Картины Жоржа Сера поражают своим новаторством и свободным художественным мышлением.
Около этого времени он покинул Школу изящных искусств. В этих линиях как бы ощущаются колебания вселенной». Спустя столетие композитор Стивен Сондхайм решил вернуть персонажей картины Жоржа Сёра в «хрупкий и зыбкий мир живых существ». Действие мюзикла начинается в 1884 году. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Такой подход требовал значительных усилий. Юный вундеркинд, в двадцать семь лет сочинивший песни к мюзиклу Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история» («West Side Story», 1957), автор легендарных мюзиклов «Компания» («Company», 1970), «Фолис» («Follies», 1971), «Маленькая ночная музыка» («A Little Night Music», 1973), «Тихоокеанские увертюры» («Pacific Overtures», 1976), «Свинни Тодд» («Sweeney Todd», 1979) кинокомпозитор, написавший, среди прочего, музыку к фильму «Дик Трейси» («Dick Tracy», 1990), блестящий интеллектуал, знаток европейской классической музыки и литературы, острослов и полемист – он и сегодня, в свои восемьдесят два года, остается не только живым классиком, но и активно действующим композитором.
Основывает течение неоимпрессионизма. Пастель он предпочитал, так как она не крошилась, а бумагу мишле ценил за ее фактуру. После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели независимые. Затем служил в армии в Бресте.
Художнику интересны люди их взгляды, фигуры, позы. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Вертикаль, разделяющая картину на две равные части, определяет положение центральной фигуры (женщина, держащая за руку девочку), вокруг нее распределяются остальные персонажи, в частности, две группы слева и справа: одна, образуемая стоящей парой, другая – тремя людьми, сидящими или растянувшимися на траве, они уравновешивают композицию Люди сохраняют на его полотне свою индивидуальность, но, по сути, речь идет лишь об их внешнем облике.
Большое влияние на его становление оказало творчество Рембрандта и Франсиско Гойя. В ответ на слова Писсарро о достоинствах Гран-Жатт он ответил: О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика, намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво. Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Сёра болезненно воспринял слова критика, назвавшего работы некоторых авторов «бессмысленными, анемичными и надуманными» и с тех пор предпочитал не иметь никаких отношений с официальным Салоном. Первая значительная картина Жоржа Сера появляется в 1883 году, представляющая обширное полотно под названием «Купальщики в Аньере». На них нет ни одной лишней детали, все продумано с поистине научной скрупулезностью, выверено до мелочей.
Этот иллюзорный метод, называется пуантилизмом. Вероятно, это и послужило толчком к разработке теории пуантилизма или дивизионизма, характеризующейся отказом от физического смешивания красок и передаче цветовых оттенков с помощью отдельных точечных мазков. В 1883 г. Сёра создает свое первое значительное полотно — «Купальщики в Аньере» (Bathers at Asnieres). В 1884 г. ПарижскиЙ Салон отклонил работы Cёра и художник принимает участие в создании «Общества независимых художников» (Societe des Artist Independentsa). В том же году Сёра начал работу над своим самым известным полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (A Sunday Afternoon on the Island of La Grande Jatte), которую завершил в 1886 г. и выставил на VIII (и последней) выставке импрессионистов. В 1887 г. Сёра примкнул к группе художников-неоимпрессионистов, куда входили Дюбуа-Пилле, Писсарро, Максимилиан Люс. С 1888 г. по 1890 г., художник, проводя летние месяцы на побережье Нормандии, создал несколько морских пейзажей: «Ле Бек-дю-Хок. Над теорией дивизионизма (разложение цвета) и совершенствованием пуантилизма Жорж-Пьер Сёра работал совместно с другим известным французским художником Полем Синьяком (Paul Signac, 1863-1935). Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова пуант – точка). Это подтолкнуло Сёра к участию в Салоне отверженных.
Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Одержимый живописью, Жорж пренебрегает советами друга. Обратите внимание на более светлый желтоватый «ореол», отделяющий юбку от травы переднего плана. В полном соответствии с картиной Сёра на острове Гранд-Жатт на фоне праздно шатающихся парижан и «гостей столицы» художник Жорж рисует свою возлюбленную Дот (ее имя звучит по-английски так же, как «точка»). Она возвращается в парк, чтобы сказать Жоржу, что уезжает с Луи и ребенком в Америку. И все равно Сёра был счастлив.
Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Дот любит Жоржа, но страдает от его невнимательности. По сохранившимся студенческим работам Сёра тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. Французский художник не просто следует этому направлению, он его изобретатель. Его персонажи – не застывшие манекены, открывающие рот во время представлений, а живые герои, словно на вечер поднявшиеся на сцену из городской толпы.
На "Купание в Аньере" Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Посещал Школу изящных искусств. Американский художник Джордж (внук Мэри, дочки Жоржа и Дот), демонстрирует на выставке последнюю работу «Хромолум 7», посвященную столетию со дня написания картины своего знаменитого прадеда. Жорж Сёра (1859-1891) родился в Париже в состоятельной семье юриста Антуана-Кризостома Сёра. В 1878-1879 г. г. Старшие брат и сестра вращались в той же атмосфере отсутствия душевной близости и рано покинули отчий дом.
Также обратите внимание на использование цвета и техники использования «точек». Это тоже, по-моему, русская черта». Искусство и наука вещи очень разные, но в некотором роде, только их единство способно дарить миру настоящие сокровища. В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств.
Публика отнеслась к картине неоднозначно, но в основном с непониманием, недоумением и скепсисом. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Это дало ему возможность полностью посвятить себя изучению живописи. Оранжевое платье молодой девушки (справа) имеет синюю тонированную тень.
Юбка женщины в центре с зонтиком имеет оранжево-розовый оттенок и отбрасывает синюю тень. Чтобы понять природу сочетания красок и создаваемого им впечатления, он неустанно наблюдал и вместе с тем все больше отдалялся от манеры импрессионистов. Ее красная куртка контрастирует с яркой зеленой травой.
В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Среди его пейзажей известны следующие: «Закат солнца. Иронизировал над полотном и Дега. И все равно Сёра был счастлив.
Повзрослев, поступил в Школу изящных искусств. Он работал над ней два года. Среди многофигурных картин-панно – «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат». Однако стоило лишь набрать силу подводным течениям, разбуженным революцией, как классицизм рухнул и разлетелся в пыль. В то время как Сёра больше увлекался теориями, позволявшими точнее проникнуть в структуру живописи, Синьяк сумел разглядеть и вычислить принципы его работы, что и дало начало названию «пуантилизм» (или «дивизионизм»). На высвобождающемся пространстве закружились бурные водовороты ярких идей и направлений.
Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). В 1880 г. вернулся в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.
Отказ жюри стал сокрушительным ударом. 1984 год. Сера пишет большие фигурные композиции, пейзажи. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием.
Миллионы мелких деталей цветной мозаики разбегаются в разные стороны. Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. Их называли «black-russian», так как в Америке они все заражались афроамериканской музыкой, смешивали ее с европейской музыкальной традицией и украшали русской чувствительностью.
Жорж Сёра родился в богатой семье и с детства увлекался рисованием. Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. Воскресенье» (Port-en-Bassin – Sunday), «Онфлер» (Honfleur). Жорж Сёра умер 29 марта 1891 г. В жизни время от времени происходит так, что постулаты, казавшиеся еще вчера незыблемыми, вдруг рассыпаются от простого дуновения свежего ветра.
Грандкамп» (Le Bec du Hoc, Grandcamp), «Порт-ан-Бессен. В отзывах о выставке царил разнобой. Он убежден: только искусство имеет право на существование. Нельзя изменить ни одну деталь, не изменив целого.
Писатель Анри Перрюшо в книге «Жизнь Сёра» пишет: «Художник размещает фигуры согласно композиционным линиям, с геометрической точностью выверенным вертикалям, горизонталям и диагоналям, отталкивающимся одна от другой. Он проявил огромный интерес к "пуантилизму" (или – "дивизионизму") Сёра. На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея.
В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Таков и Сондхайм, хотя он представляет уже третье поколение, выросшее за пределами России. Пока Жорж «витает в облаках», Дот решает выйти замуж за крепко стоящего на земле булочника Луи. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Один из критиков даже назвал работы "независимых" "неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными".
Мазки чистого цвета, считал он, меркнут, соединяясь друг с другом. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере.
Он проявил огромный интерес к пуантилизму (или – дивизионизму) Сёра. Французский художник сумел подойти к живописи с абсолютно новой, почти научной, стороны. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Одним из них стал пуантилизм, основателем которого был Жорж Сёра.
Всем его работам характерны четкое и рационалистическое построение композиции, а также светлая и немного мерцающая цветовая гамма.
Успешный друг художника Жюль бросает замечание, что искусство Жоржа безжизненно. он занимался в Школе изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts). В 1879 г. Сёра посетил IV выставку импрессионистов и был потрясен работами Поля Гогена, Клода Моне, Камиля Писсарро: впервые он увидел картины, созданные не по установленным жестким академическим образцам. Столь же жадно, как и раньше, он вглядывался в работы импрессионистов на выставках. Кстати говоря именно Сера был ближе всех к традиционному импрессионизму — его работы изображают именно естественную, повседневную жизнь парижан.
Жорж Сера родился в 1859 году, в Париже. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Днем прогуливался по острову Гранд-Жатт под Парижем изучал местность, наблюдал за беспечными отдыхающими, уточнял выбор деталей, записывал впечатления, делал наброски, эскизы вечером работал с холстом, совершенствуя пуантилистскую («точечную») технику – метод, который позднее назовут новым словом в живописи. Эти поиски обязаны были завершиться грандиозным успехом.
При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Художник Жорж Сёра вышел из обеспеченной семьи министерского чиновника. Из-за этого все люди изображённые на полотне, напоминают какие-то неживые фигуры». Здесь он учился у Анри Лемана.
Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. Сам он называл их «крокетонами». Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сёра не выставлялся. Сёра искал средство, способное привнести дыхание жизни на полотно. На Купание в Аньере Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу.
Самой первой выдающейся работой Жоржа Сёра считается «Купальщики в Аньере» (1883), которая была отклонена Парижским салоном, после чего он предпочёл работать с независимыми художниками. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. Суть этой техники живописи заключается в использовании точечных мазков специальной формы и цвета.
Художник придавал очень большое значение построению композиции своих произведений. После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели "независимые". Например, американский художник Теодор Робинсон назвал новую манеру мушиным пометом.
У Жоржа и Дот растет дочь Мэри. Учится в парижской Школе изящных искусств, работает преимущественно в Париже. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств. Никто, даже друзья из так называемого кружка «независимых» художников, не мог похвастаться тем, что хорошо знал Сёра.
Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой мишле. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. Первой картиной в стилистике пуантилизм считается «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884), которая и сегодня считается бесценным достоянием мирового искусства. Отдельные цветовые точки создают оптический эффект. Его полк подолгу простаивал расквартированным и времени почти всегда было в избытке. Это творческое исследование породило разнообразие материалов и методов работы с ними.
Гранкан», «Рыбачьи лодки в Порт-ан-Бессен». В отзывах о выставке царил разнобой. Один из наиболее интересных методов представляют картины Жоржа-Пьера Сёра. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу. К примеру, горизонтальные линии, по Сера, передают спокойствие и безмятежность.
Картины Жоржа-Пьера Сёра выполнены в его лучших традициях. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 – за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков.
«Купание в Аньере» художник писал на протяжении года, но картина не была допущена в официальный Салон. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). После возвращения из армии Сёра в течение нескольких лет оттачивал свое искусство рисовальщика.
Первая премьера нового сезона «чикагского дома Шекспира» – мюзикл Стивена Сондхайма «Воскресенье в парке с Джорджем» в постановке режиссера Гэри Гриффина. «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» – так называется, наверно, самая известная картина французского художника-импрессиониста Жоржа Сёра. Также Сера изучал свойства линий и их восприятие на человека. Сера Жорж Пьер – французский художник, график. Он родился в 1859 году в Париже.
В жизни он интроверт, предпочитает одиночество, живет почти отшельником. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Здесь он учился у Анри Лемана.