Такая возможность представилась лишь в 1936 году, когда «Танец» (три панно) будет приобретен парижским музеем Пти-Пале на средства, выделенные для проведения Всемирной выставки 1937 года. Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже». Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Картина была переписана заново и отдана заказчику. Вместе с панно «Разговор» (Эрмитаж) и «Уголок мастерской» (ГМИИ) они образовали триптих, помещенный на торцовой стене Большой столовой в доме коллекционера.
Построение композиции нужно было начинать заново. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. К работе с бумажными силуэтами Матисс еще обратится в своем творчестве позднее. Визит Матисса был недолгим — всего пару недель.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. По одной из версий, в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».
Мастер вскоре стал включать его в композиции, продолжающие начатую тему. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Тема мастерской волновала художника на протяжении многих лет. Композиционно картина восходит к «Радости жизни», где на дальнем плане кружится хоровод.
Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Возникает новый мотив: написанные на холсте фигуры «Танца» как бы кружатся вокруг треножника с вазой с настурциями, что и отразилось в историческом названии картины – «Танец вокруг настурций». Право выбора темы и техники заказчик предоставил живописцу. Доминика и Девы Марии.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Полотно прибыло в Москву не сразу: Матисс решил показать его в Осеннем салоне 1912 года. Тогда он придумал особую технику декупажа (papier decoup) — составление ярких сюжетов из обрезков предварительно выкрашенной гуашью бумаги. «Этот танец, – говорил Матисс, – долго жил во мне, я уже поместил его в Радости жизни, моей первой большой композиции». Если в левом панно по замыслу художника мир как бы распахнут вовне, то в правом изображен вход во внутренний двор (казба)—помещение, скрытое от посторонних глаз. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Здесь приведен фрагмент фрески виллы мистерий в Помпеях. Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Теперь Матисс наконец-то мог вздохнуть полной грудью, ведь ему было на что жить.
Лидия также ухаживала за его супругой, слабеющей здоровьем и утратившей былую красоту. Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса.
В 1930году американским коллекционером Альбертом Барнсом было заказано масштабное панно «Танец». В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Но не все так зло набросились на «Танец» Матисса.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). А также угловатость линий, напряженность или усталость на лицах участников процесса. Художник кладет краски крупными пятнами, обводя их четкими контурами, отказываясь от светотеневой моделировки объемов и передачи глубины пространства.
Соразмерный ему эскиз, созданный в 1909 году (МoMA, Нью-Йорк), оставался в мастерской Матисса в Исси-ле-Мулино под Парижем. Заказы поступали со всех уголков света и вскоре ему понадобилась помощь. Особенно интенсивно она будет разрабатываться в 10-х гг. Возможно, сказались полученные знания о тяжком труде у станка.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Матисс обожал ее, а Лидия преклонялась перед ним. Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты. Она позировала ему каждый день и приводила в порядок его дела. И он решает возвратиться к первоначальному полотну, ждавшему его в мастерской-гараже.
Скандал, вызванный появлением дерзких полотен на Осеннем сезоне, был только на руку «дикарям». Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Матиссу, больше всего мечтавшему об огромных росписях, так и не довелось украсить ни одно из общественных зданий Франции.
Он прожил еще 13 лет. Однако в отличие от полотен художников XVII в. в композиции Матисса нет живописца, но его присутствие, его дух материализованы всем строем преображенного мастером мира. Так появились на свет две самых известных работы Матисса — «Танец» (La Danse) и «Музыка» (La Musique). Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью.
Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. Полотно «Голубые танцовщицы» лучшая из серии картин обнаженных женщин. Тема панно — танец.
У создания картины «Танец» своя необычная история. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов. Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. В картине «Настурции. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм.
В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец».
Художник не изменил своей страсти и вновь, как и двадцать лет назад изобразил танец. Художник беспристрастен и объективен. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Доминика и Девы Марии. Кружащийся на вершине холма хоровод захватывает своей легкостью и простотой.
Для экспонирования панно был выстроен специальный зал. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. Предыдущий (второй) вариант был дописан и в 1936году был куплен Музеем современного искусства Парижа. Неистовый хоровод на синем фоне заставляет кружиться розовые тела.
Матисс объединил все панно триптиха синей колористической гаммой, в каждом отдельном случае модулируя цвет и меняя его содержание. Над этим первым вариантом "Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк) художник трудился одновременно с эрмитажной работой. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина Танец).
Мы видим общение мужчины и женщины – разное в зависимости от их социальной принадлежности. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. Наставник Матисса Густав Моро предсказывал, что ученик «упростит живопись». Я выбрал Идзиковского на роль механического соловья и Карсавину – на роль настоящего. Так просто, наивно, что замирает сердце.
Образы молодых танцоров – символ чистоты и красоты», – рассказывает художник. «Балет – это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих. Темой его панно для Барнса, как когда-то для Шукина, станет танец. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.
Панно "Танец" – важнейший элемент композиции. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Мне легко жить с танцем», – скажет он при создании «Танца» для Москвы.
Сергей Щукин получил картину лишь осенью 1913 года. Его также очень интересовала проблема костюма для настоящего и механического соловья. Декоративное полотно следовало уместить в арочных сводах над окнами. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.
Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. – Синий цвет передает небо, розовый – тела танцовщиков, а зеленым цветом изображен холм». В «Настурциях» сознательно созданный эффект «картины в картине» выявляет намерение художника вывести фигуры «Танца» из картинной плоскости в реальный мир. Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже.
Танцевальная тема продолжает волновать художника. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
«Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. Триптих поступил в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Танец – воплощение свободы духа, движения души. Какая вакханка. Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине.
Выбор сюжета и техники заказчик оставил Матиссу. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод. Художник сделал несколько эскизов. Границы между уже подготовленными панно были меньше, чем следует.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Танец — это слаженное взаимодействие персонажей, а рисунок их тел образует гигантский орнамент. В ходе создания панно «Танец» Матисс познакомился с Лидией Николаевной Делекторской, которую нанял в качестве секретаря для наведения порядка в многочисленных эскизах. «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
В центральном полотне триптиха «Зора на террасе» Восток персонифицируется художником в образе молодой женщины, представленной сидящей в неподвижной позе, полной сдержанной медлительной грации. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика. Когда ты кружишься, кружишься в бесконечном цветном хороводе. Самая первая неоконченная версия, считается лишь этюдом к картине.
Панно «Танец» (вместе с «Музыкой») Анри Матиссу (1869-1954) заказал С. И. Щукин для украшения лестницы особняка в Москве. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. «Он больной, – написал Матисс дочери. По его замыслу, человек, входящий в дом с улицы, должен был проникнуться «чувством облегчения», вот таким образом для первого этажа Матисс выбрал сюжет с танцем.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Посетив его в прошлом году, я понял, что он горит желанием оформить какой-нибудь балет. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Она же стала сиделкой для его супруги во время ее болезни. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В 1930 после путешествия на Таити Матисс приступил к созданию панно для галереи Альберта Барнеса в Мерионе (около Филадельфии, штат Пенсильвания).
Первым пунктом назначения стал Алжир. В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников и обнаженные тела им видеть нельзя. 1912В картине «Настурции. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
И речь, конечно, пойдет о Дега. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. ИмпрессионистыКоренным образом изображение танца изменилось благодаря импрессионистам. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи.
«Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю. Ещё одним полотном, которое являет собой переломный момент в творчестве Матисса, является Музыка. Щукина. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Какое упоение. Ж. Помпиду, Париж). Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно.
Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи и его «Феей электричества», а панно Матисса находились в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Прием упрощения и схематизации фигур, где одна линия передает форму фигуры, наглядно присутствует в «Танце». В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Центральным произведением объединенной этим мотивом группы работ выступает всемирно известное панно «Танец» (ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург) исполненное в 1910 году для лестницы особняка С. И.
Существует три варианта картины «Парижский танец». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
И он отправился путешествовать. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Каждая танцовщица занята каким-то своим делом.
Вот что пишет один из современников: «Мы видели в Осеннем салоне удивительное полотно «Танец». Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Она дала ему возможность соединить рисунок и цвет в единое целое.
На картине мы видим танцовщицу в летящей позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Здесь есть нечто из тех цветных снов, которые порой снятся в детстве. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Художник обратился к своей любимой теме— теме танца.
«Просто я очень люблю танец. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Дега – Танцевальный класс Танцевальный класс, 1874. Матисс задумал ее как неотъемлемую часть постановки.
Ж. Помпиду). Именно в этой технике выполнены иллюстрации к книге «Джаз» (Le Jazz), которую Матисс не только оформил, но и написал. «Танец» написан с помощью всего лишь трех цветов – красного, зеленого и синего. Еще одна встреча с балетным театром и хореографом Леонидом Мясиным произойдет в 1939 году. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Анри Матиссу (Henri Matisse) удалось приобрести известность и немного поправить финансовое положение, что дало ему возможность продолжить занятия живописью. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Танец для Матисса продолжится и в балетном театре.
В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
В начале работы Матисс использует технику гуашного декупажа. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в салоне Стайн на Рю де Флёр в Париже. Знаете, недостатка идей у меня не бывает. Панно Танец II» также предшествовал подготовительный эскиз (музей Метрополитен, Нью-Йорк), отличающийся большей скованностью и схематичностью.
Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Несмотря на известность, что Матисс приобрел, «прогремев» на Осеннем салоне 1905 года, его финансовое положение оставалось стесненным. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
По его мнению, они должны были быть просты и элегантны. «Я смотрел, как танцуют, – пишет Матисс. В 1920 году художник создаст декорации и костюмы к спектаклю «Песнь соловья» на музыку Игоря Стравинского (Русский балет Дягилева). Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
«Танец написан мной всего тремя красками, – скажет Матисс. Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Включая в композицию собственное панно Танец" II (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Матисс вводит в работу интригу, создавая эффект картины в картине". Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Его «натуралистическая кадриль» – это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей». Вместе с танцовщицами изображен Жюль Перро – мастер романтического балета. И, кажется, миг и танец поднимет тебя к небу. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов.
И это пустое место в центре усиливает напряженность исходящую от фигуры танцовщицы. Панно Танец» художник стремится показать, что любое произведение искусства (в данном случае работа самогоМатисса «Танец») создает вокруг себя особую одухотворенную среду. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Анри Матисс не был исключением.
На картине четыре балерины в голубых балетных пачках переданы в ракурсе «вид сверху». Есть и другие отзывы. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Колористическое решение произведения лаконично, цвета разделены почти по символическому принципу: на активные (розово-красные) и пассивные (синие). Тема панно — танец. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Для второго этажа художник придумал сюжет с музицирующими и слушающими. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Это содержание картины обретало особый смысл в доме Сергея Щукина, где находилось знаменитое панно Танец" (ГЭ), доме, ставшем одной из первых в мире целостных реализаций художественной концепции Матисса. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Пикассо был молод, с трудом говорил по-французски и жаждал славы.
Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Мир эллинизма представлен как вечный праздник, как утраченный некогда людьми «золотой век», беспечное и беззаботное время неги и наслаждений.
Картина «Танец среди мечей» была написана в Риме в 1881. Художник избегал показывать результаты и не сообщал об изобретенной им необычной технике. Картина так и называется «Вход в казба». Слева большая фигура увлекает всю цепь. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. А вопрос, который меня волнует, – «Где найти время. », – рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Картина написана любимой художником пастелью.
Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Художнику уже шел седьмой десяток. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало в запаснике Музея современного искусттва. На абстрактно-геометрическом трехцветном фоне панно «Танец» изображены безликие белые фигуры в разнообразных движениях. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже.
Второй вариант был забракован из за ошибки Матисса в размерах помещения. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Ж. Помпиду). Сразу же после завершения панно, получившего название «Парижский танец», художник пытается заинтересовать им публичный музей или владельцев открытого частного собрания. И вот теперь, вернувшись из Мериона к себе в Ниццу, Матисс приступает к мерионскому «Танцу». У него были сотни экзотических птиц со всего света и он так гордился ими, что даже получил официальный документ, подтверждавший вокальные данные его любимого соловья.
Он искренне увлекся идеей создания декораций для Песни соловья. Заказ на декоративное панно с танцевальной темой Анри Матисс (фр. HenriMatisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция – 3 ноября 1954, Ницца) получает от Щукина в 1908 году и сразу же начинает писать эскиз «Танца». Для людей искусства это было тяжелое время.
Все просто. Эта дама произвела революцию в искусстве танца 17го века, немного укоротив платье, обнажив щиколотки и чуть-чуть икры. Впервые в работе над панно он применил технику «декупаж» — коллаж из вырезанных бумажных фрагментов, которая позволила в результате долгих поисков найти идеальную компоновку фигур: прикрепляя к холсту вырезанные силуэты, автор мог бесконечно менять их положение на плоскости, добиваясь максимальной выразительности. Их движения не скованы, величественны, сильны, уверенны.
Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой. Задник был белым, на трех падугах были нарисованы черные зубчатые края. Панно Танец» художник стремится показать, что любое произведение искусства (в данном случае работа самого Матисса «Танец») создает вокруг себя особую одухотворенную среду. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца».