Умер знаменитый польский художник 1 ноября 1893 года от язвы.
В серии рисунков «Варшава. Они являются неотъемлемой частью воссоздаваемой художественной картины современной жизни. Художник развертывает на своих полотнах эпизоды ежедневного маскарада сытого и глупого мещанства, будь то «Фотография из бабушкиного альбома» (1963) или сценки «В парке» (1960), «Кельнер» (1962). Начало расцвета польского плаката относится к середине 50-х гг. Рубеж 19 — 20 вв.
Но со временем трагизм раннего «Шлембарка» и цикла «Варшава. В графических листах Давского, выполненных в различной технике (сухая игла, офорт, акватинта), своеобразно переплетаются гротеск ирония и классическая ясность линии, выдающая стремление автора к гармоническому идеалу. С его именем связано формирование современной польской скульптуры. Мрощак любит цветы (плакат «Мир», 1955).
В центре внимания С. Рассальского — человек. К моему личному вкусу это часто не имеет никакого отношения. Этим объясняется и «театральность» поз, жестов героев. В сатирических плакатах часто фигурирует острая выразительная гипербола, хлесткие и меткие сравнения, карикатура (плакат Р. Цеслевича «Лодыри и лентяи задерживают движение страны», 1961). Важную роль в польском искусстве играл жанр портрета.
Так были восстановлены (а фактически почти полностью построены заново) исторические ансамбли Старе-Мяста и Нове-Мяста в Варшаве, Старый Город в Гданьске и Познани, Рыночные площади в Ополе, Вроцлаве, Возиславе, многие дворцы и замки в различных городах. Таковы написанные в начале 60-х гг. В начале 50-х гг. В керамическом портрете писателя Яна Парандовского (1954) Карны выразил силу интеллекта, а в бронзовом Владиславе Броневском (1954) он воплотил свои представления о гармоническом сочетании импульсивной мысли, бурного темперамента и физической мощи. Цветы как поэтическая метафора — этот прием часто используется плакатистом.
Были не только восстановлены такие старые улицы, как Новый Свят и Краковское предместье, Иерузалимские аллеи, но в соответствии с новым генеральным планом проложены две северо-южные продольные магистрали и поперечная трасса «Восток — Запад». Его гравюры на дереве, построенные на контрасте черного и белого, ритмических повторах линий и плоскостей, великолепно передают характер суровых и мужественных горцев их быт, мало чем отличающийся от быта средневековых крестьян. 1914), Ю. Мрощак (р.
А искусство оно такое, как жизнь. Здесь можно найти и сюр и арт и салон, моду и ретро и. Такие города, как Вышков, Новогруд, Шидлов, Ружан, перестали существовать вообще. Реставрация памятников архитектуры осуществлялась под руководством ряда крупных польских архитекторов и ученых. 1945» — потрясающий душу документ ужасов войны. Особый интерес среди мастеров польской живописи представляет Вацлав Таранчевский (р.
Его генеральный план (архитектор Т. Пташицкий и другие) имеет типичную для конца 40-х гг. На фоне передовой статьи газеты «Правда» со снимком оборотной стороны Луны крупным планом дана фотография Ленина — кадр из документального фильма. Анны в Силезии.
Это плакат «Ребенок, с которым мы встречаемся» (1959) — с изображением испуганного мальчугана, чье желтое лицо словно выхвачено из ночи светом фонаря и антиалкогольный плакат «Ни капли. Созданные им в конце 40-х — в 50-е гг. Мир ужаса, отчаяния или чего-то еще, что вы усматриваете в этих картинах. 1898).
Ее символом служат заграждения из колючей проволоки, массовые убийства в концентрационных лагерях и груды развалин современных городов после бомбардировок. Постепенно проблемы формы становятся для художников «Арсенала» самоцелью. В плакатах Свежего отражена сложная гамма чувств современного человека — от веселого, подчас иронического смеха до драматизма.
Он никогда не уйдет под замок. Начав как мастер психологических портретов, Дуниковский создает целый ряд символических скульптур, в том числе «Материнство» (позолоченное дерево, 1900), скульптуры «Дуновение» (кованая медь, 1901) и «Фатум» (1901). Любопытен под этим углом зрения пример В. Закшевского, проделавшего эволюцию от слабых тематических картин к великолепным пейзажам. Их лица суровы и значительны. Эти традиции творчески переосмысливаются новой сменой.
Один из самых популярных польских художников XX века Здзислав Бексиньский (Zdzislaw Beksinski) почти никогда не давал названий своим работам. Среди наиболее интересных градостроительных работ архитекторов этого направления можно назвать варшавский жилой район Коло (1948 — 1950 архитекторы Е. и Ш. Сыркус). 1945» исчезает. Там же, где позиции новаторского реализма были крепки: в плакате, графике, — там влияние абстракционизма и других формалистических направлений было менее ощутимо. По сравнению с живописью в графике сильнее ощущались реалистические тенденции. Атмосферу напряженной тишины пустынных варшавских улиц, «взорванную» короткой автоматной очередью эсэсовцев, расстреливающих польских патриотов. Бронзовым барельефом известного польского писателя Юзефа Игнатия Крашевского представлено на выставке творчество Леопольда Cтейнманна (Штейнманъ) (1848 – 1897). Самые талантливые из капистов, такие, как Ян Цибис (р.
Первый период (с 1945 по 1955 г. ) был временем подъема реалистического направления, для которого после установления народного строя возникли благоприятные условия, продиктованные самой жизнью, вовлечением в культурное строительство широких народных масс, впервые приобщившихся к искусству. Она была создана как иронический ответ хулителям его творчества. Дуниковский создавал памятник тысячам неизвестных героев, памятник-символ.
Главной доминантой живописного решения является здесь сочетание розовых и жемчужно-серебристых тонов. Польские архитекторы завоевали первую премию на международном конкурсе на проект монумента Победы на Плайя-Хирон (1963 — 1964 архитекторы Г. Бочевская, М. Будзинь-ский, А. Доманьский, А. Мровец). Одна из них, организованная под лозунгом «Человек», в которой приняли участие Б. Либерский, Е. Кравчик, В. Гарболиньский, Б. Шайдзинска-Кравчик, получила широкий резонанс. Кариатиды органически связаны с пилонами, как бы вырастают из них. Все это придает суровую мужественность образу солдата.
1910) и многие другие представители старшего поколения плакатистов. сразу после окончания Варшавской Академии художеств. «Вавельские головы» 50 — 60-х гг. В его творчестве ярко выражено декоративное начало. Мыслями о его судьбе и о судьбе эпохи, раздумьями о цивилизации и роли человека в ней проникнуты серии гравюр «Дон-Кихот» и «Две эпохи».
И часто люди просят о помощи. Стем-пиньский).
Идеи Дуниковского и Щелковского развивал в живописи Фелициан Коварский (1890 — 1948). Также в старинные времена была распространенна живопись на стекле. Рациональные и выразительные крупноблочные здания построены в варшавском микрорайоне Прага II архитекторами И. Гей-штором и И. Кумеловским (1960). В них просьба о помощи, поддержке. Павельский, М. Сенницкий), по своим эстетическим качествам не уступают общественным зданиям и являются самостоятельными и значительными архитектурными произведениями.
Постоянный приток свежих сил — одна из причин юности польского плаката. Но позже вид такой живописи практически исчез после того как начали распространятся печатные репродукции. В старинные времена народные художники, которые занимались рисованием образов, так называемые «obraznik» в основном рисовали масляными красками, а также клеевыми красками. С именем 3.
радиально-лучевую композицию с системой кварталов, веером охватывающих городской центр. эротику. У меня обширная почта. 1933 Загурские за плакат «Ленин.
Этот плакат пронизан дыханием современности. Художник всем сердцем принял установление народно-демократического строя в стране. 1904), создавший в бронзе ряд портретов польской интеллигенции.
