Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Рафаэль Санти – итальянский живописец, архитектор и график эпохи Возрождения. Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo 26 или 28 марта или 6 апреля 1483, Урбино— 6 апреля 1520, Рим)— великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Рафаэлло Санцио да Урбино – итальянский живописец и архитектор эпохи Высокого Возрождения.
Рафаэль Санти (28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo 26 или 28 марта или 6 апреля2 1483, Урбино— 6 апреля 1520, Рим)— великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. 1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок.
В небольшой Мадонне делла Седия (ок. К области монументальной живописи можно отнести и большие картоны с эпизодами истории апостолов Петра и Павла для шпалер, вытканных на ковровой мануфактуре в Брюсселе и украсивших в 1519 Сикстинскую капеллу в Ватикане. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. галерея Коронование Мадонны, ок.
цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Мадонна движется и неподвижна. В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Сохранив декоративное членение свода на прямоугольники, круги, многоугольники, а также некоторые орнаментальные мотивы, выполненные в 1508 художником Дж. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Им были созданы и архитектурные проекты. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница».
Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. 1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта и останки Рафаэля найдены в полной целости. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Каждая тень была продумана. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Романо и Дж. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение. 1512, Лондон, Нац. Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. 1505 Маддалена Строцци, ок. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
музеи Мадонна с Младенцем, ок. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах.
1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Средоточием этих начал является Мадонна, неподвижно парящая в небесах и в то же время идущая к нам, легко ступая по облакам босыми ногами, в раздувающемся от движения золотистом покрывале и синем плаще, обратив к нам юное, полное неуловимой печали лицо и прижав к себе дитя, наделенное обликом маленького титана и недетски серьезным и тревожным взглядом. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас). Скорее всего, его интересы разнообразны: его привлекает торговля, политика искусство, литература, наука. Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны.
Петра. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка).
Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. 1504, Лондон, Нац. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. 1509-1510, Вашингтон, Нац.
Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
У ангела слева одно крыло. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца. Среди работ римского периода (Кардинал, ок. Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. В 1513-1514 гг. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Магдалиной и св. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. что он хотел, – многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин.
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов.
Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами.
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. За исключением Мадонны Альба (ок.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы».
Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Судьба изображений осталась неизвестна. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. 1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли».
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Первые заказы начали поступать практически сразу. Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту.
галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан). 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Этот камерный портрет действительно необычен.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Одновременно во 2-й пол. Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб».
Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
1505, Вашингтон, Нац. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Георгия, ок. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Романо. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. 1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.
В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Он даже обвинил художника в плагиате. Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве.
1513, Флоренция, галерея Питти) заключенные в круглое обрамление фигуры Мадонны, Христа, маленького Иоанна Крестителя предстают, тесно прижавшись друг к другу мать старается укрыть в объятиях свое дитя – маленького титана, обращающего к нам тревожный взгляд. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
«Форнарина» (прибл. 1506, Берлин, Гос.
Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео. Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени.
Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа). галерея Три Грации, ок. 1501, Берлин, Гос.
Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. 1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж. Ф. Пенни. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Первый учитель – Перуджино.
В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. В картине все отмечено совершенством: композиция.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Эрмитаж Мадонна Солли, ок. 1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Умер Рафаэль в ее постели.
И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. 1504, Шантийи, музей Конде Св. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.
1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди.
Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Анной Леонардо да Винчи. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной. Михаил, ок. Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Романо и Дж. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах.
Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Сикста в Пьяченце. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Легкость изящество, богатство фантазии отличают выполненные им декоративные росписи двух комнат кардинала Бибиены (ок.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей.
Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Но портреты доказывают, что Рафаэль и теперь еще продолжал изучать природу, что именно это упорное изучение природы позволяло ему оставаться гениальным рисовальщиком и живописцем. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. 1505 Донна Гравида, ок. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
галерея). Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т. Работа датируется 1498 годом. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. «Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. В вашингтонской картине круглая форма побудила на значительные диагональные телодвижения Девы и младенца, в то время как в более поздней картине он сильно замыкает фигуры, добавляя чувство нежной близости.
Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз). Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. 1505, все – Флоренция, галерея Питти). Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны.
Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. 1507, Эдинбург, Нац. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок. Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
1502-1503, Санкт-Петербург, Гос. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии.
1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац. С самого детства он наблюдал, как работает в мастерской его отец и учился у него искусству живописи. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. музеи Мадонна дель Грандука, ок.
Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). 1507-1508, Лондон, Нац. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Так началась история Рафаэлевых Станц. 1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок.
VI). Екатерина Александрийская, ок.
1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора. Они окружены внимательными слушателями. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. По одной из легенд Рафаэль купил МаргаритуЛутиу ее отца за 3 000 золотых, в период, когда она была помолвлена. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро.
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. 1504, Париж, Лувр два варианта Св.
На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. 1504-1505, Берлин, Гос. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями.