С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки.
Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.
К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.
Но даже с большевиками А. Н. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.
Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Бенуа.
Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Но критик подчеркивает, что свобода искусства не безгранична, а вдохновение не должно ускользать от контроля сознания. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
Александр Бенуа был женат. Л. М., 1965. Александр Бенуа размышляет / Под ред. Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Бенуа14.
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915).
Но и здесь перед А. Н. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.