Третий цикл предназначался для украшения Дома ЦК ПОРП. Победивший на конкурсе (1958) архитектор 3. 1870 — 1960». Матейко изображен на рыночной площади в Кракове, прикованным к позорному столбу. «Портрету неизвестной» кисти Болеслава Яна Чедековского (1885 – 1969) присуща некоторая рафинированность, характерная для искусства Ар Нуво. Важно отметить, что политические плакаты в Польше, тиражи которых достигают от сорока до ста тысяч и издаются порой в два-три дня, не продаются в книжных киосках и магазинах, а распространяются по всей стране через партийные органы воеводств и повятов (районов).
Второй цикл, «Ужасы войны», был посвящен трагической судьбе Польши в период гитлеровской оккупации. Нельзя без улыбки смотреть на маленький плакат, подымающий большую тему безопасности полета: «Я забыл выпустить шасси» (1960) или на плакат «Никогда в одиночестве» (1961), где тот же беззаботно-веселый герой, но только без шлема, сидя на скамейке, наслаждается музыкой, рекламируя транзисторный приемник. По углам пилонов помещены головы шахтеров, металлургов. Скочиляс оказал огромное влияние на дальнейшее развитие польской графики. Любопытны в этом плане неустанные поиски талантливейшего мастера Ежи Сроковского (р.
Демковская создает портреты (медали «Шопен», «Анна Франк»), а также бытовые сценки, натюрморты, окрашенные поэтическим видением мира («Деревенские дети»). Среди лучших крупнопанельных зданий — жилой дом в Варшаве (архитекторы Б. Пахерт, Л. Заборский) и дом во Вроцлаве (архитекторы И. Гавры-ляк, Е. Францкевич, М. и И. Тамрычевские). П. С. Он возник как результат длительных поездок художника по Советскому Союзу и странам Европы. Польская пресса подняла любопытную дискуссию, очень точно назвав абстракционизм «новым академизмом».
В центре памятника горит вечный огонь во славу павших. О своих предпочтениях говорю очень редко, поскольку считаю, что мое дело показать, а ваше оценить, что все и так давно и благополучно делают. Тема его последней картины «Спор о большом севе».
Это позволяет говорить о новом направлении развития польского промышленного зодчества, в котором прогрессивные технологические и конструктивные решения (концентрация производства, блокировка основных объемов, применение безбалочных перекрытий, больших пролетов и т. д. ) гармонически связаны с вниманием к человеку и его бытовым и эстетическим запросам. На тех же принципах основывались и другие реставрационные работы. На красную кирпичную стену падает тень подпольщика, пишущего на стене мелом ПНР (Польская рабочая партия). 2015 Пересветов переулок – ИНФО – информаторы выставочного зала. Два портрета американского писателя из розового и серого гранита (1963) — вершина пластики Карны.
Среди самых прославленных варшавских памятников нужно назвать «Варшавскую Нику», сооруженную по проекту Марьяна Конечного и открытую 20 июля 1964 г. На высоком гранитном постаменте короткая надпись: «Героям Варшавы. На следующем этапе, несмотря на усилившиеся тенденции к традиционализму, было воздвигнуто несколько значительных архитектурных сооружений. Интересна с этой точки зрения выставка «Человек и труд в народной Польше», открытая в конце 1964 г. в варшавско. м Доме крестьянина. Старые темы, лозунги многолетней давности, например: «Да здравствует. Там экспонировались произведения художников-реалистов, показывавших активную роль человека в современной жизни («Диспетчер» Б. Либерского, 1964 «Паровоз» Я. Качмарского, 1963 «Строительство азотного комбината» X. Краевской, 1964). Тень подпольщика со сжатой в кулак рукой (интернациональный жест «Рот Фронт») — ассоциируется с героической гибелью коммунистов идущих на расстрел, когда потемневшие от пожарищ стены обагрялись кровью лучших сынов партии.
Игнатович, Е. Солтан и другие), «Висла» (1960 архитектор С. Ельницкий), Дом спорта в Люблине (1958 — 1959 архитекторы Б. и 3. Национализация земли на всей территории Варшавы открыла путь к осуществлению сазхых широких градостроительных замыслов. Игнатович, Я. Романьский), комплекс сооружений вроцлавской выставки (архитектор Е. Гриневецкий) и др. В портрете Ван-Гога (чугун, 1954) он показал творческую одержимость художника, автора прославленных арльских пейзажей, о колорите которых живо напоминает шероховатая коричневая фактура чугуна. Как реакция на «культ темы» начинают возрождаться группировки, такие, как «Арсенал», провозгласившие отказ от натурализма, возврат к формальным задачам живописного мастерства.
В последнее время активизировалось индустриальное домостроение. 1945 г. открывает новую страницу в творчестве Кулисевича. Рисовали художники свои великолепные картины на досках, бумаге, а также на полотне. Примером такого рода работ на выставке служат небольшой «Пейзаж» живописца Казимира Беньковского (1863 – 1918) и «Гололедица» Альфреда Веруша-Ковальского (1849 – 1915). Родоначальник «формизма» 3.
Принципиально иные задачи ставили в своем творчестве художники «Комитета Парижского» — так называемые каписты, ученики и последователи Ю. Панкевича — крупнейшего представителя импрессионизма в польской живописи. 1910). В рисунках запечатлены сцены боев силезских повстанцев с немцами. Однако это не уберегло его от смерти от рук свихнувшихся подростков. Среди художников старшего поколения, чье творчество влилось в художественную жизнь новой Польши, можно назвать Войцеха Вейса (1875 — 1950), автора картины «Манифест» (1950 Варшава, Национальный музей), посвященной историческим событиям 1944 г., когда 22 июля Польским комитетом национального освобождения был принят манифест, провозгласивший как очередную задачу создание демократического польского государства.
А наверху огромная взметнувшаяся, как пламя, Ника. Ее мужественное лицо проникнуто болью, мукой, трагизмом.
А после того как эти художники возвращались, то выступали как апостолы «хорошей живописи». Если вы хотите подружиться, пишите сюда. Францишек Стрынкевич (р. Среди художников можно выделить Я. Матейко, который изобразил самые важные моменты в истории Польши.
Памятник Монюшко (автор С. Горно-Поплавский) был открыт также во Влоцлавеке. Шрифт в его плакатах очень своеобразен. 1945» (Варшава, Национальный музей) на смену резким контрастам черно-белой гравюры приходит рисунок пером, размывка тушью, сепия. Близок к капистам по живописным поискам Эугениуш Эйбиш (р.
В первые годы народной власти многое искупалось актуальностью самой темы. Пристальный интерес к предметному миру выражает одно из последних полотен Е. Кравчика «В мастерской» (1964).
принцип колорита. Виселицы, казни, расстрелы, смерть участников восстания — вот темы графических листов Э. Боре, М. Вонторского, 3. Образы людей лишены индивидуальных портретных черт. В 20-е гг. Он создает монументальные скульптуры: эскиз памятника Мицкевичу (бронза, 1948), «Маску Шопена» (бронза, 1949) и «Маску Ю. Словацкого» (гипс, 1949 все — Варшава, музей Дуниковского).
1905). полотна А. Винницкого «Никогда больше», В. Гар-болиньского «Человек» и «Композиция» Ю. Млынарского, где запечатлен ужас концентрационных лагерей. Персонажи и события польской истории воссоздаёт и Генрих Редлих (1838/1840 (. ) – 1884) в гравюре «Люблинская уния 1569 года (Сигизмунд Август в Люблине)», созданной по заказу Общества изящных искусств в Вене по оригиналу знаменитого живописца Яна Матейко (1838 – 1893).
Естественно, что крупные градостроительные работы не ограничивались Варшавой, а одновременно велись и в других промышленных и административных центрах (включая города на воссоединенных западных землях), таких, как Гданьск, Щецин, Вроцлав, Лодзь, Познань, населенные пункты Верхнесилезского промышленного округа. 1933) и Станислав (р. В Лодзи состоялось открытие памятника Станиславу Моню-шко, созданного по проекту Эльвиры и Ежи Мазурчиков.
