Жорж де Латур, также Ла Тур (14 марта 1593 — 30 января 1652) — лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. Жорж Дюмениль де Латур, также Ла Тур (фр. Georges de La Tour 14 марта 1593— 30 января 1652)— лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. Жорж де Латур и его жена (у них было 10 детей) умерли в 1652 г. во время эпидемии чумы. Почти сразу после смерти по непонятным причинам художник был совсем забыт и «открыт вновь» только в 1915 г. немецким ученым, специалистом по живописи позднего Возрождения и барокко, Германом Восом.
Родился в Вик-сюр-Сей, расположенном неподалеку от Нанси, столицы Лотарингии, происходил из ремесленной среды: дед Жоржа де Латура был каменщиком, отец пекарем. У Жоржа де Латура было 9 детей, однако лишь трое из них пережили родителей: Этьен, который стал живописцем и две дочери Клод и Кристина. Жорж Дюмениль де Латур, также Ла Тур или Ла-Тур (фр. Georges de La Tour 14 марта 1593— 30 января 1652)— лотарингский живописец, крупнейший караваджист XVII века, мастер светотени. Эмоциональность произведений Жоржа де Латура усиливается колоритом, построенным на сопоставлении близких друг другу локальных цветов, пурпурово-красных и лиловых.
В 1935 г. в Париже прошла выставка картин художника, послужившая толчком к возрождению интереса к творчеству Жоржа де Латура у широкой публики. Теперь он признан одним из самых великих художников 17-го столетия, чему способствовала и некоторая присущая его творчеству "загадочность и таинственность".
Самые знаменитые работы Латура, созданные в конце творческого пути, это Сон св. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св. 1644, Париж, Лувр Св.
Иероним (1620-е, Хэмптон-Корт, Королевское собрание), Новорожденный (ок. 1621), сын художника, тоже стал живописцем. Разнообразные светильники, фигурирующие в композициях художника (факелы, свечи, фонари, жаровни) имеют особое смысловое значение. Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам — Гадалка (Нью-Йорк, Музей-Метрополитен), Шулер (Париж, Лувр), — художник решал жанровые сцены сдержанно, без нарочитой развязности и отвлекающих внимание деталей. Этьен (род. Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-е годы.
апостола Петра 1645, Кливленд, Художественный музей). Его сын Этьен, возможно, помогавший ему с 1646, получает, в свою очередь, должность королевского художника (1654). Множество старых реплик (например, II реплик горизонтального варианта «Св.
Религиозные композиции Л., отмеченные обобщенностью форм, благородной сдержанностью эмоций и проникновенно-созерцательным настроением, носят характер сцен из обыденной жизни («Новорождённый» или «Рождество», около 1630, Музей изящных искусств, Ренн, «Иосиф-плотник», 1640-е г., Лувр, Париж). Возвращение в Люневиль (1643) и его пятидесятилетие совпало с большой серией ночных сцен: абсолютно оригинальной формуле в дальнейшем соответствует большая вдумчивость («Новорожденный» Ренн, Музей изящных искусств «Св. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорожденный» (Ренн, Музей изящных искусств), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св.
Себастьян и св. Бедствия войны сопровождались ужасающим голодом и эпидемией чумы. Себастьян», преподнесен Людовику XIII).
Помимо нескольких документов, содержащих сведения о его женитьбе в 1621, назначении официальным художником Люневиля в 1644 и главным живописцем короля в 1646, нет никакой информации о жизни мастера. за этот период времени в городской книге записей о нем нет никаких упоминаний. Жорж де Латур и его семья погибли в 1652 г. во время эпидемии. Почти сразу после смерти художник был забыт и «открыт вновь» только в 1915 г. немецким ученым, специалистом по живописи позднего Возрождения и барокко, Германом Восом. В 1935 г. в Париже прошла выставка картин художника, послужившая толчком к возрождению интереса к творчеству Жоржа де Латура у широкой публики. В 1993 г. во время проведения одного из аукционов выяснилось, что картина «Иоанн Креститель в пустыне», приписываемая неизвестному художнику, принадлежит кисти Жоржа де Латура. Он исключает повествовательность, незначащие детали, украшения, второстепенных персонажей, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие атрибуты святых сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до такой степени, что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св. Детство его прошло в ремесленной среде. Немногочисленность датированных произведений Латура («Раскаяние апостола Петра», 1645, Кливленд, музей «Отречение апостола Петра», 1650, Нант, Музей изящных искусств) до сих пор не позволяют исследователям точно установить хронологию его творчества.
1640 Париж, Лувр, ок. Но в искусстве Латура свет приобрел особое значение. Жоржа де Латура трактовал св. Себастьяна, оплакиваемого св.
