Гобелен создан по картине «Зонтик» великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, написанной в 1777 г. Испанский художник — Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес или более известный нам – Франциско Гойя, писавший гравюры, являлся одним из самых ярких художников 18 века. Картина Франсиско Гойи Зонтик: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. теме «Венеры небесной и Венеры земной», Г. с портретной характерностью пишет вполне реальную модель (вероятно, герцогиню Альба). В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Портрет понравился и был благосклонно принят. К празднику св.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. музеи, Берлин «Махи на балконе», ок. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Именно она повелевала своим мужем и всеми членами семьи. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
С 1778 он исполнял офорты, начав с копирования картин Д. Веласкеса. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Картины этого периода светлые, жизнерадостные, его портреты были чрезвычайно востребованы.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. ситуации в Испании. позиций Г. показывает нар.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
После подавления революции в 1824 престарелый художник уезжает в добровольное изгнание в Бордо, где продолжает работать (серия литографий «Бордоские быки», 1825 картина «Молочница из Бордо», 1827 – 28, Прадо), пишет портреты исп. На этом фоне произошло усиление влияния церкви. Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность испепеляющую ненависть к врагу.
Росписи перекликаются с графической серией «Нелепицы» («Los Disparates» 22 листа, 1820-1823 издана в 1864 под названием «Пословицы»), в которой персонажи без масок обнаруживают своё подлинное, скотоподобное и инфернальное обличье. В гравюрах Гойи соединяются фантасмагория и аллегория не довольствуясь изображением, он сопровождает листы словесными комментариями. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
В лучших из них акцентированы высокое достоинство личности, сильный темперамент: портреты герцогини Альбы (Музей Испанского общества, Нью-Йорк и другие собрания), французского посла Ф. Гиймарде (1798, Лувр, Париж), «Ла Тирана» (1802, Академия Сан-Фернандо, Мадрид), Исабель Кобос де Порсель (около 1806, Национальная галерея, Лондон), несколько автопортретов (1810-е годы, Прадо и др. ). Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии., чей портрет он создал. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
1816). Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. В этот же период своего творчества художник выполнял и гобелены.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Однако нередко Гойя привносил в портреты личное отношение, проявлявшееся в ироничной гипертрофированной «натуральности», особенно в изображениях членов королевской фамилии («Семья Карла IV», 1800, Прадо «Конный портрет Фердинанда VII», 1808, Музей Академии Сан-Фернандо) и приближённых двора («Годой – победитель Португалии», 1801, там же и др. ).
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. посла Ф. Гиймарде (1798, Лувр, Париж), «Ла Тирана» (1802, Академия Сан-Фернандо, Мадрид), Исабель Кобос де Порсель (ок. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». богатством («Водоноска», Музей изобразит.
У двора, напряжённо следящего за событиями Французской революции, пропал интерес к украшению дворцов— и теперь у Гойи нет заказов на картоны для шпалер. В этих композициях, похожих на мир галлюцинаций (на тему мифа о Сатурне и др. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. – всего 14 панно 1820-23, Прадо), Гойя освобождается от излишней декоративности иллюзорного сходства, обнажая дионисийскую стихию, «тёмную страсть», питающую его искусство семантика этого цикла указывает на тему ванитас, претворённую в контексте современных событий.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В некоторых работах Гойи – ранних росписях в церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (1771-72) в Сарагосе и барочных алтарных картинах – сказалось влияние Дж. На заднем плане художник изобразил себя, стоящего за мольбертом. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. традиций и обычаев становилось у него всё более драматичным, тревожным («Похороны сардинки», 1814, Прадо «Майское дерево», 1815, Гос.
роспись – в ц. Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде. «Пословицы»), в которой персонажи без масок обнаруживают своё подлинное, скотоподобное и инфернальное обличье. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды. Мать крепко и властно держит его за руку.