Фотографический плакат таит в себе большие возможности: неожиданное сопоставление документальной фотографии с лаконичными символическими изображениями рождает яркий образ, будь то антивоенный плакат Р. Цеслевича «Забыли. » (1961) или посвященный мирному труду плакат Г. Хилыпера «1000 школ к тысячелетию Польши» (1958). В числе этих мастеров Яцек Пушет (р. Она достойно представляет анималистический жанр в современной польской пластике.
Краски ложатся на полотно грубыми мазками, образуя шершавую, бугристую матовую фактуру. У его колыбели стояли такие прославленные мастера, как Т. Гроновский (р. В крупных городах, особенно в Варшаве, сооружались преимущественно административные, торговые и банковские здания, велось, хотя и довольно ограниченное, муниципальное и кооперативное жилищное строительство. Год спустя открылась «Выставка произведений 30 художников-реалистов», где было показано триста сорок пять работ живописи, скульптуры и графики.
Среди других значительных общественных зданий следует упомянуть Дом культуры в Освенциме (1958 — 1962 архитектор Ю. Поляк), Универсальный магазин в Катовице (1961 архитекторы М. Круль, И. Ярецкий), спортивные комплексы и сооружения «Варшавянка» (1961 архитекторы 3. А для этого надо ее озвучить. Ленгрен, автор серий карикатур «Профессор Филютек» Я. Станны. В конце 40-х — начале 50-х гг. 1939 — 1945». И я публикую такие письма.
20 в. в творчестве Дуниковского появляются декоративность, стилизация, пришедшие на смену ранним импрессионистическим и символическим скульптурам и воплотившиеся в цикле «Вавельских голов» (1925 — 1929). Дивовой» Ксаверия Яна Каневского. Он продолжил дело своего учителя в поиске и созданию народного стиля. Польская карикатура пользуется заслуженной любовью как у самих поляков, так и далеко за пределами Польши, куда она проникает на страницах «Шпилек», «Пшекруя» и других журналов.
С внутренней стороны пилонов стоят кариатиды: «Женщина с ребенком», «Крестьянин», «Горняк», «Шахтер». Образ рабочего запечатлен в картинах Ю. Млынарского, в портрете Е. Кравчика «Дядюшка Петр» (1964). Смерть помешала Коварскому воплотить свои замыслы. Год 1960-й знаменует собой начало постепенного спада волны абстракционизма. Они придают плакатам Мрощака живописность и поэтичность, вносят оттенок лиризма.
Это журнал про искусство. Михаляк), крытый спортивный центр и лыжный трамплин «Белька Крокев» в Закопане (1959 — 1961 архитекторы А. Скочек, Б. Зауфаль, С. Карпель и другие), построенное по проекту архитектора Р. Гутта здание Главного статистического управления в Варшаве (1948 — 1954), Высшее сельскохозяйственное училище в Кракове (1963 архитектор С. Ющик) и целый ряд санаторно-курортных, туристических и зрелищных построек. В архитектуре общественных зданий польские архитекторы проявляют умение опоэтизировать и романтизировать статические конструктивные формы, найти и развить в них эстетическое начало — лейтмотив общего художественного замысла.
К слову, никакого художественного образования у поляка не было. В это время начинается строительство таких сооружений, как здание ЦК ПОРП (архитекторы Е. Вежбицкий, В. Клышев-ский, Е. Мокшиньский), здание варшавского Центрального универмага (архитекторы 3. 1897), Зигмунт Валишевский (1897 — 1936), Ганна Рудзка-Цибисова, работали над вопросами колорита, внеся своим красочным, словно пронизанным солнечным светом искусством вклад в художественную культуру Польши.
Крупнейшим графиком межвоенного двадцатилетия был Владислав Скочиляс (1883 — 1934). Другой, не менее талантливый ученик Я. Матейко — это Я. Мальчевский. В центре — огромный красный мак и белая ромашка. Современный польский пейзаж достойно конкурирует с тематической картиной. Среди последних следует особенно отметить академика Яна Захватовича и проф. Куна, А. Замоский, Э. Виттиг, Я. Щепковский).
