Франсиско де Гойя — гениальный испанский живописец Нового времени, мастер жанров портрета и критического реализма, в завершающий этап своего творческого пути создавший целую коллекцию мистических, пугающих картин под названием «Черные Картины». Франсиско Хосе де (1746–1828) испанский живописец, гравер, рисовальщик. Франсиско Гойя (1746-1828) – испанский художник, вошедший в историю своей страны как великий живописец, отрицавший классические устои и изображавший человеческую сущность в ее реальном, болезненно оголенном свете, со всеми недостатками и пороками.
Тем было освещено великое множество. Его отец— Хосе Гойя. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
Это была рака для хранения мощей. Для банка св. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости26.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Трезво и внимательно посмотрев на мир, он увидел царящие в нем ложь, ханжество, тупость, суеверие и, воспылав негодованием, запечатлел их. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. n В 1780 – 90 -х годах обычаи махо и мах стали мощными при дворе. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Сидящие на балконе девы, напоминающие птичек в клетке, — сюжет, типичный для современной художнику испанской жизни. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
Он пишет «Проповедь св. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Художник широко использует контрасты света и тени.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро».
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела.
Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Для банка св. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Ей никогда не выбраться.
Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. В июне 1800 года Гойя купил за 234000реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Девы Марии. Не случайно некоторые портреты потрясают откровенностью характеристики. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. ) на тему «Поклонение имени Бога».
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000реалов. Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В них он нанес удар академической школе. Солдаты безлики, мундиры скрывают их индивидуальные черты. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000реалов за 2картины: «» и «».
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В пластическом и линейном ритме, в колористическом решении эти картины для шпалер ближе всего стилю рококо. Фантастический образ истолковывался по-разному. Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В августе он закончил «» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Это очень известные картины живописца.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х). Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана». Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи.
n В «Бедствиях войны» переплетаются множество тем. СУРБАРАН, ФРАНСИСКО ДЕ (Zurbarn, Francisco de) (1598–1664) испанский художник крещен 7 ноября 1598 в Фуэнте-де-Кантос в провинции Бадахос. «В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную Маху. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». 1814).
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. ), одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Они жизнерадостны.
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «». В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Исследование картины в рентгеновских лучах показала, что он написан поверх изображения мужчины в военной форме. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Тревожный взгляд усталых темных глаз приковывает внимание зрителя. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 годах 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.
В июле 1773году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Под ее одеждой скрыт нож. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
n Он делает красноречивой даже белую, нетронутую часть листа – это высокое мастерство. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Это и голод и грабеж и разбой победителей.
Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «». В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте и Гаспара Ховельяноса. Он пишет «Проповедь св.
В мае 1791 года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». За 16 лет он выполнил 43 эскиза. Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Такое платье оправдывает позу модели, которая характерна для фламенко: левая рука согнута в локте и упирается в бедро, тогда как торс и голова резко повернуты в противоположном направлении. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «» в реалистической манере. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера, одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. 1814).
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя и который всю жизнь убеждал его писать по классическим канонам живописи, которым следовал сам. 1797). В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы.
Таков и «Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана». Гойя по этому поводу создал 6полотен. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
К празднику св. С победой он вернулся в Сарагосу и здесь написал фрески в церкви де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). работает по украшению церкви св. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
К празднику св. Вторая картина пользуется мировой известностью.
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Но настал день и Гойя затосковал.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «».
Картины Гойи, главным образом портреты, представлены и во многих других знаменитых музеях мира: Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Галерее Уффици во Флоренции, Старой пинакотеке в Мюнхене и др. Вклад Ф. Гойи в формирование искусства XIX-XX вв. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. 6и 19февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Летом того же года он был в Париже, где создал «» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Холст, масло.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам.
Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. ), новаторские в изображении жизни Христа. Свадьба состоялась в Мадриде. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро (1784—1854) — который стал художником. В 1797 году Гойя написал «», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 года вице-директор, а с 1795 года— директор её живописного отделения), а в 1786 году был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. ), чей портрет он напишет в 1791 году.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Штрихи его иглы острые, царапающие. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Донна Исабель на представленном холсте одета как маха.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Первые его эскизы пространственны и «картинны». Холст, масло.
Качества, присущие героине, превосходно переданы мастером. Но к концу столетия и в начале следующего он по нескольким причинам вошел в моду в аристократических кругах: как выражение национально-патриотического духа и, вероятно, поскольку подчеркивал женскую загадочность и красоту непременной черной мантильей и высокой талией. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Свою жену Франсиско называет «Пепой». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». огромен. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей.
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Она облачена в строгое черное платье и укутана воздушной светлой шалью. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Портреты грандов и грандес n В портретах грандов и грандес «маскарадная» тема XVIII столетия продолжается: одна маркиза предстает в виде грандиозной пастушки, другая – в виде музы с лирой в руках старый король Карлос IV – охотником, фаворит королевы Марии-Луизы Годой – победоносным воителем (он сидит на поле боя, небрежно развалясь, как на мягкой кушетке), Ш и даже сама королева, толстая, похожая на хищную птицу, фигурирует в одежде махи. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Гойя написал только один её портрет. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Но протокол допроса не сохранился.
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные их много – и каждый из них безнадежно одинок. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В 1816 году он создал новую серию офортов «».
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Начались годы странствий. на тему «Поклонение имени Бога». Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск.
Ф. Гойя. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «», «», «», «» и «». Честно говоря, я и не рассчитывал на такое вознаграждение и теперь, как ни странно, чувствую себя обязанным». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Основной художественный прием этой композиции – противопоставление.
Среди этих работ выделяются «», «», «» или «». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Гойя написал только один её портрет.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Девы Марии.
В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой работает по украшению церкви св. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
Каждый безумствует по-своему. n В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»).
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Колорит работы строится на сочетании звучных, густых темных оттенков. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Целый ряд листов посвящен современным нравам. В августе он закончил «Последнее Причастие св. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «» и «».
На картине же наряд и поведение – выражение игры аристократки в нечто рискованное. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». 1810 – 1820. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
По возвращении в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Портрет был написан незадолго до кончины Антонии Сарате, умершей от туберкулеза.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции. Гойя написал только один ее портрет. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Диспарантес (Безумства) n В «доме глухого», около 1820 года он создает свою последнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение его графического таланта, стилистически совпадающее с фресками его дома, – серию притч, снов.
Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован изменчиво подвижен, подчас трудно объясним. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. ), его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. 1814. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Зато монументальный «» использует все преимущества полихромии.
Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14.
Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. «фантазия», «игра воображения») состоит из 80 офортов.
Он был также замечательным гравёром. Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент — сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую – зонтика. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774 годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Его отец — Хосе Гойя. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Для банка св.
Не будь она связана с образом махи, воспринималась бы очень вульгарно. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13 — в их гостиные. Гойе поручили увековечить это событие в «», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Конечно, это не могло быть сделано без «разрешения» самой Исабель (в облике махи Гойя изобразил даже королеву Марию Луизу Пармскую). Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. ) по заказу герцога Осуна: «» и «», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Весной 1771года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: – картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), – портреты («Семья короля Карла IV», 1800), – росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), – картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. Ему в это время — 27 лет, а Хосефе — 26.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. 97 х 190 см.
Гойя написал только один её портрет. Жить ей осталось недолго. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину.
Перед отъездом нового короля Фердинанда VII в Байонну, где он будет арестован вместе со всей королевской семьёй, Академия Сан-Фернандо поручает Гойе написать его портрет. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Учение продлилось около трех лет.
В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Осталось последнее мгновение перед залпом.
n Гойя был пылок и честолюбив, успехи в высших кругах его манили. Картины Гойя рисовал для себя. К празднику св. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В свои композиции он включал жизнь улицы игры в празднества, драки перед деревенским трактиром, фигуры нищих, разбойников и конечно самые разные женские образы. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям — до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Франциска Великого в Мадриде. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
n В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрителю пережить войну вместе с художником как чудовищную катастрофу. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Свадьба состоялась в Мадриде.
В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. ) работает по украшению церкви св. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
В центре он поставил королеву с детьми. В 1815 году изобразил себя в «», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Это 14 картин. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Так он вызвал ненависть Жозефа. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000 реалов. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Не давая сюжетной связи между отдельными листами, прибегая к иносказанию, органически сплетая воедино фантастическое и реальное, мастер создал сатиру на общество, зло посмеялся над церковью и высшим светом, человеческими слабостями и пороками». В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо.
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. ), по прозвищу «Ла Тирана». По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств.
Мать — Грасиа Лусьентес — дочь бедного арагонского идальго. В 1896 его приобрела Национальная галерея. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
n Сначала в Париже, а затем в Бордо (на юго-западе страны) художник вел тихую, незаметную жизнь. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Уединившись на вилле, Гойя работал. Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Холст, масло. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Портрет Мартина Сапатеры (1797).
Эскизы для шпалер n n n 1775 – Гойя получает большой заказ на картоны для шпалер. Она состоит из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с акватинтой). Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Учился в Севилье и окончательно там обосновался в 1628. Франциска Великого в Мадриде.
В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Его хитростью завлекли во Францию.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Мытарева.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Портрет, задуманный парадным, являет зрителю живого и обаятельного человека. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. ), которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Два года престарелый мастер прожил во Франции. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Гойе удалось познакомиться с герцогиней.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. И тогда Гойя предложил дописать его., чей портрет он создал. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены — в полный рост.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
n Возмущенные испанцы старались отстоять свои права. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Портрет понравился и был благосклонно принят. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека.
После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828).
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6голосов. n В сущности, он никогда не льстит, хотя и наряжает свои модели так, как им хочется. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. 1814 -20. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. ). Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Свадьба состоялась в Мадриде. Гойя остается совсем один. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Свою жену Франсиско называет «Пепой».
Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Испанский художник Франсиско Гойя. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции).
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Дезастрес (Бедствия войны) n Новая серия офортов Гойи была начата в 1810 году и закончена только в 1820 году. Холодный свет подчеркивает бледность прекрасного лица, обрамленного густыми кудрями. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Но в картине очень много воздуха и света. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
Но образ этой гордой аристократки кажется одиноким и трагичным. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. ) и Гаспара Ховельяноса. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Эти работы принесли Гойе известность. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. ) запрашивает 25000реалов за ту же работу. Картины с описанием будут представлены ниже. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. под нависающих век, – это уставший, много передумавший и многое понявший человек.
К «черным картинам» мы еще вернемся. n В 1826 году он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться». По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «» и 4 листа под названием «». Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. ) и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины».
В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе, где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли известный лишь в копии. В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Он пишет «». Испанский художник, гравер.
Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Но его картина была отвергнута. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
и Гаспара Ховельяноса. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В этих работах заметно влияние живописи Хусепе Риберы. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. За эту работу Гойя получил 16000реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. ) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Никто себя не знает». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Франциска Великого в Мадриде. Из этой серии выделяются «» (или «Цветочницы»), «» (или «Жатва») и «» (или «Снежная буря»). Капричос n Графическая серия «Капричос» (исп.
Композиция первой картины завязана в один упругий узел. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. 268 347 см.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Обе картины отличаются блеском живописи, почти лихорадочной, стремительной точностью мазка и тонкой передачей красоты женского тела.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Сейчас последует кровавая развязка: грянет залп. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.