Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Дега Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Дего Эдгар Илер Жермен (1834—1917) – французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.
Художник Эдгар Дега, живописец танцовщиц, много писал сцен из жизни театра и балета, а одна из самых знаменитых его творений Голубые танцовщицы сейчас выставлена в Музее изобразительных искусств им.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар.
Он жил один. Он также был известен как способный мимический актёр. Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем. И он с головой уходит в работу.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.
Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Так появились его ранние произведения. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. «Семейство Беллели». В этом их сила и слабость. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
В середине 1880-х годов Э. Дега начинает использовать пастель. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Мне нравится эта суровость». При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Дега интересовала обычная жизнь людей. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Работы художника можно разделить на несколько тематических направлений, одним из которых, снискавшим популярность у публики, стало изображение балетных сцен, преподносимое им с изяществом, но без лишней сентиментальности. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. При этом сам Дега отвергал термин импрессионизм, как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее аристократическую Дега.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Все здесь полно осмысленного движения. Живые позы всех членов семьи, своеобразие композиции и цветовой гаммы, напоминающей о мастерах Ренессанса, отсутствие формальной скованности, присущей портретам и фотографиям того времени, выдавали те глубинные процессы, которые после сделали живопись Дега столь особенной. В середине 1880-х гг. После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Остальные выполнены пастелью.
Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Он жил один. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Хюттингер).
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Ренуар однажды заметил, что, «если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника и не более того. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. В отличие от других импрессионистов, которые предпочитали сюжеты на пейзажных фонах, Дега любил писать в театрах и кафе. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане.
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел её. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. «Голубые танцовщицы». Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он жил один. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году.
Он и потом довольно часто ездил в Италию к родственникам отца, где все свое время проводил в музеях, картинных галереях и за работой. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Дега— тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах. Некоторые выставки он помогал организовывать. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. Его произведения ничего не воспевают. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В 1873году художник вернулся в Париж. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Он был старшим из пятерых детей. Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Эдгар Дега начинает использовать пастель. Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. То есть, далеко не всё.
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Первые шаги Эдгар делал в студии ученика своего кумира, Луи Ламота, который в то время был весьма модным и известным в широких кругах живописцем.
Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872—1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное.
Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Основой процветания города была торговля хлопком. Это неудивительно — его необычные ракурсы, динамичный рисунок и необыкновенная игра красок выделяли его среди видных художников-импрессионистов того времени.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).