В результате удается показать все многообразие народного деревянного зодчества Русского Севера. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре. Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.
Знакомство с лучшими памятниками народного деревянного зодчества представляет глубокий интерес не только для изучения русской материальной культуры, но и для современного архитектурного творчества. Ключевой и наиболее сохранившейся формой архитектуры времен Киевской Руси является монументальное зодчество, объектами которого были оборонительные сооружения, дворцы правителей и, конечно же, церкви. Временные рамки первой эпохи в истории древнерусского зодчества охватывают промежуток времени между 10-ым – 13ым веком.
Необходимо заметить – деревянное зодчество Древней Руси не забыто. Шедевром русского деревянного хоромного зодчества был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. "зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры.
Как видно из сохранившихся памятников церковного строительства, древнерусское деревянное зодчество развивалось очень медленно. Развитие русского зодчества продолжалось, таким образом, лишь на землях Северной Руси, где достаточно четко разграничились две самостоятельные линии развития: северо-западная и северо-восточная. От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. Таким образом, галицкое зодчество второй половины XII в. отличалось от зодчества остальных русских земель прежде всего гораздо большей ролью внешних влияний, включая прямое использование некоторых романских типов храмов.
Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни.
А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова: Три терема златоверхие, Да трои сени косящаты, Да трои сени решетчаты, Хорошо н теремах изукрашено, На небе солнце, в терему солнце, На небе месяц, в терему месяц, На небе звёзды, я терему звёзды, На небе заря, в терему заря – И вся красота поднебесная. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. XIII в. и их в Киеве уже не было. Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг. Мастера работали только топором, вот таким образом говорили»срубили церковь».
Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. За период с 60-х гг. Ныне она не существует, но, по данным обследования 1928-1929 гг., храмик, несмотря на очень небольшие размеры (приблизительно 5. 7 х 5. 1 м), был довольно высоким во всяком случае стены его поднимались почти до 7 м. Аналогичная церковь была возведена вместе с комплексом усыпальниц, примыкавших к восточному фасаду Софийского собора и вскрытых раскопками. Дом был как бы частью окружающей природы. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. В отличие от киевской церкви Большой собор Бельчицкого монастыря не имел, однако, лестничной башни и крещальни вопрос о том, где размещалась лестница для подъема на хоры, остается открытым.
XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. Над проездом здесь тоже была расположена церковь.
Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Лишь после того как в 1935 г. здание новой церкви разобрали, появилась возможность провести археологическое исследование древнего памятника. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ). Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. В основном постройки увенчивались нарядными большими к у п о л а м и и маленькими м а к о в к а м и, напоминающими форму луковиц.
Это была характерная для Польши романская техника. Пилястры сложные, с тонкими полуколонками, но очень мягко профилированные.
Однако на этом развитие полоцкого зодчества оборвалось. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. М. Штендер).
Таким образом, константинопольские церкви и киевский Софийский собор отвечали разному социальному содержанию заказа. Они обусловлены несколькими причинами. Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи. В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор.
В центре, на возвышении, величаво утверждена большая, центральная. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии.
Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. До XI века на Руси применяли исключительно дерево при строительстве храмов. В 1938 — 1939 гг. В IX — X вв.
Состоит она из трех разновеликих восьмигранных срубов-ярусов, поставленных один на другой. С середины высоты стены приобретают меньшую толщину, образуя снаружи горизонтальный уступ идущий вокруг здания.
На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». По сохранившимся постройкам можно судить, что хоры занимали только западное членение храма, причем боковые части хор опирались на своды и имели характер замкнутых часовен, а средняя — открытый балкон на деревянных балках. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Так, в 1809 — 1810 гг. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия. После возведения Мономахова собора монументальное строительство в Смоленске прекратилось и следующая постройка — Борисоглебский собор Смядынского монастыря — была заложена в 1145 г., т. е. после более чем 40-летнего перерыва.
Наиболее крупным объектом строительства был городской храм Владимира — Успенский собор, — возведенный в 1158 -1160 гг. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров.
Бутовский же считал, что Русь все получила непосредственно из древних восточных традиций и именно это обстоятельство, по его мнению, является основой самобытности русского искусства. На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни». Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде.
Например, квадрифолий у с. Побережья имел мощные фундаменты, свидетельствующие о его значительной высоте, скорее всего двухэтажности.
Из Жития Евфросиньи Полоцкой известно, что строителем храма был приставник над делатели церковными Иван (в другом варианте — Иоанн).
А. В. Из построек, возведенных в 50-х-гг. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей.
Мерой была красота и сам человек, его пропорции. Церковь не сохранилась, но раскопки показали, что она была сооружена не из плинфы, а из хорошо тесанных каменных блоков, т. е. в технике, которая на Руси ранее нигде не применялась.
Там пока известен лишь один памятник древнего зодчества — церковь в Турове, вскрытая раскопками. во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор. Раскопки этого здания позволили установить основные черты его плана.
Судя по раскопанным фундаментам, он также представлял собой четырехстолпный храм, однако значительно более крупный и с примыкавшими с трех сторон галереями. Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы.
Вместе с тем архитектурный облик памятников 60-х и 90-х гг. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии.
Музей в Малых Корелах экспонирует интерьеры изб, часовен, где представлена характерная обстановка, отражающая специфику материальной и духовной культуры северорусского населения. В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».
К тому же ведущие районы Галицкой земли вплоть до середины XX в. были отделены от России и, следовательно, ни русским, ни позднее советским исследователям эти памятники не были доступны. Близ Галича вскрыт иной вариант квадрифолия — с мягко скругленными контурами (так называемый Полигон).
Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной. В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок.
Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи. И князь Юрий обратился за помощью к своему военному союзнику — галицкому князю Владимиру. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны.
Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. Тем не менее представить первоначальный облик храма не составляет особых затруднений. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие.
Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Это конусообразная кровля с башенкой наверху, придающая храму стройность. Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом.
В 1156-1160 гг. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого.
К тому же очень вероятно, что к 30-м гг. История зодчества Древней Руси — молодая наука. Произошло это, по-видимому, в конце 40-х гг. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Никаких новых приезжих зодчих не появлялось.
В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры. Резьба покрывает всю верхнюю часть здания выше аркатурно-колончатого пояса.
Не было, нет и не будет такой". Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг.
Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте.
Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию. Там же был возведен каменный княжеский дворец. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. Первоначальный облик этих ныне исчезнувших частей здания поддается лишь очень гипотетической графической реконструкции, но несомненно, что он был гораздо более торжественным, чем сейчас.
Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг. Храм имел с трех сторон притворы. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов. А был ли он.
Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ). Собор явно продолжал традицию, наметившуюся в киевском строительстве в предшествующие годы и в значительной степени восходившую к древнейшему памятнику Киева — Десятинной церкви.
Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. был восстановлен, при этом значительно расширен. Существовали различные типы кровли. Но и в данном случае речь может идти лишь о деталях, которых абсолютно недостаточно, чтобы делить зодчество упомянутых земель на различные школы. Никакой заказчик — ни князь, ни церковные власти — не позволил бы отойти от освященного традицией канонического типа.
Часто сруб ставился на валуны. Внутри храма нет хор. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда.
Постройка во Владимире пятиглавого собора, возможно, должна была подчеркнуть особое значение Владимирского княжества, противопоставить главный храм Владимира роскошным многоглавым сооружениям Киева XI в. Архитектурные формы перестроенного Успенского собора очень близки постройкам предшествующей поры и в частности первоначальному зданию этого же храма.
Довольно распространенной является элемент кровли «б о ч к а» – наподобие перевернутой вверх килем лодки с отпиленным носом и кормой. Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями. К тому же техника здания явно не имеет на Руси никаких аналогий. После этого в Чернигово-Северской земле разворачивается интенсивное строительство. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.
Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. Есть все основания утверждать, что владимиро-суздальское зодчество — одна из русских архитектурных школ, хотя и насыщенная романскими элементами. Датировка минского храма вызывает дискуссию.
Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. Как отмечено выше, ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки.
Очевидно именно тогда Всеволод отправил в Полоцк киевскую строительную артель. Наиболее вероятно, что в Киев они вернулись после того, как в 1167 г. волынский князь Мстислав стал киевским князем. Открытые раскопками нижние части перспективных порталов демонстрируют великолепную белокаменную резьбу. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. В таких условиях князь Володарь, обратился за строителями в соседнюю Польшу.
Следует отметить также, что в интерьере храмов постепенно начинает преобладать продольная ориентация и если в памятниках XI, а частично и XII в. подкупольное пространство обычно бывало несколько большим в направлении поперек храма, то к концу XII в. его делают удлиненным вдоль здания. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров. Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева.
Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Сусловым, так и его коллегами Л. В. Раскопками удалось изучить нижние части стен и фундаменты этого здания.
Вот таким образом вся внешняя декорация не несет никакой конструктивной нагрузки, как это было в Успенском соборе. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. Близка к киевским памятникам не только строительная техника, но и типологическая схема храма: в плане Бельчицкого собора видно явное сходство с планом киевской церкви Спаса на Берестове — совпадают пропорции плана, форма притворов, хотя здание несколько меньше по величине (длина церкви Спаса около 26 м, а Бельчицкого собора — 23. 5 м). Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей.
Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг. Вот таким образом зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти 4 м и засыпал его землей. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание.
Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. Центром ансамбля являлся собор. Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. Естественно, что древние памятники зодчества, олицетворявшие здесь престиж и традиции великокняжеской власти, не только не разрушали, но тщательно поддерживали и ремонтировали.
Естественно, что и декоративные элементы новгородских храмов специфичны, поскольку при широком использовании плиты было нелогично применение таких кирпичных форм, как полосы меандра и декоративные выкладки из плинфы. Вот таким образом Десятинная церковь является древнейшей из известных нам монументальных построек Руси. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились.
Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году.
В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство. Появление в Киеве кирпича брускового типа, вероятно, было граничит с приездом каких-то романских, точнее — польских, мастеров. Стены храма и снаружи и внутри были расчленены плоскими лопатками.
Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). В Полоцке после постройки Софийского собора, как и в Новгороде, монументальное строительство прекратилось, поскольку Софию возводили приезжие, киевские мастера, а собственных строителей еще не было. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996).
Деревянное зодчество органично сливалось с окружающей природой. В 1600 году царь Борис Годунов велел надстроить колокольню, сделав ее на два яруса выше и увенчать ее золотой главой, о чем свидетельствует велеречивая надпись, помещенная высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Стены сложены из рядов тесаных известняковых квадров, перемежающихся сдвоенными рядами плинф.
Но общее впечатление стало уже несколько иным, появился оттенок особой торжественности. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения.
Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия.
И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Ополовникова.
Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. Следовательно, здесь явно прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху. Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м). XII в. (предположительно 1119 г. ) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя.
В нем говорилось:. В том же Бельчицком монастыре некогда существовал храм, который, согласно материалам случайного его раскрытия при земляных работах в конце XVIII в., был четырехстолпным, с одной апсидой и двумя полукружиями на боковых фасадах, обращенных к северу и югу. В конце 40-х или начале 50-х гг. вновь возвратились в Киев. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Далем, А. М. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки.
Башня Якутского острога в 90-е гг. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими.
Это квадратная в плане четырехстолпная церковь, увенчанная одной массивной главой. XII в. во Владимире был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский собор. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. О формах Троицкого собора мы ничего не знаем, так как этот памятник был сильно перестроен в конце XII в. и еще раз — в XIV в., а в конце XVII в. снесен.
Дома «двужилые», то есть двухэтажные. Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. XX столетия. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды.
Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора. Таким образом, в полоцкой архитектурной школе раньше, чем в других строительных центрах Древней Руси, сложился тот тип динамической композиции столпообразного храма, который позднее в различных вариантах стал характерен и для остальных русских земель. В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки.
Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Абсолютно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. В начале 40-х гг.
Поскольку по планам и строительной технике постройки полностью совпадают с ранними галицкими, есть основания полагать, что и по внешнему виду они были также если не вполне идентичными, то во всяком случае очень близкими. 11) Об этом же свидетельствуют и найденные при раскопках галицких храмов каменные детали, полностью совпадающие с деталями сохранившихся памятников Северо-Восточной Руси. Перекрытие производилось обычно на два ската. Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров.
От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Все в крестьянском доме было продумано и функционально. Такое сходство абсолютно понятно.
И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть.
Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Скорее наоборот. на это месте построили новую церковь.
Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Гряда, пересекающая остров, настолько гармонирует с рукотворным чудом, что человек испытывает радость и счастье, любуясь величием открывшегося перед взором ландшафтом.
Вместе с классовым обществом происходило становление государства. с. Боголюбово). церковь Успения относилась к тому типу киевских памятников, которые продолжали старую традицию. Когда же произошла эта смена строительной традиции. Были попытки связывать многоглавие киевской Софии, как и всю ее композицию, с традициями языческого деревянного зодчества.
Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. К этому следует добавить стройные пропорции и крупные размеры (27. 5 х 17. 6 м), делающие собор величественным и торжественным. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
Вероятно, в 70-х гг. Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты.
Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь абсолютно новые задачи. В. Столетов). Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
Письменные источники сообщают о необыкновенной роскоши отделки здания. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками. Другая русская архитектурная школа, сложившаяся в XII в., — полоцкая.
На этом холме, как на пьедестале и была воздвигнута церковь. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м). Сначала ставили сруб, затем и кровлю. Стремление всячески подчеркнуть вертикальную устремленность столпообразной композиции видно в форме арок закомар, кокошников и даже бровок над окнами.
Время возведения собора неизвестно. В. Прахов во Владимире-Волынском). Собор настолько близок киевским и черниговским памятникам, что различия здесь имеются лишь во второстепенных деталях.
Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение. Второй этаж – жилой. У северного и южного притворов храма есть самостоятельные апсиды.
Обстановка существенно изменилась в 1139 г., когда киевский стол занял черниговский князь Всеволод Ольгович. Основное отличие Успенского собора от ранних галицких памятников не в плановой схеме (хотя и здесь есть очень существенная разница) или технике, а в абсолютно ином стилистическом характере. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей.
глава. Бревна подбирали ровные, одно к одному.
Ее гладкие белокаменные стены расчленены простыми плоскими лопатками. В 1899 и 1904 гг. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. К какой архитектурной традиции относится минский храм, откуда прибыли его строители, пока неясно. XII в. стольным городом объединенной Юго-Западной Руси стал Галич и здесь в дальнейшем сосредоточилось почти все монументальное строительство. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры.
Остатки фундаментов обеих построек вскрыты раскопками. Вторая постройка — церковь Бориса и Глеба в княжеской резиденции близ Суздаля — Кидекше. Сложен он был тоже из превосходно отесанных блоков, причем наряду с известняком применялся алебастр.
Роскошные резные перспективные порталы, аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине высоты стен, членящие стены сложнопрофилированные пилястры с колонками имеющие базы и резные капители, профилированный цоколь, обходящий вокруг всего здания, — вот основные декоративные элементы храма. В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви.
«Теперь я немного расскажу о «технологии» строительства деревянных сооружений, а в частности русской избы. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору.
Спасская церковь, к счастью, полностью сохранилась, хотя в сильно перестроенном виде.
Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты. Выяснилось, что в отличие от всех предыдущих киево-черниговских храмов новгород-северский собор с запада имел притвор, а с севера и юга — полукруглые выступы. Ладожские храмы 50-60-х гг.
В северной части восточно-славянского ареала строили наземные срубные дома с дощатым полом. Однако строительно-технические особенности памятника и своеобразная форма столбов (квадратные со скошенными углами) сближают ее с черниговской Пятницкой церковью. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города5.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что начиная примерно с рубежа XII-XIII вв. Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. «С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство.
Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг.
Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы.
Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах. Таким образом, собор стал пятинефным и пятиглавым. Абсолютно уникальное явление во всем русском зодчестве — окна второго яруса имеющие круглую форму. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.
Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке вообще нет галерей3).
Сооружения, возведенные во Владимирском княжестве в 90-х гг.
Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы. Венцы накладываются один на другой и в результате образуется сруб. Сложная динамическая композиция масс была характерна для киевских памятников начала XII в. и в частности ярко выражена в церкви Спаса на Берестове. 14) Последующее развитие киевской архитектуры, связанное с деятельностью переехавшей из Чернигова строительной артели, отмечено созданием гораздо более статичных храмов. Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск.
И. Э. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. XII в. В 50-х гг. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи.
В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Таким образом, в Киевской земле переход к новому этапу развития архитектуры, по всей вероятности, связан с именем талантливого мастера, которого летописец, очевидно недаром, ценил настолько высоко, что сравнивал с библейским зодчим Веселиилом. Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем.
Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы.
Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. В действительности же он обладает своеобразными особенностями. С востока расположена одна большая апсида. В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма.
Разной была и украшающая дома резьба. Если постройка храма средней величины в других русских городах обычно занимала не менее 3 лет, в Новгороде часто строили за один строительный сезон. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое.
С Киевом полоцкие князья большей частью враждовали и получить оттуда мастеров-строителей они не могли другие же достаточно сильные архитектурно-строительные центры на Руси в начале XII в. только слагались и не имели возможности помочь Полоцку наладить свое строительное производство. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу.
Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста). Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Собор производит впечатление величавой гармоничности и уравновешенности. Западная часть церкви Ильи Пророка, вероятно, поднималась в виде башни. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт.
Тщательно продуманная конструкция полностью отвечает композиционному замыслу. Раскопками вскрыты нижние остатки стен собора, на которые в XVIII в. поставили новую церковь. Однако среди раскопанных в Киеве древних сооружений ни одно пока не может быть достаточно убедительно сопоставлено с упомянутым в летописи теремом. В нем проявилось тонкое художественное чутье народных мастеров.
Второй тип врубки – «в лапу» – сложнее первого, но прочнее конструктивно. в качестве дворцовой церкви в вотчине князя Рюрика Ростиславича. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. XII в., в Чернигове была построена Борисоглебская церковь, тоже почти полностью сохранившаяся и в недавние годы восстановленная в первоначальном облике. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница.
Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка.
Очевидно, что галицкие храмы имели конструкцию сводов крестовокупольного типа (точнее — вписанного креста) и обладали статичной уравновешенной композицией с одной массивной главой и спокойным ритмом закомар. Несколько позже, в 20 — 30-х гг. Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. XII в. был построен главный храм Галича — Успенский собор.
На башне и на арочном переходе сохранился аркатурно-колончатый пояс. Это большой шестистолпный храм с примыкающей к нартексу квадратной лестничной башней, повторяющий схему планов более ранних памятников. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. На площади у Десятинной церкви поставили 4 кони медяны — трофейные скульптуры, вывезенные из Корсуни. Известны они по результатам раскопок.
Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи. По-видимому, традиция изготовления плинфы в Киеве уже была утеряна.
Помимо каменных церквей были широко распространены и деревянные. Но, после того как заложили фундамент маленькой церкви, строительство остановили, а затем здесь возвели обычный шестистолпный храм. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. На кого был похож.
Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой. В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов. Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно.
Собор увенчан пятью главами. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Памятник был очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих основных частях., поражаешься простором, открывающимся с вершины.
Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева. Начиная со второй половины 60-х гг. Все новгородские храмы, начиная с церкви Бориса и Глеба в детинце исполнены уже не по княжескому заказу как правило, это боярское строительство.
XX столетия. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника». В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера.
Князь установил с Полоцком дружественные отношения, скрепленные династическим браком. Но в этом, конечно, был и символический смысл. Строительство здесь продолжалось вплоть до монголо-татарского вторжения.
Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы. Однако композиция новгородских храмов их плановое решение, расположение лестничной башни, характер оформления фасадов с применением плоских лопаток и двухуступчатых ниш — все это приемы киевского зодчества. XII в., несомненно прямо продолжают традиции, сложившиеся здесь еще в 60-х гг. Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт.
Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов.
Церковь Вознесения в Коломенском. В связи с этим в 30-е гг. С 40-х гг.
Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы. С 70-х гг.
Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10 -20-х гг.
И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль. Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания). Судя по мощности наружных пилястр с примыкающими к ним полуколоннами, галереи были в данном случае не одноэтажными, а поднимались на всю высоту здания. И новгородские зодчие воспринимали данную особенность не как недостаток, а использовали как специфический эстетический прием: здания обладают мягкостью форм, производят впечатление вылепленных от руки.
Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. После завершения Софийского собора в течение всей второй половины XI в. в Новгороде не было возведено ни одного монументального здания.
Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь.
Это был трехнефный шестистолпный храм.
Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе.
Так, в Витебске в 40-х гг. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Наконец, в начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь.
Руководство строительством в Галиче перешло тогда к вновь прибывшим венгерским мастерам и князь Владимир без существенного ущерба для строительства в Галиче смог отправить в Суздаль часть работавших здесь ранее мастеров.
Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Пятницкая церковь в Звенигороде была прямоугольной с прямоугольной же апсидой. XII в. уже восторжествовала статичная композиция. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Как уже отмечалось, перечисленные новгородские храмы однотипны и чрезвычайно близки друг к другу. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм.
Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. Наружные лопатки несколько сложнее, чем в Бельчицком соборе.
Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Обаяние киевских традиций было настолько большим, что продолжало сказываться даже и тогда, когда сам Киев практически потерял значение руководящего политического центра. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры.
Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А. Великая Отечественная война прервала работы, однако уже в 1945 г. на I Всесоюзном археологическом совещании была сформулирована четкая задача — развернуть широкую архитектурно-археологическую деятельность. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Самые.
Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Неподалеку от собора раскопками удалось вскрыть остатки мастерской, где изготовляли смальту для мозаик. П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ).
Как он выглядел. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм.
Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). В нескольких случаях во время раскопок удалось выяснить схему плана таких церквей. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля.
В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. В 90-х гг.
Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы.
С четырех сторон примыкают прирубы, которые завершаются «бочками» с главками. Укрепленная территория была значительно увеличена постройкой гигантских оборонительных валов с деревянными стенам на них. На настил ставили амбары, ледники.
Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Здесь были созданы собственные строительные артели.
Ощущение продольной вытянутости в интерьере еще подкрепляется наличием хор на деревянных балках идущих вдоль всего здания над его северным и южным нефами. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы. Дело в том, что в 40-х гг.
Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы. Планы этих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями. Вместе с тем строительная техника этого здания не отличается от техники других псковских построек той поры ясно, что исполнителями были местные, т. е. новгородские, мастера.
Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом.
Западное членение его четко выделено в качестве самостоятельного нартекса, к которому с севера примыкала небольшая двухэтажная церковь-крещальня. Конечно, Спасская церковь — памятник еще очень противоречивый. Годы ее постройки не отмечены в летописях, но связь храма с родом Мономаха позволяет считать, что здание возведено в тот период, когда Владимир Мономах был киевским князем, т. е. между 1113 и 1125 гг.
Исследование памятника позволило дать его графическую реконструкцию. Так началось каменное строительство в Юго-Западной Руси.
Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента.
Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя.
В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. Однако в целом она была чужеродной вставкой, не вызвавшей продолжения ни в полоцком зодчестве, ни в зодчестве других русских земель. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах.
Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья.
Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м). Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной».
Благодаря этому интерьер очень прост и ясен. Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте.
Красноречьев. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи. Даже наружная обработка стен хорошо заметна внутри боковых членений более позднего собора.
Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов.
В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения.
Суслова. В. В. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.
Однако сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константинополе, ни в других византийских городах нет. Храмподвергался неоднократным ремонтам.
Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. Церковь в Турове представляла собой трехнефный трехапсидный храм с нартексом, возведенный в равнослойной кирпичной технике. Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов.
В плане здание представляет собой равноконечный крест.
ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. С ХII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Так развивалась неповторимо своеобразная владимиро-суздальская архитектурная школа. С конца 50-х гг.
Этот прием, взятый из венецианской архитектуры, нарушает общепринятый принцип выявления внутреннего устройства здания снаружи.
После смерти князя Мстислава Ярослав Мудрый сосредоточил в своих руках власть над всей Русской землей. По-видимому, это было граничит с определенной идеологической задачей. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. Церковь имеет чрезвычайно стройные пропорции и нарядные, насыщенные кирпичной орнаментацией фасады.
Связь новгородского и полоцкого соборов с киевским проявляется не только в сходстве, но и в различиях. Около 1106 г. возведена надвратная церковь Печерского монастыря, а в 1108 г. заложен собор Михайловского Златоверхого монастыря. Мастер Нестер.
Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. Основным видом городских укреплений были городские стены4.
Таков, например, план г. Олонец в Карелии. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Центром любой усадьбы на Севере был дом. Их мог прислать Даниил Галицкий, в сфере политического влияния которого находился Киев.
Отличительной особенностью древнерусского деревянного зодчества является покрытие глав, называемое «л е м е х» (чешуя). 1036). Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня.
Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ). Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Колокольня Ивана Великого.
Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу. В действительности это не так. Его относят как к началу XII в., так и к 70 — 80-м гг. Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове.
Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные.
Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа.
Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. На Дмитриевском соборе полностью сохранился подлинный медный ажурный крест. XII в. строительная деятельность резко усиливается. Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах.
Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос.
Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. О византийских традициях свидетельствуют постройка в Переяславле каменной бани, о которой летописец записал: Сего же не бысть преже в Руси и находка при раскопках бани капители исполненной в Греции.
Судя по остаткам, вскрытым раскопками, к тому же четырехстолпному типу относилась и церковь в Перекопном переулке, сооруженная в середине XII в. Особый интерес представляет церковь, обнаруженная раскопками на детинце древнего Смоленска. Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного. Но как различен их облик.
Архангельский собор. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. Павлиновым и другими их собратьями по профессии и учениками.
Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года. Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром.
В них были опубликованы материалы, собранные как самим В. В. Такое предположение не может быть принято. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Очень распространенной была кровля типа «ш а т е р».
Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу».
Она сохранилась несколько хуже: у нее рухнули своды и искажен верх. Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах.
К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях деревянного строительства.
Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей. О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. Но еще оригинальнее строительная техника здания.
XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). Они небольшие, четырехстолпные. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь.
Такова, например, церковь над Борщовом, вероятно называвшаяся в древности Кирилловской. Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. Во всяком случае после 70-х гг.
В отличие от Бельчицкого собора здесь только одна полукруглая апсида, тогда как боковые имеют снаружи прямолинейные очертания. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами.
Очень вероятно, что собор Кловского монастыря строили те же мастера, которые до этого возвели Печерский собор. Здесь на Волге любили растительные орнаменты. Конструкция дома создавала главный переход от внутреннего пространства к наружному через ряд переходов-шлюзов, например, сеней. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г.
XII в., когда княжеской столицей стал Звенигород, в нем была построена церковь, полностью совпадающая с перемышльской по технике и плановой схеме, но значительно меньшая по величине. Однако некоторые изменения в технике все же есть. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками.
При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве. Это сравнительно небольшой шестистолпный храм с одной апсидой.
XII в. приехавшими в Залесскую землю галицкими мастерами. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой. С 20 — 30-х гг. На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены. Гораздо большее внимание, чем раньше, стали уделять общим проблемам истории архитектуры и развития архитектурных форм.
Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Еще один памятник, вскрытый раскопками в Полоцкой земле, — церковь в Минске. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен. Так, церковь Ильи Пророка представляла собой небольшую круглую постройку, к которой с востока примыкала апсида, а с запада — прямоугольное помещение. В Суздале, Владимире и Смоленске было построено всего по одному зданию закончив работу, зодчие возвратились обратно и монументальное строительство в этих городах прервалось.
Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове3. Перешли к другой технике формовки кирпичей.