Польский художник Каетан Обарски (Kajetan Obarski) известный также как Kiszkiloszki, решил вдохнуть новую жизнь в знаменитые шедевры превратив их в уморительные гифки. Смотрите и смейтесь на здоровье. Основной архитектурной школой в годы межвоенного двадцатилетия был архитектурный факультет Варшавского политехнического института, где преподавали такие выдающиеся архитекторы, как академик русской Академии художеств, крупный историк архитектуры и непревзойденный мастер архитектурной графики С. Ноаков-ский, видный теоретик и практик градостроительства Т. Толвинский, О. Сосновскин и другие.
Из третьего цикла были созданы два полотна, в том числе «Пролетариатчики» (1948 собственность ЦК ПОРП), где изображены члены первой польской рабочей партии «Пролетариат», организованной в 1882 г. Варыньским. Один из основателей «капизма» Я. Цибис возродил в середине 50-х гг. Особенно большую дискуссию вызвала застройка одной из центральных частей города — Маршалковской улицы с прилегающим к ней районом (1950 — 1955 архитекторы Я. Кноте, С. Янковский, 3.
Тогда существовало творческое сообщество под названием «Парижский комитет» и художники, которые состояли в нем, паломничали в город, который находился над Сеной. Этим-то и объясняется максимальная детализация, насыщение картины смысловыми элементами. Признанньгм мастером книжной иллюстрации считается Ежи Сроковский, автор иллюстраций к книге Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Дуниковский работал над ним в течение 1946 — 1952 гг. Надписи появляются в самых неожиданных местах.
Проект создан для информирования населения о деятельности выставочного зала Пересветов переулок. Они украшают веер (театральный плакат «Тоска», 1953), маски (киноплакат «Ночь в Венеции», 1954). Многие промышленные комплексы, как, например, текстильная фабрика в Калише (1959 архитекторы Я. Глувчевский, С. Сикорский), холодильник в Скавине (1960 — 1961 инженеры-архитекторы В. Зембаты, 3. Эти картины посвящены историческим персонажам разного времени.
Вождь обращается с пламенной речью к народу. 1895), Э. Липинский Ср. Чаще всего борьба начинается с того, что общество признает: да, такая проблема есть. Дуниковский был прирожденным монументалистом и знаменательно, что последнее его произведение — это памятник Бойцу Первой польской армии (1963).
Большой силой эмоционального воздействия проникнута картина «Никогда больше». На выставке это «Портрет Урсулы Мнишек» Констанция Александровича и «Портрет Бенедикты Антонины Софии Барбары Оссолиньской» неизвестного живописца, а также «Портрет З. И. В отличие от В. Вейса, обращавшегося к традициям 19 в., творчество таких мастеров, как 3.
Его пейзажи, написанные очень пастозно, положили начало фактурным поискам. Таким образом были созданы предпосылки для развития социалистического реализма. Послушные прихотливой воле художника, строчки выстраиваются рядом, образуя шляпу и галстук-бабочку (киноплакат «День без лжи», 1954), ложатся затейливым кружевным узором на перчатку (киноплакат «Три мушкетера», 1955). Эта идея впервые была высказана как программа Яном Матейкой. Четверть века спустя К. Дуниковский вновь возвращается к «Вавельским головам». На фоне развития всех видов художественной культуры кризис, переживаемый изобразительным искусством, выглядел как естественная болезнь роста, связанная с поисками новых художественных средств, способных выразить многообразие форм жизни современного человека.
1908), Т. Трепковский (1914 — 1954) (плакаты «СССР», 1954 «Нет. », 1952), Г. Томашевский (р. В графических листах «Конкарно» (1949) Кулисевич предстает перед зрителем как тонкий лирик, умеющий запечатлеть прелесть морского пейзажа. И еще он о культуре. Нарастают черты натурализма и иллюстративности.
Теперь о постах. Сильное впечатление производит его картина «Следы эпохи двадцатого века» из цикла «Война». И прекрасное и ужасное. Все права защищены.
Насущные проблемы польской деревни издавна привлекают Ю. Краевского. С наибольшей силой эти тенденции проявились в живописи. Широкое развитие в творчестве мастеров, сформировавшихся еще в довоенный период, получил портрет. Вина, пива, водки» (1964). После 1945 г. начинается новый, яркий и плодотворный период в творчестве мастера. Но в целом последнее десятилетие отнюдь нельзя рассматривать как время упадка. И уверена, что отклики полезны, даже негативные. Помимо формистов существовала группировка «Блок», объединявшая абстракционистов, таких, как В. Стшеминский, Г. Стажевский, Т. Кантор, М. Ярема, которые абсолютизировали принципы конструктивности н архитектоники и отошли от реализма.
Другим значительным архитектурным сооружением этого времени явился стадион Десятилетия в Варшаве (1954 — 1955 архитекторы Е. Гриневецкий, М. Лейкам, Ч. Раевский). Ленина, сооруженный неподалеку от Кракова. «Пролета-риатчики» — лучшее, что пока создано современными польскими живописцами на историко-революционные темы. Таков цикл «По Ленинским местам» (начат в 1954 г. ).
Падение Польши». 1902), автор бронзовой статуи «Мать Белоянниса» (1953) и гранитной скульптуры «Моряк» (1949 обе — Варшава, Национальный музей) и А. Карны (р. Он является своего рода импульсом, заставляющим «работать» воображение зрителя по заданной Янушевским программе, вызывая поток ассоциаций с красной кирпичной стеной, с красным заревом кровавых лет войны. За короткий период (1963 — 1964) в разных городах Польши было воздвигнуто несколько монументов. На плакате не изображены «люди труда всего мира» — это провозглашает лозунг. Заметными творческими явлениями для своего времени стали кооперативное строительство в Варшаве жилого района Жолибож (архитекторы И. Янковский, А. Яворницкий и другие), планировка промышленного города Сталевая Воля и др. 1931).
В 1960 г. в ознаменование 550-летней годовщины «Битвы народов» на Грюнвальдском поле был сооружен величественный памятник (архитекторы В. Ценцкевич, скульптор Е. Бандура), отразивший в сдержанных и символических формах это важное историческое событие. Карны создал портреты легендарного генерала Кароля Вальтера-Сверчевского (1961), юного Ф. Дзержинского (1955), Марии Склодовской-Кюри (1955), Эрнеста Хемингуэя и др. Гротеск и ирония придают неповторимый характер картинам А. Винницкого.
Своеобразной террасной системой застройки, отвечающей условиям гористой местности, отличается санаторий в Истебне (1937 архитекторы Я. Добжинская, 3- Лобада), смелым применением новых конструктивных решений и форм — бассейн в Цехоцинке (1934: архитекторы Р. Гутт, А. Шиполис). Будто солдат вспоминает о трудных годах войны. Значительное влияние, особенно в первые послевоенные годы имели архитекторы М. Лялевич, Э. Нерберт, которые поддерживали в Варшаве традиции петербургской архитектурной школы.
Демковской связано возрождение медальерного искусства. Очень прошу не материться в комментариях. Одной из специфических черт польского плаката является умелое использование надписей. За последнее двадцатилетие несколько новых памятников появилось в Варшаве. Картина «Приговор Матейке» отличается от монументального исторического полотна небольшим размером. Глядя на плакат, невольно вспоминаешь Маяковского: «Землю всю охватывая разом, видел то, что временем сокрыто». Аллегория «Приговор Матейке» (1867) была написана в период бурного обсуждения критиками и историками двух живописных полотен мастера «Проповедь Петра Скарги» и «Рейтан.
Эго должны были быть монументальные портреты деятелей польского революционного движения. Наперы), фабрика мебели в Вышкове (1962 архитекторы А. Дзержавский, 3. 1933) «Первое мая — праздник людей труда всего мира» (1961). Он начал еще в 1937 г. Но подлинный расцвет его творчества — 50 — 60-е гг. Образное содержание плаката усилено красным цветом.
1901). Из-под резца Дуниковского вышли вырезанные в дереве и раскрашенные либо отлитые в бронзе портреты деятелей польского революционного движения — Ярослава Домбровского (1961) и Феликса Дзержинского (1961), польских просветителей 18 в. — Игнацы Красицкого (1961) и Енджея Снядецкого (1957 — 1958), писателей Марии Конопницкой (1956 — 1958), Болеслава Пруса (1961), ученыхИоахима Лелевеля (1958) и Марии Склодовской-Кюри (1955), актрисы Хелены Моджеевской (1955) и других (все — Варшава, музей Дуниковского). Этими чертами отличаются работы Б. Пневского (напризгер, гостиница в Крынице, 1935), Я. Багански и 3.
Коварский одним из первых среди польских художников 30-х гг. в Варшаве, Р. Сверчинский. Поиски языка новых архитектурных форм ярко прослеживаются в таких сооружениях, как торговый центр «Супер-сам» в Варшаве (1959 — 1962 архитекторы М. Красиньский, Е. Гриневицкий, Е. Кра-синьская конструкторы В. Залевский, А. Журавский и другие).
В основу картин некоторых художников легли тяжелые воспоминания трудных лет войны. Эта последняя работа (проект 1947 г. ) — значительное явление в послевоенной градостроительной практике. Интересен в этом отношении плакат Р. Шайбо (р. Вот почему в ее картинах из цикла «Кафе» (1963) так тесно сплетены лиризм, гротеск и ирония. 1903). Поиски прославленного художника были продолжены его учеником Станиславом Выспянским. Его лицо, затененное каской, застыло в напряженном раздумье.
Вот один из плакатов: «Да здравствует и процветает Народная Польша. » (1960). К этому поколению принадлежал и Ксаверий Дуниковский (1875 — 1964). Врдзала (детский санаторий в Жегестове, 1938) и др.
Вверху плаката сквозь строчки типографского набора просвечивают пять красных букв: «Ленин». Недаром в 1952 г. по указанию ЦК ПОРП было создано самое крупное в Польше издательство — ВАГ (Художественно-графическое издательство) — для выпуска политических плакатов. Пролетариагчики изображены сидящими в ряд на фоне кирпичной стены тюрьмы. 1893), Станислав Горно-Поплавский (р. Лютомирского. Но их объединяла страстная любовь к Родине. Целью их паломничества заключалось в поиске инспирации и света.
Поэтичность в сочетании с легким юмором, полное отсутствие бытовизма, сентиментальности, этнографичности в изображении гураль-ских крестьян, мастерское владение линией, плавной, спокойной, почти классической (рисунок «Кася» Варшава, Национальный музей) — отличительные черты новой серии «Шлембарк» (1950 — 1954). «Варшава. возникают художественные группировки, в том числе группировка «Формнсты», приверженцы которой отбросили традиционное понимание перспективы, отошли от передачи световоздушной среды, сосредоточив все свое внимание на вопросах формы, проблемах взаимоотношения плоскостей, объемов и масс, стремясь выявить конструктивность предметов окружающего их мира. Величественный девятиметровый монумент солдата, смонтированный из больших блоков серого гранита, прочно встал на одной из варшавских улиц. Он ввел в живопись народную сказку, а так же был одним из самых ярких художников «польской школы пейзажа».
Первый из них, «Человек», был задуман как развернутая панорама тяжелой жизни старой Польши, когда крестьяне вынуждены были уходить с земли в поисках заработка (полотно «Странник», 1945). В 10-е гг. стал разрабатывать проблему синтеза архитектуры и живописи. Характеризуя в общих чертах путь искусства за минувшее двадцатилетие, можно выделить два этапа в его сложном и противоречивом развитии. Примыкает к ней по силе эмоционального воздействия серия «Солдаты мира и революции» (1950 — 1951), в которой обращает на себя внимание портрет пламенного «солдата революции», прозванного еще современниками «железным Феликсом», Ф. Э. Дзержинского. Среди них особое место занимает здание сейма (1949 — 1952), построенное выдающимся польским зодчим старшего поколения академиком Богданом Пневским и широко известное своей сдержанной монументальной и выразительной композицией и превосходными интерьерами.
Или его ученик С. Выспянский.