Шагал (Chagall) Марк Захарович, живописец, график, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Шагал (Chagall) Марк (1887-1985), живописец и график.
Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. Под давлением студентов он остается, рассматривая работу как нравственный долг.
Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Кучерявые волосы, миндалевидный разрез глаз, фрак с приколотой к лацкану розочкой и галстук-бабочка создают романтичный образ настоящего артиста. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.
Счастье написано на лицах этих двоих. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. В 1920 году он стал преподавать в детской колонии имени III Интернационала, расположенной в посёлке Малаховка. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже. Но идиллия продолжалась недолго. Сначала Шагал Шагал Марк (Моисей) Захарович Российский и французский художник.
Занимался сценографией. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Плафон в «ГрандОпера», заказанный президентом Шарлем де Голлем и министром культуры А. Мальро, завершенный в 1964 году, вызвал небывалый резонанс. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. В те же дни состоялось общее собрание учащихся, на котором был заслушан доклад «О критическом положении училища в связи с намерением М. З. Шагала покинуть училище, а вместе с тем и город Витебск». В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. С 1920 года, по протекции А. М. Художественнопоэтическая система Шагала определилась уже в ранних полотнах 1911 – 1913 годов: «Я и деревня», «Адам и Ева», «Солдат пьет», «Россия. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). В Париже Шагал заново для себя открывает живопись.
Там было человек пятьдесят сирот. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. В том же году художник поселился на вилле «Коллин» в небольшом средиземноморском городке СенПольдеВанс, километрах в двадцати от Ниццы.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души».
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. Не случайно на картине так много церковных образов. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Согласно данным торгов дома Sothebys картина «Большой цирк» была продана за рекордные 12, 25 млн., что делает работу мастера живописи одну из самых дорогих в его коллекции. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Экспрессивность цвета и рисунка сделали Шагала предтечей экспрессионизма и сюрреализма. В июле 1941 года, когда над ним нависла угроза концлагеря, Шагал с семьей перебрался в США, проведя несколько лет в Нью-Йорке или его окрестностях.
Это станет новой вехой в творчестве великого художника. Торжественное открытие Витебского народного художественного училища (ВНХУ). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Возможно, воспоминания о родном городе вызывали у живописца нежные щемящие чувства и он не хотел оставлять в своей памяти его уже другой изменившийся облик. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок.
На этой вилле, расположенной в глубине парка, художник прожил последние двадцать лет жизни. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. 1-ый парижский период. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. Видя выдающиеся организаторские способности нового профессора, Шагал в тот же день делает еще одну попытку оставить административную работу в Витебске. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.
Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Вирджиния Макнил-Хаггард, дочь бывшего консула Великобритании в США, внешне была чрезвычайно похожа на Беллу. На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией.
Между ней и Шагалом завязался роман. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Прежде всего он отправляется в Лувр. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
Большие, выпуклые, чёрные. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В них – неудержимое желание летать. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По свидетельству очевидцев, он воскликнул: Икона – это лучшее, что создано в России.
Затем следует Вторая мировая война. Большие, выпуклые, черные. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Однако страшные образы Советской России не покидали художника.
Когда же Марку стукнуло двадцать лет, он не раздумывая отправился в Петербург, где в течение двух лет он занимался искусством в школе «Общества поощрения художеств». Шагал увидел в ней один из источников своего стиля, своего образного мира. В 1914 году художник знакомиться с Беллой Розенфельд (1892-1944), которая впоследствии станет его музой и законной супругой. Картина «Песнь Песней» (1958, Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала», Ницца) — своеобразное яркое изображение сути любовных гимнов четвертой книги, входящей в раздел Ктувим Танаха, которую написал пророк Соломон. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Шагалу меньше чем через полгода после вступления в должность удалось организовать систему свободных мастерских, где живописи могли учиться даже выходцы из самых бедных слоев населения. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и др. ). Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия».
Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». С 1950-х гг. Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих).
-1944), в 1916 родилась их дочь Ида (1916-1994). Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Летом художника приглашали работать в Малаховку, учреждение для беспризорных малолетних детей, где он пытался учить молодое поколение искусству живописи. Шагал приобрёл известность в Российской империи.
Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями.
Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных изображении горящих деревень и символических сцен распятия. Над городом в небе летят мужчина и женщина.
Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. Выставка «Осенний салон», которая проходила в Париже, позволило Марку Шагалу заявить о себе. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Марк Захарович приобрел в Берлине некоторую известность, но, как только представилась возможность переехать в Париж, тут же ею воспользовался.
Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов.
Ситуация оборачивается скандалом, Марк Шагал всерьез намеревается покинуть Витебск. За время жизни в Париже Марк Шагал наполнил свое творчество такими новаторскими приемами как кубизм и орфизм. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения.
Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. В 1952 году 65-летний Шагал женится на Ваве Бродской, после чего в жизни художника начинается вторая молодость. Там он проучился 2 месяца. «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Как такового повествования в картине нет. В начале июня 1920 года Шагал покинул Витебск навсегда.
Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим».
И лишь в 1973 году Шагала пригласили в СССР, где в Третьяковской галерее была организована выставка художника. А потом зубоскалили издеваясь над этими ночными бдениями, над порядками в школе, над моими привычками и убеждениями. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера.
Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. На бледном лице сияют глаза. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Кроме того, необходимо было искать средства. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. И вот их-то я учил рисованию. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Оказалось, только что на свет появился его младший брат. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине.
Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. В следующие года художник посылал свои работы на выставки в Москву и другие города России, среди которых следует выделить «Мир Искусства», «Ослиный хвост», «Мишень».
«Мы жили рядом с казармами, оттуда-то и вырывались полчища бравых мух, которые набивались в дом через все щели», – вспоминал Шагал. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Отныне он – Марк Шагал.
Также стоит отметить, что в коллекции Марка существуют большое количество работ, которые оцениваются в разном ценовом диапазоне, что делает их привлекательными для инвесторов с ограниченным бюджетом. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Звягинцевой. По словам художника, он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился». Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Он руководил одной из его мастерских – Свободной живописной, начал работу по созданию музея современного искусства, проводил выставки, диспуты и лекции.
(1907-09). У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка.
Течение русского авангарда было многогранно. В 1927 году русский художник создает ряд работ, посвященных «Цирку Волару», все работы, сделанные по заказу, были написаны гуашью, что в свою очередь отлично подчеркнуло и передало карнавальную атмосферу книг французского писателя. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Корова рогами упирается в гриф сломанной скрипки, которую протягивает ей актер Соломон Михоэлс, сидящий на шпагате. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Бороться больше было не с кем. Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара.
Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. В 1923 году Марка Захаровича приглашают посетить Париж, где ему будет предложена работа в качестве иллюстратора знаменитого романа Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».
За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. снял крошечную квартирку на авеню Мэн, а затем перебрался в знаменитое общежитие художников «Ля Рюш» («Улей»), где в то время обитали такие художники и скульпторы, как Архипенко, Кикоин, Сутин, Штеренберг, Цадкин, Модильяни, Леже. Летом 1915 года Витебск гулял на свадьбе знаменитого живописца, а уже в следующем году Белла родила дочь, которую назвали Шагал Ида Марковна (1916-1994). С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье.
Станиславского. Это мои глаза, моя душа. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Он решает переселиться в здание училища, как уже сделали несколько преподавателей, для чего приходится выселить одного из них – искусствоведа Александра Ромма. Другой эмоциональный накал.
Руководить училищем становится все сложнее: в конце лета 1919 года на месте совета старост образована «комиссия по социальному обеспечению и трудовой повинности студентов», занимавшаяся отнюдь не развитием творческой жизни города. Однако продержался он не слишком долго. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. С 1950-х гг.
В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский и Л. С. Бакст. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма.
В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В этих вещах чувствуется и умиротворенность художника, переводящего дух после российских потрясений и порою глубоко скрытая растерянность: правда, она искупается более изысканным, чем прежде, колоритом. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. На том деятельность их и кончилась.
Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Он написал сотни полотен.
В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Но здесь жила Белла. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город».
С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Ослы и другие», «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку», «Молящийся еврей». Сложно представить, сколько стоит сегодня данное произведение искусства.
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Шагал так говорил о ней: «Ее молчание было моим молчанием. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Начальными шагами будущего художника руководил витебский художник Ю. М. Пэн.
С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Самыми известными учениками школы были как раз Лисицкий и Шагал. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками.
Иисус показан как символ страданий всего человечества. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В то время он был в Европе.
В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Свободное русское искусство было просто на взлёте. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Спасаясь от упадка духа, риторики и повторений, Шагал дарит свою заветную тему циркачам. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. В центре картины очень крупным планом изображен художник, который трудится над своим очередным произведением.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Во время пребывания Шагала в Москве Государственная Третьяковская галерея организовала выставку находившихся в России картин мастера. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище.
В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Публичное признание заслуг «уполномоченного Коллегии по делам искусств в Витебской губернии» помогло ему остаться на своей должности. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Тогда работа мастера было продана за рекордные 13, 5 млн. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Он оказался в ловушке. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века.
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Да простит их Господь. Летом 1915 состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892.
Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). На левой руке художника семь пальцев. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Она молчит, я тоже. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. В 1918 вождь революции Владимир Ленин, ставший председателем Совета народных комиссаров, назначил наркомом просвещения известного Шагалу еще по Парижу журналиста Луначарского. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. В Париж Шагал влюбился сразу.
Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Несмотря на то что главный среди живописцев будетлянин решил принять приглашение чисто из практических соображений, для Шагала это был отличный повод привлечь внимание к училищу: наиболее ярко заявивший о себе «Черным квадратом» столичный художник приезжает профессорствовать в Витебск.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. От предыдущих работ, выполненных в ярких оранжевых, желто-зеленых и красных праздничных оттенках, она отличается напряженным контрастом темного условного фона и пурпурно-белесыми цветами, при помощи которых автор трактует образы героев, объединяя их тем самым в единое целое. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. Еврейский театр Шагалы начали снимать жилье в подмосковной Малаховке, однако времени на творчество не хватало — художник, по сути, являлся чиновником Наркомпроса и занимался тем, что колесил от дома к работе и обратно.
Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. Шагал, видевший российскую революции воочию, поначалу разделял ее идеи «свободы, равенства и братства», но затем осознал всю чудовищность последовавших террора и насилия. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Где бы ни жил Шагал – в Витебске, Нью-Йорке или Париже – он всегда изображал почти одно и то же. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Их переполняют эмоции. Кроме этого можно с легкостью вспомнить и 2007 год, когда на том же аукционе была выставлена картина «Большой цирк», написанная 1956 году великим живописцем.
В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Шагал Марк Захарович (наст. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма.
Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ. Центральными работами первого парижского периода М. З. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. «Все они были беспризорники, битые уголовниками, помнившие блеск ножа, которым зарезали их родителей, никогда не забывавшие предсмертных стонов отца и матери.
В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство.
В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН). Это главное в жизни. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Первым учителем Марка был руководитель витебской школы живописи Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937).
Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира.
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии.
На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. К открытию в него записалось около трехсот человек. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». В 1912 году у художника появилась первая возможность познакомить мир со своими работами.
Нельзя не видеть влияния на творчество Шагала еврейской и французской культуры. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом.
Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.
Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию. Композиция произведения условно поделена на две части.
Глаза – моими глазами. В 1990 году на знаменитых торгах Sothebys была выставлена картина «Юбилей», написанная маслом на холсте размером 80, 8100, 3 см. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. В 1921 Марку Захаровичу предложили другое место работы — преподавать рисование в школе для сирот, устроенной в подмосковной Малаховке.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж) в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых.
Люди в панике. Не терпелось, чтобы все заработало. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей. За небольшой период Марк принимает заказ французского писателя Жан де Воллара, который предлагает живописцу поработать над иллюстрациями «Басни» Лафонтена. И я не щадил ни себя, ни других.
У художника появились последователи. Организаторская работа захватила Шагала. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска.
Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа.
К этому моменту были готовы 66 эскизов. В 1966 году Шагал создал новый шедевр – панно для «Метрополитенопера» в НьюЙорке. То взмывали в поднебесье витебские провинциалы. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Мне надлежало покинуть ее стены в двадцать четыре часа. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. Поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный деятель М. Винавер.
Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. С началом войны художник переехал в Луару, а с приближением немцев к Франции перемещался все дальше на юг страны.
В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ.
В нем не было однообразия форм идей и способов осмысливать жизнь искусство и человекав искусстве. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
И я понял: это моя жена. Им больше никто не нужен. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения.
С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. В нем, помимо центральной фигуры распятого Иисуса Христа, держащего свиток изображен ангел с трубой и свечой, который пролетает над картиной страшных бедствий, постигших людей во время войны. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Совсем иной масштаб.
— я тоже. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Зейденберга и школы Е. Н. Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности.
Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Это мои глаза, моя душа». Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
Город стал для него воплощением радости и света. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Офорт, сухая игла и ксилография стали любимым занятием Марка Шагала, которые впоследствии стали украшением биографической книги «Моя жизнь».
В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Его освещает яркий луч света. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. – Это то искусство, которое как раз мне должно претить в чрезвычайной степени.
Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. В центральной части полотна показано распятие Иисуса, одетого в талес, специальное молитвенное облачение в иудаизме. Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Но его радость была недолгой. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. В 1944 году умерла жена Шагала. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией.
Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Она смотрит— о, её глаза.
Картина была написана Марком в 1923 году. Немного позднее его учителями стали знаменитые мастера студии С. М. Это то, что во всех других сферах жизни я ненавижу (я еще не разучился ненавидеть), с чем я, несмотря на всю свою душевную усталость, еще не могу примириться и все же это пленит, я бы даже сказал – чарует, если держаться точного смысла этого слова. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже.
Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. Он сделал очень много за короткий срок в 4 месяца: открыл Народное художественное училище, куда пригласил преподавать известных художников (Л. М. Лисицкого, И. А. Пуни, А. Г. Ромма). Это единение с большой Вселенной. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). И все же знатоки и ценители поражались.
Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Поворотным моментом в карьере Шагала стало знакомство с крупным немецким торговцем Гервартом Вальденом. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Шагал уехал с семьёй в Москву.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию.
На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Разрешить конфликт удается только подопечным Шагала, для которых его авторитет несопоставим с авторитетом Ромма. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Как жадно они рисовали. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Став преподавателем, Шагал не стал навязывать ученикам своих взглядов, даровав им полную свободу. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве.
Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)».
Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала.
Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.
В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину.
Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Каждый из них увидел икону заново и по-своему оценил чистоту ее красок. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Плюс ко всему – невыносимые жилищные условия. «В 20е парижские годы Шагалхудожник живет на проценты с Витебска, – считает Б. Зингерман. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны.
Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Он очень естественно изображал фантастические вещи.
В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Для продолжения образования в августе 1910 года Марк уехал в Париж. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.