Иероним Босх (настоящее имя- Ерун Антонисон ван Акен) — нидерландский художник из города Хертогенбос, загадочный и необычный живописец, гений своего времени. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Бог видит «. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Голубые горы и корабли дальних планов Босха перекочевали в картины Брейгеля странники (их Босх очень любил, в странниках изображал, скорее всего, свой собственный портрет) появились и в картинах Питера Брейгеля Старшего, некоторые фигуры Брейгель заимствовал целиком (разбойник, распарывающий мешок ограбленного, с внешней створки триптиха «Воз сена», в точности воспроизведен Брейгелем в картине «Нидерландские пословицы»– там он режет свинью) амотив виселицы на заднем плане с пляшущими на первом плане крестьянами впервые появился у Босха. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
«Я – Айвазовский» – это фантазия о реальном художнике. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. А сзади него жизнь, покидаемая им. Бахтин, посвятивший этой традиции телесной избыточности, названной им «карнавальной», свой знаменитый труд, сконцентрировал свое внимание на проявлении ее в творчестве Рабле, т. е. там, где эта телесность вспыхивает «карнавальным» смехом, забывая о трагической устремленности к Первозданному свету.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
Ни одна из этих работ не сохранилась. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх.
Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Лишь семь творений Босха подписаны.
Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Поглощенность проблемами земного существования человека, смелое отступление от незыблемых канонов религиозного искусства в выборе и интерпретации тем свидетельствуют о духовной свободе Босха и о его причастности к великому процессу рождения культуры Нового времени. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри.
То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Лишь 7 творений Босха подписаны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Но, может и к лучшему. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». С Возрождением связано и возникновение новых стилей и техник живописи.
Собственно грешники на всех известных картинах мастера преобладают над праведниками, места красоте и невинности там практически нет. Нигде Распятие не становится таким вопиюще значимым, неотвратимо реальным символом бытия, как в Западной Европе. Даже многие церковные деятели эпохи Возрождения, будучи покровителями искусства, сами заказывают картины на сюжеты языческой мифологии. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Но разве тут дело в св. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси.
в боковом пределе) братства.
Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».
Босх мог быть мастером орнамента в романских и готических храмах. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. – так писал о ней Р. Б. Климов. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. вХертогенбосе (Брабант).
Его техника называется алла прима. Именно эта «забывчивость», отличает «новое» ренессансно-просветительское мироощущение от Средневекового, но у Рабле напряжение материального бытия достаточно велико и глубинно, чтобы нести еще на себе печать внутренней катастрофичности, присущей Средневековью. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже.
В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. В отличие от итальянских мастеров, в произведениях которых человек представал «мерой всех вещей» ибыл властелином природы, нидерландские и немецкие художники не утратили ощущения грандиозности и величия мироздания, где человек, камень, цветок – в равной мере драгоценные «перлы творения». В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Это единство закономерно и естественно.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Подход к изображению человеческого тела стал практически научным. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет.
Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Когда осколок камня поместили под микроскоп, тот безо всякого воздействия начал испускать слабое свечение и нагрелся на три с лишним градуса. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Пара огромных ушей, скрепленных стрелой, давит толпу грешников, подминая их под себя мочками и разит огромным клинком. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.
«Извлечение камня глупости»). Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Картина называется «Искушение святого Антония «. Ад изображен в правой части триптиха. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Вся символика Босха – взаимопроникновение животных и человеческих тканей. 1390–1441)– основоположников нидерландской школы живописи. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, выступая символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн— это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Им принадлежат наиболее смелые открытия в усовершенствовании технологии масляной живописи.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». В эпоху Реформации, наступившей через год после смерти художника, ранняя нидерландская живопись и скульптура понесли огромный урон. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. И наиболее сложным. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Иероним Босх – великий нидерландский художник. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом».
Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. 1478 года), стали художниками. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Творчество Босха загадочно. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М».
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Историки делят данный период в искусстве на четыре этапа: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение.
Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею не в состоянии никто. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости».
Mать происходила из семьи резчика по дереву. Эпоха Возрождения подарила нам множество великих имен и гениальных произведений искусства. С этого времени художник получил возможность работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Его техника называетсяалла прима.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».
Всё изложено ясно и прекрасным языком. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден.
Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. 1370–1426) и Яна ван Эйков (ок. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Спорна центральная часть.
И даже Игорь Фёдорович, да. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовлениецерковной утвари. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Босх вырос в семье потомственных художников.
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Иероним был с детства окружён художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Он напоминает гигантскую строительную площадку.
