Живопись эпохи барокко можно разделить на динамическое и реалистическое барокко. Эпоха барокко в живописи растянулась на сотню лет, приблизительно с 1600 по 1700 гг. Южнонидерландский (фламандский) живописец, воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Пейзажная живопись также процветала в эпоху барокко. Эпоха стиля барокко расширила круг предметов изображаемых в живописи и обогатила этот вид искусства новыми жанрами.
Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Гварди, Дж. Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Изображение святого не идеализировано, а грубо реалистично. Хусепе Рибера (1591—1652). Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи.
Пёрселл итальянские оперы Генделя). В России развитие стиля барокко приходится на 18 век (расцвет – 1740-50-е годы), что было граничит с ростом и укреплением совершенной монархии. 1591 «Вакх», 1592-1593), в которым слащаво-красивые герои академического искусства уступают место образам простых итальянцев с характерными чертами лица (миндалевидным разрез глаз, полные губы, темные шелковистые кудри). В них — истинно испанская народная гордость. Пространства в барокко имеют сложные построения.
Возникает идея города центричного типа («идеальный город» Пальма Нуова). Теорию барокко как стиля в изобразительном искусстве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888 год «Основные понятия истории искусств», 1915 год), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и барокко. В XVIII в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в ультрабарокко стран Латинской Америки). Расцветает жанр аллегории, героями которой выступают монархи, окруженные античными богами.
Драпировки были также и по краю декольте. Во второй картине этого цикла -- «Мученичество св. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Можно ли говорить о барокко в допетровской России и Украине. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.
Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. В изобразительном искусстве преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, – религиозного, мифологического или аллегорического характера.
Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др. ). Приходилось переучивать старых художников или искать других. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он напряжен, на лбу собрались морщины. В качестве универсальных сводов разного рода истин и представлений о мире пользуются широкой популярностью книги эмблем: влияние эмблематики ощущается в поэзии Дж. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
Франсиско Сурбаран (1598—1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос». Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Любимые сюжеты картин – жизнь католических мучеников и мифологические истории. Петра» и «Обращение Савла» (1600--1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. П. Свелинк), в Италии (Дж.
В первом и самом значительном из них -- «Призвание апостола Матфея», -- перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события -- вторжения света Истины в самые низы жизни. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб». Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто.
Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Б. Тьеполо. Назвали его Сальватором. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». БАРОККО (итальянский – barocco, предположительно от португальского barroco – жемчужина неправильной формы или от латинского baroсо – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиционной логике), стиль в искусстве конца 16-18 веков.
Эпитет «барочный» в классицистической нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классической ясности. Возвращается обратно лишь в 1639 г. Летом этого года в Риме проводили карнавал, на котором Роза выступил в роли странствующего актера под маской Ковиелло (плебея, не смирившегося со своей судьбой). Своей светотенью он производит сильнейшее впечатление.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. По сторонам юбку украшали драпировки. Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Большой интерес представляет цикл картин на тему монастырской жизни («Трапеза монахинь», «Похороны монаха»).
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея:". Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий— «Вакх»— откровенно телесное восприятие жизни. Период творческой зрелости (конец XVI -- первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Некоторые из его жанровых композиций можно рассматривать как карикатуры в современном понимании он первым стал рисовать так называемые идеальные пейзажи. А. Каналетто), живописных притч (Д. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение». Марини, Д. К. фон Лоэнштейн). В музыкознании термин «барокко» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768 год) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма.
На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Некоторые серенады пользовались такой огромной популярностью у неаполитанцев, что те распевали их и днем и ночью под окнами своих возлюбленным. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др. ). Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Расцвет русского барокко связан с именами А. В. Красова (Большой Царскосельский дворец, церковь Успения Пресвятой Богородицы), П. А. Трезин (Фёдоровская церковь), А. Ф. Виста (Андреевский собор, Ботный домик в Первопавловской крепости), В. В. Растрелли, создателя Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов. Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался дух свободы, чувственность и самоощущение человека, как деятеля и созидателя. После переезда братьев в Рим Лодовико Карраччи возглавил академию в Болонье. Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов.
