В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма. Ван Гог страдал тяжелым психическим расстройством, что не могло не сказываться на его живописи. Во времена жизни Ван Гога уже существовала фотография, это заставило художников пересмотреть свои воззрения на живопись. Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.
Среди ценителей живописи и врачей нет единого мнения относительно диагноза Ван Гога. Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи.
Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Затем он отправился в бордель и попросил проститутку по имени Рэйчел «охранять этот объект ценой своей жизни». Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи».
Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Уместно вспомнить высказывание Бодлера о портрете Эразма Роттердамского кисти Гольбейна: «Гольбейн знал Эразма — он его так хорошо знал и изучал, что сделал заново» — слова, вполне приложимые и к Ван Гогу.
Он жил в нужде и нищете. Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Как бы то ни было, всего через два месяца, невзирая на чувства и старания молодого учителя, Ван Гога отстранили от должности. В Париже художник работает как одержимый, впрочем, как и всегда. «Пшеничное поле с кипарисами» — это одна из трех известных картин Ван Гога, которые схожи между собой композицией.
В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Но это не было отказом от убеждений.
В 1877 Ван Гог приехал в Амстердам изучать богословие, но, провалившись на экзамене, поступил в миссионерскую школу в Брюсселе и стал проповедником в Боринаже, шахтерском районе Бельгии. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира. Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани.
Основу основ этой системы составляло визуальное наблюдение. Он часто отправлял им эскизы своих будущих полотен, как сделал это и с картиной «Спальня в Арле». Как минимум он продал ещё одну картину в Великобритании. А. С. Пушкина, Москва). За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.
Художника давно разобрали «по винтикам». То, как Ван Гог изобразил эту сцену, едва ли позволяет назвать ее жанровой. Преувеличение пространства было для него глубоко осознанным и мотивированным приемом, цель которого создать синтезированный образ природы. Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием— изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще.
В 1886 году Ван Гог, по рекомендации младшего брата Тео, уезжает в Париж. Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Это и была оборотная сторона ставшей неожиданно жесткой системы «изображаю только то, что вижу и только так, как вижу», — системы, постепенно складывавшейся и развивавшейся в течение всего периода искусства Нового времени.
Пар от картофеля – единственное, что согревает их души. Некоторые утверждают, что Винсент не облизывал кисти, ему просто удобно было держать их во рту. Да, отторжение и печаль. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими».
Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Что касается Милле, то его значение для Ван Гога трудно переоценить. Эту картину художник написал в 1889 году, находясь на лечении в психиатрической лечебнице в маленьком городке Сен-Реми, во французском Провансе, что на Лазурном Берегу.
Несмотря на благочестивые взглядыи набожность, в борделях Ван Гог не был случайным гостем. Умер он, как было сказано ранее, в бедности, не зная, что в будущем его картины будут стоить по 33 миллиона долларов («Звездная ночь»). Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».
Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». Ван Гог был постоянным членом самых престижных художественных выставок, его картины демонстрировались модными и успешными арт-дилерами на так называемых «домашних выставках». Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Здесь ему предстояло написать свои самые гениальные творения.
Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента. За свою недолгую творческую карьеру (всего 10 лет) Винсент Ван Гог написал около 2200 набросков и полноценных картин, работая в последние годы своей жизни каждый день и не покладая рук.
Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. А сеятель как будто не идет, а скользит по ней (как тут не вспомнить Христа). Другое дело – буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»13.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)9.
Упомянутая выше картина является первой из трех и была завершена в июле 1889 года. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. После смерти Винсента Ван Гога, ценители и критики живописи обратили на его искусство пристальное внимание в разных городах мира стали открываться выставки картин художника и в скором времени он был признан одним из самых великих и самых влиятельных художников всех времён.
Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Его голова по-прежнему опережала руку. К тому же он был очень религиозен, некоторое время даже служил христианским проповедником. Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена.
Гоген противопоставил своим цивилизованным современникам девственную красоту «первобытных» таитян — прекрасных детей гармоничного мира благоуханной земли «Ноа-Ноа», придуманного им и потому непрочного рая. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Винсент Ван Гог сегодня входит в число самых узнаваемых художников мира. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Человек и природа вступили в полосу неразрешимых противоречий. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Спрос явно превышал предложение.
Поверхностный наблюдатель мог бы подумать, что теперь Ван Гогу гораздо интереснее цветовые теории «научного» импрессионизма Сера или не похожее на европейское видение мастеров японской гравюры. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Но он учился лишь новым для себя живописным методам и техническим приемам и освоил за этот короткий срок достижения более чем двадцатилетнего пути развития французской живописи. Но он не пренебрегает и выразительной возможностью простых лаконичных линий. Но уже на другой великой картине автора вороны будут играть определяющую роль. В пейзаже господствуют тишина и покой.
Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. И тем не менее за этот срок было создано около двухсот картин. При этом он был выходцем из весьма состоятельной семьи и если бы захотел, мог бы продолжать семейное дело (торговля живописью и предметами искусства). Теперь же на щит стали поднимать произведения, созданные в Голландии, но отнюдь не для того, чтобы проследить формирование эстетики ван-гоговского искусства, рожденной на полях Брабанта, в среде ткачей, крестьян, шахтеров и землекопов, а с тем, чтобы представить художника в безобидной роли самоучки-примитивиста и, как справедливо заметил А. Эфрос, в этом новом «крестовом» походе на демократическое искусство красноречиво подали друг другу руки недавние враги, ренегат левой критики Вольдемар Жорж: и апологет плутократической респектабельности Жак Эмиль Бланш. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку».
