Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Мона Лиза из Лувра явно старше. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Меня удивило, что он маленький.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. До охраны наконец дошло, что картину украли. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. В то же время улыбается она как-то двусмысленно.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Разразился страшный скандал. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Мона Лиза – автопортрет художника. Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Эту картину надо просто один раз увидеть. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Бельгиец Пьере был его секретарем. Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Глядя на ее леонардовский карандашный портрет можно уловить сходство со знаменитой картиной из Лувра.
К тому же он доверял профессионалам. Мона Лиза (фрагмент). Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»15. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления.
У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Были допрошены сотни людей. 21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Еще одна схожая версия. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
для картины такого уровня это много. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Так и с данной статьей. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Потом разошлись по всему миру. Популярность изображения была настолько огромной, что в дальнейшем о его написании сочинялись легенды и выдвигались различные теории.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Что вы видите перед собой. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Песни о Джоконде поют певцы со всего света от – Демиса Руссоса и Нэта Коула до Элтона Джона и Боба Дилана. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Была уволена администрация музея. Голова слегка повёрнута. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Эта версия считается просто домыслом. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Ее перевели в покои министров. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Также Вазари говорит о бровях.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»13.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Далеко не всем она кажется таковой. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Но затворницей Мона Лиза не была.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Так он и спал на картине больше двух лет. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Так, красавица на картине скрывает голову под вдовьей траурной вуалью – а между тем богатый флорентийский торговец Франческо Джокондо прожил 79 лет. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.
Как было с Малевичем. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Через два года в Италии картина была найдена. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Будем считать, что мне повезло. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
Это уже дама, которой за 30-35 лет. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
«Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. да там толпа. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. раздел Техника). Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. 1503-1519 гг. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Художник не расставался с портретом до самой смерти. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Разве что Рафаэль. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. Где-то между 1503 и 1506-м. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Только чувство утраты рождает любовь. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. До него никто не видел в ней никакой тайны. 1503-1519 гг. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Он мечтал взять верх над природой, научившись менять направление рек и осушать болота, он хотел похитить у птиц искусство полета.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Но это уже дело вкуса. Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Она сберегается в Лувре. В 1920 году в журнале Дада художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии загадочнейшей из улыбок пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов ей невтерпеж. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. () Джоконда— не портрет.
Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Она очень потемнела из-за того что Леонардо рисовал специфическими и быстропортищемися красками. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. А само изображение покрывает толстая броня. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. В ХХ ст.
Леонардо да Винчи. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На раме он заметил отпечаток пальца. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Просто исторически картина вызвала шок и осталась в перечне известных в виду исторического места, а не качества самой работы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. История искусств очень сложная вещь. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Позже писатель сформулировал, чем именно вызван такой эффект: «тот, кто нарисовал картину, смог создать извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты в лиловой полутени. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Именно тогда посетители смогли оценить, насколько точно и тонко были подобраны тона картины – лазурное небо, чёткая линия гор на горизонте и яркая зелень древесных крон идеально оттеняют нежную кожу красавицы. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Назревала большая европейская война. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы».
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. «Джоконда» впала в полное забвение. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х).
По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Девушку звали Мона Лиза. Леонардо да Винчи. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Как выглядит «Мона Лиза». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Время шло – картина не появлялась.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Она вздохнёт.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На его стихи есть неплохие песни. Пабло Пикассо также находился под подозрением. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Она придаст твоему лицу таинственное выражение.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»12.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. () Джоконда— не портрет. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». То есть разобраться в этом механизме. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2.
Где любовь, там и ревность. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Vincenzo Peruggia). То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Голова слегка повёрнута10. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Леонард был арестован.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Грудь преподнимется.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре.
Немецкие газеты платили той же монетой. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Музей – это публичное заведение. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Я не говорю, что я совершенно прав. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Я имею ввиду его черный квадрат. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. () Джоконда— не портрет. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Вот это уже серьёзная несостыковка. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Фон за Лизой Герардини сделан исключительным образом: коррозия и горные породы, формируемые реками, с легкой фильтрацией создают пейзаж. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. И кстати она у него очень хорошо вышла. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Когда впервые 100 лучших картин из коллекции французского короля были показаны в 1750 году в Париже избранной аристократической публике, ее среди них не было.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
Только вот женщин там вы не найдете. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Но это уже другая история. Он приходит в музей. Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. Пачифика, вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, было хорошо образованна и могла украсить любую компанию.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Не было ее и у реставраторов. Картина написана маслом на доске из тополя. Посередине: Дама с горностаем.
Во время Второй мировой войны судьба картины не очень ясна, причем Лувр не стремится внести ясность в эту тайну. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Она расположилась на фоне пейзажа. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Которых у Моны Лизы нет.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. А еще – техника. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. От по своему привязался к этой картине.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Вместе с восточными купцами она отправлялась за удивительными товарами, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной и Святой Анной, которая родила Марию.
И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. «Джокондомания» охватила Америку.
Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Справа: Мона Лиза. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. золотых экю.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Голова слегка повёрнута9.