Из окон ветхой усадьбы Казаччио открывался чудесным вид на Неаполь и вулкан Везувий. Изо рта вырывается вопль, она на грани обморока. В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок.
Перед ней свирепая толпа бросает камни в несчастную жертву, Св. Он писал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и место стало вакантно. В стиле барокко были построены все дворцы в Петербурге (ныне Санкт-Петербург). Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий) и получило наибольшее распространение в странах, где особенно активную роль играла феодально-католическая реакция. А вот в живописи ничего подобного не наблюдалось.
Как уже говорилось выше, скульптура это неотъемлемая часть стиля барокко. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто.
Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В 1595 г. Аннибале, считавшийся наиболее талантливым из братьев, переезжает в Рим, где расписывает плафон галереи в Палаццо Фарнезе (1597-1604 гг. ). К политической власти рвалась крепнущая буржуазия. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя.
Данное полотно явилось результатом сомнений и мучительных переживаний зрелого автора. Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония (разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение). Среди петербургских архитекторов эпохи барокко крупнейшим был итальянец по происхождению Бартоломео Растрелли (1700-1771) в числе го пышных и прекрасных творений Зимний дворец в Санкт-Петербурге. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию.
Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Интерес к натюрморту заметен во многих работах Караваджо. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Особое значение приобретает взгляд одного из актеров, устремленный не на собеседника, а куда-то в сторону. Господствующим стало классическое направление. Все это создает эмоциональную силу воздействия композиции. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Барклая «Аргенида» (1621 год) становится моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы.
Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы различных жанров (трагикомедия, опера-балет и др. ) и стилевых манер, мастера барокко особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. От яркого выражения человеческих переживаний и страстей недалеко до их искусственного преувеличения. Она становится украшением города, его парадной частью. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. ), Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. ). Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для барокко сближению и взаимопроникновению различных видов искусства (архитектурные иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтическая и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами.
Развитие ее в отдельных странах далеко не одинаково. Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологическая аллегория и др. ). Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли Биббиена и др. ). Во время странствий он делал множество зарисовок с видами итальянской природы. Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б.
Ее слез не видно, лицо полузакрыто платком. Нарышкинский стиль).
Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Антония Брешианского» «Морской пейзаж», 1730-е).
Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. П. Камю, А. Дж. Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной.
Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. В "Успении Богоматери" (1605-1606 гг. ) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Наиболее популярные жанры – сонет, эпиграмма, мадригал, сатира, религиозная и героическая поэма и пр.
Художник пользовался покровительством кардинала дель Монте. Наиболее интересна композиция "Призвание апостола Матфея" (1599-1600 гг. ).
Картина «Возвращение блудного сына» (Рис. 6) основывается на Библейском сюжете и является воплощением духовного и плотского, небесного и земного начал. Такое построение имеет важное для барокко значение. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа».
В живописи «высокого» барокко, ориентирующегося на так называемый большой стиль, отдавалось предпочтение историческим и мифологическим жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. Однако молодой художник идет дальше учителя.
В 1607 году перебрался на остров Мальта. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса.
Разноцветные полы, хрустальные люстры изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов. Тезауро). В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др. ). В картине «Ужин в Эммаусе» (Рис. 2) Караваджо изображает кульминационный эпизод сюжета о явлении Христа ученикам на третий день после Распятия. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения.
Ланди), Неаполь (А. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). Величайшим мастером голландской живописи является Рембрандт Ван Рейн (1606—1669), первоклассный художник, сочетающий необычайную духовную глубину и мощную индивидуальность со смелым идеализмом. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы.
Важнейшая составляющая барокко – стремление к разнообразию (латинский «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в том числе барокко Грасиан и Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609-19 годы). Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. В первую минуту она кажется спокойнее других, но сколько жуткого горя в этом спокойствии. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи— Доменико Фетти.
Раннее барокко. Человеческие фигуры, предметы интерьера, элементы пейзажа находятся будто в едином движении, независимом от воли «объектов». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
В 1608-1609 гг. В конце концов барокко покорило почти всю Европу и, благодаря испанцам, достигло Америки, где его до сих пор называют «испанским стилем». Наиболее заметно это в картинах с морскими пейзажами. Это жест, раздираемый криком. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти. Бриньоле Сале).
