У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Уже в возрасте 12 лет пошел по стопам отца – поступил на службу в главный почтамт. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме.
Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Художник изображает унылую заснеженную равнину, в которой затерялись и сиротливо стоящая у края леса, утонувшая в сугробах крестьянская изба и маленькие фигурки путника с ребенком, медленно бредущие в неведомую даль по расхлябанной дороге. Большие кисти художник не признавал. Какое время года отражено в полотне. Одно время он жил в доме Бейкман, затем на даче Цабель.
Соколову. Впрочем, уже тогда Васильев не умел смотреть на мир бесстрастно: в его холстах природа неспокойна. «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, – писал Крамской, – никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Позже, уже незадолго до смерти, — в доме К. Ф. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург.
Заброшенность видна в окружающей обстановке. «Вечер в Крыму», «Крымские горы зимой», «В Крыму после дождя» — вот первые его сюжеты. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Оформились его основные эстетические воззрения.
Чем бы тут особенно огорчаться.
Ваш преданный П. Третьяков». Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. С детства проявлял недюжинный художественный талант и способности к рисованию. Эта картина глубоко взволновала Крамского. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.
Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Небо, занимающее больше половины изображения. В таком же напряжении сопоставляются сине-серые глухие краски неба с открытыми звонкими красками зеленого луга, с серебристыми отблесками солнца, пробивающимися сквозь облака и заставляющими светиться водную гладь. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Этой картиной, закрывшей «крымский» цикл Васильева, стала работа «В крымских горах».
фон Мекка, крупного инженера известного строителя железных дорог. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Кто смолоду похворает, под старость крепче бывает. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.
Третьяков еще не раз высылал в Ялту деньги и общая их сумма, в конце концов, даже превысила стоимость приобретенных картин. шенная мельницаЗаброВесной 1873 года занятия живописью продолжались. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Несмотря на благоприятные условия жизни уСтроганова, его здоровье не поправилось. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Такой родной всем нам пейзаж. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.
В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Аналогично высветляется и верхняя часть картины: склон, покрытый травой, в правой части картины хорошо освещен, а вот ущелье слева находится в тени. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Васильев был признан профессиональным художником. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
Барки» и «Волжские лагуны». Прочая часть транспортного средства и человек возле его колеса находятся в более темной зоне. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Камни. Наряду с картиной Саврасова «Грачи прилетели», написанной в том же году, васильевская «Оттепель», несомненно, внесла в русскую пейзажную живопись новую и абсолютно особую интонацию – глубокую поэтически и одновременно окрашенную социальным переживанием.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Разница в возрасте у них была 12 лет.
В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Кроме множества рисунков, он написал две картины: Болото и Крымский вид, за которые ему в 1872 году была присуждена премия от Общества поощрения художеств. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. В ней есть что-то сказочное. Они поразили его одухотворенным восприятием природы изображенной в простых сюжетах. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г.
Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Все картины с этой выставки были раскуплены. Но для художника природа — прежде всего обитель людей.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.
Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Даже ей стало скользко. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. У Федора рано проявилась способность рисовать.
При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Картина «Вид на Волге. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Он работал много и вдумчиво. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
По вечерам посещал Рисовальную школу. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. По какой причине, неизвестно.
При этом самая верхняя часть полотна — небо — освещена целиком. Единственным верным спасением от «всего ялтинского яда» была работа, в которую он погружался полностью (когда болезнь не так досаждала ему). Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. – Я один в чужом городе, без денег и больной.
– Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.
Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Ржавые тона тающего снега, превращающегося в липкую грязь, туманная даль и мутное слезящееся небо, одинокие фигурки усталых пешеходов еще усиливают тревожное тягостное настроение. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872).
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. в Лондоне. Бросив службу, Федор поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге.
Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 Возвращение стада, Перед дождём, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Здесь он познакомился и стал дружен с такими известными русскими художниками, как Иван Крамской и Иван Шишкин.
Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу.
А уж намерений, планов и надежд у молодого живописца было безгранично много. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Требовалось срочное лечение и смена климата.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. В этот период Васильев активно общается с И. Н.
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Васильев много писал писем в Москву. Федор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчине, что ныне находится в Ленинградской области, в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Густо наполненная краской кисть оставляет на холсте многообразные фактурно выявленные формы растительного мира.
в Лондоне. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Крамским, И. И.
На Всемирной выставке в Лондоне она получила блестящие отзывы., М., 1937 Федоров-А. Нет, не могу. ». Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Федору удивительно везло на хороших людей. В этом пробуждении нет радости. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Вместе они подолгу гуляли у моря, ходили в горы и, конечно же, вели нескончаемые разговоры об искусстве и творчестве. Родители художника жили в невенчанном браке. Природа нехотя просыпается от зимнего сна.
К моменту окончания учебы и сам Васильев получил большую известность. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально».
Не раз он вынужден был прибегать к помощи Третьякова. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
Какое время года отражено в полотне. А затем художник сделал с нее копию по заказу царского двора. Этот маленький солнечный городок принимал в те поры уже многих больных и вообще становился довольно известным курортом. Барки» и «Волжские лагуны». и эффектные моменты жизни природы.
Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
Сам же Васильев, весьма ограниченный в средствах (ежемесячное пособие от Общества поощрения художников составляло не так много — 100 рублей), нанимал весьма скромное жилье, к тому же мало приспособленное для работы. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). (1868).
Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату.
Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Вся изрыта, вся завалена камнями, лесом известью дома растут в неделю, да какие дома.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Осень, Заброшенная мельница частично не закончены. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Детство провел в Петербурге. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно.
Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Такой родной всем нам пейзаж. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Картину купил для своей галереи П. М.
Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Шишкиным.
Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна. Хотя ни о чем нельзя было сказать, что вот то-то, например, вполне оригинально, но сама манера работы была уже оригинальна. Кажется, что по ночам к этому заросшему камышом и осокой берегу приплывают русалки, а в зарослях ивняка живет леший. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника.
Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. – воскликнул он. Напряженно звучит цвет его зелени.
Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года., М., 1977. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев.
Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине – как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека – ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни – аллегория я художника раньше и сейчас, пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
На крыше еще лежит снег. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Был близок с И. Н. Крамским. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Эту картину Крамской признал гениальной. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Но левый верхний угол слегка светлее. Главную роль в выборе им художественного направления сыграл И. И. Шишкин – крупнейший пейзажист того времени.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге.
Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Мне необходимо 700 рублей». Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Эти неудобства, естественно, приносили огорчения и раздражали, но самым тягостным для живописца было отсутствие в Ялте так необходимой ему «художнической среды» Эта невозможность общения с кругом профессиональных живописцев очень угнетала Федора Васильева. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.
В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине — как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека — ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни — аллегория «я» художника «раньше» и «сейчас», пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).
он был для нас превосходным учителем. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Последние работы Васильева Утро, Болото в лесу. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями.
Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Но левый верхний угол слегка светлее. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
Но настоящий успех и признание принесла Федору Васильеву его картина «Оттепель», написанная в 1871 году и также получившая первую премию (тоже приобретенная Третьяковым). Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Картина эта глубоко взволновала Крамского.
В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль. Камни. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев.
К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом. Думается, здесь и приохотился Васильев к изображению огромных пространств неба, воды и земли. Меньше трех этажей и дешевле 50тыс. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
Так что, прибыв в этот «крымский Неаполь», художник оказался свидетелем грандиозного строительства дорогих домов, гостиниц, дач. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Это было в конце мая. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». В картине очевидны украинские черты.
Валаам. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Третьяков.
Сохранилось целых 63 письма их переписки – целый том. А еще с непривычной ялтинской жизнью примиряла художника природа – «вечно прекрасная, вечно юная и – холодная». В пейзажах юный Репин старался «рабски подражать» восхищавшему его Васильеву. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Барки». Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Ему несколько раз приходилось менять квартиры. Отчего же холодная. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Лит. : Ф. Васильев. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской.
В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником.
Два альбома художника были приобретеныимператрицей Марией Александровной. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых сероватокоричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. В 1867 году он заканчивает обучение. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. С горечью в одном из писем он сетовал, что «причудливые световые рефлексы из окна», падающие на картину, делают ее похожей «на сторублевую ассигнацию».
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Картина Вид на Волге.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Барки». Вот таким — отдыхающим в артистическом ничегонеделании мы застаем юного Федора Васильева на картине Ивана Шишкина В церковной ограде. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
Активность и хваткость, зоркий глаз все подмечавшего художника, точность штриха и линии, огромная работоспособность и неимоверное трудолюбие, удивительное видение момента и места – вот что поражало Репина в Васильеве. В брате своем Федор что называется, души не чаял – крепко и нежно любил. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Эта картин сразу же поразила Крамского, который, несмотря на некоторые его замечания, считал ее гениальной. Но серьезного, систематического образования так и не получил.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Разница в шестнадцать лет нисколько не мешала их дружбе. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Васильев постоянно находится в творческом поиске. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь.
В рисунке он показал себя талантливым мастером. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». И он свидетельствует не только о дружбе, но и полном взаимопонимании двух художников.
Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. (1868). Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств.