Зато у современных дам остается свобода выбора – ведь они, как англичанки 18 века, могут выбирать то, что им по душе. Прически 18 века в России – гладко зачесанные волосы, заплетенные в косу. Обо всём, что было в 18 веке рассказать невозможно, но с уверенностью можно утверждать то, что именно это время в истории оставило огромный отпечаток не только в прошлом, но и в будущем России.
18 век в истории России – это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права. Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России 18 века. Дезодорант появился в конце 18 века. Туалетной бумаги не было, ее изобретение приходится на конец 18 века. Чулки у дам были светлые шелковые с вышивкой золотом или серебром. С середины 18 века частью женского охотничьего костюма стали кюлоты. Простые горожанки в своей одежде подражали костюмам знати, но шили ее из недорогих тканей более темных расцветок.
В Европе 18 век – эпоха, названная веком женщин. Именно в 18 веке женская мода находится на пике роскоши и пышности. В искусстве Испании последней четверти века творчество молодого Гойи, проникнутое в противовес классицизму страстным интересом к ярким, характерно выразительным сторонам жизни, подготавливало переход западноевропейского изобразительного искусства к реалистическому романтизму первой трети 19 в. Второй этап развития искусства 18 в. связан с обострением противоречий между идеологией господствующего строя и его противниками. Классицизм 18 века при безусловной общности ряда своих стилистических признаков с классицизмом 17 века вместе с тем отнюдь не представляет простого его развития. Что касается интересных фактов из жизни 18 века, в России, то они хорошо описаны в книге «Краткие сведения о северных краях» японского ученого Хосю Кацурогава.
Теперь рассмотрим более подробно основные события 18 века и исторических персонажей того времени. Конец 18 века – расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, Владимира Лукича Боровиковского, скульптора Федота Шубина. Конец 18 века — расцвет творчества художников Дмитрия Григорьевича Левицкого, Федора Степановича Рокотова, Владимира Лукича Боровиковского, скульптора Федота Шубина.
18 век в истории России — это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию. Это немного иной прогресс, достигнутый людьми в 18 веке. Эти поэты шагнут из 18 века в 19 столетие их творчество – это уже другая история история русской литературы 19 века.
Современники говорили, что это будет «восьмое чудо света». В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачётом их вместо рекрутов. А платья покрываются множеством бантиков, ленточек, оборочек. Еще в большей мере выходят за пределы стилевых направлений реалистическая, обращенная к непосредственному отражению жизни станковая живопись и гравюры Хогарта, отчасти живопись Шардена, Греза.
Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. Их пластичные тела животворят плоскость фасада, полукружие арки находит отзвук в шаре. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752—1767). Каким ни был половинчатым и полуварварским русский «ренессанс», он приносил свои духовные плоды, способствуя самосознанию личности. По выражению Белинского, русская литература XVIII века была еще «младен-чествующей».
Аргуновы всю жизнь зависели от прихотей Шереметева. 1782 – 1796 гг. Для классицизма 18 в. характерна антифеодальная революционная направленность. Значительно был упрощен русский алфавит.
За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Так происходит выравнивание общемирового культурного процесса. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (народосоветие). Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм.
В Германии художественная практика классицизма носила более ограниченный и компромиссный характер. Белизну кожи женщины оттеняли бархоткой или рюшами из кружев на шее.
В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. С этого времени отечественная словесность начинает движение к литературе европейской, чтобы окончательно влиться в нее уже в 19 веке. Часто одежду отделывали мехом. Декольте в форме каре украшали кружевами. Парадные портреты, когда он пробовал их писать, удавались ему плохо.
Без этих построек мы не мыслим Петербурга. пудов. Одним из самых значимых инцидента за историю правления Екатерины II становится «Пугачевский бунт» – крупномасштабное восстание Российского казачества (яицкого) и крестьянства под предводительством Емельяна Пугачёва. Так появились новые жанры идеи, образы.
Один из самых замечательных памятников этой эпохи — памятник Петру I работы Э. -М. Стерн в своем «Сентиментальном путешествии» не только отвергает сословную и реакционную этику старого режима, но и высмеивает уже проявившие себя в Англии ханжество и пошлость буржуазной морали. С открытием Петром «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.
В этот век начала свое царствование на российском престоле династия Романовых: Михаил Романов, Алексей Михайлович ("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, так как она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. В обнаженных Юпитерах и Геркулесах русских художников легко угадываются дюжие натурщики, Иваны и Степаны, поставленные в позу и усердно позирующие перед питомцами новоиспеченной русской Академии художеств (она была создана в 1757 году).
Парадные платья, хотя бы и самые дорогие, надевались всего один раз. «Куда бы ты ни сунься — везде господа», — горестно восклицает неизвестный автор «Плача» смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Экспедиция вела тщательные записи, которые легли в основу «Дневных записок» Лепехина. Вместо прежней треуголки в моду входит более удобная «двууголка». В 1746 г. за дворянами было закреплено право владеть землёй и крестьянами.
Хотя он, казалось бы, преуспевал: даже был избран профессором Римской, Флорентийской и Болонской академий, а в России его осыпала милостями Екатерина II, однако эти «милости» слишком похожи на причуды переменчивой в настроениях барыни. В середине 18 в. немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Пожилые женщины обычно носили глухой сарафан шушун. Трезини делал и «типовые проекты» фасадов жилых домов трех категорий – для «именитых», «зажиточных» и «подлых» (то есть простых) людей. Кратка, но выразительна характеристика из его жизнеописания: «Ума был быстрого, в суждениях тверд, в исследованиях точен, в наблюдениях верен».
Здесь же были поставлены его первые оперы. Во Франции идею разделения властей на законодательную исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 – 1755). В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот. Пряди над висками завивали, укладывая в параллельные валики. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Несмотря на скромные барочные фронтончики, дух барокко в них отсутствует.
Шведский портретист Рослин много работает во Франции и России. Имя академика Лепехина сделалось известным не только в России, но и за границей. Были полонезы с низким декольте, с пышными драпировками, закрывавшими спереди почти всю юбку («полонез с крыльями») и т. д. Повседневным дамским нарядом служил костюм с укороченной «до косточки» нижней юбкой и подобранной вокруг талии в виде мягких полукружий верхней юбкой. К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Прически по-прежнему пудрили. Этот сдвиг получил название модернизации.
Идеи Просвещения отозвались в литературе. Этот процесс охватил все сферы культуры. Были основаны первые русские банки.
В конце XVIII века она уже обильно рождала «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» в разных сферах культуры. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма». – возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М. В. Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета. Всего этого не умел Рокотов (но кто-то хорошо сказал: «Благо художнику, который «не умеет». ).
Однако в 17 веке классицизм складывался в условиях консолидации нации в рамках абсолютистской монархии, в рамках дворянского абсолютизма и не поднимался до открытого отрицания тех социальных отношений, которые лежали в основе этого строя. Эта величавая площадь «не терпит суеты», а вместе с тем она соразмерна движениям пешехода и не подавляет его. Жесткие каркасы постепенно выходят из моды. В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина.
Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др. ), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Начало нового столетия знаменуется приходом пышного стиля рококо.
Можно сменить русское платье на немецкое, остричь бороду и выучить латынь. Черты лиц на его портретах чуть тают, чуть расплываются и иногда кажутся полустертыми. Классицизм делит все литературные жанры на "высокие" жанры и "низкие". Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей Арифметике (первое издание— 1707 г. ) В середине—второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. Лицо гладко брили. Модным головным убором в 18 веке стала «треуголка», которую носили даже женщины. За пределами Франции классицизм не имел революционного характера, которым он отличался в первые годы французской революции.
Предпочтение отдавалось гладким тканям спокойных светлых тонов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская). Платье могло быть украшено небольшим букетиком цветов. Но развитие Российского государства происходило в довольно своеобразных условиях.
Они считались верхом элегантности. В конце 18 века утренним платьем светской женщины был «полонез», состоящий из юбки и лифа, поверх которого надевалось распашное платье. В этой стране, в условиях экономического и политического господства крупных землевладельцев, приспособившихся к новому строю и верхушки торгово-промышленной буржуазии, осуществлялся промышленный переворот. В то время как Растрелли, Рокотов, Левицкий, Шубин не уступали ни в таланте, ни в мастерстве своим иностранным современникам, этого при всем уважении к зачинателям российской словесности нельзя было сказать о Кантемире, Тредьяковском, Сумарокове. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. Феодальное воззрение на живописца как на слугу и шута оставалось в силе: если оно не распространялось на приезжих иностранцев, то «свои», «доморощенные» мастера испытывали его в полной мере. А кариатиды напоминают о напряжении, с каким достигается победа.
Свое исследование Лепехин снабдил рисунками. К середине 18 в. наметилась резкая грань между искусством, выражающим мироощущение хозяев старой Франции, не уверенных в завтрашнем дне и живущих согласно своеобразному афоризму Людовика XV «после нас — хоть потоп. » и пафосом представителей третьего сословия иногда с излишней дидактической прямолинейностью утверждавших значительность этических и эстетических ценностей искусства, связанного с идеями разума и прогресса. Что же изменилось в 18 веке. Зачинателем сатирического направления был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744). Портрет поэта Майкова, написанный Рокотовым, прекрасен без малейшей «скидки» на историческую молодость русской живописи стихи самого Майкова сильно нуждаются в такой скидке: уже для Белинского они представляли только исторический интерес.
Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве. 10. Контуш мог быть распашным и скрепляться на груди лентами или цельным, без разреза. На спине, под обшивкой ворота, закладывались крупные складки.
Для литературы характерны новые тенденции развития. Название это происходит от французского слова, означающего «украшение в форме раковины». Стиль рококо отличался изящной декоративностью, хрупкостью, утонченностью, чувственностью и некоторой манерностью. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759).
Это трепетное отношение к написанному слову, вера в его истинность, вера в то, что словом можно исправить, научить, просветить это постоянное стремление видеть мир «духовными очами» и создавать образы людей высокой духовности это неиссякаемый патриотизм это тесная связь с народной поэзией. Какой год можно отнести к 18-му веку – 1750-й или 1829-й. После этого звезда его засияла ярко, но ненадолго: на склоне лет он обеднел и годами тщетно и униженно просил у Академии хотя бы «жалованья» и «казенной квартиры с дровами». Он — сторонник равенства всех сословий перед судом.
Отчетливо в нарядах 18 века прослеживались черты французских и польских платьев. Россия отдалялась от Руси. Носили его без пояса, надевая поверх нижней юбки на каркасе. Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Он не терпел прямых линий и они приобрели изогнутость и плавность. К концу 16 века в России насчитывалось примерно 220 городов.
Еще при жизни Петра своеобразный русский Ренессанс переходит в своеобразное русское барокко, – конечно, под прямым влиянием западноевропейской культуры. Когда Петр стремительным натиском вывел Россию на мировой рынок и «ногою твердой встал при море», одолев шведского льва, он уверовал в себя как властелина мирового размаха и тогда пышные лавры Людовика XIV стали манить его сильнее, чем демократическая простота голландских бюргеров. В 17 веке ранние буржуазные революции привели к победе только в двух странах.
Петром Первым были проведены грандиозные реформы. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление — у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Опираясь на живую практику, на опыт, материалистически оценивая все явления окружающего мира, Ломоносов стремился к глубоким теоретическим обобщениям, к познанию тайн природы. Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. В 18 веке в моде были румяна, пудра, духи, мушки. Представители передовой мысли обратились к наследию античности. к сложению принципов рококо, то есть искусства более камерного, чем барокко.
Чем так интересна культура России 18 века. в Западной Европе называются эпохой Возрождения.
Происходил процесс освоения новых территорий Сибири, Поволжья, Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике), страна не имела выхода к морям, экономика носила характер натурального хозяйства, основанный на господстве феодальных порядков боярской вотчины. В 1780-е гг. Крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев работает над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Искусство 18 в. прошло два этапа. руб.
Эту польскую даму – воплощение светскости – Левицкий писал как бы совсем другой кистью, чем патриархальную помещицу Бакунину своего отца – старого священника – он писал опять по-другому: просто, почти сурово, в темных тонах словом, у Левицкого был, как позже учил Чистяков, «по сюжету и прием». Религия, понимание природы, государственный строй — все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20. В других областях Италии, в Центральной Европе реалистические тенденции лишь с трудом и очень робко проявляли себя в рамках господствующего направления. Личная гигиенаСегодня мы высоко ценим личную гигиену, но вплоть до начала 18 века человек мог за всю свою жизнь ни разу не погрузиться в воду. Проходить в двери, садиться в карету в них было очень неудобно и при изготовлении каркаса стали использовать шарниры. Придворное платье имело шлейф, который пришивался к плечам или к талии. Женщины носили нижнее и верхнее платья — «фрепон» и «модест».
В 18 веке стиль барокко сменился стилем рококо. Ломоносов не был одинок. Фальконе. Вплоть до начала царствования Петра I могло казаться, что позднесредневековая художественная система на Руси прочно властвует, а чужеземные «фряжские затеи» растворяются в ней, как ручьи в море.
Ее легкий взлетающий шпиль как будто дает конечное разрешение усилиям кариатид, символизирует победу над тяжестью. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени».
Он любил писать погрудные портреты, часто заключенные в овал. Но параллельно с вопросом о том, XVIII – какой это век, возникает и другая трудность. В большинстве стран Европы был сохранен в измененном виде старый порядок. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера. Возьмем ли мы другие – например «Самсона» Козловского в петергофской анфиладе фонтанов или поэтические надгробия Мартоса в Павловске в содружестве с архитектурой Камерона, – мы и там убедимся в художественном могуществе синтеза. В полной мере являет его знаменитый «Медный всадник» Фальконе, о котором справедливо говорит исследователь (А.
Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др. Его пластичные формы подчинены мерному ритму и спокойному, ясно читаемому плану. «Фаланга героев, вскормленных, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя. » – сказал о них Герцен.
«Низкие» жанры – комедия, сатира, басня показывают жизнь людей средних сословий. Россия дала возможность осуществиться их дарованиям. Вырез декольте прикрывали нагрудной косынкой. Писательство так и не стало на Руси профессией, оно было и осталось призванием, литература была и осталась руководством к правильной, высокой жизни.
Классицизм в своем стремлении создать новые одновременно естественно простые и. возвышенные формы искусства, способного воспитывать благородные мысли, вкусы и «добродетель», обратился к художественной культуре античного мира. Деятельность Винкельмана весьма характерна для 18 века. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
Список некоторых достижений и нововведений, которые появились в 18 веке. Дальнейшее строительство «Северной Пальмиры» – Петербурга, а также его пригородов – Царского Села и Павловска – граничит с именами зодчих Ринальди, Фельтена, Кваренги, Камерона, Тома де Томона, Старова, Воронихина, Захарова и, наконец, гениального Росси. стал английский «редингот» — верхняя одежда с прямыми полами и шалевым воротником. Искусство портрета в России второй половины XVIII века не могло бы выдвинуть Левицкого, Рокотова, Боровиковского, Шубина, если бы это время не было эпохой интенсивного развития личности. В нем падает удельный вес церковного и резко возрастает объем гражданского строительства.
Очень скоро, уже к 1740-м гг., живопись рококо выродилась в бездумно-поверхностное искусство, выражающее вкусы и настроения верхушки обреченного на исчезновение старого мира. Платья утягиваются немного выше талии, что напоминает силуэт античных одежд. Женщины из буржуазной среды вместо панье чаще носили накрахмаленные нижние юбки. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую. Это был шаг вперед. Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран.
Тогда такой наряд называли «немецким», поскольку фасон носили иностранки. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. 2-я половина 18 века — период классицизма в искусстве. Трудами Ломоносова и Лавуазье закладываются основы химии как современной науки.
Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Все эти моменты подтачивают ту старую, основанную на синтетической связи искусств с архитектурой систему, основанную на «стилевом» единстве художественного языка и приемов, которая была присуща предшествующим этапам в истории искусства. Практичные британцы предпочитали сукно и шерсть, а не шелк и кружева. Но в XVII веке она истощалась и плоды начинали чахнуть. Такой дворянин не заслуживает уважения.
В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и благородных поступков «свойство комедии – издевкой правитьнрав», – писал А. П. Сумароков. Его сочинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сенсацию. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. 1730-1765 гг. Редкий пример поистине разоблачительного парадного портрета. Кто бы ни скрывался за обликом молодого «Неизвестного» изваянного из мрамора Шубиным в 70-х годах, – перед нами русский XVIII столетия, предвещающий, может быть и Чаадаева и Грибоедова.
На рубеже 1760— 1770-х гг. Чем примечательна культура России 18 века. Лиф модеста скреплялся на груди бантами или шнуровался.
Ведь художники придерживались церковных канонов и использовали плоскостное узорное письмо. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г. ). «Записки» Лепехина были, не в пример многим другим научным сочинениям того времени, написаны на русском, а не на латинском или немецком языке. Словом, сквозь «европейскую» манеру у Антропова все время прорывается старозаветный примитив.
Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства. Псалтирю.
Из трех форм государственной власти—демократии (народодержавства), аристократии и монархии—наиболее приемлема третья, т. е. Абсолютно иной мировой исторический фон, абсолютно иные внутренние условия и иной путь предшествовавшего национального развития сделали то, что сходные тенденции вылились в несходные формы: плоды русского Ренессанса, конечно, мало напоминают об итальянском и североевропейском Ренессансе. Справедливость требует сказать, что эти три категории не так уж разительно друг от друга отличались: фасады домов «именитых» были изящнее «подлых», но так же просты и сдержанны в украшениях. Тут уже не поминалось об утилитарном назначении искусств: напротив, все достижения техники использовались для создания декоративного великолепия, которое «зело первейшим монархам приличествует». Столовая в Кускове.
«Летний дворец» Петра в Летнем саду похож не на дворец, а на уютный двухэтажный дом: внутри небольшие комнаты, большая кухня, очаг изразцовая облицовка. Мужские прически в стиле «рококо» представляли собой завитые в локоны или гладко зачесанные назад волосы.
Обе группы кариатид абсолютно одинаковы, но монотонности это не создает: если спросить ленинградца, ежедневно мимо них проходящего, он, наверно, скажет, что они разные. Вспомним Стародума из комедии Дениса Ивановича Фонвизина (1744 (1745) – 1792) "Недоросль" и его высказывания. «Кариатиды» Федоса Щедрина – группа из трех женских фигур, несущих на поднятых руках земной шар, – стоят возле башни Адмиралтейства, по обе стороны арки, почти вровень с ней. Не имеет прямых прообразов в мировом зодчестве центральная башня с ее нарастанием ярусов от массивного нижнего куба, прорезанного входной аркой через облегченный верхний куб с колоннадой к усеченному куполу из которого поднимается высокий, острый золоченый шпиль.
Следом появляются еще более мягкие каркасы – кринолины. Мужские прически почти не изменились. Спустя десятилетие панье сильно расширились, приобретя форму эллипса.
Кокетливым «головкам» Ротари Екатерина II отвела целый зал в Петергофском дворце, названный «кабинетом мод и граций». И, наконец, «восковая персона» : сидящая фигура Петра в натуральный рост, одетая в его парадный голубой камзол, с лицом, выполненным на основе маски Петра, снятой скульптором Растрелли. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании».
Заметное влияние классицизм оказал и на поэзию (Шенье). Ерменев, «исторический художник без покровителей», один из первых начавший писать картины из народной жизни и типы бедного люда, умер нищим. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Величественная простота и оригинальность композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской, богатством отделки фасада здания и ограды.
английская мода влияет и на женский костюм. Окрашенное элементами сентиментализма и созерцательности искусство Менгса и слащавое творчество Анжелики Кауфман представляли собой то крыло в классицизме, которое выражало в сфере искусства попытки старого режима модернизироваться и приспособиться к новым веяниям времени. Десять лет прожил в Италии, где совершенствовался в музыкальном искусстве. Его всегда носили без шпаги и у него не было карманов. Фрак шили из тканей темных строгих расцветок или из шелка, например, во Франции. Сам по себе этот факт не представляет специфической особенности искусства 18 века.
Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Захаров взял за основу старое здание Адмиралтейства, начатое еще при Петре I и перестроил его неузнаваемо, превратив из скромного делового помещения в архитектурный апофеоз России как морской державы. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству. Она стала примером для изучения и подражания.
Это только один из примеров. На южных окраинах России во второй половине 16 века начали появляться казаки (из беглых крестьян). На смену ему пришел сентиментализм.
Для платьев «английского» типа характерна мягкость линий их шьют из легких тканей светлых тонов. Это особое приспособление для придания юбке необходимой куполоподобной формы. Главным фасадом оно выходит на Неву. Вместе с классицизмом в Россию с Запада пришли и идеи Просвещения. Не мог выдумать своего «Неизвестного» Шубин, не мог выдумать Рокотов умную, гордую улыбку Новосильцевой, этой русской Джоконды. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства.
В Англии веста называлась «вескоут». Поверх рубашки и весты мужчины носили жюстокор. В начале 18 века жюстокор трансформируется в «аби», который плотнее облегал грудь и талию имел несколько складок-фалд в боковых швах и шлицу с фальшивой застежкой на спине. Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Академия наук в 60—70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Россия не имела выхода к морю. Здесь поощряются вымысел, авторская фантазия, занимательность.
А через пятьдесят-шестьдесят лет в России уже были Рокотов и Левицкий – портретисты такого же масштаба и склада, как их английские современники был Шубин – достойный соперник французского скульптора-портретиста Гудона был Фирсов, чье жанровое полотно «Юный художник» могло бы быть создано Шарденом. В год, когда в Голландии умер Рембрандт, русский «западник» Симон Ушаков еще писал наивно-геральдическое «Насаждение древа государства Российского». Эта среда выдвинула первых русских просветителей, а впоследствии – декабристов.
«Шкипер Питер», «саардамский плотник», обучавшийся «навигацкому делу» у простого голландского мастера, у себя дома преображался в деспота-самодержца. Единственная декорация фасада – прямоугольные плитки с барельефами на темы моря: корабли в волнах игры морских божеств. Самым значительным сооружением Доменико Трезини был Петропавловский собор, вернее, его колокольня – высокий узкий шпиль, предваряя будущую «адмиралтейскую иглу», давал тон облику Петербурга.
Широкое распространение французского языка, ставшего языком международного общения просвещенных слоев общества, относительное расширение круга образованных лиц, в частности сложение в большинстве стран интеллигенции, представляющей интересы непривилегированных классов (главным образом городской буржуазии), способствовали более широкому представлению о единстве культуры человеческого общества. Все элементы суммируются и получаем готовое число – 18.
Крестьянские восстания, грозное пугачевское движение заставляли их о многом задумываться. Петр организовывает несколько успешных походов, но терпит поражения в сражениях с Турцией. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «общественного призрения» — больницы, богадельни и пр. Карамзин заложил начало русской прозы, очистил литературный язык от архаизмов, а повествование – от напыщенности.
Но шедевром искусства является площадь в целом – плавная дуга с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба, с высоким столпом посередине площади, который своей вертикалью выразительно дополняет длинную горизонталь зданий и с барочным фасадом Зимнего дворца. Все модные новинки, как и прежде, диктуются из Версаля и Парижа. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Движение, походка вырабатывались под руководством учителей «хороших манер».
В этот же период появилась камерная лирическая песня — романс. Во второй половине века весту стали шить без рукавов, а спинку делали из полотна и она получила название «вестон» или «жилет». У Растрелли было много последователей. Особо следует отметить старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина (б. Многие люди полагали, что купание – это нездоровая вещь, а замачивание своего тела в воде, особенно горячей, позволяет различного рода болезням и инфекциям проникать в организм.
От глубоких недр Земли, «куда рукам и оку досягнуть возбраняет натура» и куда приходится «проникать разумом», Ломоносов обращается к далеким звездам мировое пространство, «обширность безмерных мест» влечет его к себе и как ученого и как поэта. В 30-е гг. В 1756 году в столице Российской Империи появился первый театр. Парсуны зачастую были больших размеров, писались по определенным композиционным схемам и изображали исключительно «великих мира сего». Ф. Казаков), Таврический дворец в Петербурге (И.
Появляется большое количество изобретений. В картине М. М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи. ), а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Платье модест было распашным от талии и по краям разреза его украшали богатой вышивкой.
Оно начинает приобретать более важную роль. Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.
Моменты аналогичные или близкие стилю рококо давали себя чувствовать в декоре архитектурного интерьера и в прикладных искусствах других стран Европы. Интересное зрелище представляет отдел русской культуры петровского времени в Эрмитаже, так называемая галерея Петра Великого: станки инструменты, глобусы, ландкарты, карты звездного неба, подзорные трубы, модели первых судов русского флота, гравюры, книги по этикету, книга «Символы и эмблемы», портреты сподвижников Петра, даже гравированный портрет Исаака Ньютона, с которым Петр лично встречался. Хотя в них училось всего около 1, 5 тыс.
Шляпу стали чаще надевать на голову, а не держать в руках, как раньше. К середине 18 века контуш сильно укоротился и его носили только дома. Из далеких северных селений пришел великий Ломоносов – русский Леонардо да Винчи. Екатерина попросту велела их сломать и от них остались только развалины.
Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно изменениям. У каждого жанра свое воспитательное значение: трагедия создает образец для подражания, а, например, ода воспевает деяния героев современности – полководцев и царей, «низкие» жанры высмеивают пороки людей. Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Давид в своих картинах воспевал гражданскую доблесть героев республиканского Рима, призывая «друзей свободы» вдохновляться их высоким примером. «Хороший тон» стал той преградой, которая разделяла аристократию и буржуазию. 18 век называли «галантным веком», веком менуэта, кружев и пудры. Модным силуэтом были узкие плечи, очень тонкая талия, округлая линия бедер, маленькая прическа.
В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т. к. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Фигура Петра, простершего вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние — с мощным постаментом, каменной скалов весом в 80 тыс.
Мода начала 18 века на первый план выводит женский силуэт с узкой «корсетной» талией, с кружевными декольте и огромной юбкой на панье. Лицо Петра на этом портрете послужило потом одним из прототипов для лица «Медного всадника» Фальконе и Мари Колло. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики.
К первым относятся трагедия, эпопея, ода. Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Переходное место принадлежало Антропову – ученику Матвеева. Эта куртка застегивалась впереди на талии до середины груди, открывая жабо.
Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе — вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной мудрости». Сумароков положил начало драматургической системе классицизма.
В 18 веке главный акцент делался на постепенное внедрение европейских тенденций. Узкими оставались и кюлоты. «История» Щербатова проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и дворянские привилегии.
В своих страстных сатирах (обличительных стихотворениях) он клеймит дворян, уклоняющихся от выполнения своего долга перед государством, перед своими заслуженными предками. Первый продолжался до 1740— 1760 гг. Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. У России впервые в истории появляется регулярная армия, а главное – мощный военный флот. Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом.
Рационализм философско-эстетической мысли 18 в., однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмерности изяществу, гармонической завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и кончая прикладным искусством. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречающих «смешение в действиях забавы с горестью» и обливающихся слезами над чувствительными повестями. Вы помните маленькую повесть Николая Михайловича Карамзина (1766 – 1826) "Бедная Лиза", ставшую в какой-то степени переломным явлением для русской литературы. Юбка струится мягкими свободными складками, заканчиваясь небольшим шлейфом.
С конца XVIII в. аби стали носить только при дворе. С жюстокором и аби мужчины носили «кюлоты» — узкие штаны длиной до колена или немного ниже его. Осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны. Форма панье была разнообразной: овальной, круглой, конусообразной. В английской моде испорченный и развращенный стиль рококо не прижился. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина».
Он родился на Украине. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. В 18 веке она только начинает себя проявлять. Вероятно, не стоит.
Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Впрочем, такая литература только рождалась и русские писатели поначалу тоже следовали традициям и образцам, «правилам» искусства. С распространением школ увеличилось число учебной литературы («Букварь», «Грамматика славянская»).
Работой Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Российской истории» М. В. Ломоносов из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах XVIII в. свою «Историю Российскую от древнейших времен». Не следует, однако, преувеличивать последствия этой тенденции в развитии культуры. Мужская одежда в эпоху позднего рококо стала богаче красками и наряднее.
Серьезные изменения произошли и в музыке. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек. Что сается Росси, то он прибыл в Россию еще ребенком и жил здесь всю жизнь. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле в Петербурге.
Но, в отличие от бездумной праздничной элегантности таких типичных мастеров рококо, как Ланкре или галантно-гривуазный Буше, работавший во второй трети 18 в. искусству Ватто свойственны тонкая передача душевных оттенков внутреннего мира человека, сдержанно печальный лиризм. Таковы при всем различии почерков и стиля «Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, романы Филдинга, Смолетта, «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гёте и другие. Парики еще носили, но они уже выходили из моды.
Скорее, оно было лучше, но определения «хуже» и «лучше» надо употреблять с большой осторожностью, когда речь идет о стадиально разных художественных системах. Во второй половине XVIII в. активно развивается классицизм. Преобразования производились исходя из потребностей войска. Мужчины часто держали ее на сгибе левой руки, а не на голове. Дамская прическа была небольшой. Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь.
Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.
Гродетур же изготавливался из тяжелых тканей – шелка, муара, атласа, парчи. Жалеть ли об этом, как жалели славянофилы. Аристократы пудрили волосы, а также носили белые пудреные парики.
В Германии движение «бури и натиска» иногда характеризуемое как предромантизм, занимает резко полемическую позицию по отношению к немецкому классицизму, рассудочно-рациональному идейно робкому и половинчатому. А для этого необходимо воспитание просвещенных, нравственных, образованных людей. В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом.
Узкий, гладко вшитый у плеча рукав дополнялся пышными кружевными воланами (чаще всего их было три).
3. Царь вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. В среде русского дворянства зарождался тип людей широко мыслящих, стоящих на уровне передового культурного пласта той эпохи и даже в чем-то заглядывающих вперед. Особый характер носило искусство барокко в России. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. Появились «английские» шляпы конической формы с невысокой тульей и узкими полями и цилиндр, который надевали к рединготу. Между 70-80-и гг.
Такие документальные гравюры при Петре сразу же получили распространение. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Стиль рококо, определивший тенденцию в моде середины 18 века, получил название «позднего рококо». В 70-е годы 18 века значительную роль начинает играть английская мода, связанная с культом чувств, простоты, стремлением сблизиться с природой.
Однако стремление к искусству более интимному, рассчитанному на украшение досугов чуткого к «изящному» и обладающего «изысканным вкусом» частного человека, определило создание стиля живописи более дифференцированного в оттенках настроения, в тонкостях сюжетного, композиционного, колористического и ритмического решения. Это была статусная вещь: чем длиннее шлейф, тем знатнее дама. Для него прежде всего были характерны гражданский пафос и, просветительские тенденции А. Кантемир, М. Ломоносов, В. Тредиакоеский, В. Майков, М. Херасков, А. Сумароков). У некоторых мастеров изобразительного искусства (например, Хогарта) и особенно в литературе уже зарождались характерные черты реализма развитого буржуазного общества с его прямым анализом конкретных социальных условий жизни, с великолепным чувством социальной характеристики, типов и ситуаций, а также со свойственными ему чертами описательности и прозаизма.
Интересно узнать, к какому прогрессу пришли люди в то время. Создаются новые машины, подготовляющие переход к индустриальному веку. С поразительным артистизмом Рокотов передавал рокайльные сочетания серовато-розового с бледно-зеленым (в портретах Санти, Суровцевой), облачную дымку напудренных волос, прозрачность кремовых кружев. Разумеется, дело не в том, что средневековое искусство вообще и русское в частности было «хуже» искусства нового времени.
Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока — арабов, китайцев, персов. Левицкий легко и изобретательно разнообразил свою манеру, то писал живописно и «пушисто», то прибегал к эмалевой фактуре и холодноватой фарфоровости колорита, как в овальном портрете Урсулы Мнишек. Ответ тут только один: 1750, поскольку 1829 будет уже 19-м веком. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. 18 века вместе с модой на нюхательный табак появились табакерки и табакотерки. Зимой мужчины носили большие муфты и «гетры» — чулки без подошвы, которые надевались прямо поверх обуви и защищали ноги от ступни до колен. 18 век — век «разума», век философов, социологов, экономистов.
Е. Старев). Они застегивались внизу на пуговицу и иногда у них были карманы. Если это и легенда, то характерная: и после смерти не иначе как в устрашающе-порывистом движении представлялся людям тот, кто «уздой железной Россию вздернул на дыбы», гигант с маленькой круглой кошачьей головой и пронзительными выкаченными глазами.
Когда вы в следующий раз увидите в фильме, когда мужчина галантно бросает свой плащ на землю, чтобы его дама прошла, помните: вполне вероятно, что он прикрывает вовсе не лужу. Они проходили школу прилежного ученичества у Запада, но сквозь «чужевластье мод» пробивалась струя сильнейшей самобытности и вот уже подражательное как бы чудом перерождалось в оригинальное. «Медный всадник» не имеет невыгодных и неинтересных аспектов. Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин — вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.
В моду повсеместно входит английский суконный «фрак», постепенно вытеснивший французский жюстокор. Фрак появился в Англии в 1-й половине 18 века. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом.
дворянских детей. Бунт был успешно подавлен, а его организаторы казнены. Россия представляла плодотворную целину. Основная тенденция социального и идейного развития Европы в 18 веке проявила себя в разных странах неравномерно и, конечно, в национально своеобразных, конкретно-исторических формах. Это «частное лицо», человек без всяких регалий. «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских языка. В них передавалось социальное положение человека, его важность и внушительность. С 1 января 1700 г. начинается новое летоисчисление. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс.
18 века. В 80-е гг. В целом искусство 18 в. не только не знало, в отличие от средних веков и Возрождения, «единого стиля эпохи», но и сами стилевые направления далеко не всегда воплощали в себе основные тенденции развития искусства своего времени. Основные положения доктрины классицизма были сформулированы немецким теоретиком и историком искусства Винкельманом.
Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса. Они только спасли их красоту. Первым начал строить в духе классицизма архитектор Деламот. Подол фрепона богато вышивался, лиф был очень узким, под него надевали корсет.
И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Самые широкие колоколообразные носили аристократки. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И. Т. Посошков. во Франции складывается непосредственно предреволюционная ситуация.
Как менялась мода, а вместе с ней и внешний вид русских красавиц. Это было время Великих географических открытий (в 1493 г. была открыта Америка), начало эры капитализма в странах Европы (в Нидерландах началась первая в Европе буржуазная революция 1566-1609 гг. ). Когда нужно, Левицкий прекрасно умел пользоваться антуражем, атрибутами, аллегориями, превращая, подобно Рейнолдсу, портрет в картину.
Когда трагически, от удара молнии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного. Шею дамы иногда повязывали легкой шелковой косынкой. Модным в эпоху рококо был «контуш» — платье «со складками Ватто» — широкое, длинное, неотрезное в талии. Эта привычка сохранилась вплоть до конца 19 века. Вот таким образом искусство имеет еще и огромное воспитательное значение.
Он начинал при Анне, а по-настоящему развернулся в царствование «дщери Петровой» Елизаветы, то есть в 40-х и 50-х годах. Такое платье называлось неглиже. Она создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания». – попытка создания системы народного образования. Точное чувство тонко уловленной или остроумно «инсценированной» сюжетной ситуации суть качества, свойственные и замечательному портрету этого века (Латур, Гейнсборо, Рокотов, Гудон) и лучшим многофигурным жанровым композициям, будь то галантные празднества и бытовые сценки Ватто и Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена или городские пейзажи Гварди. Одновременно в Германии складывается школа классической немецкой идеалистической философии (Кант, Фихте).
После разделов Речи Посполитой – территории Великого Княжества Литовского. Действительно, сила классицизма – в ансамбле, в организации пространства. берегах Невы «из тьмы лесов из топи блат» встала новая русская столица, вскоре ставшая одним из красивейших городов мира. Он писал «однообразно» – не прием выбирал по сюжету, а, скорее, сюжеты (то есть лица) выбирал, подходившие к своему постоянному и любимому «приему». Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры.
Крестьянам, — утверждал автор, — помещики не вековые владельцы. Возник классицизм, противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей — познание закономерностей реального мира, чувство меры, благородство мысли и поступков. Лепехин занимался и педагогической деятельностью. Кто бы мог ожидать, что в создателе кокетливых статуэток, «амуров» и «купальщиц» скрывался мощный монументалист. Под знаком "чувствительности" прощается литература с 18 веком. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита.
Все похоже на Возрождение и вместе с тем все не похоже. Крой его был облегающий, воротник стоячий или отложной и отогнутые от талии полы. руб.
«Буря и натиск»—движение, к которому примыкали молодой Шиллер и Гёте, было проникнуто антифеодальным обличительным пафосом. Сначала ими занимались граверы, выписанные Петром из Голландии, - Шхонебек, Пикар, – а вскоре у них появились русские исследователи, например Зубов исполнявший «пер-шпективы» строящегося Петербурга, суховатые, но не лишенные изящества. Самым грандиозным был план перестройки Кремля по заказу Екатерины, превращение его в новый ансамбль, занимающий весь кремлевский холм, обнесенный колоссальным дворцовым фасадом. Нужно было вооружать армию, вот таким образом строятся оружейные заводы. Россия была громадна. Мода 18 века в Россиипредполагала, как и ранее, ношение традиционного русского костюма. Его грандиозного размаха замыслы оставались на бумаге и в моделях.
В России в величавых гражданских сооружениях (гениальные проекты Баженова, творчество Деламота и Кваренги), а также в более изящно-простом искусстве Фельтена и Камерона, в монументально-героических скульптурах Козловского утверждался идеал благородной разумности и гражданского патриотизма, не вступивший еще в открытое противоречие с государственным устройством Российской державы. Они праздничны и строги, пластичны и ясны. Он научил русских писателей независимости, так как истинное творчество – глубоко личное дело, невозможное без внутренней свободы.
Разум и порядок должны главенствовать и в человеческой жизни и в искусстве. У верхнего платья выкраивалась неотрезная спинка из трех частей и почти прямые полы. в мужском костюме произошли радикальные изменения. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране. В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца. Поскольку Пётр Великий не оставил наследника, после его смерти, дальнейшая политическая жизнь страны превращается в постоянную чехарду, что входит в историю как «Эпоха дворцовых переворотов». В результате этого, в 1762 году, после смерти императора Петра III, на престол восходит его жена – Екатерина II, так же известная как «Великая». Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I. В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России: первая четверть XVIII в – создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы. Только Монплезир напоминает о первой любви Петра – Голландии.
По устоявшейся традиции с 18 века мы начинаем отсчет новой русской литературы. Они согласуются с идеей героического подъема в высоту, заложенной и в архитектуре башни. Итак, разбираемся дальше. В «Глухом паспорте» автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу нищета толкает его на путь грабежа и разбоя.
Эти направления наиболее полно воплотились в поэзии, театре, прозаической литературе. Волосы завивали в локоны, поднимали вверх и скалывали на затылке. В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности.
Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку. От столичного градостроительства ампир распространился и на строительство усадебное: уютные и изящные «дома с колоннами» прочно вошли в русский пейзаж, гармонируя с его березовыми рощами. Он основал Кунсткамеру – коллекцию природных диковин, «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», поощрял раскопки в сибирских курганах, приказывал собирать и хранить «старые надписи на каменах, железе или меди или како старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно».
При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Широкими шагами развивалась наука и культура страны. Шотландец Камерон до приезда в Петербург не осуществил ни одной постройки, а здесь исполнил прекрасные ансамбли в Царском Селе и Павловске в духе «легкого» изящного классицизма, особенно отличившись в создании парковых павильонов и в декорировке интерьеров дворца.
Во Франции, где со второй половины 18 в. назревал решительный революционный взрыв, где буржуазия обладала большими культурными традициями и достаточной социальной мощью, основная линия развития искусства вела к зарождению полного гражданского пафоса революционного классицизма Давида. Сзади их связывали черной лентой или прятали в черный мешочек-«кошелек». Глубина мысли, героическое истолкование образа, патетичность художественного замысла делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого исторического призвания России. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся в середине 18 в., закрепил компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции антифеодальное движение имело более массовый характер и готовило буржуазную революцию. В Германии, Центральной Европе архитектура позднего барокко и монументальное искусство были связаны еще в значительной мере со старой клерикально-феодальной культурой.
Если кому из них и «везло», это выглядело как случайное счастливое стечение обстоятельств, поворот капризного колеса Фортуны. Поэзия петровского времени – это поэзия кораблестроительства, соленого морского ветра. Старший Растрелли участвовал в декоративном оформ- лении Петергофа, проектировал «Триумфальный столп», прославляющий победы русского оружия, - покрытую барельефами колонну (этот памятник не был осуществлен), но самое лучшее, что он сделал, - это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоан-новны с арапчонком. Кроме традиционного русского платка, носили и кику, кокошник, чепцы. Даже если человек все же решался принять ванну, то он делал это в одежде.
Этот этап связан с завершением поздних форм барокко и выделением в ряде стран художественно-стилистического направления, получившего наименование «рококо» или «рокайльного стиля» (Рококо – от французского слова рокайль, то есть раковинообразный в искусстве этого направления один из излюбленных декоративных мотивов напоминал по форме прихотливо изогнутую раковину. ). То же самое относится и к опыту древнерусского искусства. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи — Д. Б. Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»). Некоторые черты стиля рококо проявились и в искусстве Чехии 1740— 1750-х гг.
Странны и большей частью глубоко печальны биографии русских художников XVIII века. Фомин, Д. Бортнянский).
Парадные аби шили из атласа или шелка и украшали вышивкой борта и карманы, а манжеты делали из той же ткани, что и весту. 18 века возникла сложная парадная дамская прическа — «куафюра», составлявшая одно целое с головным убором. Он сохраняет симметрию, протяженность и прямизну фасадов. Но не их грудами и не усилиями «просвещенной монархини» была создана русская наука.
В трагедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий Самозванец». На улице в контуше можно было встретить лишь представительниц низших слоев населения. Для войны были нужны пушки, в результате на них переливают колокола русских церквей, затем строятся металлургические предприятия. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами.
Не меньшее значение имело и то, что по сравнению с искусством 16 и 17 вв. Кроме этого, Петр I приказывает строить полотняные заводы. В поэзии широкое распространение получает торжественная лирика: «канты», «виваты», а также зарождается лирика любовная, что было граничит с интересом к человеческой личности. В самом деле, то, что происходило тогда в России, было похоже на Ренессанс и по социальному смыслу (начало буржуазного развития) и по тенденциям культуры: ее «обмирщение», тяга к союзу искусства с наукой, с положительными знаниями, к рационализму, целесообразности, трезвости. Покрой фрака часто менялся. Особенно моден в 70-е гг.
XV-XVII вв. Все это привело в 1720-х гг. "Век разума и просвещения" – так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. Над ними царит силуэт всадника на крутом гребне волны. Какая-то поэтическая свобода, нестесненный полет мысли, полет души отразились в горделивом разлете бровей под крутым светлым лбом, в ясном взоре «Неизвестного». Хотя Анна окружала себя иностранцами и передала управление страной в руки немца Бирона, художник увидел в ней олицетворение косной «азиатчины».
Характерно в этом отношении обращение Дидро к художнику из его «Опыта о живописи»: «На твоей обязанности лежит прославлять, увековечивать великие и благородные дела, почитать несчастную и оклеветанную добродетель, клеймить счастливый, всеми почитаемый порок. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Обязательной принадлежностью мужского аристократического костюма была белоснежная рубашка из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным кружевными оборками — «жабо». Поверх рубашки надевали «весту» — узкую распашную куртку из яркой шелковой ткани с вышивкой с узкими длинными рукавами, которые не сшивались, а скреплялись по локтевому шву в нескольких местах.
Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. И все же от себя не уйти. Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках.
Наиболее дальновидные представители абсолютизма стремятся ценой некото-рыл уступок по-новому приспособить к «духу времени» старые формы управления, так сказать, осовременить их, придать им видимость «просвещенности», выдать свое классовое дворянско-абсолютистское государство за носителя общегосударственного, общегражданского правопорядка. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. На этой основе декларировалось право людей на coциальную революцию. Однако Россия всерьез и надолго заявляет о себе, как о великой державе. На почве просветительских идей вырастает литературное направление – сентиментализм.
Развивается судостроение, канатное, кожевное и стекольное производства. Существовало множество вариантов этого платья — от домашнего до парадного.
Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. 1766 – 1782 гг. Задача художественного отделения при Академии наук, созданной в 1724 году, определялась так: «Художники необходимы для рисования анатомических фигур, трав и других натуралей». Банты располагались на груди так называемой «лестницей» — уменьшаясь по величине сверху вниз.
В посредственных памятниках бывает так, что смотрятся они только с какой-нибудь одной, много – с двух точек зрения, а с других выглядят бесхарактерно, бесформенно, порой возникают не предусмотренные скульптором комические эффекты: вдруг оказывается, что у всадника одна нога лошадиная или что-нибудь в этом роде. С. 16).
Даже мужской костюм выглядел женственным. Костюмы аристократии шились из бархата, дорогого тяжелого шелка и парчи, тончайшего полотна и кружев, блистали золотом и драгоценностями (даже вместо пуговиц на них были драгоценные камни). Появляются платья с сильно выступающими боками, но плоские спереди и со стороны спины. В Англии буржуазная революция была уже позади.
Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действительности. Все зло от невежества – считали просветители. Подлинно художественные городские ансамбли обладают особого рода магнетизмом – они способны ассимилировать, «приручать» даже чужеродное. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству — средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы. Народная сатира проникает и в лубочные листы — такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости. Полюбились маленькие букеты искусственных цветов (часто фарфоровые), которые прикалывали на груди. Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825).
Все его силуэты выразительны и в их изменениях – жизнь фальконетовского Петра. Баженову почти ничего не удалось построить – только «Пашков дом» в Москве, где помещается ныне Государственная библиотека имени В. И. Ленина. Представители же третьего сословия (а в России передовые круги дворянской, преодолевающей узость своих классовых интересов интеллигенции) стремились утвердить в общественном самосознании принципы гражданственности, принципы служения государства интересам «общества в целом», критиковали деспотический произвол монархов и надменный эгоизм светской и церковной аристократии. Культура России в 18 веке дала мирскому искусству право на общественное признание.
Традиции способны возрождаться из пепла, когда приходит их час. Начинается собирание и издание исторических источников. Иллюзионизм «восковой персоны» – вполне в духе стремлений петровской культуры к тщательному изображению «нату-ралей».
Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устрашает по-другому: нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины, тупая деспотическая сила, которая важно движется, не видя кругом себя ничего и способна раздавить не глядя, не понимая. Перчатки, зонтик, трость и лорнет вошли в моду к 80-м гг. В ходе ее развития беспощадно и последовательно ликвидировались феодальные порядки. Наиболее полно своеобразие русского барокко воплотилось в архитектуре. Во французском зодчестве второй половины века наряду с более элегантно-камерными формами классицизма, так называемого стиля Людовика XVI, в творчестве Суфло закладываются основы и более строгого, собственно монументально-гражданственного понимания задач архитектуры.
«Кариатиды» Федоса Щедрина – группа из трех женских фигур, несущих на поднятых руках земной шар, – стоят возле башни Адмиралтейства, по обе стороны арки, почти вровень с ней. Развиваются промышленность и сельское хозяйство, культура и искусство. Мы находим здесь описание животного и растительного мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и сел, обычаев и быта народов. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование.
Творчество мастеров портрета в живописи и скульптуре второй половины 18 в. во Франции, Англии, России (Гейнсборо, Левицкий, Шубин, близкий к классицизму Гудон) противостояло линии парадно-сословного портрета позднего барокко или условно-салонному светскому портрету, связанному с доживающими свой век рокайльными традициями. В Англии (Адам Смит) и во Франции (физиократы) закладываются основы политэкономии как научной дисциплины.