Барокко – первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (смотри Гармония, Тональность). Фигуры людей на них выступают из тёмного фона, а их плоскостный облик, не лишённый условностей, отличается некоторой «театральностью» поз. Так, «Морской порт» написан в лучших традициях К. Лоррена. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа».
Задачи, стоявшие перед художниками имели столько же идейный, сколько декоративный характер. Англия с характерным для её архитектуры культом классических форм и палладианства (И. Торелли, Дж. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Другим стало торжество естественных наук, техники и светской жизни. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Таковым является «Мужской портрет» («Портрет бандита»), на котором перед нами предстает человек с острым, пронизывающим, проницательным взглядом и застывшей на губах язвительной улыбкой. В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества барокко – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая так называемые духовные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17-18 веков). Зорко вглядываясь в классическое наследие, нередко заимствуя у него отдельные элементы, новое направление стремится к возможно большей выразительности форм в их бурной динамике. От высоких, благородных чувств сострадания (в группе Христа) до откровенного безразличия и озлобления (в группе фарисеев).
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Третья картина -- «Св. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство.
На картине удивительным образом передана динамика движения. Старый мир с его естественностью и простотой объявлялся миром грубости и примитива, а задача человека в новом мире – освободиться от природных оков и «облагородить» естественное начало. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. Необычайно яркая выразительность портрета достигается мастерским владением живописной техники и использованием контрастным красок (темная шляпа и светлый фон, белая сорочка и черная шуба). Иногда особую прелесть получают у него случайные элементы.
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской совершенной монархии, приходится на первую половину XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Лубрано). Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.
Херберт, Дж. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». вытесняется классицизмом.
В Картине «Мученичество Святого Стефана» (Рис. 5) художник сузил и затенил пространство, в котором заключены персонажи картины, чтобы создать удушающую атмосферу. Особое внимание художник уделяет передаче освещения.
Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. «Мрак окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму. Перенесенные затем на картины, эти ландшафты необычайно реалистичны, живы, естественны. Стены ее украшали авторские работы живописца.
Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Одну из комнат своего дома Сальватор Роза превратил в мастерскую. Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т. п. ), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную. Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» но в этот момент Христос стал невидимым.
Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность яркий пример — Рубенс, Караваджо. Эпоха барокко явилась кульминационной для органного искусства, активно развивавшегося в Нидерландах (Я. Карнавальное действо проходило на Пьяцца Навона.
В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нейман, А. Шлютер, братья Азам и др. ) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль барокко часто соединялся с чертами рококо. Большой известностью пользовалась семья художников Карраччи, создавших множество стенных росписей на античные мотивы в Риме и Болонье. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Депорт, Т. Кэрью). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (смотри Аффектов теория). Театр военным действий у Сальватора Розы необымайно выразителен и, как правило, располагается до самого горизонта на фоне разрушенных, застывших в молчании архитектурных построек (башен, дворцов, храмов) и прозрачно-голубого неба, местами закрытого еле заметными для глаз белыми облаками.
С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера широко используются лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр. ). Главным орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. Ученики не узнали его, рассказали ему все события последних дней.
В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. В архитектуре стиль, называемый «украинским», «московским» или «нарышкинским» барокко, признан большинством искусствоведов. В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Самый известный памятник французского барокко – дворец в Версале, неподалеку от Парижа. Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 века), зрелого (2-я половина 17 века) и позднего (1-я половина 18 века) барокко, весьма условны, так как барокко утверждалось в музыке разных стран неодновременно.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви.
Бунтарский дух Караваджо проявился и в его творчестве. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы инструментовку, возможность использования мелодических украшений и так далее вплоть до значительной роли импровизации в ряде жанров (например, в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 века Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 века, в репризных разделах арий da capo). В исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических трактатах и литературно-художественных памятниках 17-18 веков (смотри Аутентичное исполнительство). Два путника едут по дороге. Они сохраняют в данной области творчества неоспоримый авторитет до конца 18 века. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра" (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма.