(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Винсент Ван Гог прославился написанными автопортретами. Уже одно это ставило его за пределы импрессионистической системы видения. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера.
Преград для художника не существовало. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Но было в нем и иное.
Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Но как раз именно вот таким образом они и пахнут землей, которую обрабатывают. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу.
Это известное полотно Ван Гога является первой версией последующих трех аналогичных картин, которые ссылаются на нее и названы гораздо проще – «Спальня». К сожалению, это послужило некоторым недальновидным критикам поводом для возведения на Ван Гога обвинения в формализме, обвинения столь же нелепого, сколь и поспешного, на которое, как бы предвидя его, ответил сам Ван Гог: «мне слишком дороги правда и поиски правды. Между ним и природой происходит отчаянная схватка исход которой предрешен.
И кто это сделал. Творчество Винсента отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Он показывает возможности мыслительной деятельности человека, которые способствуют глубокому пониманию природы вещей, переплетению космических тайн и земных кипарисов, растущих на холме. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Какая разница, какой именно женщине была посвящена та или иная картина. Образ им созданный, заключает несоизмеримо большее, нежели просто момент повседневного.
Вслед за Милле Ван Гог увидел в природе неистощимый источник моральной силы: «. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. Там же он получал уроки рисования.
На заднем плане яркое солнце. У него была система, согласно которой бордель следовало посещать раз в пятнадцать дней (когда Тео посылал достаточно денег), чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, но не давать разуму размягчиться и тем самым отрицательно сказаться на работе. Тео женился, у него появился ребенок и Винсента угнетала мысль, что брат будет заниматься только своей семьей, а не их планом покорения художественного мира. Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. Вот тогда Ван Гог и начал рисовать.
Избежать этого Ван Гог не был в состоянии, так как его рукой и мыслью водила эпоха, современником которой он был и трагические противоречия которой ему было суждено выразить в последние полтора года своей жизни. Подобный метод изображения действительности поставил перед Ван Гогом на одно из первых мест проблему «характерного». Его лучи заполняют все небо и, кажется, сливаются с уже взошедшей пшеницей.
«Нет ничего более художественного, чем любить людей» — в этих словах сущность его личности, смысл его эстетики, единственная цель искусства. «Подсолнухи» — образ живой и естественный, он исполнен огромной силы не потому, что сознательно обращен в некий знак-символ, а потому, что содержит нечто извлеченное Ван Гогом из самого мотива посредством ритма, цвета и формы: ярким желтым краскам противостоит напряженная вибрация рисунка—одни цветы уже облетели, у других повисли завядшие лепестки, у третьих они как бы шевелятся и извиваются, передавая движение переплетающимся стеблям. Этот знаменит своей историей. К середине XX века Винсент ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории1112.
Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность.
«Эти огромные пространства восхищают меня. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Шутка ли, за неполные 10 лет творчества он создал больше 2 000 работ. Творчество барбизонцев (особенно Милле), Домье и Делакруа стало для него серьезной школой постижения мастерства.
Существует две версии портрета и эта версия первая. Пейзаж «Красные виноградники в Арле», написанный в 1888 году, был продан в 1890 за четыреста франков, что на сегодняшний день эквивалентно примерно ста долларам. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Свет на этих картинах как будто не реален, потусторонен. Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ.
В 1888 он перебрался в Арль. Таким образом, уже первые шаги Ван Гога в искусстве далеки от элементарного школярства. Точнее, даже не он сам, а его крайне терпеливый брат Тео — арт-дилер по совместительству. Все действие сконцентрировано на маленьком клочке огороженного поля. нечто общее с процессией стариков из богадельни». Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж.
Образ нуждающегося и неоценённого художника подпитывается мифом о том, что Винсент Ван Гог при жизни продал всего лишь одну картину. «Ночная терраса кафе» остается одной из наиболее анализируемых и обсуждаемых картин Ван Гога. Влияние этой отрасли живописи Японии можно увидеть в этой, одной из самых известных картин Ван Гога, которая была высоко оценена критиками. Страшный парадокс.
Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Есть и еще один Ван Гог — заступник за всех обездоленных, человек, не знающий компромиссов с совестью, раз и навсегда решивший, по какую сторону баррикады должно находиться его искусство: «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее» или «. Пространство сминается и все начинает казаться плоским.
В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. На полотне художника изображено поле, его часть, усыпанная цветами. Вглядитесь в живопись красных виноградников. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду» : блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции.
Его родные дяди были известными и обеспеченными людьми. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Но факты говорят, что Ван Гог был чуточку успешнее. Для начала стоит осветить некоторые аспекты жизни художника.
Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». Например, подлинный факт – Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, – «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши.
У данного полотна есть своя история. Нет. Умение видеть красоту и поэзию обыденного — одна из прекраснейших черт импрессионизма. Вокруг—убогая утварь и жалкий ужин перед сидящими.
