И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св.
Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), — мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), — два рельефных тондо изображающие также Богородицу — «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, — картина «Св. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. «Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно» Вазари.
Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. Он занимался там в течение одного года. Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Скрытный и необщительный, Микеланджело мог обходиться без преданных друзей и до 80 лет не знал женской любви. Сюжет близок к бытовому жанру. Тяжелые переживания Микеланджело отразились и в работе над архитектурно-скульптурным ансамблем для капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1534).
Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура — «не его специальность», — ему пришлось подчиниться. Его гнала надежда вновь начать вгрызвться в толщу каррского мрамора, выполнить наконец-то монументальное и зрелое произведение.
Биография из ВикипедииМикеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Микеланджело же было приказано высказать свое мнение, составить проект и возглавить новую работу. Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль.
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры.
И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. Выход за пределы флорентийской художественной среды и более тесный контакт с античной традицией содействовали расширению кругозора молодого мастера, укрупнению масштаба его художественного мышления. Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года).
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623). В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. Его голова повернута влево, как и у Давида. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне и не сохранившиеся: — картон Св. В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.
Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов. Это «Оплакивание Христа» – самая знаменитая пьета Микеланджело. Фавн был закончен — с полными чувственными губами, с вызывающей улыбкой, зубы у него сияют белизной, а кончик языка нахально вытянут. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Вынужденный приняться за роспись потолка Сикстинской капеллы по проискам соперников, думавших погубить художника, зная его непривычку к живописной технике, Микеланджело в 22 месяца, работая один, создал громадное произведение, вызвавшее всеобщее удивление.
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. — Нет.
В первые годы понтификата Льва X он усердно трудился над гробницей. Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо.
В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св.
Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Мы погибли. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.
Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св. Вот таким образом Микеланджело занималась деревенская кормилица. С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи.
Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Шаг сделан. А у козлов выпадают зубы. Для него пластика человеческого тела, его движения и контрапосты сами по себе были исполнены внутреннего содержания.
1643 г. была уничтожена Сюбле де Нуайе за чрезмерную сладострастность. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа.
Впечатление дополняет необычная по композиции трехмаршевая монументальная мраморная лестница с полукруглыми ступенями и очень низкими перилами. Воздев руки, Микеланджело громким голосом смиренно попросил у него прощения за то, что поступил он так, вспылив, не будучи в состоянии перенести, что его попросту выгнали вон и, признавая свою вину, он еще раз попросил прощения. Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Почти не применяя в этих статуях полировки, Микеланджело добивается впечатления передачи самого дыхания жизни, той мягкости и воздушности моделировки, которые органично связываются с окружающей средой. 6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью.
Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» – службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. К концу второго десятилетия XIV в. «Золотой век» Возрождения в Средней Италии был на исходе. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Его проповеди оказали значительное влияние на многих флорентийцев, в том числе и на художников — Боттичелли, Фра Бартоломео и других.
Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). Между тем случилось так, что Пьер Содерини, взглянув вверх на статую, очень ему понравившуюся, сказал Микеланджело, который в это время ее кое-где отделывал, что нос, по его мнению, у нее велик: Микеланджело, подметив, что гонфалоньер стоял под самым гигантом и точка зрения его обманывала, влез, чтобы угодить ему, на подмостья у плечей статуи и, поддев резцом, который он держал в левой руке, немного мраморной пыли с площадки подмостьев, начал постепенно осыпать пыль вниз, работая будто другими резцами, но к носу не прикасаясь. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Giuntine). Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
— «Бедненький, — сказал ему тогда Микеланджело, — я помогу твоей нужде» и сразу подарил ему две тысячи скуди, что впору цезарям или великим попам». Даже в незаконченном виде они производят огромнейшее впечатление.
Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим. Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. В 1503-1506 гг.
Павла и св.
Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. У Микеланджело — сконцентрированная сила, все — борьба, в которой, под резцом ли его или под его кистью рождаются люди более прекрасные, более могущественны, более дерзновенные — люди-герои.
Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Браманте и другие соперники Микеланджело думали, что таким образом они отвлекут его от скульптуры, в которой папа видел его совершенство и доведут его до отчаяния, полагая, что, вынужденный писать красками, но не имея опыта в работе фреской, он создаст произведение менее похвальное, которое получится хуже, чем у Рафаэля и даже если у него случайно что-либо и выйдет, они любым способом заставят его рассориться с папой, что так или иначе приведет к осуществлению их намерения от него отделаться. Последние 30 лет жизни он провел в Риме.
В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством. Другие же уверяют, что Миланезе увез его в Рим и закопал его в одном из своих виноградников, а затем продал как древнего кардиналу св. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни.
Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. — Скульптор не копиист. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). «Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального».
Однако стоит приглядеться к деталям. 16 августа 1501 года был заключен договор. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент.
Это была жизнь, посвященная одной великой цели. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа».
Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков). Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние.
В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. В конце концов он решился представить рисунок, сделанный им для гробницы и ставший лучшим свидетельством его способностей ибо красотой, величавостью, роскошью и обилием статуй она превосходила любую древнюю и императорскую гробницу. В начале молитвы Св.
Правой рукой он опирается на колено. – Оттуда же, откуда берется все искусство. Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков.
– Твой Фавн слишком стар. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча». Обобщенный образ идеально прекрасного человека, найденный античным искусством, он наделил чертами индивидуального характера, раскрыв сложность внутреннего мира, душевной жизни человека. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой.
Перед Микеланджело стояла задача создать изображение воскресшего Христа, перешедшего рубеж земных страданий, он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены «Моисей» или пророков Сикстинской капеллы. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы.
Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Увы, его вновь ждало разочарование. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади.
Глаза его опущены. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. поверхности мрамора ему пришлось оставить первые нарезы мастера Симоне, так что и теперь некоторые из них видны и, конечно, настоящее чудо совершил Микеланджело, оживив то, что было мертвым.
12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу.
Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Стоит это гениальное произведение у входа в собор и ограждена от зрителей пуленепробиваемым стеклом (в начале 1970-х пьета пережила нападение фанатика-вандала). Драматизм, а затем и трагизм образов Микеланджело усиливаются в последующие годы, особенно после поражения республики во Флоренции в 1530 г. и восстановления власти Медичи. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Иеремия — глубоко задумавшийся скорбный старец. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения.
Над этой гробницей ваятель трудился с перерывом около 40 лет, но так и не довел ее до завершения. Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна. Точное название скульптурной группы — «Битва кентавров с лапифами». Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени.
Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение синьор на синьора перед тем, как пустить свои стихи в народ». К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Он сразу же принялся за нее, но закончил только в 1519—1520 годах во Флоренции. Он боготворил Данте и любил Петрарку.
Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет.
И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз». 1504–1506, Флоренция, Уффици). Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Из души художника. Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.
— Он и должен быть старым. Эту статую Микеланджело вылепил из глины еще до того, как папа уехал из Болоньи в Рим когда же Его Святейшество пришел взглянуть на нее, он еще не знал, что вложить ей в левую руку а так как правая была гордо поднята, папа спросил, что же он делает: благословляет или проклинает. Это издание было неполным и содержало определённые неточности. Он исполнил глиняную и деревянную модели фасада, однако этому его проекту, как и ряду других, не суждено было осуществиться.
Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. После смерти Лоренцо Медичина престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В возвышенности, энергичности, смелости движения и величавости форм Микеланджело Буонарроти не имеет соперников. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность.
В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием.
Однако то. Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Вдруг на берег выбежали часовые. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Совершенная пластика передает напряжение каждого мускула и вздувшихся вен. Хотя Микеланджело при своём пристрастии к пластике придавал колориту второстепенное значение, тем не менее колорит у него силен и гармоничен, Фресковую живопись Микеланджело ставил выше масляной и последнюю называл женской работой.
Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). За «Давидом» следовали: — теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, — незаконченная статуя св.
И не собирается оплачивать расходы. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми.
— несохранившаяся бронзовая статуя Давида. Такое вмешательство в работу не могло не тормозить ее, не нервировать художника. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. С 20-х гг.
Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Вернувшись почти через год в Рим, потратив уйму денег на доставку мрамора, Микеланджело обнаружил, что Юлий II уже охладел к проекту гробницы. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. По углам первого карниза стояли четыре большие фигуры: жизни деятельной и созерцательной, а также св.
Обедневший флорентийский дворянин Лодовико Буонарроти едва сводил концы с концами. Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо Богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым.
Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Кое-что из подобного рода наставлений Микеланджело постигал разумом, но гораздо больше заставлял оценить советы учителя тяжкий опыт. Он считает, что немыслимо разрабатывать композицию скульптуры, не зная того мрамора, который составит ее плоть. Ведь я мало смыслю в науках. ». Опираясь на раскрытую книгу на ее коленях, Младенец Иисус, склонив кудрявую голову, внимательно заглядывает в книгу. Однако снятие лесов имело и свои положительные результаты. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха.
