Оставив в прошлом эпоху советского искусства, современная русская живопись развивается в многообразии стилей и направлений. И хотя немало его картин посвящены русскому былинному эпосу именно эта работа стала апогеем творчества художника, которым может гордиться русская живопись. Русская живопись пережила эпоху романтизма в первой половине XIX века, характерным произведением для которой является знаменитое полотно Карла Брюллова, которое можно увидеть в Русском музее.
Константин Юон российский, а позже советский художник, оказавший значительное влияние на русскую живопись во второй половине XX века. Категория Великие русские художники содержит биографии, полные галереи и собрания картин русских живописцев. Но спросом пользуются работы иноземных художников – русские живописцы значительно отстают в мастерстве. Картины в русской живописи тонко передают культуру народного быта и состояние русской души, настроение которых так точно выражали в своих, ставшими известными, картинах русские художники XIX – XX веков.
Полотна русских живописцев, которые являются наиболее популярными: Александр Иванов – яркий представитель живописного библейского направления, в красках рассказывающим нам о эпизодах жизни Иисуса Христа. Так же у нас есть сочинения по картинам и статьи о русской живописи. Еще одна прекрасная картина, которой славится русская живопись, написана Ильей Репиным. Первую картину живописца, которая посвящена теме из русской истории, приютила в своих стенах Третьяковская галерея. Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории – это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.
Занесколько веков русская культура подарила нам множество гениальных живописцев. Русскую живопись XIX века нельзя ограничить рамками какого-то одного стиля или жанра. Русская живопись родилась совсем недавно.
Русская живопись прошла все этапы самостоятельного становления. Друзья, конечно же, невозможно вместить всю историю русской живописи в рамки одной статьи. Русская живопись переживала необыкновенный расцвет. Книга «Великие художники России» – это не искусствоведческое исследование, не просто альбом репродукций картин известных художников, не собрание кратких биографий русских живописцев с примерами их творчества. Одна из самых известных картин, которые охватывает русская живопись и, пожалуй, самая растиражированная работа великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, которая во времена СССР даже попала на обертку конфет.
Друзья, конечноже, невозможно вместить всю историю русской живописи врамки одной статьи. Представитель известной крепостной семьи русских живописцев. Русская живопись XIX века широко представлена и работами Василия Сурикова.
В ней поступок Иуды будет рассматриваться как неизлечимая болезнь, ведущая в смерть. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг. ) – это искусство праздничное, яркое, торжественное. Даже кошка на стуле худая и неухоженная. На первый взгляд она кажется достаточно традиционной. Можно говорить и о «портрете-апофеозе».
Вместе с этим иллюстрации становились более пышными их орнаментация усложнялась. Когда есть востребованность, появляется предложение. Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. Эти два пространства невозможно объединить. Древнерусская живопись, пришедшая с Византии и впоследствии сложившаяся в самостоятельные школы крупнейших княжеств, русская живопись 17 века с «годуновскими» и «строгановскими» письмами, образование Академии художеств и расцвет портретного жанра в русской живописи 18 века, выход на передовые позиции развития мирового изобразительного искусства в русской живописи 19 века, образование и деятельность Товарищества передвижных художественных выставок.
Еще более академический романтизм проявился в творчестве Федора Антоновича Бруни (1799-1875). Часто это похоже на несварение желудка. Страна не прожила этих событий, которые должна явить на холсте. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Мундир висит на двух стульях, везде валяются какие-то вещи.
Толстой в «Войне и мире» развенчивает самого Наполеона. Трое обреченных на казнь – Христос и разбойники – собраны в единый силуэт. Вскоре он продолжил начатый цикл картиной «Демон летящий», проникнутой предчувствием гибели и обречённости мира. Рама картины срезает фигуру, указующую вытянутой рукой на Христа. Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл.
Человек нравственно выше слепой стихии, он гибнет, но гибнет непобежденным. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Его считают одним из основателей русской портретной школы.
Их самопожертвование, чувство чести и долга их нежелание лгать перед судом, наконец их героические жены (как бы ни пытались развенчать их некоторые современные историки) вызывают и глубокое уважение и прямое восхищение у нас, потомков. На лицах робкая надежда. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4. В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности.
Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). Романтическое мировидение пронизывает не только искусство.
Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве» (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе.
Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа и многочисленные бытовые подробности использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора изданной в 1650 году в Амстердаме). Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода. Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п.
Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма. Он, женственный и прекрасный, – сама любовь. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне.
«Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа». В санях — грубо сколоченный гроб, прикрытый рогожей и перевязанный верёвками. Это полотно П. А. Причем нужно догонять, подражая, а не проживая. Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»).
Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. «Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4. Вот как писал об этом Салтыков-Щедрин в журнале «Современник» в 1863 году: «Он (Иуда) видел Иудею порабощенной и жаждал только одного: свергнуть чужеземное иго и возвратить отечеству его политическую независимость и славу».
Мы видим на картине мужчин в белых рубахах, которых ведут на погибель. Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Это его и погубило. Иван Никитин— основатель новой русской живописи. Язык картины живописный, пластический, совсем не похожий на язык современной Ге живописи.
Ницше воспевал сверхчеловека, который избрал своим оружием ложь, насилие и самый беззастенчивый эгоизм». Но все вещи героя, за ними нет должного ухода. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности.
Что это. Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Произошел глубокий перелом во взглядах художника. Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см.
В сорок лет он словно заново начинает работать в живописи. И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме.
В «Библейских эскизах» поражает необычайная свежесть, ощущается Присутствие и та самая радость, которая заставляла Давида плясать перед Ковчегом. Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов. Вишняков занимает особое место в этой среде. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»).
Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета. Галерея картин содержит 1500 репродукций.
Но тема «Библейских эскизов» – отдельная тема. Оно (это второе пространство) существует отдельно, как бы неслиянно с первым. «Важно и другое: тонкое интимное чувство впервые открыто и вместе с тем целомудренно представлено на обозрение.
В «Преступлении и наказании» крах терпит другой «Наполеон» – Раскольников. Комичность образа получилась благодаря контрасту его образа. Постепенно растет новое поколение русских художников-пенсионеров, которые в основном работают в Петербурге— связующем звене между Россией и Западом.
Как нужно перечитывать раз в несколько лет «Войну и мир» Толстого, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Мертвые души» Гоголя, «Евгения Онегина» Пушкина. По обе стороны от него примостились на санях дети. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. Его манера темпераментна, кисть уверена, цвета— яркие локальные, заметна вещественность и подчеркнутая декоративность, но при этом он тщательно выписывает физиогномические особенности.
Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века.
Этот аспект даже в какой-то мере лишает эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»). Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями.
Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682). В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. В данном случае показательно творчество Трухменского. Для них более важно действие, сюжет. Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты.
«Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков). Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2. Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры.
Это ведет к смещению акцентов— внимание фиксируется не на библейских героях, а на красоте природы, труда, повседневности. Его гордость и надменность притягивает взгляд. Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи. Лучше всего это выразил Гоголь, сказав, что действующие лица картины «прекрасны в своем ужасном положении».
Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».
Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666). Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её. Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами» иностранцы стали работать при дворе. Сидящий на корточках раб – ключевая фигура композиции толпы.
«Они совершают своего рода самостоятельный переход к искусству Нового времени, хронологически запоздавший по сравнению со стремительными темпами Никитина и Матвеева. Картина "Свежий кавалер" была написана в 1846 году. За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2.
Композиция фрагментарна. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). Увлечение идеями западных философов — Шеллинга, Гегеля и других не было буквальным.
Русских художников все более интересуют бытовые и исторические подробности, реальная сторона сюжета произведений. К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные. Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне.
Это и понятно, ведь именно здесь, по замыслу автора, находится центр всей композиции.
Расположившаяся на первом плане картины группа образует как бы архитектурный фриз, справа и слева замкнутый как колоннами, группами из двух человек (справа – мужчина и мальчик, слева – старик и мальчик). Она была создана по примеру школ, уже существовавших в Болонье, Милане, Париже, Берлине и Вене. Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека. Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах.
Прекрасный фресковый ансамбль Москвы – роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Он «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев). Затем он отправляется в пенсионерскую поездку в Италию, по возвращению оттуда создает зрелые работы вполне в современной системе живописи. Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её.
«Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью». «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество». В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации.
Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3. Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). Тем не менее и здесь прослеживается тенденция времени – парчовые одежды украшены затейливым растительным и геометрическим орнаментом.
Принимали в неё лиц всех сословий и даже женщин (с согласия отца или мужа) – такова была потребность в отечественных талантах. Вишняков занимает особое место в этой среде.
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)- основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Он стал родоначальником русского бытового жанра. В художественную практику потоком вливаются новые идеи и образы, жанры и сюжеты иконографические образцы. Тем не менее, «пророчествующий голос яснополянского старца, возгремевший над Россией и над всем миром, стал слышаться в сознании русской и мировой интеллигенции как дух подлинного пророчества». Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа.
В портретах детей Фермор, мальчика Голицына их застенчивость, непривычка к позированию органично сочетаются с деликатной манерой автора. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне. «Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3.
Кругом холодное безмолвие и бесконечная, мучительная тишина. Но смысла, мыслей и духа она содержит ничуть не меньше. В России 1890-х гг.
Но созданное рукой и духом человека – остается. Ге считал, что Иуда «предал не потому, что хотел 30 копеек, а потому, что не знал выхода в самом себе и думал сделать «доброе дело», уж очень много народу шло за Ним, ему казалось, что впереди их ожидает неминуемая гибель». Зато портретисты – Перов, Маковский, Серов – с особенной энергичностью стремятся раскрыть в своих полотнах внутреннее Я «предмета изображения». Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне.
В то же время он направляет движение вглубь, где изображена фигура идущего Христа. Русская мысль не соблазнялась этим «евангелием чистого эгоизма». На картине он изображен в огромном халате, босиком, в папильотках, стоящий убогой комнате.
Художник изобразил своего героя в карикатурном образе, вызывающем улыбку у зрителя. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой».
Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3. Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. автопортрет и парный портрет жены, портреты архитектора Ветошникова и его жены), в них он выходит за рамки безразличия к окружающему и замкнутости в себе— в новое качество интимного портрета. В «Тайной вечере» Ге только ставит задачу, решает же ее почти 30 лет спустя в картине «Совесть». «Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4.
Подробно изложена вся история русской живописи с описанием каждого этапа ее развития. Печально смотрит девочка. На халат одета награда.
Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма. умами владел Ф. Ницше. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический. Он – личность, действующая во имя «идеи». Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода. Художник поставил перед собой сложную задачу – изобразить разнообразную реакцию многоликой толпы, показать степень веры и покорности божественной воле каждого человека.
Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3. С кем только её ни соотносили. Скорее всего, ему больше некому показать свою награду.
До XV века существует единственная школа живописи – корсунская (греческая). Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела Музеи«Картина эпохи»: XVIII век в русской живописиПосле реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура.
Орест Кипренский причислен к лучшим русским портретистам. С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи».
Обратим внимание и на то, что Иисус идёт не к праведным (группе Иоанна), а к фарисеям, сопровождаемым римскими всадниками. «Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки.
«Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью». Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Призывы к покаянию больше не достигают его души. И вот, Россия догоняет.
Известные нам произведения этого стиля иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличаются тщательностью отделки с использованием драгоценных металлов. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Наталья Сергеевна Гончарова – правнучатая племянница жены Пушкина, русская художница-авангардистка, внесшая значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). Самой известной из неформальных групп стала «Двадцатка» (В. Федотова передает зрителю эпизод из жизни чиновника.
Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты.
Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. состраданию, любви к ближнему, равенству перед Богом противопоставлялись идеи антигуманистические: «человек по природе зол», «сострадание патологично», «падающего подтолкни» и т. д. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал.
Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди. Иван Никитин— основатель новой русской живописи. Завершил цикл «Демон поверженный», не оставлявший ни малейшей надежды на перемены к лучшему, ставший зримым воплощением трагедии самого художника. Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2.
Портрет петровского времени). Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Это отразилось в серии так называемых «Библейских эскизов», предназначенных по замыслу А. Иванова украшать не церковь, а особое здание, что-то вроде храма мудрости. Это своего рода ответ на гибель Содома и Гоморры, погрязших в грехе. Почти семидесятилетнее советское иго самым тяжелейшим, губительным образом сказалось на духовно-нравственном, моральном облике русского народа, выжившего в эпоху истребления основ национального самосознания.
краеведческий музей, город Истра). Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление. Этим художник говорит нам, что Спаситель пришел спасти погибшее, падшее. Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение.
Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи. Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы.
Он «здесь» и «там» одновременно. «Этот нелегкий, но глубоко прогрессивный процесс выводил русское искусство на широкую дорогу общеевропейских мыслей и форм, нёс отказ от средневековой замкнутости, косности религиозного мировоззрения, был большим государственным делом. В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России. Древней Руси — одно из высших Постижений русского и всего мирового искусства.
Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847), любимый ученик Боровиковского. Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. в трагедии предательства Иуды Н. Н. Взгляд служанки снисходительный. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Важной особенностью росписей XVII столетия является впечатление динамики, внутренней энергии.
Было преодолено и краткое Смутное время, грозившее стране потерей государственности. Классика вовлекается в мировое течение к Суду. И оттого, что у них нет сочувствующих, ещё в большей степени ощутим трагизм происходящего. Это парадные и домашние портреты, пейзажи, мифологические сюжеты, натюрморты. Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом.
Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован. Для этого предназначена книга «Великие русские художники». Этот двойственный жест напоминает предсказание Предтечи о том, что за ним идет Тот, Чьи сандалии он не достоин развязать и что потом из тюрьмы он пошлет учеников спросить: «Ты ли это или ждать нам Другого. » Фигура Иоанна Богослова, следующего за Предтечей напоминает огненную птицу, распростершую крылья.
Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. Лица женщин вокруг полны скорби, печали и страха. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. В серии Иванов задумал соединить Новый Завет и его ветхозаветные прообразы. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения).
Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ). Во многих росписях, в том числе и церковных, религиозная тема отходит на второй план, что особенно становится заметно во второй половине столетия.
Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Н. Н. «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4. Он ёжится от холода, кутаясь в большой отцовский тулуп. «На Малой Грузинке» выставляли свои работы О. Кандауров, Д. Плавинский, О. Рабин, В. Немухин и другие.
Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось». На одном из стульев кошка рвет обивку. Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин. Тощая лошадёнка медленно и понуро тащится по пригорку навстречу порывам ветра.
На обеденном столе, который, скорее всего и рабочий, лежит нарезанная на газете колбаса. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). «Будь человек бессмертен — он не имел бы даже отдаленного понятия о совести».
Это запечатленная кистью живописца душа русского народа, лик России. (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). Апостолы Андрей и Петр решительно устремляются к Идущему.
Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. «Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4. Но «незаметно для себя русское общество как лодка проникается водой, проникалось разлагающим и опустошающим духом толстовской религиозности», – пишет архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. Они облачены в праздничные разноцветные одежды.
Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3. В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы.
XIX век – время, когда русское искусство можно назвать искусством. Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей. Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур. Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. В. Соловьев утверждает, что индивидуализм нечто в корне разрушающее «само-бытие общества». Образ героя и его желание быть выше по рангу, чем он есть, выглядит смешным и нелепым. Портрет петровского времени). Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический.
Его лучшими работами являются портрет Тордвальсена, картины «Сибилла Тибуртинская», «Девочка с плодами» и др. Д. Г. Левицкий становится самым модным портретистом времён Екатерины II. В работах все-таки видно заинтересованное доверие и приглашение к соучастию, что найдет развитие во 2-й половине века. С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. Под столом валяются рыбьи кости. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план.
Н. Н. Он – одно целое с плачущими и заблудшими. Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов изысканности линий. Он самодостаточен. Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты.
Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную. Т. е. Ведь и хвастается кавалер перед своей служанкой.
Параллельно жанровой живописи развивается еще одно мощнейшее направление письма – пейзаж. В его трудах «По ту сторону добра и зла» и др. К нему тянутся все незримые нити, связывающие разрозненные группы людей. В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Росписи насыщены занимательными подробностями. И ответ был получен в 50-е годы.
В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди. Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова.
Обе пары повернуты к зрителю и глаза их устремлены на Иоанна Предтечу. «Дети, бегущие от грозы» Маковского, «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» Репина, «Боярыня Морозова» и «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Золотая осень» Левитана и пейзажи Шишкина, «Русская красавица» Кустодиева, «Всадница» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, крестьянки Венецианова, «Чаепитие в Мытищах» Перова, сказочные и былинные герои Васнецова, Билибина, «Демон» Врубеля, «Святая Русь» Нестерова, «Неравный брак» Пукирева, «Косцы» Мясоедова, «Сватовство майора» Федотова, портреты А. С. Пушкина кисти Кипренского и Тропинина, портреты В. И. Даля и Ф. М. Достоевского, созданные Перовым, портреты русских царей и изображения корон художника-реставратора Солнцева – все это не просто картины. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими.
Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п. Между Мессией и остальной группой существует незримая преграда. Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов. Ясно одно: человек больше не желает видеть свою истинную, поврежденную грехом природу. Но представленные на полотне люди скорее охвачены страхом, нежели исполнены глубокого смирения велениям Неба.
Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную. Искусство Андрея Рублёва — гениального художника. Художник придал ему даже некоторые черты героического трагизма.
В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Изменения также затронули и иконопись. Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей. «Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью».
Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов. Эта книга должна быть в каждой семье, ее нужно рассматривать вместе с детьми, хотя бы раз в год, чтобы зримо напоминать самим себе: кто мы, что мы и откуда мы. Группа апостолов неожиданно завершается фигурой так называемого «сомневающегося», останавливающей это движение. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881), "Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897). В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи.
Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Европа это все столетиями переживала, а Россия за каких-то 50 лет.
Напротив — мальчик в огромной меховой сползающей на глаза шапке. В их число входили и библейские сюжеты. Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков. Христос кажется парящим над головами толпы.
Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры.
Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение». Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства.
Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см. Врубель не считал эту картину окончательным воплощением замысла, своего «монументального» Демона он собирался писать позднее.
Серьезное выражение лица на фоне халата и домашней обстановки вызывает улыбку. Тут все многозначно: поза, свет, озаряющий лицо, улыбка безоговорочной радости. Не случайно в его сторону направлены крест в руках Иоанна и копьё римского всадника. Ни одна вещь не создана специально для самой себя, а тем более человек, существо разума, обязанное найти причинную связь среди всех творений и «осмыслить все существующее». Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма. Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела.
Этот подвижник и аскет создает произведение, которое, в отличие от «возвышающего обмана» брюлловской «Помпеи» было встречено современниками более чем холодно. Новое искусство не всегда встречается доброжелательно и потому требует широкой государственной поддержки и разъяснения. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х.
Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Попытка самовнушения перед лицом грядущих катастроф или утверждение, что прав Пушкин и «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». В каждом углу комнаты беспорядок, вещи навалены друг на друга. Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты.
Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока. Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц.
Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме. Самозабвенно и свободно художник творит и одновременно размышляет. Это такой русский ренессанс, когда страна стала осознавать себя как нация – кто мы такие.
Его взгляд прямо приводит нас к могучей, больше натуральной величины фигуре Иоанна Предтечи, как бы раскрывающему объятия навстречу Христу. Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему».
Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы. Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. Сам А. Иванов ненадолго пережил свою картину. Он экспрессивен, страстен. Но развитие, пусть медленно идёт.
В этой книге воссоздается образ России во всем ее многообразии. В 1757 году в Санкт-Петербурге была основана Академия Художеств с 5-ю отделениями: живописи, скульптуры и ваяния, гравирования, медальерного искусства (изготовления монет и медалей), архитектуры. С детства знакомые картины заиграют новыми красками.
Образ Христа чаще всего воспринимался в ряду других, так называемых «исторических» персонажей. «Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов». Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». Лица матери мы не видим, но как красноречивы её склонённая голова и опущенные плечи.
И что особенно важно и характерно для этого времени – Суд этот не признаётся справедливым. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников. Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской».
Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской губернии. Работа художника становилась профессией.
В традиционных образах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле. Художник Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки впрочем и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен.
Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Цели Христа, по мнению Салтыкова-Щедрина – это общечеловеческие идеи справедливости, добра. Он нисходит к ним, а они могут только смотреть.
Достоевский развенчал этот принцип в «Униженных и оскорбленных» в образе князя Валковского, чей лозунг гласил: «все для меня и весь мир для меня создан». И сам автор, «всевидящее око», воплощающий честность, напряженную мысль, вопрошание, символизирующий новое время. Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг. ) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков). Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России.
«Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма» (атаман Краснощеков). Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин.