Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Великий живописец, график и экспрессионист Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Экели, небольшом городке близ столицы Норвегии Осло.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Всего он провёл там более полугода.
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. В том же 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Мунк обладал даром психолога, вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство.
Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Ребенком он пережил и смерть матери. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Много картин находится в Бергене. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bulls Eye.
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Она называлась «Дорога никуда».
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Шел он не как все. Вскоре семья переселилась в столицу. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. В 1921-1922 гг. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Именно вот таким образом она считается знаковой работой. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». В 1900-х гг. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. Этот роман был болезненным для художника. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Он оставил после себя огромный архив.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Все они основаны на личных переживаниях художника. Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. ориентация норвежского искусства меняется.
В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Всего он провёл там более полугода. Некоторые исследователи отмечают, что там поблизости располагалась крупнейшая скотобойня Осло. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. В 1896г. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
Фюреру, кстати, неудавшемуся художнику и автору не плохих, но посредственных акварелей, экспрессионисты тоже не нравились. Прошло совсем мало времени, когда его младшей сестре поставили диагноз «шизофрения» из-за участившихся приступов странности. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет14, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние15. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Здесь он проживёт остаток жизни. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. В него вошло около трехсот листов. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Это были первые опыты художника. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Портреты художника – исследование человеческой души. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов.
«Я пишу не то, что вижу, а то, что видел»— таков его ответ на слова Моро. Уже в середине 80-х гг. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Здесь художник обзаводится новыми покровителями— Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Ей 26 лет и она замужем. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Ему удалось создать иллюзию движения. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. Существует мнение, что эти мотивы присутствуют в картинах из серии «Комнаты умирающего». В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Рядом с ней – мать.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. История зарубежного искусства. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. На протяжении долгих 4 лет девушка настаивала на бракосочетании, что тяготило Мунка. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию».
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он казался странным. Болезнь сестры произвела на него невероятное впечатление. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Через портрет он всегда исследовал душу человека. После вступления немцев в Норвегию в 1940 году его картины были выдворены также из Национальной Галлереи в Осло. Художник страдал бессонницей и паранойей.
К сожалению, для критиков, Эдвард Мунк так и не написал ее портрета. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Но больше всего его раздражали пальцы. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
Всего он провёл там более полугода. В 1902 году друзья Мунка и его девушка решили разыграть его и инициировали смерть возлюбленной. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле творческих интересов национального искусства, они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов.
Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик». Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В картине "Крик" фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное "нечто". В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Один из первых представителей экспрессионизма.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
В них запечатлен духовный путь мастера. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Поиски заняли целых два года. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло).
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Хрен редьки не слаще.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. На следующий год он снова посещает этот город и попадает на последнюю выставку импрессионистов. Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Проект остался нереализованным.
Сам Мунк, был болезненным ребенком. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Осенью он едет в Париж.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома, совмещенную с материалом и линейным рисунком гравировальной доски. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В его судьбу вторглась война. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Он был очень религиозным человеком.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. После первоначального призвания и успеха, в конце 19 века он прожил почти 20 лет в Париже и Берлине – двух главных космополитических центрах того времени. Что за чертовщину они там плетут. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Оборачивался, как бы ища другой дороги. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. носят пейзажный характер. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Неподалеку от нее находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. На смену приходит пафос утверждения жизни.
Его портреты превосходно отражали характер человека. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. «Я почувствовал крик Природы»).
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. По словам его родственников, мальчик с детства проявлял талант к изобразительному искусству. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лётене и умер 23 января 1944 года в Экели, близ Осло. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас.
Это была невестка фрица Таулова. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Останавливался, думая о чем-то. В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В конце 1880-1900-х гг.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
Соглашаясь с ним, Мунк отбрасывает все, что напоминало бы о банальном реализме, однако в противоположность Моро он никогда не станет писать «Божество с цепочкой для часов». Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Он издает вопль. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Грин позаимствовал наименование для своего романа.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Первая любовь его жизни появилась в 1885 году. Он называл это «лошадиным лечением». Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Делал несколько шагов. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Существуют разные версии появления этого сюжета.
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Получается лучшая гармония красок. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Произведение относится к позднему этапу творчества художника. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Не случайно их облик художник запечатлел в своих произведениях, создав сюиту городских видов. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Они свободны от излишней повествовательности. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.
Создана картина в Берлине. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Лицо человека – застывшая безликая маска.
Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
Верю только в то, чего не вижу, но что чувствую». Биограф Атле Нэсс уверяет, что она ни где не была замечена в его картинах. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Моро говорил: «Я не верю ни в то, что осязаю, ни в то, что вижу. Это было для него открытием.
Пластический язык обретает исключительную силу. В Германии у Мунка было много друзей. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». В сущности его картины 80-х гг. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Достоевского «Преступление и наказание».
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Эти моменты были изображены на первых крупных полотнах «Больная девочка» и «Весна».
Мунк упорно учился. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Однако существует альтернативная точка зрения, что героини «Голоса» и «Лунного света» имеют с ней схожие черты. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Дело в том, что Милли любила кокетничать, вот таким образом вокруг нее всегда была уйма поклонников. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Изначально на картине их было пять. Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью.
«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни»— «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е. В 80-е гг.
Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Любовников как будто скрывает мгла. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Мунк вырос в очень религиозной семье. Фигура мужчины, напротив, размещена в самом углу и, по сравнению с фигурой женщины, едва намечена: он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо от наблюдателя. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.
По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Образ продается и покупается до сих пор.
Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. В нем многое привлекало внимание. De gustibus non est disputandum. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий излюбленные темы— любовь и навязчивая мысль о смерти и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974г. : «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грезами Гюстава Моро или Бёклина».
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, – все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Живое побеждает смерть. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Моро и Метерлинк выбирают бегство.
Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. В течение 1909-1916 гг.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. В конце 1892— начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза»— серии картин на «вечные» темы любви и смерти. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Осенью он едет в Париж.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Мунк также верил, что когда-то лун было две.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Вот лично я субъективно уверен, что никакой художник никому, кроме заказчиков, заранее оплативших заказ, ничего не должен. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Правы все. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.