Северное Возрождение – культура европейских стран, расположенных к северу от Альп (Нидерланды, Германия, Франция отчасти – Англия и Испания), где в XV–XVI веках в основном под влиянием Италии произошел расцвет живописи. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Сюжет религиозный. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Еще одна тайна связана с могилой художника. Достоверные факты скупы. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Не иметь возможности поставить скромную поддержку (она всякий раз исчезает) так, чтобы Вы увидели её, удручает. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал.
Они отказались от профильных изображений, получивших широкое распространение в Италии. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Этот водоворот мира может неотвратимо увлечь и растворить в себе, но уже у Бокаччо непреодолимое буйство тварно-материального макрокосма перерождается в чувственное наслаждение телом, теряя космическую мощь и постепенно приобретая вид индивидуальной сексуальности Нового времени, отчужденной и утратившей природную целостность.
Так радостно, что Вы выставили это тут на Снобе. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Вот, собственно и всё.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. В середине XVIв., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. в Хертогенбосе (Брабант).
Если это и бессознательное (основное условие материала в сюрреалистической поэтике), то, скорее, некая предвосхищающая визуализация юнгианского «коллективного бессознательного», в отличие от окончательно отчужденного от родового единства «индивидуального» бессознательного XX века, как, скажем, у Дали. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.
Иначе я бы не стал искать слова тут, чтобы выразить своё восхищение. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Если учесть, что Нидерланды были в ту пору испанской провинцией, почему бы знаменитому испанскому живописцу и не быть прапрапрапраправнуком Босха. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Факт принадлежности Босха к Братству Богоматери служит подтверждением его благочестия и делает безосновательными все попытки причислить его к какой-либо из еретических сект, распространившихся в Нидерландах перед Реформацией. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Это увлечение длилось несколько десятилетий.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Из одного только Лондона бежало около 20 тысяч человек, а президент Тулузы Ориаль используя свое служебное положение, подготовил персональный Ноев ковчег. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). В Средние века в краски растительного и минерального происхождения (темпера) в качестве связующего вещества добавляли яйцо.
Босх и реален и символичен. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Меня зовут Лубберт Дас». Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ).
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». А дело было в избыточности и непонятности многих символов. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Идеалы Средневековья — бедность, смирение, целомудрие, благочестие — уступают место жажде жизни, обладанию всеми ее благами поэты и художники прославляют красоту и земную, чувственную любовь. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Только природа остается чистой, бесконечной. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Некоторые считают, что творчество Дали – также отчасти плод воздействия картин Босха.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Его техника называется алла прима. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырёх главных городов герцогства Брабант.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Там, вероятно и родился около 1450 года. Это было последнее произведение Босха. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Здесь закрепилось погрудное изображение на гладком цветном или темном фоне. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Лишь 7 творений Босха подписаны.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». 7. Иоанна.
Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Важное идеологическое влияние на искусство Северного Возрождения оказала Реформация. То, что было «субстанциальным» для классической Греции, оказывается мимолетным и сущностно-неустойчивым для Европы, прошедшей тяжелейший искус Средневекового «чистилища». Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Что-то в этом, бесспорно, есть. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник.
Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Босх – был личностью весьма интересной. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Следы этих психозов легли печатью на босховское мироощущение. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Варвары, пришедшие издалека и довершившие физическое умирание античного мира, восприняв от него христианство, сами себя распяли на «кресте» своих юных жизненных сил и чужой древней мудрости. Возможно, они связаны каким-то дальним родством.
Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись. Иоанна, бесследно исчезли. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Пылали костры инквизиции. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир.
Непреодоленная жизненность и непреодолимое стремление к Божественному Свету, сталкиваясь, порождали явления массового эсхатологического психоза, который имел место и в 1000 и в 1500 годах. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Его дед Ян и отец Антониус ван Якены были живописцами, которые занимались росписью картин для монастырей и храмов, чему можно найти множество доказательств в городском архиве. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Браво, дорогой Михаил.
В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Ерун ван Акен родился около 1453г. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Ни одна земная культура, находящаяся на архаическом этапе своей истории, не могла создать ничего подобного, так как не могла увидеть саму себя с высоты «чужого» сознания и «чужой» духовности.
Нарушение определенного типа привычных связей, даже незначительное, должно было обладать большой силой воздействия на зрителя. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. И, по идее, должна не ведать стыда.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Ренессансные принципы воплотились прежде всего в живописи, графике и книжной миниатюре. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Ерун ван Акен родился около 1453г. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Мир Босха – космос буйного жизненного круговращения.
Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Она почти списана с натуры – во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, – но в сухой истонченности ее форм есть что-то от насекомого.
.