К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Короткая жизнь этого художника была подобна яркой вспышке молнии. Прежде всего о модели: обретя себя как художник, Ван Гог моментально вернулся к героям, внутренне близким тем, которых полюбил еще в Голландии. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Там он посещал занятия в Академии художеств. Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком.
Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. В 1872 году он начинает вести активную переписку со своим младшим братом Тео. В списке самых дорогих когда-либо проданных картин с учётом инфляции, «Портрет доктора Гаше» до сих пор занимает шестое место.
Может быть, вот таким образом большая часть ван-гоговских пейзажей, написанных в Сен-Реми, безлюдна. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. В связи с этим, в деньгах художник никогда не нуждался, он даже коллекционировал японские гравюры.
терпению можно научиться у прорастающего зерна». В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890) — всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионионист. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. В 1886–1888 ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена.
На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Интересно, что «фирменные» штрихи, точки и волнообразные линии в его поздних работах (1887-1890 годов) не только идеально соответствуют экспрессивной живописной манере художника, но и более чем выразительно смотрелись бы в технике гравюры и литографии. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Очень скоро они расстались. создавая пейзаж:, думайте о человеке, создавая человека, думайте о пейзаже».
А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Стоимость картины «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в 1990 году составила от 80 до 90 миллионов долларов. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Картина считается одной из самых последних полотен великого художника. Он бросает в землю не просто зерна – это семена веры.
Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». Это последние слова большого гибнущего художника, продиктованные отчаянием. Не разрушение, а созидание. Уже в 1884 году, будучи в Нидерландах, на полотнах Винсента преобладали угрюмые фигуры, выполненные в тёмных тонах, например, как на знаменитой картине 1885 года «Едоки картофеля».
Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. Сюжет передает красоту природы – поля, усеянного разными цветами. Она была написана Ван Гогом за год до своей смерти и сам художник определил ее как «громоотвод для моей болезни».
Его работы — работы фанатика, но фанатика, бесспорно, гениального. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Мост через Сену, 1887, Папаша Танги, 1881).
Однако центральными в композиции предстают ирисы, что и объясняет название шедевра. А Сезанн. Ведь и он изучая своих предшественников, обогащая этим свою духовную и эстетическую культуру, умел творчески переосмыслить увиденное, но не для того, чтобы остаться в сфере их «видения» мира, совершенствуя и развивая их методы, а с тем, чтобы выйти за пределы старой системы, создать свою собственную. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе – не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). «Спальня в Арле» (1888).
Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства – Парижа. Они считали его ненормальным лунатиком. Я. Тугендхольд писал: «Тождество личности не есть нечто совершенное личность представляет собой лишь известную преемственность различных состояний», а раз так, то художник может «суммировать целый ряд состояний иными словами, художник должен дать синтез модели, выявить то, что в ней есть непрерывного» А это в свою очередь ведет к тому, что художник может «исправить модель, упростить ее, сделать более последовательной, чем она есть в действительности, . ». Главное доказательство содержится в переписке.
Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. Само существование его в этом мире огня кажется неестественным и невероятным. Низкая мрачная комната крестьянской хижины освещена неярким светом керосиновой лампы. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж). Он хотел спасти эту бедную женщину и даже думал жениться на ней.
После окончания школы молодой Винсент работал в художественной компании «Гупиль и Ко», совладельцем которой был его дядя, занимался продажей картин. Он был продавцом картин, но стал миссионером. Лишь вдали видно очертание горы и сонный город. Они только еще ярче и интенсивней по тону. Видно, как художник горячо сопереживает своим персонажам. Несмотря на то, что болезнь продолжала развиваться, он все еще работал.
Есть замечательная книга о жизнедеятельности Винсента Ван Гога. Признание ждало его сразу после смерти. Остальные краски аккомпанировали им, усиливая или ослабляя их контрасты и сопоставления, делая их то мягкими, утонченными и гармоничными, то доводя до исступленных, как бы кричащих диссонансов. Но это был вовсе не подарок сумасшедшего, он передал ей ухо и попросил: «Беречь его как зеницу ока». Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы.
Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества и часто изображал ее на картинах. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Таким образом он потреблял настоящий нейротоксин. Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Но не таков был Винсент Ван Гог, картины у него хорошо получалось писать, но не продавать.
Насколько известно, его первую дошедшую до нас проповедь Ван Гог начал фразой: «Наша жизнь — Путешествие Пилигрима». Интересно, что несмотря на нищенское существование, Ван Гог проявлял крайнее усердие в своём деле, вёл неутомимую деятельность и был самоотвержен, но, как оказалось, недостаточно красноречив. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра». Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. После двух лет и многочисленных картин Ван Гог по-прежнему считал «Едоков картофеля» своей лучшей работой и он написал своей сестре: «Мои мысли о собственной творчестве сводятся к тому, что картина с крестьянами, едящими картофель, которую я создал в Нюэнене, пожалуй, лучшее, что я сделал». Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Музеи с его картинами самые популярные в мире.
Многие из уроков Милле Ван Гог запомнил на всю жизнь: «Нужно писать так, чтобы заставить обычное, повседневное служить выражению великого», «. В этом есть что-то тревожащее, драматичное это борьба жизни и смерти, но показанная не в абстрактных сюжетах средневековой мифологии, переданных Гогеном или Бернаром, а «в великой книге природы». Рой однообразных мазков становится назойливым, как наваждение. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».
Изнурительная работа от зари до зари согнула их спины, сделала грубыми лица и руки. Однако, вместе планируемой одной картины, в течении 1888 – 1889 годов было создано три варианта. Как могли преодолеть эту преграду несколько разбросанных по свету отверженных художников.
За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа. Что ж, тем упорнее он работал изучая музеи и искусство современников. В глазах Ван Гога оно — та же жизнь, а значит, способность мыслить, чувствовать, сопереживать. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».
Есть тут и вороны, убивающие семена, но их мало, они так незаметны. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Итак, трагический перелом свершился. Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника.
Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. А. С. Пушкина, Москва). В результате его попросили уехать. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Пока.
Среди них есть и многочисленные зарисовки пером и карандашом, которыми художник часто иллюстрировал свои письма к брату Тео и самостоятельные работы (относящиеся больше к раннему периоду творчества) и подготовительные эскизы к картинам, нередко полностью тождественные по композиции его живописным полотнам. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Искусство же Ван Гога неотделимо от реальной правды природы. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Кафе «Ночная терраса кафе» остается одной из самых продуманных картин Ван Гога и обсуждается, является ли она новаторским изображением «Тайной вечери». Эта пагубная привычка обострилась к концу жизни. Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию.
Им нужен «тихий» Ван Гог, а вовсе не бунтарь и пророк, предрекший гром войн и революций XX столетия, предпочитавший не «Гизо, а революционеров, Мишле и крестьянских живописцев». Ничуть не бывало. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном. Он хотел изобразить крестьянин как можно более реалистично и преднамеренно выбрал грубых моделей для этой работы, которые, казалось бы, «сами обработали землю руками, которыми они берут еду». Что же было на самом деле, остается неизвестным. Он копировал все литографии пособия в 1880/1881 годах, а затем вновь в 1890 году, но уже только часть.
Правда, понимал он ее очень по-своему: «Я предпочитаю не говорить, что в землекопе должна быть характерность, а выразить свою мысль по-иному: крестьянин должен быть крестьянином, землекоп должен копать, тогда в них будет нечто существенно современное». Восхищаться им модно. Он во всем: в мировоззрении, в сюжетах картин, в способах выражения.
К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Для Ван Гога этот опыт был не только художественным, но и религиозным. «Изображаю не только то, что вижу, но и то, что знаю» — эта формула стала девизом искусства Новейшего времени. «Пшеничное поле с кипарисами» (1889). У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев.
Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». В отличие от предшествовавших им барбизонцев, стремившихся запечатлеть природу в незыблемости ее не тронутого «цивилизацией» облика импрессионисты открыли мир ее вечного преображения и бесконечную смену световых и воздушных нарядов, стремясь озарить свои полотна дыханием ее постоянно возрождающейся юности.
В течении всей жизни им было написано более 30. Какой великий художник начал свой творческий путь только ближе к 30 годам, до этого никогда не изучая технику живописи. Но отчаяние — плохой советчик.
И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. Вот такая короткая творческая жизнь, длиной всего в 9 лет, была суждена этому человеку. Хотя грани их творчества все же различаются. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами».
Объясняется же все просто. «Проходят и вера и религия, как бы прочно они ни держались, а жизнь и смерть крестьянина остаются все теми же, все так же восходят и увядают, как трава и цветы» Именно так понимал в это время Ван Гог проблему «человек и среда».
Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Тем не менее тогда он уже не был наивным художником, способным мгновенно подвергнуться воздействию. Тусклый свет от лампы, как неугасимый огонь надежды на лучшие, сближает родных. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов».
Таким образом Ван Гог тонко показывает контраст земного и небесного. Делакруа помог ему нащупать путь к эмоциональной выразительности цвета. «Звездная ночь» (1889). Самыми известными его произведениями считаются «Едоки картофеля», «Спальня в Арле», «Ночное кафе», знаменитый «Автопортрет», «Подсолнухи» и другие. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний.
долларов США, что делает его самой дорогой когда-либо проданной картиной. Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Печально лицо мадам Рулен в знаменитой «Колыбельной», ничем не остановить лавины мазков, заставляющих трепетать в лучах огромного, раскаленного добела солнца «Красные виноградники» не отделаться от ощущения надвигающейся беды, которой пропитана атмосфера «Ночного кафе» — — «. За столом—крестьяне в бедной одежде. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. Он стал его идейным наставником, во многом определившим задачи его творчества.
Не настолько, чтобы художник мог стать самодостаточным и перестать зависеть от брата, но все же его положение было не таким ужтрагичным, как любят описывать биографы и искусствоведы. А где-то в тени полумрака расположил городские дома и горы. Его отец был пастором, потому сын пошел по его стопам и первое время (1878-1879) работал проповедником в Бельгии, где познал тяготы жизни шахтеров и проникся симпатией к бедным людям с нелегкой судьбой. Дед художника был известным переплетчиком старинных документов и манускриптов, выполнял заказы для нескольких европейских дворов. Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30. 3. 1853, Грот-Зюндерт, Голландия, – 29. 7. 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский художник.
Ван Гог же всецело посвятил себя живописи. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Несколько лет назад это собрание передано Муниципальному музею в Амстердаме, при котором создан специальный фонд Ван Гога. Публика рано или поздно ее обязательно оценит.
Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Прекрасная природа этих мест завораживает художника. Снова влюбляется. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины.
Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Ван Гог поступил иначе, он хотел каждым штрихом портрета выразить внутренний мир модели, найти в ней то, что скрыто под повседневной маской, что в ней есть «непрерывного», то есть сделать ее более правдивой, чем это позволяет визуальная правдивость импрессионистов. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге.
Это одна из ранних работ, в которой начал проявляться своеобразный стиль автора. Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил.
Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. Но характеры двух творцов слишком непохожи. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil Cie.
«В суровых испытаниях нищеты учишься смотреть на вещи совсем иными глазами» — эти строки из письма к Тео определяют одну из главных черт Ван Гога как художника: потребность вести жизнь такую же, как у его героев, была не эксцентрической выходкой филантропа, а проистекала единственно из желания говорить о судьбах крестьян, ткачей и шахтеров на их языке, видеть мир их глазами, думать и чувствовать, как они. Художник попросту показывал, насколько это прекрасно, наслаждаться чем-то новым. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), пастор реформатской церкви, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Вера ван Гога растворилась в его пейзажах, натюрмортах, портретах. И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Тема с раненымухом дважды фигурирует в автопортретах этого живописца.
Практически о каждой его картине существует научная статья. 15 мая 1990 года его продали за 82, 5 млн. «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889).
Контраст цветовой, тематический, композиционный. Её рекорд удерживался около двух с половиной лет и на сегодняшний день она занимает 15 место в списке самых дорогих когда-либо проданных картин с учётом инфляции. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. Эта картина была первой крупной работой Ван Гога. В связи с этим следует упомянуть и о еще одной проблеме искусства Ван Гога — о проблеме психологизма, его особом методе познания действительности, о чисто ван-гоговской «одушевленности».
По оценкам социологов, в мире наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. Ван Гог выбрал необычный ракурс для ключевого объекта. Он же оплачивал лечение Винсента. Он лишь ускорил события.
Ван Гог писал не по наитию – долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Проблема «человек и среда» стала центральной в искусстве Мане, Дега и Ренуара. В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. Это было полотно 1867 года кисти Джорджа Генри Боутона, первоначально носившее название «Ранние пуритане Новой Англии идут в церковь». Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым.
О своём пристрастии он часто упоминал в письмах к брату Тео используя среди прочего нецензурные выражения. Его кузина Кея Вос стала вдовой. Равнина открывается глазу как из окна медленно едущего поезда. Но разобранные механизмы человеческой души всегда вызывают во мне отторжение.
Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. Результатом такого увлечения стала серия картин с собственным изображением. Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе.
Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. На этом полотне Ван Гог изобразил террасу кафе на площади Форум в Арле, Франция. Все заканчивается в 1890 году, когда Ван Гог заканчивает свою жизнь самоубийством.
Ван Гог сдается не сразу. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Арльский эпизод с Гогеном ничего не менял. Кисть Ван Гога придала мотиву особую значительность и одухотворенность.
Хоть Ван Гоговская система тайм менеджмента и выглядела привлекательно, она не уберегла его от болезней, передаваемых половых путём, в том числе от гонореи, свалившей художника на три недели, которые он провёл в госпитале. Еще в Нюэнене Ван Гог оценил способность цвета воздействовать на человеческое воображение. Статья приведена без купюр с расчётом на нынешнии реалии. Эти пространственные планы растянуты еще и в ширину. И несмотря на то, что с точки зрения благочестия пастырь из Винсента был так себе (проститутки, алкоголизм, попытка убийства), вера живописца была совершенной.
Через полгода к нему приезжает погостить Гоген, с которым Ван Гог был хорошим другом. Краеугольный камень легенды о Ван Гоге – его безумие. Интересно, что одно из кафе Хорватии скопировало дизайн из картины художника. Этот его портрет является одним из самых почитаемых картин Ван Гога. Картина «Ирисы» был продана в 1987 году за 53, 9 миллионов долларов.
Да, дно жизни всегда манило его, призывало к себе и он шел ему навстречу. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. У постимпрессионистов все сложилось иначе. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений – от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890). Эта композиция поглощена в таинственный вихрь галактик, спокойствие и гармонию Вселенной. Винсент родился 30 марта в 1853 году при деревушке Грот-Зюнгерт (Голландия).
Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. Оно выразилось прежде всего в укрупнении масштаба и емкости создаваемых ими образов. Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета). Но тут уже вмешалась его семья и мысли о браке были попросту развеяны. В результате в конце марта 1876г. Это один из двух автопортретов, которые он написал после происшедшего. Ван Гог обладал очень отзывчивой, доброй и сострадательной душой.
Его краски чисты, как у К. Моне. ВАН ГОГ, ВИНСЕНТ (Van Gogh, Vincent) (1853–1890), голландский художник.
Эти люди существовали для Ван Гога в прямой и естественной связи с землей, которую они «в течение столетий обрабатывали всю жизнь» и в которую затем «. Семь лет Ван Гог был успешным торговцем искусством и часто посещал Гаагский музей. И вот теперь, в завершающей фазе, доведенная до поразительных высот совершенства, она, как это бывает с человеком, слишком долго принимающим одно и то лее лекарство, выказала свои отрицательные стороны.
