Французский художник – авангардист, приверженец кубизма Жорж Брак оставил заметный след в истории изобразительного искусства как автор многочисленных декоративно-изящных композиций.
Картины Брака представлены в лучших музеях Европы и США. В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами).
Он является логической отправной точкой в истории кубизма. У Пикассо обнаруживаются элементы неоклассицизма. Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» – буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ).
Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. Живописный язык использует поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений. В 1910 году Брак начинает работать в тесном контакте с Пикассо и вслед за ним вступает в период «аналитического кубизма» (1910—1912).
Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» — буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ). Тем не менее, Брак оценил всю прелесть предлагаемых Пикассо возможностей.
Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани. День и ночь он тайно трудится над картиной, пытаясь воплотить в ней свои новые идеи. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925 г. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929 г. ). Картина Жоржа Брака Кларнет и бутылка рома на камине. Море, цветы, храм и кошмарный сон, раздробленность.
Впервые за пять столетий эти художники радикально изменили восприятие искусства. Две сидящие женщины (1920, Нью-Йорк, частное собрание) тАФ характерный пример работы в этом направлении. С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром.
е. девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Первобытная мощь чувствуется и в Портрете Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и в Автопортрете (1906, Филадельфия, Художественный музей). В 1944 художник вступил во Французскую коммунистическую партию.
Картина теперь не считается подражанием природе и вообще чему бы то ни было отныне она самоценный, независимый объект. Еще Гегелем (1770-1831гг. ) было замечено, что искусство нового времени все более проникается рефлексией, образное мышление вытесняется абстрактным, так что грань между искусствоведением и практическим творчеством становится слишком тонкой. Речь идет о «погружении» мира в единственную тональность, о появлении между глазом художника и миром иллюзорных очков.
В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. Творчество Брака не ограничивалось живописью и графикой.
На год основания компании. В 1907 г. происходит перелом в творчестве Пикассо. Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое». Колористическая палитра, оттеняя отдельные стороны объекта, подчеркивала и дробила объем. Годы, проведенные в Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1897-1898), отмечены отходом от академизма и обращения к живописи старых мастеров, произведения которых он изучал в Прадо.
Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). он увлекся искусством фовистов. В 1907 г. происходит перелом в творчестве Пикассо. Помимо этого в конце 20-х гг. Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, опредмеченной поэзией. Он создавал витражи, утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой, был театральным декоратором (в числе наиболее известных его работ в театре — оформление «дягилевских» балетов в 20-е годы), а также мастером прикладного искусства, автором высокохудожественных и современных по стилю ювелирных украшений.
музей современного искусства, Центр Помпиду). Страница нот приколота булавкой к стене. На самом деле. Фигуры приобрели пластические качества древней иберийской скульптуры.
В 1900 Пикассо впервые побывал в Париже, где он сдружился с Исидро Ноньелем, наиболее близким ему каталонским художником, но оказавшим на него гораздо меньшее влияние, чем этого хотят некоторые испанские исследователи. картина была тщательно продумана. В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. Узнав об уничтожении маленького баскского городка Герника авиацией франкистов, Пикассо начинает работать над полотном «Герника», которое предназначалось для павильона Испании на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Существует легенда о том, что Анри Матисс, увидев картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке», сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В отличие от неоклассических образов Пикассо, канефоры Брака не содержат в себе гротеска и сочетают монументальность с почти бесплотной легкостью.
После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. В этих пейзажах сохраняется традиционное изображение натурного мотива, но ликующая взрывчатая сила цвета и пластическая экспрессия придают образам почти космический характер. Полный новыми идеями, он создавал пейзаж за пейзажем, оттачивая мастерство.
Прослеживается следы влияний: ассирийских рельефов, африканских масок. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. По свидетельству Г. Стайн (портрет которой осенью 1906 г. заканчивал Пикассо) именно в период работы над Авиньонскими девицами художник благодаря Матиссу познакомился с африканской скульптурой.
На протяжении 1900-1902 г. г. Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии. Для натюрмортов 20-х годов характерны особая «джазовая» синкопированность ритмов и острота линий, которые сочетаются у Брака с пластичностью целого. С конца 1909 года Брак работает в тесном контакте с Пикассо и вслед за ним вступает в период «аналитического кубизма». Одни сочли ее мистификацией, другие заговорили о душевной болезни автора. Прослеживается следы влияний: ассирийских рельефов, африканских масок.
Одним из составных элементов в них является птица, со временем превратившаяся в творчестве художника в самостоятельный мотив. Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953 гг. ). Тема летящей птицы прослеживается у Брака и в росписи плафона в Лувре (1953) и в картине «Расправив крылья» (1956 – 1961). Как правило, это были монохромные полотна. Познакомил их Аполлинер – он привел Брака в мастерскую Пикассо, где стояли почти законченные «Авиньонские девицы». Поразительна по сочетаемости несочетаемого акварель «Обнаженная на фоне пейзажа» (1933).
Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи — «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов. Моравия считает, что одноцветие – это самый решительный шаг Пикассо к «манере», к «экспериментальному безразличию по отношению к богатству и сложности аутентичного видения мира». Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущение распада и дисгармонии. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя.
Белорусский художник-авангардист, педагог, график. Это принцип мозаики или витража. Данный порт отличается спокойствием и умиротворением. Кубизм указывает на что-то современное.
Именно по поводу «Домов в Эстаке» Матисс, а вслед за ним один из критиков употребили выражение «кубы», породившее название нового направления, которому суждено было сыграть столь значительную роль в искусстве XX века. Картины Брака демонстрируют сдержанность, тонкость в замысле и цвете, например, работа «Список». Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны.
Брак Жорж (Braque Georges) (1882—1963), французский художник, график, скульптор, сценограф, один из основателей кубизма, автор многих декоративно-изящных композиций.
Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы, колористически и ритмически организованные цветовые поверхности, передающие одно и то же абстрактное «становление» движущейся материальной субстанции. Но анализом форм далеко не исчерпывается его открытия. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих.
В период «синтетического кубизма» Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной «натурой». В 1950-х гг. Начиная с 1909года Брак начал работать в тесном сотрудничестве с Пабло Пикассо, который развивался с аналогичным подходом к живописи. В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910 г. ).
Так как он сам их формировал, совместно с Пикассо. Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917-1918 гг. Он создает по большей части многопредметные композиции (серии «каминов», «круглых столиков» и т. д. ), где в пределах визуально целостного образа совмещаются разные грани и аспекты действительности и используются разнообразные выразительные средства. Автор совмещает их в одном образе. Здесь уже заложены основы концепции кубизма.
Панно символизирует новые времена, массовую смерть, воплощает трагедию и гнев. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. В дальнейшем его живопись обретает новую поэтическую и пространственную широту, а также особую утонченность линий и колорита, наполняется светом. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной.
В мае 1907года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел.
На картине Старый гитарист (1903, Чикаго, Художественный институт) изображена удлиненная, болезненно согнутая фигура. Направление развития кубизма на ранней стадии можно последовательно проиллюстрировать картинами Пикассо: Сидящая женщина (1909, Лондон, коллекция Пенроуз), Портрет Канвайлера (1910, Нью-Йорк, частное собрание) и Моя красавица (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства). 1907 г. стал переломным в творчестве живописца.
Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922 г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. Он пишет в это время в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста.
В отличие от неоклассических образов Пикассо, «канефоры» Брака не содержат в себе гротеска и сочетают монументальность с почти бесплотной легкостью. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Он обращается к кубизму. Загадочность и задумчивость, разлитые в произведениях Пикассо этих лет, словно достигают предельной концентрации в большом холсте Жизнь (1903, Кливленд, Музей искусства).
Начиная с 1912 кубизм принимает новое направление развития и получает название Влсинтетического кубизмаВ». Это принцип мозаики или витража. На полотне Пабло Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» 1910 г. контрасты цвета и фактурысведены до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции и картина с ее приглушенной тональностью кажется почти монохромной. Влияние работ Сезанна и Пикассо приводит к радикальному изменению стиля Брака.
Родился Жорж Брак 13 мая 1882 в Аржантей-сюр-Сен в семье маляра. В его полотнах появляются приземистые, короткорукие женщины с правильными чертами лиц.
Исчезают образы предметов. Его метаморфозы показали губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Не менее известны также его изображения рыб (среди них особенно впечатляют «Черные рыбы», 1942). В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов».
«Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. К этому периоду относятся также многочисленные гравюры и первая серия скульптур. Но, пожалуй, главная отличительная черта его работ — изысканный и строгий колорит, неповторимая гармония глубоких и богатых оттенками желто-коричневых, черных и зеленых. тонов, дополненных белым, красным или синим.
В 1960-е годы Пикассо создал монументальную скульптурную композицию высотой 15 м для общественного центра в Чикаго. Осенью 1907 года в жизни Брака произошло два события, которые радикальным образом изменили его творчество: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пабло Пикассо и его знаменитой работой «Авиньонские девицы». Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). Форма у кубистов предстает в виде плоского отпечатка, одновременно с разных сторон. Те, кто выбирают кубизм, делают более оригинальное заявление. В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна. Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образно-смысловых комбинаций («Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Кельн, Музей Людвига «Стол музыканта», 1913, Базель, Художественный музей «Гитарист», 1914, Париж, Национальный музей современного искусства). Начиная с кубизма искусство перестало быть простой имитацией окружающего нас мира.
(Три женщины у фонтана, Источник). Ощущается разрыв с традициями, но нет внутренней цельности. -1930-е года характерны переходом к сюрреалистическим композициям. Это натюрморты: компотница с бананами и яблоками, арлекины. К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (1949--1956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица -- лейтмотив всего позднего творчества художника. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем — в Академии Эмбра.
В то время он находился под влиянием Сезанна. Всепроникающий голубой цвет тАФ визуальный аккомпанемент меланхолической мелодии. Фернанда Оливье, 1909, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). Но вместо прежних текучих форм появляются мощные геометризованные объемы, буйство красок, праздничное горение цвета сменяются аскетичной «сезанновской» гаммой приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов, а динамизм сочетается теперь с непоколебимой статикой. Сальмон пишет, что в 1906 г. Пикассо переживает значительный кризис. Поразительна по сочетаемости несочетаемого акварель Обнаженная на фоне пейзажа (1933).
У Пикассо обнаруживаются элементы неоклассицизма. В картине Мулен де ла Галетт (1900) чувствуется интерес девятнадцатилетнего художника к ночной жизни Парижа, особенно такой, какой ее изображал Тулуз-Лотрек.
Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией. Она представляет камин, на котором разместились кларнет и бутылка рома. Отработка новых изобразительных средств, стремление к типизации, повышенной экспрессии, созданию универсальных символов, сжатых пластических формул направлены, с одной стороны, на отображение внутреннего мира человека, его состояния (психического, эмоционального), с другой тАУ на усиление выразительности информативности тАЬтелеснойтАЭ структуры вещей, обновление видения предметного мира вплоть до задачи создания тАЬсамостоятельного живописного (изобразительного) фактатАЭ, конструирования тАЬновой реальноститАЭ. Предполагают, что они были переработаны после посещения художником этнографического музея, когда он страстно увлекся африканской скульптурой.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). Влияние работ Сезанна и Пикассо приводит к радикальному изменению стиля Брака. В дальнейшем он неоднократно возвращался к античной тематике (цикл иллюстраций к Гесиоду, многочисленные литографии, офорты и пластические произведения с изображениями греческих божеств и т. д. ). В период «синтетического кубизма» Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной «натурой». Художник писал: «Искусство – это ложь, которая помогает понять нам правду».
Когда мальчику было восемь лет, его семья переехала в Гавр. Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов. Но вместо прежних текучих форм появляются мощные геометризованные объемы, буйство красок, праздничное горение цвета сменяются аскетичной «сезанновской» гаммой приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов, а динамизм сочетается теперь с непоколебимой статикой.
Уже тогда он, по словам современного критика, смотрел больше на Сезанна, чем на Ван Гога. Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. В послевоенной Европе нарастает стремление опереться на что-то вечное, незыблемое.
С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг. ), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг. ). Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. Именно здесь начинается его настоящее художественное образование, несмотря на пребывание в течение нескольких месяцев (зима 1897-1898) в академическом Мадриде, где он, впрочем, ничему особенно не научился, поскольку его мастерство в этой области проявилось еще раньше (Мужчина в фуражке, 1895). В дальнейшем он неоднократно возвращался к античной тематике (цикл иллюстраций к Гесиоду, многочисленные литографии, офорты и пластические произведения с изображениями греческих божеств и т. д. ). Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Одно из самых известных его произведений этого периода -- картина «Дома в Эстаке».