Фантастический образ истолковывался по-разному. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк серия офортов «Тавромахия», 33 листа, 1815 изд. Став королевским (1786), затем придворным (1789) художником, Гойя был нагружен многочисленными заказами на портреты его ранние парадные изображения испанской знати и банкиров были написаны в традициях Д. Веласкеса.
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Мрачное, слегка одутловатое лицо, вдумчиво-настороженный и полный сарказма тяжелый взгляд, грозно взирающий из-под бровей, большая голова – таким на автопортрете зритель видит художника. Мытарева. – Большая тяжелая голова, мрачное немолодое, полное сарказма лицо, настороженный взгляд глаз, смотрящих изпод нависающих век, – это уставший, много передумавший и многое понявший человек.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Его отец— Хосе Гойя. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. галерея, Лондон), неск. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
галерея Ирландии, Дублин «Последний час старухи», ок. воздействие на европ. Художника привлекают тёмные, «ночные» стороны жизни («Колдующий», 1798, Национальная галерея, Лондон «Сон», около 1800, Национальная галерея Ирландии, Дублин «Последний час старухи», около 1810-12, Музей изящных искусств, Лилль). 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. автопортретов (1810-е гг., Прадо и др. ). В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Значительно графическое наследие Гойи (свыше 1000 рисунков и эстампов). Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Постепенно у Г. складывается манера «тёмных картин» («pinturas negras») : как и его великие предшественники Эль Греко и Рембрандт, он посредством контрастной светотени добивается суггестивного драматизма образа использует эффекты ночного освещения.
Это решение короля сильно взволновало Гойю — ведь он хотел создать работу, превосходящую «Менины» Веласкеса, чувствуя, что в силах сделать это. культуру 19 – 20 вв., вплоть до экспрессионизма и сюрреализма. После того как композиция картины «Портрет семьи короля КарлаIV» была утверждена, КарлIV спохватился, что на картине будет изображено тринадцать человек. В картинах «Маха одетая» и «Маха обнажённая» (1798 – 1805, Прадо), обратившись к аллегорич. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца».
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. предвосхищает импрессионизм свободой и колористич. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Грудь его украшена сверкающими орденами, на боку висит шпага. Инквизиция продолжала вмешиваться во все области светской жизни, в том числе и в развитие искусства. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Франциска Великого в Мадриде. Она отвернула голову от зрителя и смотрит на королеву. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса (с 1760), в Мадриде у Ф. Байеу (с 1766), на сестре которого женился. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. В композициях изображены большей частью сцены из жизни – танцы, пикник, пир, сценки на ранках, деревенская свадьбы. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
Родился в семье ремесленника-позолотчика. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Франсиско безуспешно попросил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4000 реалов. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Серия офортов «Капричос» («Los Caprichos», 80 листов, 1797 – 98 изд.
Так для королевской мануфактуры он создал более шестидесяти гобеленов. Жить ей осталось недолго. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. на тему «Поклонение имени Бога». После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Так он вызвал ненависть Жозефа. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. и Гаспара Ховельяноса. Его хитростью завлекли во Францию. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски.
1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Глухота, поразившая художника после тяжёлой болезни зимой 1792 – 93 изменила образ его жизни и совпала по времени с ухудшением общественно-политич.
