Его младший брат, Ганс Кранах (1513—1537), также стал живописцем и трудился в мастерской отца. Его младший брат, Ганс Кранах, также стал живописцем итрудился вмастерской отца.
Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии. и вскоре переросло в тесную дружбу. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Искусствоведы продолжают спорить. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» — большая, сложная, многофигурная композиция. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). 1522-1523) можно изучать символический мир живописи Возрождения, где каждая деталь исполнена смысла: виноград в руке Богоматери – символ человеческого воплощения Христа, виноградная лоза означает «истинную Церковь» изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников, гора – на духовное возвышение над мирской суетой, а скала – на нерушимость истинной веры. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. 1530, Вена, Музей истории искусства). На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. С просьбой подсказать, как служить Христу, обратился Репрев к отшельнику, а тот направил его на берег реки и велел помогать людям, желающим перебраться через нее. Вот таким образом сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская».
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). С годами Кранах Старший, обзаведясь, помимо основного, сопутствующими предприятиями душеспасительного назначения – пивоварней с кабаком (а где еще, по-вашему, должны собираться интеллектуалы. ), аптекой (в рассуждении сэкономить на красках собственного производства) и типографией с книжной лавкой (не только для своих граверных нужд – там, собственно и был впервые отпечатан лютеров перевод Нового Завета на немецкий), – стал городским богатеем.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон.
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Екатерины».
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Они переписывались – после Вормсского рейхстага одному лишь Кранаху Лютер, не опасаясь предательства, сообщил, что ему теперь придется скрываться. Произведения Кранаха Младшего (1515-1586), правда, традиционно недооценивали и считали лишь повторениями работ отца. Его труд, кстати, неплохо оплачивали. Кранах Старший немало преуспел в карьере.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. С другой стороны – комичное в своей дидактической прямолинейности сочинение, буквально иллюстрирующее основные положения лютерова учения и устрашающее зрителя при помощи босховской (Кранах бывал в Нидерландах с дипломатической миссией и явно знал живопись Босха не только по гравюрам) чертовщины и соответствующих цитат, для вящей убедительности пущенных по низу картины. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Шёнер»). В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. До недавнего времени считалось, что самым важным из семьи Кранахов был Лукас Кранах Старший (1472–1553). Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Словом идеи Реформации Кранах получил из самых первых, дружеских рук.
В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). А. С. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей исповедовавшие лютеранство. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона.
Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём — идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись состарой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. Вошел в городской совет и дважды избирался бургомистром. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства.
Картина «Адам и Ева. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. После Второй мировой среди так называемых перемещенных ценностей в Москве оказалась коллекция герцогов Саксен-Кобург-Готских, одно из самых богатых собраний работ Кранахов и мастерской. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.
«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Постарались романтики: не то чтобы заново открывшие Кранаха (его не настолько забыли – он просто надоел), но взглянувшие свежим глазом, они увидели в пионере лютеранства, с которым Гете к тому же состоял в дальнем родстве, подлинно национальное начало. Не просто иллюстрировал его сочинения.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Так репрессированные еще в сталинские годы Кранахи наконец-то реабилитированы. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Его портреты пользовались большой популярностью.
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Год спустя художник скончался в Веймаре. Но тут на помощь интерпретатору должны прийти протестантская этика и дух капитализма. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Легендарная мастерская, просуществовавшая целое столетие (семейный бизнес унаследовал сын, Лукас Кранах Младший, потом внук, Августин Кранах, а после – правнук ЛукасIII и последний), работала на пределе мощностей, держа по дюжине подмастерьев единовременно и не гнушалась никакими заказами. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Известно, что у художника было еще три дочери. Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения.
Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. А могли бы отметить и в США и в России. И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи. Будучи одним из самых зажиточных горожан Виттенберга, он неоднократно избирался бургомистром этого городка в Саксонии. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Путь Кранаха к Лютеру был в некотором смысле предопределен.
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом.
Так, одной изхарактерных черт его творчества было пристрастие ксозданию произведений сравнительно крупных размеров— масштабы онлюбил. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг.
Для них он написал портреты.
Именно вот таким образом в подписях к картинам часто указано «Лукас Кранах и мастерская». В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
И все же прославился он прежде всего как художник, замечательный портретист и величайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур и пейзажа. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
Вместе с тем простота позы, певучая линия контура, спокойное выражение лица лишает образ какой-либо чувственности и эротизма. Наконец, атрибутом Варвары, а вовсе не элементом пейзажа, была башня, которую выстроил, чтобы спрятать ее от поклонников, отец девушки. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Кроме того, он, что было характерно для разных ренессансных художников, осовременивал персонажи.
Картина из собрания ГМИИ им. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Они дружили.
Лукас Кранах Старший (1472–1553) — реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. По «Мадонне с младенцем» (ок. Впрочем, в историю немецкой культуры Кранах Старший вошел все же не столько как придворный портретист саксонских курфюрстов, сколько как портретист Мартина Лютера (к сожалению, ни одного портрета Лютера нет на московской выставке). Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.
На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. У художника имелось еще три дочери. На заднем плане — ложа курфюрста. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).
Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа.
С 1508 г. свои инициалы на картинах Кранах заменил на печать в виде змея, причем он ставил ее не только на свои работы, но и на понравившиеся художества своих учеников в качестве символа одобрения. Интерес к античным сюжетам у Кранаха возник благодаря дружбе с профессурой Виттенбергского университета — того самого, куда Шекспир отправил учиться Гамлета. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Неоднократно избирался бургомистром, например.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В ценности работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) сомнений никогда не было: его считают одним из трех главных мастеров XVI века – вместе с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586).
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом.
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил.