Рококо – стиль в живописи, последующий за барокко, ставший более утонченным его аналогом. Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Рокайль становится основным мотивом декора. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Приложение 5).
Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности, а лишь её импозантность.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот метод «пропускания» живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля — классицизма конца XVIII столетия. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Приложение 6). Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Чаще всего художник писал знатных лиц. Приложение 6). Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. пустяк, безделушка).
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка, не столь торжественного. Иллюзия торжествует.
стиль Людовика XV. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
Натье, Ф. Буше, Ж. О. Чаще всего художник писал знатных лиц. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720).
Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Стены их маленьких салонов и будуаров покрывали светлыми панелями или зеркалами, которые обрамляли декоративные изящные композиции из цветов, ветвей и листьев. На смену усадебному замку приходит небольшой городской особняк, утопающий в зелени пышных садов.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Живопись, как и скульптура, ценилась обитателями дворцов и усадеб лишь в той мере, в какой она способствовала украшению их интерьеров, вот таким образом носила преимущественно декоративный, оформительский характер. Меняется и формальный строй его работ. Ножки мебели выгнуты изящной линией. по документу из РГИА).
Еще В. В. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. "Вылеплены" не только плоть, объемы, но и внутристатуарное пространство — это не пустоты, а пространственные паузы, подчиненные тем же гармоническим ритмам, что и формы. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой.
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Его использовали с негативным оттенком. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Чаще всего художник писал знатных лиц. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Фрагонар. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. chinoiserie – китайщина). Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
Из барочных мифологических персонажей популярными остаются Вакх, Сатир и нимфы из сюжетов – сцены из жизни Амура и Психеи история любви Аполлона и Клитни, гедонические и любовные мотивы из античной мифологии. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. (см. Несмотря на неравномерное развитие экономической и культурной жизни в разных странах Европы, это столетие стало эпохой разума и просвещения, веком философов, экономистов, социологов. Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
На рукавах были широкие обшлага. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Ланкре — своеобразный и тонкий художник.
В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Наконец Ланкре создает серии картин изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения.
И здесь рококо ждало открытие. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. (иллюстрации см. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Например, в отечественном справочном издании В. Г. Музей изобразительных искусств им. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика X, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Нижний ряд играл роль панели.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Ланкре.
Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
Приложение 6). Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). В орнаментике искусство музыкального рококо и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. К тому же Восток дорог поэтам рококо соблазнами сераля, своим культом ленивой неги, безбурностью своего застывшего в патриархальной дремоте быта. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
В изобразительных искусствах – живописи, скульптуре, графике – стилю рококо был свойствен особый круг сюжетов. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения».
Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. (см. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Это произведение миниатюрной живописи, может быть и не очень глубокое по содержанию, остается привлекательным и выразительным изысканным и простодушным.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Ланкре. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока.
Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Рококо – стиль, основанный на детали.
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Французский скульптор.
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Вместо культовой семантики торжествует высокомерно-презрительный атеизм, оправдывающий господствующую в ту эпоху философию наслаждений. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Художника в большей мере интересует передача посредством живописи самых разных психологических состояний.
С 1760-х гг. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия Крики Парижа с изображениями уличных сценок.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Причем группы в его полотнах объединены скорее по декоративному, нежели по смысловому сюжетному принципу. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. В нем отсутствует ярко выраженная объемность и линейность и хотя наблюдаются четкие границы освещенных и затемненных мест в трактовке лица, контраст создан не для моделирования объема. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Меняется и формальный строй его работ. Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела.
Так изменились критерии физической красоты. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Живопись рококо, которая богата тонкими переливами цвета и в то же время несколько блеклая по колориту имела преимущественно декоративный характер (примером служат картины и росписи Ф. Буше, Н. Ланкре, Ж. О.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»).
1767). Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).
Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика X, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета абсолютно противоположной сферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору и жизненного распорядка не столь торжественного.
К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие художники. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». Испытал сильное влияние А. Ватто.
Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом. За стилем барокко следует стиль рококо. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето — воздушных эффектов. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо— очень нежная используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром.
А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). В отличие от современников, которые писали декоративные натюрморты, Шарден создавал лишенные внешних эффектов, непритязательные и скромные картины изображавшие простую кухонную посуду, бутылки, кувшины, овощи, фрукты, рыбу и битую дичь. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом.
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции.
На рубеже XVIII-XIX вв. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры.
Причем группы в его полотнах объединены скорее по декоративному, нежели по смысловому сюжетному принципу. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Основное место в убранстве мебели стиля Рококо занимают бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц».
Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. В произведениях А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара мы видим представителей класса дворянства в процессе их повседневной жизни.
Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру» (см. Еще В. В. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. ниже). Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (Государственный Эрмитаж). «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Вместе с тем нельзя согласиться с характеристикой И. Э. Грабаря, который объявил художников XVIII века авантюристами. (см. Приложение 7).
В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. 1709). К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Например, в «Святом семействе» (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части.
Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов.
Никола Ланкре (1690 — 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление.
В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Равно как и во времена барокко, большое внимание уделялось потолочным плафонам, однако в этот период потолка опять стали плоскими. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. (см. Приложение 7). Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. 1754, Париж, Лувр). Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Происходил из среды ремесленников. Флора — подлинный шедевр камерной пластики. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Приложение 8). Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Рококо – стиль, основанный на детали. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Его кисти принадлежат такие произведения, как «Падение Симона-мага» (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (Флоренция, Уффици), «Возвращение блудного сына» (Турин), «Кающаяся Магдалина» (Дрезденская картинная галерея), «Святое семейство», «Геркулес на распутье», «Великодушие Сципиона Африканского» (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Отсюда родилось название нового стиля – рококо. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Эрмитаж ок.
И женщины и мужчины носили шелковые одежды нежных тонов, кружева и напудренные парики, у женщин – с завитыми в спирали локонами, у мужчин – с косичками. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений Паломничество на остров Цитеру (см.
Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага).
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра.
Декоративная живопись использовалась главным образом в росписях потолков и стен, супрапортов и десюдепортов, панелей и филенок. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Да и сама композиция получилась чересчур безжизненной и академической, что также не могло вызвать того энтузиазма, которым были встречены работы Давида времен Республики, повествующие о республиканских добродетелях и гражданской доблести древних греков и римлян. «осколки раковины». Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Автору удалось вдохнуть в мифологический образ бога любви ощущение естественности и жизненности. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. – рококо в его французском варианте, т. е. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Налицо повальное увлечение т. н. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации. китайщиной – шинуазери (от фр. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко.
Свой творческий путь художник начал с гравирования картин А. Ватто, последователем которого он себя считал. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Повсеместно использовался мотив раковины – это часть поверхности стены или предмета в резной раме причудливо извилистых очертаний. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами.
Характерным является тот факт, что английский XVIII в. не дал в области искусства рококо заметных явлений, зато в культурной жизни Германии и Италии XVIII в. Рококо сыграло важную роль. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства.
Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие художники. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа Компания в парке, Пастораль, Купание, Ловцы птиц. Приложение 6).
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Приложение 8). Много музицируют. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. (см.
В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»). Под него надевали камзол. Его другом был писатель, просветитель, художественный критик, участник создания Энциклопедии или Толкового словаря наук искусств и ремесел Д. Дидро. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В творчестве этого итальянского художника XVIII века на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения — неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом.
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. по документу из РГИА).
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. В эпоху рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания – дворцы и жилые дома для одной семьи. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ). мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Видным художником является Пьетро Лонги. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Фрагонара). На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырех ножках и др. «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе.
Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Кроме фарфора— в моде серебро. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. В 1750-х гг. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Приложение 3).
Приложение 8). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Испытал сильное влияние А. Ватто. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
cartel – карта, свиток бумаги). Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей, миловидность черт. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны.
К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Стены оформляются деревянными панелями. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя.
В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. В целом композиция отличается простотой и лаконизмом, скульптурной трактовкой форм, монохромностью цветовой гаммы и схематичной обрисовкой образов. Мейссонье. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Модным словом становится bagatelle (фр.
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Эрмитаж).
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Остров Цитера обретает космические очертания.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Меняется и формальный строй его работ.
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Центром формирования новой культуры XVIII столетия стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Искусство рококо в основном представлено только в деталях.
Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев, солнечные парковые лужайки и куртины, фонтаны и павильоны, дам и кавалеров в пышных костюмах, ангелочков и амуров играющих, пьющих вино из кубков, лакомящихся, обнимающихся, рассыпающих вокруг себя цветы. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
Но теперь её форма резко изменилась. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «размышляющее» состояние. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). А. С. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Приложение 3). Клодион (1738-1814).
Мебель эпохи рококо очень изящна. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Приложение 1). Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями.
Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком с помощью падуги – плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос.
Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. мелочь, безделушка).
Возрождения и барокко, что напоминает стиль Людовика XIV, а в интерьерах, мебели, произведениях декоративно-прикладного искусства и др. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Рококо (франц. В результате в творчестве Давида вновь наблюдается расхождение между портретом и картиной на историческую тему, что было свойственно ему в дореволюционный период.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. ниже). Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Модным словом становится bagatelle (фр. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище.
Основными принципами стиля Рококо есть уход от жизни в мир фантазии игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Мебель изящна и легка. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. На карманах— огромные клапаны. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.