Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. Более «традиционный» живописец непременно «сгустил» бы ее, но Веласкес не захотел этого делать.
Впоследствии оно только увеличивалось. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда -- смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем -- на великодушие. Луки. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
Марфа. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. А Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Веласкес Диего, великий испанский художник.
К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: Продавец воды (находится у лорда Веллингтона), Поклонение волхвов (в лондонской Национальной галерее) и Поклонение пастырей (в Мадридском музее) – картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Оно проявляется во многих его работах. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека.
Большую часть времени (как и в первый раз) Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов — в том числе известнейший портрет Папы Иннокентия X. Папа был весьма доволен работой испанца и в честь признания его талантов наградил Диего золотой цепью и папской медалью. Ей было 14, ему — 26. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Инфанта показывает им, как она может себя держать. При королевском дворе обычно заводили шутов и карликов – они изображены в нижнем правом углу картины. и о наличии вакансии на это место. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
(«Триумф Вакха»). Вероятно. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства». В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана).
«Менины» часто называют картиной создания картины. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. Он пишет портреты королевских особ и придворных знакомится с королевской коллекцией живописи -- картинами Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других прославленных мастеров.
Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Так, на портрете папы Иннокентия X, написанном в 1650 году, с необычайной достоверностью передана алая, переливающаяся ткань мантии. Девочке всего пять лет, но признаки вырождения – следствие родственных браков – уже заметны: рахитичный лоб, жиденькие волосы, большие прозрачные глаза. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда.
Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. «Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599--1660) родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье.
В ноябре 1648 года он отправился в Италию во второй раз, пробыв там до июня 1651 года. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году.
«Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали». Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. В левой части картины изображен сам художник.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Отсюда появилось большое количество завистников. В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа.
Художник же как мог оттягивал отъезд. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. В Риме он написал мастерский портрет папы Иннокентия Х (в палаццо Дориа, в Риме), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. »).
В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем. Все это опровергается мнением непредвзятых свидетелей.
С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Каганэ. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. – харчевня или трактир).
Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. В совершенстве, методом изображения сцен на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее. Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. Однажды испанский король заказал ему картину изображающую сцену из придворной жизни. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет.
Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»).
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Картина Венера с зеркалом стала одним из величайших произведениий испанской живописи. В 1649 году состоялась вторая поездка Веласкеса в Италию.
Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Его картины очень многоплановы. Диего получил хорошее образование.
Но сильнее всего его манила живопись. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.
Веласкес картины писал в особенной манере. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Каждый образ на редкость красноречив. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился).
Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Король благоволил мастеру, доверяя ему, помимо собственно живописной работы и исполнение массы других – в том числе и дипломатических – поручений. Поражает широчайший охват в произведениях мастера различных слоёв социальной жизни Испании XVII века, показ контрастов знатности и нищеты, народного быта и жизни аристократов. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Художнику пришлось заявить, что он не получает денежного вознаграждения за свою живопись и, следовательно, не может считаться ремесленником, так как пишет картины исключительно по распоряжению монарха.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Его тут же приняли в мастерскую другого талантливого художника и очень обходительного человека – Франсиско Пачеко (1564-1645). Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Сохранилось около десятка подобных работ.
Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа.
Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала.
При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. Героями трех из этих работ стали карлики. Портреты Веласкеса были столь правдивы, что в то время его прозвали художником Истины.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе». «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки».
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины.
Пачеко во всех смыслах поверил в Веласкеса. Впрочем, не бывает правил без исключений. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом».
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В Италии же (или вскоре после возвращения в Мадрид) художник исполняет композицию «Венера перед зеркалом»11. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Но всё имеет две стороны. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.
После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Он приобрел известность еще в юности. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Однако и это не помогло. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. В 1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее). Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией.
Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Но прежде всего Веласкес – художник.
Из вытканной на ковре композиции, навеянной Похищением Европы Тициана, выдвинуты в зыбкое пространство интерьера персонажи греческого мифа — Афина и Арахна.
Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Но они никак не проявили себя. У Диего и его жены родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи.
Далее. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны.
В 1617 получил звание мастера. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку.
В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. И нет этому конца и нет покоя.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
«Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Сквозь шутовскую личину великий мастер смог разглядеть и показать духовный мир обиженных природой людей изобразив их без тени насмешки, с простотой и тактом. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Звание мастера он получил в 1617 году. картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) написанные, за три года до кончины.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Другая заключалась в том, что жизнь при дворе, открыв Веласкесу доступ к великолепной королевской коллекции произведений искусства, помогла ему самоопределиться как художнику. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось.
1625 год. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II).
Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет.
В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. Эти качества позволили Диего сделать и административную карьеру. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Получить престижное место живописца при дворе короля Испании художнику Диего Веласкесу помог портрет знаменитого поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, который был ярым конкурентом и соперником Лопе де Веги. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Первыми произведениями этой второй манеры Веласкеса были: Кузница Вулкана (в Мадридском музее), Одежда Иoсифа (в Эскурьяльском дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее) за ними следовал ряд других великолепных картин, каковы например: Усопший Спаситель (в монастыре Сейнт-Пласидо, в Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV их супруг инфантов и инфант, герцога Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Семейство известное под названием Los Meninas, Ковровая фабрика, Св. Из всех детей выжила одна дочка.
Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Слабый организм принцессы едва выдержал шесть беременностей за восемь лет. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
А почему в мастерской находится инфанта. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Тот без раздумий принял это предложение. Рисует он опять же портреты.
Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя -- Хуане Миранде Пачеко. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Новое положение изрядно ограничивало творчество гениального художника. Луки и общества виртуозов Пантеона.
Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Иногда фон вообще выбирался условный. Филипп IV покровительствовал Веласкесу в течение всей его жизни. Их судьбы зачастую трагичны. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654).
Таким образом художник напоминает об их статусе. Вот таким образом полнее всего в музее представлены работы мастеров, бывших фаворитами Филиппа IV и его деда, Филиппа П. Здание Прадо – это не только собрание шедевров, но и шедевр само по себе. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Они изображены на переднем плане, в центре картины. Ему дорого их здоровье и самочувствие. В 1868 году в Испании произошла революция.
К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды.
Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Но всю свою дальнейшую жизнь он плакал об этой своей слабости. Обычно Пётр изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми волосами и бородой и в жёлто-синем облачении.
Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Веласкес здесь избегает портретистики. Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх»9 («Пьяницы»), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. В картине присутствуют два плана.
Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В 1634 г. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера и написал картину «Сдача Бреды»10, которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Ничуть не бывало. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Один из них представлен слева.
Антоний и Павел (все три в Мадридском музее) и многие портреты. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Их позы и жесты живые, естественные. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко.
Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Им стал Франсиско Гойя. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Диего. Итак, время действия – 1656 год.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. В этих портретах, становящихся все более нематериальными, кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Все время, пока художник ее писал, король находился рядом и давал указания. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
И в этом особенный трагизм. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. И почти невероятным.
Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Это объяснимо. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего.
В 1643 году – получает звание камердинера и в 1642 – 44 гг. Художники – народ «проблемный». с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. С 1622 года он возглавил правительство. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже).
Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера.
Ему 57 лет. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих.
Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются.
Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. «Он платил немного денег деревенскому парню, – вспоминал Пачеко, – который охотно позировал ему за это. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора.
Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Это период, когда Испания правила миром. То, что они изображены в одной композиционной группе с собакой, напоминает о статусе этих людей при дворе.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства».
А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. Маргарита очень переживала из-за этого и умерла в 22 года.
Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Он стоит, подчеркивая, тем самым, свой статус ибо только благородным особам позволялось стоять в присутствии короля. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Проведя в этой стране около 3-х лет (1629 – 1631), он изучал и копировал произведения П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело и антики в Риме.
Художник же, как мог, оттягивал отъезд. На это указывает отражение в зеркале. Теперь Веласкес получил финансовую стабильность.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Там его избрали членом римской Академии св. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин — 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). Веласкесу несказанно повезло. На втором показана мастерская художника. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Он даже выдал за него в 1618 году свою пятнадцатилетнюю дочь.
Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс.
Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. 1608-1670). Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Диего читал на итальянском испанском языках и на латыни. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. На фрейлину она не обращает внимания.
Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи». На первом изображена мастерская, где происходит работа. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. скажи ей, чтобы помогла мне. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Лица обеих групп реальны.
И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые «бодегонес» (от исп. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее.
Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Тот без раздумий принял это предложение. И как в художника и как в человека. Картина «Непорочное зачатие», ок.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене.
Она очень мила. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Главные создания Веласкеса позднего периода -- крупномасштабные композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв.
С неё было сразу же сделано несколько копий. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627).
Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана. В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет. Она была очень успешна.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. До 1623 работал в Севилье. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья. В его миссию входило приобретение произведений искусства для королевской коллекции. Искусствоведы называют эту работу Веласкеса одним из лучших образцов реалистического портрета. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Деог был старшим из восьмерых детей в семье.
bodegon – трактир, харчевня). В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г».
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Но это была лишь одна сторона медали. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником.
Это решение оспорил король Филипп IV. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. То же и портреты Веласкеса. Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 г. принимают в Академию Св.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Филипп IV женился дважды. Взгляд девочки и почти всех присутствующих обращён к королевской чете, сидящей перед картиной.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Свои религиозные полотна, например, художник писал с обычных мужчин и женщин, преображая модели так, что они превращались в надмирных носителей тайны. Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме.
Даже не так. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские.
Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644). К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
«харчевня») -- сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты («Завтрак», «Водонос»). Но без учителя Диего не остался. В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские темы («Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»). Картина хранится в мадридском музее Прадо. Разумеется, нет.
Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией историей, математикой и философией. Диего получил хорошее образование. Бог мог получить тогда много полезных советов».
Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года.
Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ).
Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства. Может быть, он забыл о работе.
Своей особой философией дышит и природа произведения. Цикл был заказан Веласкесу для украшения зала королевств во вдорце Буэн-Ретиро – прославленный испанский художник должен был запечатлеть всю мощь, славу и непобедимость династии Габсбургов. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. С возвращения Веласкеса из этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к которому относятся, между прочим: Св. Но это была лишь одна сторона медали. Многоплановость картины, а также взгляд одной из женщин в сторону зрителя, также подчеркивает эффект присутствия, совмещенный здесь с визуальным приглашением художника к проникновению в мир искусства из повседневности. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане.
Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»).
Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Веласкес – редкое исключение из этого правила. И хотя спустя два года была восстановлена конституционная монархия, статус музея Прадо навсегда изменился его собрание стало достоянием всего испанского народа.