он увлекся искусством фовистов. Полотно«Дома в Эстаке» былосозданокак раз в тот период времени. Увлеченный искусством Матисса, он примыкает в 1906 году к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. Для натюрмортов 20-х годов характерны особая «джазовая» синкопированность ритмов и острота линий, которые сочетаются у Брака с пластичностью целого.
К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (1949—1956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица — лейтмотив всего позднего творчества художника. В 1900 г. он впервые приехал в Париж.
На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов «вмонтированной» в композицию «живой» натуры — в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т. д. С помощью этих приемов не только извлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города, с его ритмами и документальными приметами — а иногда и некое подобие музыкальных образов («Ария Баха»). В это время он вместе с Отоном Фриезом жил в Антверпене, а лето проводил в Ля Сиота и Эстаке, портовом поселке под Марселем. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году.
Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ). Во-первых, возникал вопрос, насколько далеко они ушли от «имитации» – для формирования объекта они, как это было принято и ранее использовали светотень и другие известные приемы. Например, в Натюрморте на плетеном стуле композиция, вписанная в овал, обрамлена настоящей веревкой внутри картины оказываются сопоставленными острые кубистические плоскости, буквы JOU и то, что призвано изображать плетеное кресло (кусок клеенки от дешевой мебели).
В дальнейшем он неоднократно возвращался к античной тематике (цикл иллюстраций к Гесиоду, многочисленные литографии, офорты и пластические произведения с изображениями греческих божеств и т. д. ). В дальнейшем искал большей просветлённости и гармоничности изображения, его известной декоративности. Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов. Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма.
Однако его художественные открытия не исчерпываются одним только анализом форм. Начинал как художник-декоратор. Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи -- «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов.
В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен. В картине «Дом в Эстаке» («House at Lestaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Зимой 1905-1906 гг. («Три женщины у фонтана», «Источник»). Обозначение нового течения словом «кубизм» возникло, по-видимому, в 1908 году. Он стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и все темы своего творчества. В эти годы Пикассо часто изображал клоунов, акробатов и бродячих цирковых артистов. Ряд работ посвящен теме «художник и его модель».
Первая фаза развития этого течения (1909тАФ1912) получила название Вланалитический кубизмВ»: предметы, все еще узнаваемые, как бы разложены на составляющие их абстрактные геометрические формы. В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
Например, он наклеивал на холст фотографию рыбацкого судна так, что получалось, будто корабль ловит рыбу в нарисованном бокале вина. «Матисс и Дерен указали мне путь», — скажет позднее художник. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи — «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов. Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией.
А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». В 1909-1911 годах, в период «аналитического кубизма», колорит Брака ограничен узкой гаммой глухих тонов, натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1910, Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма «Португалец», 1911, Базель, Художественный музей). Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. О чем может рассказать кубизм1. «Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. В отличие от неоклассических образов Пикассо, «канефоры» Брака не содержат в себе гротеска и сочетают монументальность с почти бесплотной легкостью.
Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости, расположенные на поверхности и, на первый взгляд, почти произвольно (Гитара и скрипка, 1913, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга Санкт-Петербург, Гос. гал. ).
Своими работами художник не стремился расширить помещение изображение на его полотнах словно становится частью интерьера. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Ведущим жанром в творчестве Брака 20-х годов остается натюрморт. (Женщина в кресле, 1927, Художник и его модель, 1927, Стоящая купальщица, 1929).
Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». Эрмитаж) или передает в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910-1913 (Портрет девушки, 1914, Париж, Нац. Картина теперь не «аналог» предмета, а некая «новая реальность». Не менее известны также его изображения рыб (среди них особенно впечатляют «Черные рыбы», 1942). Ряд работ посвящен теме «художник и его модель».
В 1900 г. он приезжает в Париж и в кругу своих коллег часто не без гордости заявляет, что является «самоучкой без академического образования». Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
Начиная с 1909года Брак начал работать в тесном сотрудничестве с Пабло Пикассо, который развивался с аналогичным подходом к живописи. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз. В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма — это материализация того нового пространства, которое я почувствовал».
В 1905 г. Пикассо создает свою знаменитую серию тАЬАкробатытАЭ, тАЬДевочка на шаретАЭ, тАЬСемья акробатовтАЭ и другие композиции тАЬрозовоготАЭ периода исполненные мягкого лиризма, еще более детализированные, близкие к натуре, чем предыдущие работы. На самом деле мир не голубой, – мир бедный, угнетенный, голодный, нищий, несчастный, как объективно признает сам Пикассо в своих картинах этого периода. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы, колористически и ритмически организованные цветовые поверхности, передающие одно и то же абстрактное «становление» движущейся материальной субстанции. Он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах.
Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). «Ты пишешь картины, как-будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину», — сказал он автору. Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры».
Массачусетс, музей Фогг). В картине «Дома в Эстаке» («Houses at Lestaque», 1908), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу.
На картине «Мастерская – 2» (1949) среди туго приобретенных форм и вязких землистых тонов Брак вдруг пронзил пространство образом белой птицы, символизирующей творческий полет. (Шут, 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода (Мальчик, ведущий лошадь, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью).
В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром. Панно символизирует новые времена, массовую смерть, воплощает трагедию и гнев. Он пишет в это время в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста. Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака.
Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. В течение 1949 – 1956 годов Брак создал серию картин «Мастерские», составляющую восемь больших полотен. И речь идет не о преобладание одного цвета, подобно тому, как это имело место с зеленым цветом в творчестве Эль Греко. Ряд работ посвящен теме «художник и его модель».
Начиная с 1908 г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо. С 1914 г. у Пикассо появляется все больше реалистических работ. Он обращается к кубизму. разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа.
Это был решающий этап в творчестве Пикассо, ставший импульсом к дальнейшим поискам. «Девочка на шаре» – наиболее символичная картина «голубого периода» и одна из его наиболее привлекательных картин. В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942 г. ). При этом художники четко представляли, что должны сохраниться так называемые «характерные точки», по которым зритель будет узнавать изображенное. Одно из самых известных его произведений этого периода – картина Дома в Эстаке.
Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. Авиньонские девицы (1907) – один из самых известных, но не самых лучших его холстов. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
До Первой мировой войны их работы оказывались иногда малоотличимы друг от друга. На данном этапе «реальные» объекты Брака начинают играть особенную роль в кубистических произведениях. В 1908-1909 годах и Брак и Пикассо ищут приемы за пределами кубизма. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). По возвращении Пикассо завершает портрет Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, варварских обнаженных (Нью-Йорк, Музей современного искусства), а зимой работает над Авиньонскими девицами (Нью-Йорк, Музей современного искусства), картиной очень сложной, в которой сочетаются различные влияния – Сезанна испанской скульптуры и африканского искусства, которое было (хотя сам художник отрицал это) одним из основных источников кубизма (Танец с покрывалами, 1907, Санкт-Петербург, Гос. Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе.
Окунувшись в атмосферу зарождающихся новых художественных течений, великих экспериментов и революционных открытий в искусстве, Жорж Брак приобщается к фовизму – одному из первых «измов» ХХ века, представители которого стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной натурой. В 1918 г. Пикассо вступает в брак с русской балериной Ольгой Хохловой, у них рождается сын. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Молодая пара с грустью смотрит на женщину, держащую на руках ребенка.
Одно из самых известных его произведений этого периода — картина «Дома в Эстаке». В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). В этот период для Брака главным в картине становится прежде всего пространство между предметами, а не сами предметы. В дальнейшем он неоднократно возвращался к античной тематике (цикл иллюстраций к Гесиоду, многочисленные литографии, офорты и пластические произведения с изображениями греческих божеств и т. д. ). Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала неординарная личность архитектора Гауди (мастерская Пикассо находилась перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним воздействиям: Ар Нуво искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма в целом и в гораздо меньшей степени – импрессионизма и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых вскоре проявилось и в творчестве Пикассо (Танцовщица, 1901, Барселона, музей Пикассо). Пабло Пикассо и Жорж Брак считаются отцами кубизма. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия «Мастерские» (1949–1956).
«Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет позднее художник. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера).
Зимой 1905-1906 гг. В то время Пикассо находился под влиянием Гогена, Сезанна, масок африканских племен и иберийской скульптуры, а Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна— множества перспективных точек зрения.
В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». Тела предельно обобщены, лица лишены выражения.
(«Женщина в кресле», 1927, «Художник и его модель», 1927, «Стоящая купальщица», 1929). Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922-1927 гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 (Три музыканта, 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства). – Кубизм реалистичен в некотором смысле это – искусство классическое. В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов».
Живописный язык использует поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений. Его метаморфозы показали губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Картина теперь не «аналог» предмета, а некая «новая реальность». В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу.
Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. Параллелепипеды городских домов выстраивались в идеальную композицию для художника. Ведущим жанром в творчестве Брака 20-х годов остается натюрморт. Картины, принадлежащие периоду до 1908 года, были достаточно просты и понятны зрителю, но им явно не хватало дерзости и новаторства. «Авиньонские девицы» (1907) – один из самых известных, но не самых лучших его холстов. С середины XIX века отход от господствующей в это время в изобразительном искусстве натуралистической традиции резко ускоряется.
К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (1949—1956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица — лейтмотив всего позднего творчества художника. Построение усложняется и последовательно проводится единый принцип.
Эрмитаж). Это явилось основой для появления в 1912 г. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»).
Жорж Брак родился в семье ремесленников, учился в Гаврской Школе изящных искусств (1897- 1899), затем в Париже – в Академии Эмбера и Школе изящных искусств (1902-1903). В его полотнах появляются приземистые, короткорукие женщины с правильными чертами лиц. В 1981, через шесть лет после смерти Франко, картина была передана в Прадо. Буквы JOU можно интерпретировать как начало слова journal (газета) или понимать дословно (jou тАФ корень французского слова jouer тАФ играть). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953 «Расправив крылья», 1956-61, Париж, Национальный музей современного искусства).
Мягкая элегантность сменилась брутальностью массивных и жестких форм. Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912 г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles».
Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица. ВлРозовый периодВ» (1905тАФ1906) отмечен радикальной переменой цвета и настроения в творчестве Пикассо. Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое».
В отличие от неоклассических образов Пикассо, «канефоры» Брака не содержат в себе гротеска и сочетают монументальность с почти бесплотной легкостью. Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов вмонтированной в композицию живой натуры – в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т. д. С помощью этих приемов не только извлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города, с его ритмами и документальными приметами – а иногда и некое подобие музыкальных образов (Ария Баха).
Он создает по большей части многопредметные композиции (серии «каминов», «круглых столиков» и т. д. ), где в пределах визуально целостного образа совмещаются разные грани и аспекты действительности и используются разнообразные выразительные средства. Художник писал: Искусство – это ложь, которая помогает понять нам правду. Пикассо умер в Мужене (Франция) 8 апреля 1973. Жорж Брак (1992-1963) родился в Аржантее 13 мая 1882 года.
Таковыми были картины «Круглый стол» (1922), «Буфет» (1920). Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. После признания Ван Гога уже нельзя было считать гладкопись и натуралистичность цвета непременным условием тАЬхорошей живописитАЭ жизнь и работы Гогена привлекли внимание к тАЬпримитивнымтАЭ культурам и научили видеть не столько их незрелость, сколько качественно иное их состояние, предполагавшее немало ценного и поучительного творчество Сёра явило пример возможности использования научных методов для решения художественных проблем наконец, творческий метод Сезанна, особенно техника его последних работ, столь близкая к технике ранних кубистских работ Брака, казалось, должна была способствовать если не пониманию, то хотя бы признанию права на существование этого эксперимента, который называют самым смелым в истории искусства.
Утверждалось -- впервые с эпохи Возрождения -- право живописи показывать то, что нельзя увидеть с одной точки зрения и что нельзя увидеть вообще. Не смог не посетить его и Жорж Брак. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года. Иногда в работы художника проникают лирические нотки, например в картине Голубая комната (1901, Вашингтон, галерея Филипс), но более типичны для этого периода его творчества мотивы нищеты и крайней усталости.
После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Ощущается разрыв с традициями, но нет внутренней цельности. В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, типографические буквы, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур). В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера).
Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив таким образом «правило» формы с «эмоцией» краски. Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией.
Вряд ли в измененном пространстве, коим и является это течение, захотят пребывать консерваторы и люди пожилого возраста. А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере. Эрмитаж) искусство Пикассо вплоть до 1907 сохраняет свой чисто испанский характер. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален).
В эти годы брак Пикассо распался его новой возлюбленной стала Мари-Тереза Вальтер. Его метаморфозы показали губительность изгнания из живописи изобразительного начала. В академии Эмбера Брак познакомился с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Картины Пикассо Влголубого периодаВ» отражают мир одинокого человека.
На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов «вмонтированной» в композицию «живой» натуры -- в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т. д. С помощью этих приемов не только извлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города, с его ритмами и документальными приметами -- а иногда и некое подобие музыкальных образов («Ария Баха»). Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. «Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет Брак впоследствии. Отец художника, Хосе Руис Бласко (Пикассо – это фамилия матери художника), был живописцем средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891 и, наконец, в Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился Пабло.
построения композиций из кусочков бумаги и других материалов, наклеенных на холст). Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра.
В послевоенной Европе нарастает стремление опереться на что-то вечное, незыблемое. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг «Лодка», 1960, частное собрание). Процесс разложения форм на небольшие фрагменты сменился декоративностью, превращающей картины в плоскостные красочные панно.
Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). Получая профессию маляра, подобно отцу и деду, он параллельно изучал живопись по вечерам в местной Школе изящных искусств. Картина Авиньонские девицы (Нью-Йорк, Музей современного искусства), которую Пикассо решился выставить лишь много лет спустя после ее создания, является одним из самых революционных произведений начала 20 в. На первый взгляд, это всего лишь вариация традиционного сюжета тАФ купальщицы на фоне пейзажа.
После произведений голубого периода (названного так из-за преобладающего голубого цвета), на которых изображены изможденные от работы и голода люди (Гладильщица, 1904, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Скудная трапеза, офорт, 1904), картины розового периода представляют мир циркачей и бродяг (Семья акробатов с обезьяной, 1905, Гетеборг, музей Девочка на шаре, Москва, Музей изобразительных искусств им. В 1949-1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества.
Пикассо трижды приезжал в Париж, а в апреле 1904 г. окончательно туда переселился. В 1909 -1912 гг. 1920-1930-е года характерны переходом к сюрреалистическим композициям. Эта картина была начата в 1906 г. в манере, довольно близкой предыдущим: портрет Гертруды Стайн, Две обнаженные женщины (обе картины написаны в 1906 г. ).
Если возникает вопрос «подоконник вровень или выпирает», то кубизм поможет на него ответить. 3. Особенно – Аполлинер. Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц». В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых».
Париж в то время был настоящим средоточием художественной жизни, своеобразной «Меккой» для художников со всего мира. Различия между пространством и формой стираются. Это натюрморты: компотница с бананами и яблоками, арлекины. Вечность движения искусства в образе летящих птиц Жорж Брак блестяще воплотил также в лучшей своей монументальной работе – росписи Этрусского зала в Лувре (1952-1953). Причем лица двух правых фигур прямо ассоциируются с африканскими ритуальными масками. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З). С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо.
Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Живопись, графика, скульптура обращаются к тому, что недоступно прямому (тАЬбуквальномутАЭ) воспроизведению. Из семьи ремесленников. С 1947 г. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949 г. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские». 1907 г. стал переломным в творчестве живописца.
В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ). А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Нац. В 1985 музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале) сюда вошли работы, переданные наследниками художника, – более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо.
Мифологизированные персонажи свободно живут в пространстве картин художника само их появление не случайно, оно обусловлено всей поэтикой Брака. Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. Родился Жорж Брак в простой семье маляра.
Эта картина была начата в 1906 г. в манере, довольно близкой предыдущим: портрет Гертруды Стайн, тАЬДве обнаженные женщинытАЭ (обе картины написаны в 1906 г. ). Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое». С 1912 широко используется техника коллажа (т. е. Картина теперь не аналог предмета, а некая новая реальность. Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов. После 1917 Жорж Брак постепенно отходит от кубизма, пишет более разнообразные по цвету плоскостные полотна (пейзажи, натюрморты, картины с человеческими фигурами), где линия словно обретает орнаментальную выразительность и гибкость.
Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника. Море, цветы, храм и кошмарный сон, раздробленность. Работы кубистов надолго стали мишенью критики и предметом скандала для широкой публики. В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». Влияние работ Сезанна и Пикассо приводит к радикальному изменению стиля Брака.
Жорж Брак (1992-1963) родился в Аржантее 13 мая 1882 года. Живописный язык использует поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений. Однако нарочитые смещения форм создают эффект, автономного пространства. Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. В 1900 году Брак переселился в Париж.
В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Он создавал витражи, утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой, был театральным декоратором (в числе наиболее известных его работ в театре — оформление «дягилевских» балетов в 20-е годы), а также мастером прикладного искусства, автором высокохудожественных и современных по стилю ювелирных украшений. Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер.
От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912 г. ). Создал несколько серий («Купальщицы» и др. ), активно работал в жанре натюрморта.
Творчество Брака не ограничивалось живописью и графикой. 1909 Пикассо и Брак. Он вновь приезжает в Париж в 1901 и 1902 и окончательно в 1904. В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма.
Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Брак вводят в свои картины типографский штрифт, элементы обманок и грубые материалы – обои, куски газет, спичечные коробки. Рука обнаженной переходит из кисти в подобие мохнатой лапы.
К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). Жорж Брак сумел не только показать отдельные предметы с разных точек зрения (это делали многие), но он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Картина произвела глубоко удручающее впечатление на друзей художника. Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы».
Одноцветность означает упрощение, стилизацию, унификацию, указывает на чисто формальную идею мира – «окрашенную идею». Картина, выполненная маслом в черных, белых и серых онах, стала признанным шедевром и символом бессмысленных разрушений войны. В 1918 г. Пикассо вступает в брак с русской балериной Ольгой Хохловой, у них рождается сын. С помощью изломов линий и фигур можно продемонстрировать направление движения. Призматические постройки теснятся и громоздятся друг над другом, плоскости начинают раскачиваться и разворачиваться в разных направлениях. Талантливый молодой художник в одиночестве занимается в Париже изучением интернациональной живописи и вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные влияния: Тулуз-Лотрека, Гогена (Жизнь, 1903, Кливленд, музей), Каррьера (Мать и дитя, 1903, Барселона, музей Пикассо), Пюви де Шаванна, набидов (Облокотившийся Арлекин, 1901, частное собрание), а также греческого искусства (Водопой, сухая игла, 1905) и некоторых испанских традиций (Старый гитарист, 1903, Чикаго, Художественный институт Портреты госпожи Каналье, 1905, Барселона, музей Пикассо).
Он писал оригинальные пейзажи (Антверпенские и Гаврские гавани, ландшафты Эстака), отличающиеся плотной композицией, напряженной цветовой гармонией, передачей жизненных сил природы (1906). Кубизм придает объем фигурам. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом.
В том же году, стиль Брака начал медленную эволюцию, как он попал под сильное влияние Поля Сезанна, который умер в 1906году и чьи работы были выставлены в Париже в первый раз в больших масштабах. Открытие бумажной аппликации в 1912 г. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме». Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929 г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости. Именно по поводу «Домов в Эстаке» Матисс, а вслед за ним один из критиков употребили выражение «кубы», породившее название нового направления, которому суждено было сыграть столь значительную роль в искусстве XX века. В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Здесь уже заложены основы концепции кубизма.
Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Увлеченный искусством Матисса, он примыкает в 1906 году к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже. Свои первые шаги художники кубисты делали именно в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа.
Его метаморфозы показали губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Участвовал в Первой мировой войне, в 1915 г. был тяжело ранен и смог вернуться к живописи только в 1917г. Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный».
Пикассо выразил свое отношение к происшедшему в панно Герника. В 1949—1956 годах Брак создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества.
Но если на картине присутствует только вышеупомянутая схема, невозможно понимать ее как «изображение» внешнего мира – зритель только и увидит, что плоскости, цилиндры, кубы и т. п. С 1914 г. у Пикассо появляется все больше реалистических работ. Холст более не рассматривается как окно в иллюзорное пространство. Его живописные красоты никого не оставляют равнодушным.
Художники стали большими друзьями. Картина Семья бродячих циркачей (1905, Вашингтон, Национальная галерея) на первый взгляд кажется свободно и широко написанной яркой виньеткой из фигур акробатов. В это время Пикассо создает костюмы к новаторским постановкам дягилевской балетной труппы, в том числе к балету «Парад» на музыку Сати.
Рука обнаженной переходит из кисти в подобие мохнатой лапы. В начале Первой мировой войны, спустя два года после женитьбы на Марселе Лапре, художника мобилизовали на фронт, где в 1915 г. он получил тяжелое ранение в голову. Когда мальчику было восемь лет, его семья переехала в Гавр. Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному.
Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. Но в реальном мире объекты могут существовать и в темноте и человек автоматически воспроизводит их в памяти по тактильным ощущениям и, таким образом, «видит» и без света.