Петра. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине.
Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Все считают, что фавны наполовину козлы. Поза его неустойчива.
Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене». Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку» Вазари.
Эта мысль занимала тогда многие умы. Если Юлий II был папой-воином, Лев Х был эпикурейцем-папой, ему больше импонировал утонченный Рафаэль. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями.
Увидев снизу написанное, Микеланджело обратил внимание на недостаточность масштаба и перегруженность деталями первых композиций — «Потопа» и «Истории Ноя». Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Увидев же, как далеки их старания от его желаний и не получив никакого удовлетворения, как-то утром он решился сбить все ими написанное и, запершись в капелле, перестал их впускать туда и принимать у себя дома.
Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. — На нас напали пизанцы. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века.
Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.
Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо.
Он поставил там четыре гробницы, украшавшие стены, предназначенные для праха отцов двух пап: Лоренцо старшего и Джулиано, его брата, а также для Джулиано, брата Льва и для герцога Лоренцо, его племянника. Мать прикрывает головку ребёнка. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34.
Увиденное потрясло воображение многих людей. Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни2. Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль.
В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида — юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата».
По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой. Сверху, в четырех углах платформы должны были стоять монументальные статуи Vita Activa и Vita Contemplativa, в сопровождении статуй Моисея и св. И жаждала освободителя.
Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы» Вазари. А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной. Папа Юлий остался чрезвычайно доволен росписями Микеланджело. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий одно ответное четверостишие получило широкую огласку. Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. Современники же почти не знали их совсем. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: — статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, — группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство».
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик».
Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Выполнена она по его личному архитектурному проекту.
Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч» (Стоун Ирвинг «Муки радости»). Примечательно, что незаконченность исполнения статуй «Рабов» сообщает конфликту особую трагичность: сама каменная масса из которой рождаются фигуры, становится зримым олицетворением тех препятствии, с которыми они ведут свою героическую борьбу.
Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Приглашает он и Микеланджело.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Постепенно этот недуг прошел. Бунтующие и страдающие «Рабы» словно стремятся высвободиться из глыб мрамора. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом.
Лоренцо же, питавшего величайшую любовь и к живописи и к скульптуре, огорчало то, что не было в его время прославленных и знатных скульпторов, тогда как много было живописцев, обладавших величайшими достоинствами и славой и он, как я уже говорил, решил основать школу» Вазари. В них так же, как в статуях «Рабов», ясно прослеживается тема борьбы человека с враждебными ему силами. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. Моисея.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами.
Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения.
Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине.
Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Особенно драматичны так называемые «Атлант» и «Пробуждающийся раб», видимо, предназначавшиеся для углов гробницы и потому дающие разные аспекты в выражении движений и пластических разворотов.
В 1496-1501 гг. Анна» Леонард да Винчи Параллель очевидна. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра. Даже копии этой статуи не дошли до нас. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал.
«Мрачные годы. — Мне показалось, что без бороды будет лучше.
На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы. Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету. На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой.
И самая первая в его творчестве (он создал ее в 24 года). Услышав об этом, Микеланджело пожаловался папе на Браманте, рассказав без всякого стеснения о многочисленных его пороках и в жизни и в архитектуре, последнее, как выяснится позднее, пришлось исправлять самому Микеланджело при строительстве собора св. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим.
Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи». В отличие от большой известности произведений художника их визуальное влияние на позднейшее искусство относительно ограничено. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело. Самые грандиозные замыслы возникали в его воображении, когда он в одиночестве бродил среди скал.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. — Лоренцо рассмеялся.
Счастливый Микеланджело — в мастерской своего учителя. Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора.
Гигантское напряжение и динамизм в каждом их мускуле, в каждом порыве, физическом и духовном. В какой-то мере исключением среди них может считаться более живая и энергичная по мотиву движения фигура апостола Павла.
Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, — значителен, величав и человечен. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне.
— ответил Юлий II.
Это тондо — одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти». «Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Огромные глыбы мрамора чистили и мыли несколько дней, пока он вновь не обрел первозданной белизны.
В средней, наиболее пологой и широкой части свода он располагает основные сюжетные композиции, заключая их в прямоугольные поля, по ритму перекликающиеся с формой плана самой капеллы. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» – снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Папа и кардинал Медичи потеряли терпение и растрогли договор на постройку фасада церкви Сан Лоренцо в 1520 г. Работа над гробницей Юлия II растянулась на многие десятилетия, так как Микеланджело все время отвлекали другие заказы. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В нем и отчаяние и вопрос.
Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. «Если вы не видели этой статуи, — писал Стендаль, — вы не имеете понятия о возможностях скульптуры». Пропорции этой фигуры более стройные. Многие мастера Возрождения были многосторонне одаренными и успешно испытывали свои силы в разных областях творческой деятельности. В руках его, прижаты к телу — скрижали с Десятью Заповедями.
Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком. — воскликнул Лоренцо. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». Он занимался там в течение одного года. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. Иоанн» — не сохранились. Уффици) (1503-1505).
Он являет собой образ человека-борца. Младенец изображён без нимба. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор.
Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно ибо тело – тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти. В это же время начал он мраморную статую св.
Ступени гармонически сочетаются и со скруглениями фронтончиков над ложными декоративными окнами вестибюля. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Взгляд бога обращен на чашу с вином. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной.
Петра. Там он познакомился с техникой фрески. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия.
«Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками.
В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным. Таким образом, получив основательную подготовку в области рисунка и живописи от первого учителя, Микеланджело наследует мастерство скульптора — от второго. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение.
– А откуда берется новое. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Живое, напряженное выражение лица Давида характерно для многих работ Микеланджело — это признак его индивидуальной скульптурной манеры. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. Он весь сосредоточенность и ожидание. Эти черты, характерные для некоторых образов «Сикстинской капеллы», прозвучали здесь с большей отчетливостью.
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. В 1873 году пришлось перенести статую в Флорентийскую академию художеств, чтобы защитить от разрушительного воздействия ветра, дождя и солнца. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Невероятная по напряжению работа сильно подорвала его здоровье. Именно из ее молока, по выражению самого гения, он извлек молот и резцы своего дарования.
Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине». Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами.
Благодаря архитектонические членения композиции плафона достигается прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, а также единство всей гигантской росписи в целом фрески воспринимаются как величественный гимн духовной и физической красоте человека, как утверждение его необозримых творческих возможностей. Слушал его и Микеланджело.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. 31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения. В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы.
После чего, отобрав нужное количество мрамора, он отправил его к морю, откуда он был доставлен в Рим, где им завалили полплощади св. Могучий старец сидит, скрестив ноги. Этим художникам выпала особая судьба. Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Микеланджело Буонаротти, много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармоничной жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие человек должен отстаивать в борьбе. Он стал покровителем юноши, при его дворе родились первые шедевры – рельефная композиция «Битва кентавров» и мраморная «Мадонна у лестницы».
Состояние города было тревожно. Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создал своей живописью новую — «изображенную» — архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями. Впоследствии он занимался ею с увлечением.
«После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Уже после установки в соборе Св. Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги.
Его тело наполнено смелостью и отвагой. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений».
– Я этого не видал. В 1516 году памятник был еще более упрощен. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. — «Теперь мне нравится больше, — сказал гонфалоньер, — вы его оживили».
Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
В соборе святого Петра есть шедевр, копии с которого распространены по всему миру. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Папа, желая монополизировать гений Микеланджело, предлагал мастеру постричься в монахи в орден францисканцев (в 1524 г. ), обещал доходный бенефиций. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.
Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. Капелла Медичи стала этапом в развитии творчества Микеланджело, а вместе с тем и мирового искусства. Их лица полны скорби, Мария пытается поддержать изможденное тело сына, склоняя голову перед неизбежностью одиночества. В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы. И вот ввиду огромности работы Микеланджело был вынужден решиться на то, чтобы обратиться за чужой помощью и, вызвав из Флоренции людей, он решил доказать этим произведением, что писавшие до него должны будут волей-неволей оказаться у него в плену и показать, кроме того, современным ему художникам, как следует рисовать и писать красками. – А разве не должен копиист копировать.
В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Все это как будто правдоподобно и, однако, не исчерпывает содержания знаменитой росписи. Донателло и Верроккьо создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног.
Петра. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя.
На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Внутренняя напряженность и в то же время щемящее сомнение, предчувствие обреченности — вот что выражают все эти фигуры. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм. Влияние этих работ на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным.
Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье». Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу.
«Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее» Вазари. Однако обстоятельства не благоприятствовали его осуществлению и после завершения трех статуй для гробницы двух «Рабов» и «Моисея» труд мастера был прерван. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.
Потому-то поражались и изумлялись художники, видя, какого предела достигло искусство, показанное им Микеланджело на этом листе. Давид изображен перед битвой с Голиафом. Только в живописи Венеции тенденции Высокого Возрождения удерживаются до конца века. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами.
– Ах, это Фавн из моего кабинета. Существенной помехой для завершения гробницы папы Юлия II Микеланджело был новый заказ папы Льва X. Если Юлий II отрывал Микеланджело от скульптуры и приказывал заниматься живописью, то новый папа повелевал ему стать архитектором и закончить фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, где были погребены его отец, дед, прадед и многие другие представители дома Медичи. Папа, не взирая на протесты скульптора, принудил взяться за роспись плафона Сикстинской капеллы, одного из религиозных сооружений Рима того времени, построенная архитектором Джованнио де Дольчи, неоднократно перестраиваемой впоследствии. Приблизительно в 1530 году, когда только утихла мстительная ярость победителей Флорентийской республики и Микеланджело получил прощение и снова принялся за работу во славу тех самых Медичи, против которых только что сражался, он создал небольшую превосходную, хотя и неоконченную, мраморную статую «Аполлон, вынимающего стрелу из колчана», также известную под именем «Давид-Аполлон» (Национальный музей Барджелло, Флоренция). Написано тондо, по всей вероятности, по случаю женитьбы Аньело Дони, процветающего флорентийского ткача, на Магдалине Строцци в конце 1503 или в начале 1504, портреты которых написал Рафаэль.
На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети. Они либо ритмически повторяют движения главных фигур, либо, уравновешивая композиционное построение, ведут своего рода безмолвный диалог. — желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим.
Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора. – А ученик. А уже в 1489 году парень перешел в школу Бертольдо ди Джованни.
Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Обе фигуры слиты в единое целое. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Работу эту Лионардо поднес затем герцогу Козимо Медичи, почитающему ее за вещь в своем роде единственную ибо другого барельефа, кроме этой скульптуры, рукой Микеланджело выполнено не было» Вазари. Так начался расцвет гения.
На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо его знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность.
Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость. Таким образом, она явилась единственной подписанной работой Буонарроти.
А личная жизнь. Завершенная до мельчайших деталей в отделке мрамора и его полировке, статуя «Моисей» заключает в себе мощный эмоциональный заряд и громадное внутреннее наполнение.
С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда. Статуи эти отличаются великолепнейшей формой их поз и искусной проработкой их мышц и если бы погибло все искусство, они одни могли бы вернуть ему его первоначальный блеск. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. «Случилось так, что, когда Леонардо да Винчи, художник редчайший, расписывал, как рассказано в его жизнеописании, Большую залу Совета, Пьер Содерини, занимавший в то время должность гонфалоньера, видя великий талант Микеланджело, заказал ему расписать другую часть той же залы, что и стало причиной его соревнования с Леонардо, в которое он вступил, взявшись за роспись другой стены на тему пизанской войны. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается.
«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Тогда, видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться Браманте, получив распоряжение от папы устроить подмостья для росписи, целиком подвесил их на канатах, продырявив весь свод. Глыба имела девять футов высоты. Главное для скульптора — возможность показать героику человека, раскрывающего в битве свою духовную мощь и физическую силу.
В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»).
по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).
В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. В стране вспыхивает революция. Павла.
– Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры.
«Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество.
А этот образ нелегко освободить. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. В 1494-1495 гг.
Образ Давида был традиционен во Флоренции. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления.
Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой.
Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). Ведь еще ничего не произошло.
Это не был удобный момент для дружеской встречи. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Этот могучий старец изображен в резком повороте, подчеркивающем смятение чувств, охватившее пророка. Рафаэль проводил ее своей росписью «станц» Ватикана, гуманист, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне делал такие же выводы в своем трактате «Котреджиано» («Придворный»).
Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. Но когда умер Адриан и папой был избран Климент VII, стремившийся в искусствах архитектуры, скульптуры и живописи оставить по себе славу в степени не меньшей, чем Лев и другие его предшественники Микеланджело был вызван в Рим папой Климентом VII, по заказу которого он начал библиотеку Сан Лоренцо и Новую сакристию, где должны были быть размещены выполненные им же мраморные гробницы предков папы. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
В античном мире человек — лишь игрушка рока. Хотя картина «Мадонна Дони» — это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4.
В начале молитвы св. Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
— Скорее меч. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. Анной».
Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. – Да, ты лишил его бороды. Разве он не копиист.
В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Она задумчива, полна благородства и тихого величия.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом.
Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Когда внучатый племянник Микеланджело – Буонарроти-младший – решился, после смерти деда, опубликовать его стихи, он прежде всего стал их переделывать.
Петра Бернардо Ченчи (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва). Только наглость и невежество он карал неумолимо. — кричали они. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее.
« Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. Не считаясь с возможностями своей истощенной казны, поручает художникам грандиозные заказы исполнение которых растягивалось на долгие годы или не осуществлялось вовсе. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен.
Внутренне протестуя против гнетущего христианского пессимизма, создает картину «Леда, ласкаемая лебедем» (1529-1530), язычески смелое по духу произведение. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени. В. Лазарев. Это грандиозное творение включает в себя сцены библейской книги Бытия, композиции фигур сивилл и пророков изображения Христа и его предков. Исполненные 15—17-летним художником, они не только представляются абсолютно зрелыми, но и по-настоящему новаторскими для своего времени.
Работа поглощала все душевные и физические силы творца. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело.
Исполненные мужественной силы, фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в «Битве кентавров» и в «Битве при Кашине». Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Хотя мастер положил на нее много труда, она не принадлежит к его удачным произведениям.
Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего. «Некоторые обвиняют его в скупости. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства.
Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Весь ансамбль проникнут ощущением неуверенности и беспокойства. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери.
Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Примеров почти полного копирования всего несколько.
Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику. Ему будто сразу ясен скрытый в толще камня образ и он освобождает его, борясь с неподатливым, грубым и твердым камнем.
Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» — настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. «Какую книгу.
Георгия за двести дукатов. И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого. Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. Все они базировались на рисунке. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными.
В ее фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих» Вазари. Он не любил пускать свои стихи в свет. «Он был гражданином Флоренции — Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перенязью трепещущих от ветра маслиновых рощ Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию Весной и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли горяченой, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, гле каждый был свободен и каждый был тиран, где так хорошо было жить и где жизнь была адом уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык. » Ромен Роллан.
Петра). Потребовалось 70 повозок для его погрузки. Об этом свидетельствуют и те им начатые и отделанные мраморные статуи, которые и теперь там можно видеть одна из них — Богоматерь, которая, сидя, перекинула правую ногу через левую, положив одну коленку на другую, а младенец, обхватив своими ляжками ее поднятую ногу, прелестнейшим движением обернулся к матери, требуя молока, она же, опершись на одну руку и придерживая его другой, наклонилась, чтобы его накормить и хотя некоторые части и не закончены, все же в самой незавершенности наброска, не отделанного резцом и зубилом, опознается совершенство творения» Вазари.
С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. Будто злой рок преследовал мастера и его грандиозный проект. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело.
И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. И статуя герцогов Джулиано и Лоренцо Медичи и помещенные на саркофагах аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» имеют одно общее: при всей физической мощи они лишены активного действия. Три ночи работал Микеланджело.
Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» — так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Ее поза, напряженная и динамичная, беспокойный ритм складок одежды — все связывает ее с другими образами капеллы, с самой архитектурой, формы которой то концентрируются, то разрежаются, создавая впечатление напряженности целого.
«Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле». Наступал общий кризис ренессансной культуры.
Рафаэль написал портрет этого воинственного папы. Гениальным чутьем великий мастер глубоко сознавал разницу в направлении античного искусства и современного ему. Используя свой дар скульптора, свое знание античной культуры, он предполагал соединить в этом фасаде архитектуру и скульптуру. Обе статуи – «Куридон» и «Св.
Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики.
Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». Франциск (1496-1497), — статую «Купидон» (1496-1497).
Несмотря на разнообразие выражений и состояний в статуях «Пленников» и «Рабов», в целом они рождают ощущение усиливающегося трагического разлада, неразрешимого конфликта между человеком и враждебными ему силами. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Ее размер (2, 5 м в высоту), сама масштабность, значительность образа властно привлекают внимание зрителя.
В первую очередь это относится к необыкновенно удачно найденной общей гамме цельных, взятых крупными планами тонов, в которой так органично именно для фрескового колорита выглядит сопоставление светлого фона архитектурных мотивов с тонами обнаженного тела и сильно звучащими пятнами одежд энергичных ударов синего, охристо-желтого, травянисто-зеленого и разных оттенков красного от ржаво-кирпичного до сиренево-розового. Однажды на вопрос Микеланджело: «Что будешь делать, если я умру. » — Урбино ответил: «Пойду служить еще кому-нибудь». Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова).
Его длинная борода струится между могучих пальцев. С надеждой устремился скульптор туда. Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе».
На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в XVI в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. Отходя от традиции.