Гойя неоднократно возвращался и к темам своего раннего творчества, но изображение людей из народа, национальных традиций и обычаев становилось у него всё более драматичным, тревожным («Похороны сардинки», 1814, Прадо «Майское дерево», 1815, Государственный музей, Берлин «Махи на балконе», около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк серия офортов «Тавромахия», 33 листа, 1815 издана 1816). Однако нередко Г. привносил в портреты личное отношение, проявлявшееся в ироничной гипертрофированной «натуральности», особенно в изображениях членов королевской фамилии («Семья Карла IV», 1800, Прадо «Конный портрет Фердинанда VII», 1808, Музей Академии Сан-Фернандо) и приближённых двора («Годой – победитель Португалии», 1801, там же и др. ). Жену брата почти полностью заслоняет зять короля. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Гойя расставил их в одном из залов дворца.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Гойя тоже подвергался гонению — сначала ему дали понять, что некоторые из его «Капричос» не нравятся церкви. Он пишет «Проповедь св.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Последовавший раздел имущества между Гойей и его сыном Хавьером остался для нас единственным источником сведений о повседневной жизни Гойи после смерти Сапатера в 1800 году. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
1000 рисунков и эстампов). Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. серией «Нелепицы» («Los Disparates» 22 листа, 1820 – 1823 издана в 1864 под назв. В 1767 (. ) – 1771 посетил Италию. Тогда же были на писаны и картины – «Зонтик» – 1777, «Игра в пелоту» – 1779, «Игра в жмурки» – 1791, которые тоже стали сюжетами для картонов для гобеленов.
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». свободу. В 1798 Г. исполняет последнюю религ.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Росписи перекликаются с графич. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе.
Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры.
Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель. работает по украшению церкви св. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск.
Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. Осталось последнее мгновение перед залпом. В них Гойя изобразил характерные испанские типы, празднества и развлечения, занятия и ремёсла («Зонтик», 1777 «Продавец фаянса», «Игра в пелоту», оба 1779 «Водоноски», «Деревенская свадьба», оба 1787). Гойя написал только один её портрет.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. 1863) и полном экспрессии живописном диптихе («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года в Мадриде», 1814, Прадо). В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. На картине изображены двое – молодой человек, прикрывающий от солнца большим расписным китайским зонтиком красивую юную даму. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Из-за спины Фердинанда выглядывает его брат. С 1778 года он исполнял офорты, начав с копирования картин Д. Веласкеса. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. К «черным картинам» мы еще вернемся. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Вместе с тем живописная манера его жанровых картин 1810-х гг.
С патриотич. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В 1775 переехал в Мадрид, где по заказу королевской мануфактуры создал несколько серий картонов для шпалер (с 1776 по 1792 всего свыше 60 работ большая часть – в Прадо, Мадрид), стилистически близкие искусству рококо, с насыщенным цветом и обобщённым рисунком. 1810 – 12, Музей изящных искусств, Лилль). В Испании прекратилось проведение либеральных реформ и начался период феодальной реакции.
Это 14 картин. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). 1800, Нац. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Обе картины отличаются блеском живописи, почти лихорадочной, стремительной точностью мазка и тонкой передачей красоты женского тела.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Сославшись на тяжёлую болезнь, Гойя отказал директору королевской мануфактуры на эскизы для шпалер. Ей никогда не выбраться. Рядом стоит его невеста. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил.
Перелом в творчестве Гойи наступил в начале 1790-х годов. «В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную "Маху". Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Она создана для второй серии гобеленов, предназначавшейся для украшения столовой дворца Прадо. Картины Гойя рисовал для себя. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Рядом стоит супруга зятя — принцесса с маленьким младенцем на руках. Было принято решение, что на заднем плане, где-нибудь в глубине зала, художник должен поместить себя. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
по заказу герцога Осуна: «Прощание св. собрания), франц. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. 1790-х гг.
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Замкнувшийся в себе, он всё чаще работает не на заказ, обретя полную творч. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Обстановку осложняло то, что художник примерно в это время создал одну из самых знаменитых своих работ: полотна «Маха обнаженная» и «Маха одетая» (1800–1803), моделью для которых была герцогиня Каэтана Альба.
Последние годы жизни в Испании Г. посвятил росписям стен своей виллы «Дом глухого» («Quinta del Sordo») под Мадридом. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Перелом в творчестве Г. наступил в нач.
Вместе с тем нельзя не отметить известной напряженности в чуть вызывающей позе, настороженности почти враждебного взора, особенно у обнаженной махи, что лишает ее образ той естественной и радостной свободы жизнеощущения, которая так характерна для женских образов эпохи Возрождения. 90-е годы были тяжелыми для Гойи и в личном и в профессиональном отношении. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Фоны мн. Свадьба состоялась в Мадриде. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Назначенный директором живописного отделения мадридской Академии Сан-Фернандо (1795 – 97), Г. был вынужден из-за болезни оставить эту должность. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Б. Тьеполо. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. и трагич.
Последнее полотно изображает расстрел участников восстания французскими войсками. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Между королевской четой стоит младший сын, с любопытством взирающий на зрителя.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Под ее одеждой скрыт нож. Будучи с 1799 года первым художником короля, Гойя продолжал создавать много портретов. В этой непростой обстановке правящие круги приняли решение участвовать в интервенции европейских стран против Франции. Последние годы жизни в Испании Гойя посвятил росписям стен своей виллы «Дом глухого» («Quinta del Sordo») под Мадридом.
Чтобы показать главенствующее положение короля, Гойя немного выдвинул его вперед. стороны в серии офортов «Бедствия войны» (82 листа 1810 – 20 изд. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8.
эмигрантов. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. галерея, Лондон «Сон», ок. ГОЙЯ, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, Арагон – 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник и график.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Вторая картина пользуется мировой известностью. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Р. Менгс и др. ).
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Тем было освещено великое множество.
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». – всего 14 панно 1820 – 23, Прадо), Г. освобождается от излишней декоративности иллюзорного сходства, обнажая дионисийскую стихию, «тёмную страсть», питающую его иск-во семантика этого цикла указывает на тему ванитас, претворённую в контексте совр. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. действительность с позиции Просвещения, в которой аллегорич. Для банка св. Фоны многих произведений Гойи неопределённы – чаще всего это неясный сумрак из которого светом выделены важные детали. событий. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Никто себя не знает». После подавления революции в 1824 году престарелый художник уезжает в добровольное изгнание в Бордо, где продолжает работать (серия литографий «Бордоские быки», 1825 картина «Молочница из Бордо», 1827-28, Прадо), пишет портреты испанских эмигрантов. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
Назначенный директором живописного отделения мадридской Академии Сан-Фернандо (1795-97), Гойя был вынужден из-за болезни оставить эту должность. 1806, Нац. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Но протокол допроса не сохранился. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
«В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную «Маху». В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. наследие Г. (св. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Значительно графич. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Вместе с тем живописная манера его жанровых картин 1810-х годов предвосхищает импрессионизм свободой и колористическим богатством («Водоноска», Музей изобразительных искусств, Будапешт).
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Постепенно у Гойи складывается манера «тёмных картин» («pinturas negras») : как и его великие предшественники Эль Греко и Рембрандт, он посредством контрастной светотени добивается суггестивного драматизма образа использует эффекты ночного освещения. Их краски – насыщенные, а композиции – простые. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
Художника привлекают тёмные, «ночные» стороны жизни («Колдующий», 1798, Нац. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. искусств, Будапешт).
Будучи с 1799 первым художником короля, Г. продолжал создавать много портретов. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Это очень известные картины живописца. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.
В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». После того как французов разбили в 1813 году португальцы испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. 1799) – сатира на феодально-клерикальную исп. Штрихи его иглы острые, царапающие. Девы Марии.
Как придворный художник, он работал чаще всего в качестве портретиста, чем и прославился. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Картины с описанием будут представлены ниже. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
В этих композициях, похожих на мир галлюцинаций (на тему мифа о Сатурне и др. Замкнувшийся в себе, он всё чаще работает не на заказ, обретя полную творческую свободу. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В картинах «Маха одетая» и «Маха обнажённая» (1798-1805, Прадо), обратившись к аллегорической теме «Венеры небесной и Венеры земной», Гойя с портретной характерностью пишет вполне реальную модель (вероятно, герцогиню Альба).