Солнце зашло за облако. Одним из первых историческую интерпретацию барокко дал Я. Буркхардт (в книге «Il Cicerone», 1855 год), определивший стиль барокко в связи с итальянской архитектурой конца 16 века. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние.
В том же ключе созданы и известные сатиры Розы, среди который особое место занимают «Поэзия», «Музыка», «Зависть», «Война», «Живопись», ставшая своего рода гимном молодого литератора и художника. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж. Различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских и в церковных сочинениях (многочисленные примеры – в творчестве И. С. Баха).
Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах и так далее активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив). Двое мужчин держат тело Иисуса. Молодая женщина вскинула руки вверх. Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха) свободный стиль полифонии и его высшая форма – фуга в музыке барокко используется большей частью смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии.
Петродворец), Царского Села (см. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура – это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Его можно было использовать и при сооружении дворцовых построек и для «обывательских» жилищ. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
Фигуры людей и постройки, являясь частью единого целого, гармонично сочетаются с картинами природы. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Представление о барокко как историческом стиле было перенесено на литературу и музыку лишь в начале 20 века.
Изображения святых проникнуты глубоким религиозным чувством, доходящим до экстаза при церковных таинствах. Лицо распухло от ударов камней и кажется, что рука, воздетая к небесам, сведена судорогой от боли. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Иногда понятие «барокко» трактуют не в конкретно-историческом смысле, но как обозначение совокупности стилистических черт, периодически повторяющихся на различных стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр. ). Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения музыкального материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмических оборотов с устоявшейся семантикой – так называемых музыкально-риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной – в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми литературными программами).
что ты гонишь Меня. Костюм был подчинен этикету. Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, архитектор Х. Б. де Эррера). Рыцари официально исключили художника из ордена.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль.
Портрет бандита оказывается сложнее открытого и несколько романтично настроенного юноши с полотна «Автопортрет». В сапогах ходили даже на балах. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа.
Жизнеподобие в искусстве барокко нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для барокко), так и со сложной символикой: предмет изображённый в реалистической манере, таил в себе скрытый смысл. 1593, там же), «Вакх» (ок. В алтарных картинах «Мученичество св. Грифиус, Дж. Но его работы не сентиментальны.
Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме). «Завтрак», «Портрет Оливареса», «Шут», «Сдача Бреды» («Колья»), «Пряхи». В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями: это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид.
Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности барокко. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др. ), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы.
Самый прославленный автор таких работ— Д. А. Каналетто. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства.
После ссоры с одним из представителей местной знати ему пришлось уехать на Сицилию. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Родиной архитектуры барокко стал Рим. В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи.
В пейзажах Розы заключена огромная сила, особая экспрессия. Все эти образы позднее найдут полное отражение в картинах Сальватора Розы. Спокойное равновесие, гармоничность ренессансного искусства сменились повышенной аффектацией, экзальтированностью, бурной динамикой. Все это дополняется ярко выраженной тягой к декоративности. Он возникает как реакция против «маньеризма», надуманным и сложным формам которого противопоставляет, прежде всего, большую простоту образов, почерпнутую как из творений мастеров Высокого Возрождения, обусловленную самостоятельным изучением натуры.
Скарлатти), Гамбург (немецкие оперы Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Париж (Ж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь.
Матфея» -- возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. повсеместно вытесняется классицизмом. Площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание (место торговли, народных сборищ). Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович.
Барокко сменилось более спокойным палладианством. Христос же ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Классицизм вот таким образом легко распространился на провинцию. Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами.
Самостоятельным путем пошло развитие архитектуры во Франции. При взгляде на его усилия чувствуешь, насколько мертвая плоть тяжелее живой». Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Тело Христа бескровно. Франция была законодателем моды в Европе, вот таким образом в других странах быстро переняли французскую моду. Полотно под названием «Ложь» является хорошей иллюстрацией к стихотворению «С лица снимаю своего румяна я и краски».
Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Его кредо было — постоянная работа, совершенствование техники. Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский) изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптура Б. К. Растрелли и др. ). На загорелых ногах набрякли вены.
Художник изображает мрачные руины, темные лесные чаши и морские бури. Его огромные размеры и внушительность должны были символизировать величие «короля-солнца» — Людовика XIV. Ван Дейк, Дж. Для архитектуры барокко характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов иллюзионизм (Дж.
И во-вторых, с необходимостью власть придержащих имитировать собственное величие на фоне материального обнищания. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы игры и беседы. Например, «Хромоножка», «Святая Инесса», «Апостол Яков-старший».
Ядро дворца образует относительно невысокое трехэтажное здание, охватывающие с трех сторон большой парадный двор. Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве.
Музыка. Особенно интересна и показательна работа Розы под названием «Пейзаж с мостом», хранящаяся в настоящее время в галерее Питти во Флоренции. Кроме кружев, на одежде было много бантов. Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. Б. Алеотти, Дж. Так называемый высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии.
Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди, «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя. Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Стремление к экспрессивности и динамике форм порождает еще одну черту, не менее типичную для барокко, – использование всевозможных контрастов: контрастов образов, движений, противопоставлений освещенных и теневых планов, контрастов цвета.
Стиль барокко преобладал в европейской профессиональной музыке 17 – 1-й половины 18 века. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Кроме всего прочего, получил музыкальное образование, научился играть на арфе, флейте, гитаре и даже пробовал сочинять небольшие музыкальные произведения (известны написанные им серенады-донцеллы).
Единственный из всех, Никодим, смотрит вниз, в яму. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В интерьерах – обилие проёмов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены.
Вдали за скалой скрываются две фигуры. Художника привлекают образы бродячих музыкантов, солдат, цыган, комедиантов. Родиной барокко по праву считается Италия.
Все трое Карраччи известны как блестящие рисовальщики. ". Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии). Первое время Караваджо сильно нуждался. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I, чтобы «облагородить» русское общество того времени. Искания искусства в чем-то созвучны исканиям науки.
Активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: триосоната (А. Некоторые исследователи считают, что на картине художник изобразил себя на разных стадиях духовного перерождения. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест.
В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»34. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). В природной стихии как будто растворяются гротескные человеческие фигуры, придающие ландшафтам фантастический вид («Пейзаж с прачками» «Горный пейзаж», 1720-е «Проповедь св.
Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Рядом с ней, чуть ближе к зрителям -- Магдалина. Своеобразие русского барокко определялось не только устойчивостью национальных традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский).
Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др. ), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599--1641). И еще одно женское лицо -- мать Спасителя. Барокко (итал. Поселился в Риме в начале 1590-х гг. В итоге голландцы создают в XVII веке самостоятельный, национальный стиль, первым представителем которого можно назвать Франса Галъса (1585—1666) из Гарлема. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи».
Родился в 1573 г. в Ломбардии. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии. Время расцвета голландской живописи стоит в тесной связи с мощным подъемом политической жизни маленького царившего на море народа, который блестяще доказал свое могущество в войне с испанцами. Колорит очень мрачен, почти меланхоличен.
Демократическое направление барокко, чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках («художники реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религиозной живописи (Дж. Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. П. П. Художественное образование получил в Милане. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно граничит с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением) однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки.
Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Позже они стали намного пышнее.
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602--1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605--1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Центрами распространения барокко были не только европейские страны, но и ряд стран Латинской Америки (особенно Мексика и Бразилия, где барокко приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и другие испанские колонии. Даже в религиозные композиции он вносил элементы плебейской, грубоватой силы, нередко доводя ее до натурализма. На долгие времена Версаль стал образцом строительства дворцов всей Европы.
Их лица, выражения и позы демонстрируют целую гамму эмоций. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Можно сказать, что «Возвращение блудного сына» это иллюстрация того, как в одном человеке в конце его жизни происходит объединение внутреннего, духовного и внешнего, подверженного страстям мира.
Его стихи энергичны, порывисты, эмоциональны и в некоторых местах чересчур грубы и резки. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Нарастало недовольство народных масс своим положением. Там избегали излишеств, к которым склонны были итальянцы.
Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. В 1596 г. художник исполнил одну из первых в истории европейской живописи композиций в этом жанре — «Корзину с фруктами». Особняком в испанском барокко стоит творчество некоего Доменика Теотокопулоса, вошедшего в историю как Эль Греко: будучи православным греком и по «первому образованию» иконописцем (на Крите имеется икона византийского стиля, подписанная его именем), он создавал картины преимущественно на религиозные темы, отмеченные влиянием византийской иконописи между тем он создал свою собственную технику письма, которая так и осталась оригинальной – последователей и подражателей у Эль Греко не было.
Питер Пауль Рубенс (1577--1640)в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене.
В 18 веке традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, 1786 год). Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Большое место в живописи мастера занимает пейзаж. Живопись эпохи барокко. В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (латинский vanitas mundi). В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западноевропейским образцам (Я.
Заметно здесь и сходство главного героя картины с самим автором. Многие жанры, связанные с религиозной символикой и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и так далее) имели, тем не менее, не литургическое, а концертное назначение. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. От главного здания отходят в обе стороны флигели.
Термин «барокко» возник в 18 веке в среде историков искусства, близких классицизму (И. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени. Но писал он их ярко, с убедительной силой, страстью и реализмом. Человек из разъяренной толпы готов ударить его по голове огромной глыбой. Успех Розы был огромным. Фламандская живопись Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол.
Формирование городских центров. Главными мастерами испанской живописи считаются серьезный и мистически настроенный Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682), художник видений, небесного мира и правдивый Диего Веласкес (1599—1660), который как портретист принадлежал к первоклассным художникам. Мышцы этого мужчины, вздулись.
В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. В типичных барочных картинах изображены напряженные и драматические сцены. Донна «Биотанатос», опубликован в 1644 году поэзия Ж. Б. Шассинье).
Придя в Эммаус, ученики пригласили Иисуса поужинать. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса). barocco, букв. Создается впечатление, будто бы природа лишь заснула на какой-то миг. Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах.
Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. В поэзии – вычурность использование сложных метафор. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость – ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Этот стиль поддерживали и правители, которые видели в нём средство, чтобы показать своё могущество и власть. Они были прообразом дворянского бала. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 году А. Андьялом).
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника -- но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610). Головы выполнены весьма тщательно, но формы тела обработаны лишь как второстепенные элементы, часто они только намечаются. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В ней нет ни одной незначительной детали. Таковы герои его ранних работ («Маленький больной Вакх», ок. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф.
Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога. Л. Бернини, Г. Риго), фантастические (С. Человек как будто пытается спрятать свои мысли от товарища. Положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (Рис. 4) евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров.
Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Стиль барокко был выражением типологической общности национальных культур в период становления абсолютизма, которое сопровождалось тяжёлыми военными конфликтами (в том числе Тридцатилетняя война 1618-48 годов), укреплением католицизма и церковной идеологии (смотри Контрреформация).
Другая типичная черта – противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противопоставляются резко освещенные детали). Наступил XVII в., ставший новым этапом в истории западноевропейского искусства. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571- 1610, Италия) один из крупнейших мастеров маньеризма и барокко, считающийся основоположником реализма.
Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Он скорбит об утраченной молодости и сожалеет о невозможности изменить текущие дни. Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668-1669 годы). В странах с развитой промышленностью и торговлей (Англия и Голландия) буржуазные революции завершились победой нового общественного строя. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. На стыке вкусов двух значимых составляющих общества зародилась нарочитая роскошь и богатство барокко.
Типичная такая парсуна – портрет князя В. В. Голицына. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Его часто критикуют за приземлённость, за то, что персонажи больше похожи на обыкновенных людей, чем на святых но именно эта особенность манеры и виртуозное владение светотенью оказывали огромное влияние на художников, которые съезжались в Рим со всей Европы, чтобы увидеть работы Караваджо и в какой-то степени усвоить этот новаторский стиль.
Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. В Неаполе художнику не удалось избежать нападения, во время которого он был ранен. Центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести), Рим (С. Смысловые центры его картин ярко и отчетливо выступают из глубины темного заднего фона. Элементы стиля барокко использовались и в музыке классического периода (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии – в неоклассицизме 20 века (у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита). Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А. Герои изображены в полумраке из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком» и признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось. Так появилась знаменитая «Гадалка» (1595). Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, художник Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья архиткторов Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606--1669) и Вермеер (1632--1675).
Три болонских художника – Людовико Караччи (1555-1609) и его двоюродные братья Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609), занимающий среди братьев первое место, – вырабатывают основы нового стиля, опираясь главным образом на изучение классического наследия XVI века. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х годов) по времени опережает трактаты барокко Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Это течение обозначается термином «караваджизм», происходящим от имени его главы – Микеланджело Меризи да Караваджо (1574-1610). Это время абсолютизма. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый индивидуально-ассоциативный характер мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621 год).
Фрескобальди), Франции (Ф. Но и эта форма зачастую дополняется характерными изгибами линий, стены имеют выпуклые и вогнутые участки. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века.
Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона. Предметом наибольшего художественного интереса являются портреты отдельных личностей, целых семейств и групп и изображения жизнерадостного и сильного гражданства — всевозможных обществ, гражданских дружин и стрелковых гильдий. Сейчас там находится Эрмитаж – один из крупнейших художественных музеев мира. Флеминг, Дж. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии.
Оно усиливает впечатление движения и способствует новой передаче пространства. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне».
Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти. Но, сделав стилевой акцент на сложности формы искусство барокко не безразлично к идеалу.
Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Характерны были цветовые контрасты, например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Агостино Карраччи известен как преподаватель и гравёр.
Матфею (1599--1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков, у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному. Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол.
Его определяет широкая шкала эмоций и настроений. Собор св. В искусстве Франции барокко сохраняет ренессансную рационалистическую основу, позже активно взаимодействует с классицистическими элементами (так называемый барочный классицизм). В такие минуты юноши превращаются в мужей. Фактически, это первый в России учебник этикета. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей.
Нет здесь и пышного окружения: блудным сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы. Напротив, каждая деталь углубляет общую мысль. Хронологические границы барокко не совпадают в отдельных регионах (в Латинской Америке, ряде стран Центральной и Восточной Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Западной Европе) и в различных видах искусства (так, в 18 веке барокко исчерпало себя в западноевропейской литературе, но продолжало существовать в архитектуре изобразительном искусстве, музыке). Глубокий, предельно эмоциональный характер выражения скорби обретают образы персонажей в полотне «Положение во гроб» (Рис. 1).
Петра (Ватикан)И. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса.
Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в картине "Обращение Савла", повествующей о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: "Савл, Савл. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. Это высокая прическа из множества локонов. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость.
Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр. ), поэзия барокко развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. С начала 18 в. в России складывается своеобразный стиль «русского барокко». В искусстве барокко воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архитектурных задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Святого Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др. ), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Одной из центральных в искусстве барокко быта идея «учить зрителя или читателя ненавязчиво, поучать посредством прекрасного».
Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма. Рембрандт прославился ташке как великий мастер гравюры (рисунок делается гравировальной иглой на медной пластинке и затем углубляется с помощью вытравления) в гравюрах он с наибольшей непосредственностью выразил свои богатые художественные идеи. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Они не знали, что он воскреснет на третий день, прощались с ним навсегда.
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) -- была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 в. был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). В картине «Блудным сын» сюжет, по сравнению с евангельской притчей, оказывается несколько упрощенным и приземленным.
Наряду с реально-бытовой и сатирической модификациями барочного романа (Ш. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике.
Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Ярким примером служит знаменитым «Лесной пейзаж с тремя философами». В колорите преобладают золотисто-бурые тона.
Тон всему произведению задают необычные переходы света в тень и использование красок определенного цвета (темно-коричневым фон, желтоватые одежды актера символизируют ложь и обман).
Мильтона (1667-74 годы) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров – оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, жалобу, альбу и т. д. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным). Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преимущественно в декоративной живописи и оформлении интерьеров). Марино «Адонис», опубликована в 1623 году). Сальватор Роза является создателем и такого вида пейзажа, как философский.
Но это сделал Диего Веласкес (1599—1660) — великолепный мастер психологического портрета, художник характеров. Веласкес — великий полифонист живописи. Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные приемы. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. Мысль о возможности существования сверхчеловека, наделенного многими способностями, ярче всего проявляется у Сальватора Розы в портретах. Краски жизни сошли с него и остались резкие рельефно вылепленные формы.
Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Но это только один из источников барочного искусства. Динамика и особая эмоциональность заданы в картине резкой сменой светлым и темным пятен.
Стиль Розы в поэзии, равно как и в живописи, проявился во всей его полноте. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Изменениям подверглось всё – архитектура и интерьер домов и дворцов, городская и сельская планировка, армейская дисциплина и военное дело На место средневекового замка пришёл дворец, предназначавшийся для отдыха, увеселений и мирного труда (к примеру, административного), вот таким образом отпала необходимость в крепостных стенах, громоздких башнях с бойницами. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ). Христос заинтересовался их беседой. В последних работах -- «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
В середине 30-х гг. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России. занимает творчество Микеланджело да Караваджо.
Вуатюр) характера важное место в поэзии барокко занимают духовные стихотворения (П. Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке.
Стремясь к достоверности, Караваджо всегда изображает в своих произведениях реальную жизнь, какой бы грубой и беспощадной она ни была («Жертвоприношение Авраама», 1594-1596 «Юдифь и Олоферн», 1595-1596). Симон осудил Христа за то, что он разрешил грешнице осквернить себя прикосновением. Изваяния украшали фасады и внутренние помещения, причем они не имели того повествовательного или поучающего смысла, какой придавался им в средневековых церквах. Темами церковных росписей являются пышные сцены прославления религии, ее догматов или святых и их деяний. Они, видимо, заблудились в незнакомом для них месте. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным живописное пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архитектурных пейзажах и театральных декорациях (сценография Б. Буонталенти, Дж.
Караваджо скрывался от наемных убийц в Сицилии и Южной Италии. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо— «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Костюм был подчинен этикету. Барокко преемственно граничит с маньеризмом 16 века и сосуществует с классицизмом. В Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Б. де Эрреры, в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, скульптуре Х. Монтаньеса.
В 1605 г. художник впал в депрессию и последние годы работал мало. Охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Живопись Диего Веласкеса отличалась сдержанностью и скупостью, в нём также было заметно влияние Караваджо (контраст полумрака и освещённой сцены на первом плане). Это сборник является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599--1660), а во Франции -- Никола Пуссен (1593--1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения -- классицизма.
Это означает, что во Франции стремились следовать античным и ренессансным, то есть «классическим» образам. Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизнисновидения (Ф. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. На затененном переднем плане изображен всадник, бесстрастно взирающий на происходящее, в то время как его лошадь шарахается в испуге от увиденного. Вивальди, И. С. Бах и др. ), кончерто гроссо (Корелли, Гендель).
Там же, в Абруццких горах и Калабрии, молодой художник встретил бродяг-разбойников, среди которых находились и те, кто был изгнан из общества «добропорядочным» людей за свободолюбивые, смелые мысли.
В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Этот образ нельзя назвать определенно однозначным. Построенные ранее церкви украшали элементами барокко, в основном – интерьер.
Барочным темам, как и целым сочинениям, по сравнению с классическими, опирающимися на довольно жёсткий песенно-танцевальный каркас, свойственна гораздо большая метроритмическая свобода. Так, герой представлен как простой неаполитанский крестьянин. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо), Лондон (Г. В современном представлении барокко – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, то есть собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17-18 веков («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов. Патетически «высокое» барокко с присущими ему грандиозностью и пышностью (архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологические сюжеты, трагедия, героическая поэма театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п. ) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами барокко.
Старый отец принимает и прощает блудного сына, невзирая на его ошибки. Фетти). К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто.
С другой – это старший сын, в котором воплощается совесть. М. Креспи, Рембрандт). Один из фасадов дворца обращен к парку. Спрашивают дорогу у какого-то оборванца.
Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок. де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651-57 годы).
Молодой Иоанн всматривается в его лицо. Неотъемлемой частью архитектурного образа в эпоху барокко была скульптура. Эпоха Возрождения подошла к концу.