За свою жизнь он написал их более 30. При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо – модным «светским львом» и общественным деятелем – борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. Когда он вернулся в Париж его уволили.
Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, бегут, несутся, сталкиваются, вновь разбегаются. Он лишь жалкая песчинка («Дорога в Провансе») перед лицом космических коллизий, ломимо своей воли втянутая в страшный круговорот. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). В 1880-х гг. Это произведение стало первым, на котором художник изобразил звездное небо.
Они лишь изменили тактику. Но есть минуты (и их все больше), когда он не в силах сдерживать себя и его рука вдруг обретает какую-то лихорадочность («Вечерний пейзаж с восходом луны»).
Художник вел полунищенское и полуголодное существование. Да не вопрос. В них еще пульсирует жизненная сила, противостоящая покою увядания. В величественном мире земли человек чувствует себя уверенно.
Арльский период длился всего четырнадцать месяцев. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество – «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Что ж, я все-таки скорее хочу быть сапожником, чем музыкантом, работающим красками». Это чересчур продуктивно даже на сегодняшний день, когда в арсенале художников столько цифровых приспособлений, упрощающих работу. Правда, влияние это имело более косвенный характер.
Его поспешили объявить своим предтечей и фовисты и экспрессионисты. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Может ли быть после этого непонятна причина, по которой в удел каждому из этой «великой четверки» достались одиночество, страшные тиски нужды, надругательство толпы и клевета критики. Картина «Портрет доктора Гаше» была продана за 82, 5 миллиона долларов.
В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ван Гог состоял в переписке со своим братом Тео и другом Полем Гогеном.
Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Ван Гог писал, что касательно этого инцидента между бывшими друзьями заключён «пакт молчания». Над ними желтые, как бы также пшеничные небо и солнце. На этот раз в свою кузину. В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов.
Домье утвердил его в намерении стать живописцем современности, научил использовать экспрессию скользящей светотени, выявлять в объекте типичное и характерное, показал выразительные возможности разнообразных фигур и мазков, эмоциональную силу «измененной» формы — всего того, что позволяло в искусстве создавать «ложь, более правдивую, чем буквальная правда». Он расценивал это полотно как одну из лучших своих пейзажных картин и, следовательно, создал еще две аналогичные работы. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт – он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми.
Взять хотя бы знаменитые «Подсолнухи». Ещё сильнее наводит на мысль тот факт, что Поль Гоген называл Ван Гога «человеком, у которого рот на замке». Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Одним из самых ярких художников XIX века имя которого известно всем поклонникам живописи, является Винсент Виллем Ван Гог (30. 03. 1853 – 29. 07. 1890). Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином.
Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Благодаря влиянию импрессионистов живопись Ван Гога приобретает больше ярких красок. Вся тяжесть их состояния передана художником тёмными красками.
В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого.
Все заповеди Нового Завета он понимал буквально. За свою жизнь Ван Гог создал более 2100 произведений. Кроме того, значительное число работ художника (90 картин и 170 рисунков) сохранено для Голландии стараниями известной собирательницы Крёллер, основавшей в Оттерло великолепный музей, с 1935 года ставший достоянием государства. Но судьба распорядилась иначе. Наступило время Жнеца.
Академическая критика объявила Ван Гога, Сезанна, Гогена и Тулуз-Лотрека «разрушителями» и варварами». Поль-Фердинанд Гаше, французский врач, лечивший Ван Гога в последние месяцы его жизни. Одна из центральных работ первой половины арльского периода, «Долина Кро», наиболее полно выражает идею обитаемого, гармоничного и величественного мира. Человеку не одолеть грозных стихий земли и неба. При жизни художника его творчество не было так широко известно, как сегодня. Большинство художников раскрывают свои таланты ещё в детстве. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником.
От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Второй — от голубого до почти черного — казался таинственным и минорным, выражающим такие понятия, как «бесстрастная вечность», «фатальная неизбежность» и «смерть». Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Огромен мир, в котором живут люди.
Эту статью я и предлагаю на суд читателей. Винсент Ван Гог (Vincent Van Gogh) оставил после себя большое количество рисунков, набросков и детально проработанных графических произведений. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. К счастью, этого не произошло. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Таким образом, понятие «характерного» в глазах Ван Гога становилось равнозначно понятию «художественная правда», которая вовсе им не отождествлялась с буквальной, «фотографической» достоверностью.
Творческий путь Винсента Ван Гога условно делится искусствоведами на три периода: голландский (1881-1886 гг. ), парижский (1886-1888 гг. ) и поздний, продолжавшийся примерно с 1888 г. до момента смерти художника в 1890 году. Однако именно «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» имеет свою неоднозначную предысторию. Учитывая то, что скончался Ван Гог в 37 лет, выходит, он писал по 87 картин в год.
Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Первый — от нежно-лимонного до ярко-оранжевого — казался ему сродни солнечному свету, пшеничным полям, всечеловеческой любви, всего того, что в его сознании отождествлялось с понятием «жизнь». Цвет мертвеет и глохнет.
Но при жизни дело обстояло совсем иначе. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. В это время он начал рисовать. Популярная тема во французской живописи.
На самом деле, с точки зрения количества продаж, популярностью пользовались рисунки Ван Гога. Ван Гог покидал Париж: во всеоружии современного живописного мастерства, с тем чтобы в своем арльском уединении вновь вернуться к мыслям, занимавшим его еще в Голландии. Пушкина. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.
Он считал, что это полотно – его надежда не сойти с ума. И этим артдилером был его брат. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.
Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников10. Да, этот хмурый голландский парень был уникален во всем. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским. В искусстве Ван Гога это вылилось в жадное «вживание» в природу, в стремление выразить в своих картинах не момент ее бытия, а сумму моментов прошлого, настоящего и будущего, определяющих самое существо ее внутренней жизни. Соединить, казалось бы, несоединимое – рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». долларов США, что сделало её самой дорогой картиной, когда-либо проданной.
В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». На картине изображено звездное небо, которое и является самым главным в замысле художника. Ван Гог просто решил, что ему нужно рисовать больше и чаще. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха.
Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. В первые десятилетия XX века картины Ван Гога снискали их создателю заслуженную, хотя и запоздалую славу. Просто Ван Гог вырабатывал собственный стиль, учитывающий все последние достижения современной живописи, с тем чтобы еще полнее выразить мир собственных идей, сложившихся отнюдь не в Париже. Сын пастора.
Автор акцентирует внимание на огромных ярко-желтых звездах, уходящем месяце и удивительных кипарисах, растущих на холме. Но эта была не единственная причина их разобщенности и одиночества. Религия всегда играла для ван Гога определяющую роль. я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым» или «выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на темном фоне» В палитре Ван Гога есть два основных цвета, которые он расценивает как противоположные: желтый и синий. Тем помогла выстоять сцементированность их творческого объединения, основанного на общности взглядов и выставок, творческого метода и личной дружбы. Сколько работ Ван Гога назовёт непрофессионал.
«Цветущие ветки миндаля» (1890). Так ли это важно. Но и из более поздних работ вечная книга никуда не делась.
Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». «Видишь ли, дружище, беда в том, что Джотто и Чимабуэ, а также Гольбейн и Ван Эйк жили в обществе, похожем, так сказать, на обелиск, в обществе, так архитектонически рассчитанном и возведенном, что каждый индивидуум был в нем отдельным камнем, а все вместе они поддерживали друг друга и составляли одно монументальное целое Мы же пребываем в состоянии полного хаоса и анархии» — эти строки вангоговского письма достаточно красноречивы. Именно это произведение занимает почетное место в Музее искусств «Метрополитен», который находится в Нью-Йорке. «Ирисы» (1889). Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку.
В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст».
Этот процесс дегуманизации, сознательно или бессознательно и отразился в их творчестве. Оба мэтра единодушно твердили, что Ван Гог — лишь «бедный больной», мономан, а потому его искусство — только побочный эпизод в истории новейшей живописи. Он ему покровительствовал.
Это был один из автопортретов художника. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Сам художник являлся почитателем японского искусства, особенно – жанра гравюры Укиё-э.
И этот выбор тоже не случаен. Лицемерно восторгаясь искусством Ван Гога, они не хотели видеть в нем великого новатора, страстного гуманиста, человека твердых демократических убеждений, посвятившего свое творчество «униженным и оскорбленным». Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. 1982г издания.
Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Земля тут больше походит на воду: она движется, подобно волнам. Но голос этот проявился далеко не сразу. Винсент попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством.
Эта «утка», рожденная на заре XX века, благополучно просуществовала до 30—40-х годов, когда последователи Моклера предприняли еще одну попытку замазать социальную направленность ван-гоговского мировоззрения, заявляя, что искусство Ван Гога лишь по нелепому недоразумению получило всемирную известность и что виной тому «романтическая» судьба художника, вследствие чего его наследие подлежит переоценке. Снова краски стали контрастными и диссонирующими, снова убыстрился ритм напряженных мазков Празднично украшенная мэрия кажется одинокой в покинутой и пугающей пустоте обезлюдевшей площади («Мэрия в Овере»), церковь с черными глазницами окон похожа на страшное чудовище («Церковь в Овере»), одиночеством и тоской веет с огромных полей, простертых под грозовым небом («Поля под Овером») и, наконец, стая черных птиц над колышущимся полем пшеницы и дорогой, которая никуда не ведет, как предвестие неминуемой беды («Вороны над полем пшеницы»). Это так же необъятно, как море» —писал Ван Гог в одном из писем. Ван Гог написал картину в апреле 1885 года. «Ночная терраса кафе» (1888).
Ван Гог очень привязался к ребенку и однажды написал в письме своей невестке Джо: «Он всегда с огромной заинтересованностью смотрит на полотна дяди Винсента». Однако он при этом почти оставил без внимания мировоззрение и цели своих учителей. Последние месяцы арльского периода не оставили Ван Гогу никаких иллюзий. Вслед за величайшими образами литературы XIX века они хотели передать в своих картинах «калейдоскоп жизни» современников. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства. Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года. В это время он написал знаменитые пейзажи с кипарисами и оливами, натюрморты с цветами и копировал по репродукциям картины своих любимых художников Милле и Делакруа.
Решение о написании этой картины было принято художником после поездки в город Арль и последующем переезде туда. В первой картине – мрак и напряжение, во второй – свет и гармония. Эти слова оказались вещими. И все кончается ссорой, которая приводит Винсента к нервному срыву.
В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Теплые оттенки голубого придают картине умиротворённость и гармонию.
В сентябре 1987 года «Ирисы» были проданы за 53, 9 миллиона долларов США. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. Некоторые из его картин считаются одними из самых дорогих произведений искусства мира.
Замысел Ван Гога состоял в том, чтобы показать могущественную силу воображения человека – того состояния, которое насыщает обыденные вещи смыслом, глубиной, удивительными красками. Это сделало Ван Гога «лишним человеком» в художественной среде его родины, эта среда навсегда внушила ему отвращение к мещанскому укладу и провинциальной косности. Все это не было простой благотворительностью. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор.
С различными красками в его сознании ассоциировались различные эмоциональные интонации: «. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 года в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Периоды депрессии, сопровождаемые припадками, похожими на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. Лобителям искусства Ван Гога рекомендую прочесть. В противоположность ему Тулуз-Лотрек швырнул в лицо благополучных самодовольных обывателей их собственные нечистоты, опустившись на самое «дно», сделав героями своего искусства бродяг, сутенеров, третьесортных актрис и статисток кафешантана.
Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Винсент написал её за год до своей смерти и назвал «громоотводом для моей болезни», поскольку он чувствовал, что его работа была надеждой не стать безумным. те, кто пишут крестьянскую жизнь или народную жизнь лучше выдержат испытание временем, чем изготовители написанных в Париже кардинальских приемов и гаремов» и, наконец, «рабочий против буржуа — это так же хорошо обосновано, как сто лет назад третье сословие против остальных двух» Ван Гог словно предчувствовал грядущие социальные катаклизмы: «многое страшно меняется и еще сильнее будет меняться: мы находимся в последней четверти столетия, которое снова кончится огромной революцией», «все эти цивилизованные люди рухнут и будут словно ужасающей молнией уничтожены революцией, войной и банкротством прогнившего государства». Чтобы устранить этот разрыв, он и переехал в Париж. Сюжет взят з реальной жизни — на полотне представлена семья бедных крестьян за ужином.
В культе «впечатления», в безудержной погоне за ускользающим и непослушным «мгновением», к 80—90-м годам ставшей чуть ли не самоцелью, объект наблюдения вдруг отодвигался куда-то на второй план. Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Случай почти беспрецедентный в истории искусства.
Это полотно является один из самых известных автопортретов художника. Он еще в силах создать десятки потрясающих своей проникновенностью картин. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Эта картина была написана Ван Гогом в качестве подарка на день рождение племянника. Также известная как «Терраса кафе на Пляс-дю-форум», это была первая картина, в которой художник использовал звёздный фон.
Винсент ван Гог известен автопортретами. Этот шедевр был написан Ван Гогом по памяти. Поссориться со всей семьей, так как решил жить со старой проституткой из Гааги.
Время Сеятеля миновало. «Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». Он писал в письмах к Тео: «Соберу все ненужные остатки и съем». Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии.
Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». В Гааге художник попытался создать семью. Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией. Внешне все, что волновало Ван Гога в Голландии, отступило на второй план: исчезла омраченность настроений и красок, социальные проблемы почти полностью выпали из его искусства. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888).
Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. О Винсенте ван Гоге написано столько книг, столько биографий. После неприятного инцидента с Гогеном им был написан еще один автопортрет.
В сентябре 1987 года «Ирисы» были проданы за 53, 9 млн. ложились на вечный покой». Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба – 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Он почти не играл с другими детьми.
Одиночество и непонимание со стороны окружающих были постоянными спутниками Ван Гога. Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Он ходил в самой простой одежде, скудно питался и жил в самых бедных лачугах. Ван Гог опять стал учеником.
Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». Врачи видели в этом действие абсента – алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке. Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог – за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо – за абстракционистов и модернистов XX столетия.
Вероятнее всего, он видел «Звёздную ночь», пару интерпретаций подсолнухов и несколько автопортретов. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. «Старые» голландцы — — Рембрандт, Хале, Ван Гойен, Бейтевег, Рейсдал, Поттер, Конинк и голландцы «новые» — братья Марисы, Мауве, Рап-пард, Вайсенбрух и особенно Исраэлс — стали для Ван Гога той платформой, на которой возводился фундамент его искусства.
Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва). Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога.
На сегодняшний день полотно занимает 15 место в списке самых дорогостоящих произведений. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым».
Внезапное самоубийство Винсента прервало методично рассчитанную «тропу славы», на которую он уже к тому времени ступил. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Среди наиболее узнаваемых работ Ван Гога, это полотно является самой известной. Здесь он берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности.
Безумец, отшельник, гений какими только противоречивыми словами не определяли личность Винсета Ван Гога его современники. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль.
Зиму 1880–1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. В Сен-Реми, а затем в Овере изменения в его искусстве обозначились еще резче. На этом заканчивается его формальное образование.
Даже фон портрета — сплошной ковер японских гравюр — создает среду не временную и не пространственную, а эмоционально близкую модели, становится как бы вторым ее голосом, еще более выявляя внутренние «показатели» облика. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. А. С. Пушкина, Москва).
Одна из таких ссор заканчивается тем, что в приступе ярости Ван Гог отрезает себе ухо, после чего Гоген уезжает, порвав с другом всяческое общение. Такие дела.