Знакомству европейской общественности с творчеством мастера способствовала выставка «Художники реальности во Франции XVII столетия», состоявшаяся в 1934—1935 годах в Париже, на которой было представлено двенадцать картин Латура. Родился в Вик-сюр-Сей (Мозель) и жил близ Люневиля (Мёрт и Мозель) до самой своей смерти. Ириной», оригинал не найден) свидетельствует, однако, о широкой известности его искусства. Существует рассказ (возможно, легендарный) автора XVIII века о том, что, когда Латур преподнес Людовику XIII своего «Святого Себастьяна» (картину, действительно, замечательную), король приказал убрать из своих покоев все другие полотна.
Но достаточно богатый, чтобы отказаться от этого недворянского занятия, он становится лейтенантом судебного округа и его быстрая социальная карьера (грамота о пожаловании дворянства в 1670) возможно и объясняет скорое забвение работ его отца. Себастьяна» (Берлин-Далем), «Скорбящая Магдалина» (Метрополитен-музей), «Отречение апостола Петра». ЛАТУР, ЖОРЖ ДЕ (La Tour, Georges de) (1593–1652), также Ла Тур, французский художник, родился в Вик-сюр-Сей в Лотарингии и жил близ Люневиля до самой своей смерти 30 января 1652. 1640, Париж, Лувр Сон св. Но особенную славу Латуру принесли т. н. ночные сцены, в которые он вводит караваджистские приёмы искусственного освещения (изображение свечи, факела, светильника).
Иосифа ок. Основной темой его картин были религиозные и жанровые сцены, пользовавшиеся большой популярностью у местной знати. В 1638 г. Жорж де Латур получил титул «живописца короля Франции». С 1639 г. по 1642 г. художник, по всей видимости, путешествовал, т. к. В июле 1617 он женится на Диане Ленерф, происходящей из знатной семьи серебряных дел мастера герцога Лотарингского и после смерти своего отца (1618) поселяется в Люневиле, на родине своей жены, где в 1620 получает гражданство. Среди ранних произведений Л. жанровые сцены («Шулера», около 1625, собрание Ландри, Париж «Ловля блох», 1620-е гг., Музей изящных искусств, Нанси). 1621), сын художника, тоже стал живописцем. О годах его обучения не известно ничего достоверного (предположительно занимался в мастерской Ж. де Белланжа в Нанси между 1605 и 1610 годами).
полотна. Магдалины. 1638, Нанси, Музей истории Лотарингии), Читающий св.
Однако кажется возможным выделить первый период (1620-е), сильно отмеченный караваджистским реализмом и очень близкий искусству Бабюрена и Тербрюггена (серия «Христос и 12 апостолов», два сохранившихся оригинала и девять копий, Альби, музей картина «Слезы св. Латур Жорж де, Ла Тур (La Tour), французский художник. 1642-1644 Вашингтон, Национальная галерея, ок. Он превращает изображение в некую геометрическую схему («Драка», Малибу, Калифорния, музей Гетти) и предпочитает застылость, тишину, опущенные в раздумье взгляды («Женщина с блохой», Нанси, Музей изящных искусств).
1648, Ренн, Музей изящных искусств). В картине Латура «Святой Себастьян» (1640—1650-е годы, Париж, Лувр) тема страдания героя звучит как величественный реквием. 1632-1635, Эпиналь, Музей департамента Вогезы Отречение св. Иосиф-плотник, Лувр Мученичество св. Путешествие в Италию между 1610 и 1616 наложило на его маньеристическое образование опыт караваджизма, но до сих пор нам не известно никакое материальное подтверждение этому. Именно эти произведения принесли ему заслуженную славу.
Жорж де Латур (1593-1652) родился в городе Вик-сюр-Сей, который являлся частью Священной Римской империи, но с 1552 г. управлялся представителями Франции. Предполагается, что образование де Латур получил в столице Лотарингии, городе Нанси, обучаясь в мастерской французского художника и гравера Жака Белланже. В 1620 г. де Латур основал собственную студию в городе Люневиль, входящего в независимое герцогство Лотарингия и с 1623 г. по 1624 г. фактически был придворным живописцем герцога Генриха II. Герои картин де Латура, как и на полотнах караваджистов изображены обычно на нейтральном фоне, даны крупным планом и плотно заполняют пространство картинной плоскости. Ангел (олицетворение милосердия Бога) явился к св.
Присущие творчеству Жоржа де Латура сакрализация бытовых тем и жанровая трактовка религиозных сюжетов (неортодоксальная иконография, отсутствие нимбов, традиционных атрибутов) затрудняют идентификацию таких картин, как Платёж Иов и его жена, Женщина с блохой (ок. Иосифа как искусного плотника и добродетельного супруга Марии, окруженный в Лотарингии особым почитанием, получил широкое распространение в искусстве XVII века после учреждения Папой Григорием XV праздника в его честь. Париж, Лувр Нью-Йорк, музей Метрополитен ЛосАнджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес а также гравюра того времени) «Отречение апостола Петра» (Нант, Музей изящных искусств). Себастьяна» (Берлин — Далем, Государственные музеи), «Скорбящая Магдалина» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Отречение апостола Петра». В 1616 Жорж де Латур возвращается в Вик уже сложившимся художником. Иосиф-плотник, ок. гал.
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Его картины достигают значительной цены (600-700 франков и более). Не всегда ясны и биографические сведения о нем. Но он воспринял эту борьбу иначе, чем Калло был исполнен веры в человека. В 1636 году Люневиль сгорел вероятно, в огне погибли многие произведения живописца.
Звучные цветовые пятна четко выступают на темном глухом фоне. Культ св. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Для большинства героев характерны статичные позы, лаконичные жесты, сдержанная мимика. Учеником Ла Тура также был его племянник Франсуа Нардуайен, умерший от чумы в 1636 году.
названия – «Святой Себастьян, оплакиваемый святой Ириной», «Обнаружение святого Себастьяна святой Ириной» 1649 год, Лувр вариант – Государственные музеи, Берлин). Ириной», Париж, Лувр). 1625-1627, Украина, Львов, Музей изобразительных искусств Св. С 1639 художник короля. Иероним», два варианта – Стокгольм, Нац. Один из самых своеобразных живописцев долго оставался забытым.
апостола Петра 1650, Нант, Музей изящных искусств). В его искусстве свет приобрёл особое значение. Вершина творчества Латура – «Мученичество святого Себастьяна» (др. Себастьяна, церковь в Брольи, варианты в других музеях).
Самый известный «Рылейщик» (Нант, Музей изящных искусств) еще Проспера Мериме поразил своей «низменной и жестокой правдой» выразителен и мастерски написан изображенный в профиль слепой музыкант из собрания музея Прадо. Полотно было снято с аукциона и выкуплено музеем города Вик-сюр-Сей (Muse dpartemental Georges-de-La-Tour) за 11, 0 млн. Картины Латура на бытовые и религиозные сюжеты лаконичны, просты, подчас суровы.
Вершина творчества Латура — Святой Себастьян, оплакиваемый Святой Ириной (Берлин, Государственные музеи). Иосифу», Нант, Музей изящных искусств). Такова группа его произведений изображающих слепых музыкантов-рылейщиков, держащих в руках рыли (народные струнные инструменты). В российских музеях его работ нет.
Лотарингия добавила к этому набору лишь несколько особенно набожных («Обретение тела св. Религиозные композиции Латур Жорж де, отмеченные обобщенностью форм, благородной сдержанностью эмоций и проникновенно-созерцательным настроением, носят характер сцен из обыденной жизни («Новорождённый» или «Рождество», около 1630, Музей изящных искусств, Ренн, «Иосиф-плотник», 1640-е г., Лувр, Париж). музей и Гренобль, Музей изящных искусств). Этьен (род.
Латур, Ла Тур (La Tour) Жорж де (19. 3. 1593, Вик-сюр-Сей, Лотарингия, — 30. 1. 1652, Люневиль, там же), французский художник. Испытал воздействие Караваджо и нидерландских караваджистов. В российских музеях его работ нет. В полотнах нет активного действия фигуры устойчивы, статичны, лица часто изображены в профиль. Образ св.
Учеником Ла Тура также был его племянник Франсуа Нардуайен, умерший от чумы в 1636 году. Большой лотарингский кризис и его бедствия (1635-1642), особенно пожар в Люневиле (30 сентября 1638), который, наверняка, уничтожил основную часть работ первого периода, возможно, повлек за собой поездку художника в Париж (ок. франков. 24 января 2008 г. на Sothebys за 3 233 000 долларов США была продана картина Жоржа де Латура «Иаков Зеведеев». Темы всех произведений Латура, не очень разнообразные и охотно повторяемые, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Блудный сын» или «Шулер» (Париж, Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац. 1638).
Его слава (о чем свидетельствуют, в частности, покупки герцога Лотарингского в 1623-1624), подтверждается и при захвате герцогства французскими войсками: Латур получает должность художника короля (до декабря 1639), его особенно ценит правитель Лотарингии, маршал де Лаферте, для которого он исполняет «Рождество» (1644), «Св. Ирина 1649, Париж, Лувр Иов и его жена ок. Получив от герцога грамоты, давшие ему привилегии, наравне с особами знатного происхождения (1620) и вскоре разбогатев, он ведет здесь жизнь мелкого лотарингского дворянина, любящего охоту, держащего собак, при необходимости грубого с крестьянами, сурово охраняющего свое состояние и привилегии он живет в стране, которая с 1635 будет разрушена войнами, голодом и эпидемиями.
Самые знаменитые работы Жоржа де Латура, созданные в конце творческого пути, это Сон св. В российских музеях его работы отсутствуют. Магдалины. Восстановленное на основании нескольких подписных картин, творчество Латура включает в себя очень небольшое число произведений (около 75 из которых обнаружено 35). Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (Ренн, Музей изящных искусств), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св.
Одна из этих работ («Рылейщик», Музей изящных искусств, Нант) поразила П. Мериме своей «низменной и жестокой правдой». Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Тем не менее он, по-видимому, получил хорошее образование. Обращаясь к популярным караваджистским сюжетам («Гадалка», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Шулер», 1635 год. Вместе с тем оно отразило и воздействие нового направления в живописи – караваджизма, предположительно воспринятое Латуром через нидерландских художников и лотарингского мастера «ночных сцен» Ж. Леклерка. Иосифа и серия картин с изображением св.
Иосифа и серия картин с изображением св. Алексея» (1648), «Св. Алексея», оригинал, возможно – Нанси, Музей изящных искусств) или специфических сюжетов. Затем, по-видимому, он вместе с семьей переехал в Нанси. Петра» утрачена известна по гравюре XVIII в. ). Одна работа мастера— «У ростовщика»— хранится во Львовской галерее искусств. Он родился в лотарингском городке Вик-сюрСей, тогда подчиненном епископству Меца и был вторым сыном в семье пекаря (его мать также происходила из семьи пекарей). С такой же суровой достоверностью и интересом к народным типам Латур писал святых и апостолов, похожих на нищих странников («Кающийся святой Иероним», Музей, Гренобль вариант – Национальный музей, Стокгольм).
Как правило, творчество Латура подразделяется на дневные и ночные сцены. 1638-1642. ), где Латур приложил все усилия, чтобы получить признание, создавая свои дневные картины («Гадалка», Нью-Йорк, музея Метрополитен «Шулер», Париж, Лувр) и ночные сцены («Св.
Знаменитый при жизни, затем абсолютно забытый и вновь открытый в 1915 (Германном Боссом, опиравшемся на сочинения Александра Жоли, 1863) Жорж де Латур после выставки «Художники реальности» (1934) и диссертации Франсуа-Жоржа Паризе (1948) занял видное место в истории французской живописи, а после сенсационной покупки нью-йоркским музеем Метрополитен его картины «Гадалка» (1960) и его пресональной выставки (Париж, Оранжери, 1972) – и в истории мирового искусства. Себастьяна» (Берлин-Далем, Государственные музеи), «Скорбящая Магдалина» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Отречение апостола Петра». (La Tour, Georges de) (1593-1652), также Ла Тур, французский художник, родился в Вик-сюр-Сей в Лотарингии и до самой своей смерти 30 января 1652 жил близ Люневиля. Сформировался под влиянием Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов.
Главное здесь — не столько мимика лиц, сколько взгляды и жесты посетителей притона. Лишь в 1630-е Латур переходит к более индивидуальному реализму. Сформировался под влиянием Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов. Себастьяна» (1649) и «Отречение апостола Петра» (1650, несомненно, это картина из Музея изящных искусств в Нанте).
Родился в многодетной семье булочника. Затем, по-видимому, переехал в Нанси в 1639 году посетил Париж, где получил звание «ординарного живописца короля». Себастьяна, оплакиваемого св. Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-е годы. В руках они держат рыли — народные струнные инструменты, отчасти напоминающие гусли.
1644, Париж, Лувр Раскаяние св. Себастьян» в рост, 1649, Париж, Лувр «Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов). В 1630-е там свирепствуют чума и голод. А в 1639 году, судя по документам, посетил Париж, где получил официальный титул «ординарного живописца короля». Творчество Жоржа де Латура Мария Магдалина в пламени свечи 1630, Художественный музей Лос Анджелес Ярким выразителем этих тенденций был Жорж де Латур (1593—1652) — художник сурового эпического склада. 1635-1637 Нью-Йорк, Музей Метрополитен, ок.
В российских музеях его работ нет. Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-е годы. Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Возможно, в качестве моделей он использовал своих друзей, родственников, слуг и членов мастерской.
Среди ранних произведений Латур Жорж де — жанровые сцены («Шулера», около 1625, собрание Ландри, Париж «Ловля блох», 1620-е гг., Музей изящных искусств, Нанси). Взгляды женщин и основные композиционные линии направлены к телу Себастьяна.