Другой выдающийся живописец-романтик Германии Каспар Давид Фридрих (1774—1840) предпочел всем другим жанрам пейзаж и писал на протяжении всей своей жизни только картины природы. Сегодня живопись романтиков реализма возвращает нам потерянное в дебрях атеистического искусствознания понятие об искусстве как служении красоте. Большой интерес у художников искусствоведов и ценителей живописи вызвала выставка «Романтики реализма», которая прошла в ЦДХ с 22 декабря 2007 г. по 6 января 2008 г. В «малых» залах были представлены 137 живописных работ 14 известных российских художников из коллекции галереи «АРТ ПРИМА». Среди величайших живописцев-романтиков 19 века были такие представители И. Фюссли, Франсиско Гойя, Каспар Давид Фридрих, Джона Констебль, Теодор Жерико, Эжен Делакруа.
«Вид в Сорренто». В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Не всегда иллюстрация чувств была естественной, как, например, в живописи XIX – XX веков.
Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Кустодиев, А. Е. Уильям Тёрнер.
Да, конечно, его веселость. Делакруа говорил о себе: «для меня никакая работа невозможна, если в ней воображение не играет роли. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. 1826 год. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Скажите лучше — глава мятежа. » После закрытия Салона правительство, напуганное грозным и вдохновляющим призывом исходящим от картины, поспешило вернуть ее автору.
Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Ромадин, А. М. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве.
Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Герасимов, В. Г. Цыплаков, Н. М. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Врубель, К. А. Тонко построена живописная поверхность холста.
О. А. Кипренский. Здесь нет пошлости, а робкое прикосновение мужских трепетных пальцев к прозрачной коже возлюбленной неуловимо эротично. Начало XX века плодовито на романтику с его девичьими сплетнями и песнями («Дружеские сплетни» и «Серенада» картины Блааса), сочной палитрой и фотографической точностью мимики чувств, масок смущения («На балконе» – Блаас) и бесстыдства («Наемный пастух» – Хант). Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто абсолютно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).
По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи).
Кораблекрушение. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Главное его достоинство — колоритность. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия.
Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов).
Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков.
Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Господствует чувство непринужденности, естественности. 1841 год. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Восприятие их требует углубленного сопереживания. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Настроение нужно.
Этого требовало образное решение картины. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Распространилось на различные сферы деятельности человека. 1819 г. Лувр. Главные герои начинали жить вне пространства, вырванными из обыденности, сейчас, сию минуту (Лоуренс Альма-Тадема – «Белый флаг» – 1881-1900 гг.
Оба направления русского реализма погибли под обломками изживших себя социальных идей, вместе с которыми рухнули искусствоведческие надстройки «критический» и «социалистический». Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Кугач, С. П. Третьяковская галерея.
Петровичев, Л. В. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Это был яркий период изложения любви в картинах, тяги к чувствам и чувственности сюжетов. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Юон, И. Э.
Более светлым стал колорит.
Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Но колористическая гамма сдержанна. Портрет Н. В. Кукольника. Коровин, А. П.
и др. ). Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер».
Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. В начале ХХ века канул в Лету критический реализм, а в конце – социалистический реализм.
После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок.
Вечно сомневающийся, недоверчивый, остро чувствующий трагический разлад мечты и действительности, — настоящий романтический герой. И. К. Айвазовский. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Это глубоко трагический образ.
Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
Лувр. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Рябушкин, М. В.
Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Франсиско Гойя. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792).
Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского.
Для идеологов «современного искусства» он столь же неудобен – в живописи романтиков реализма нет и не может быть крикливого новаторства, провокации, агрессии и тому подобной «остроты» поскольку она принципиально традиционна и генетически связана с мировой живописной традицией. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки.
Ее изложение дотошно четкое в мелочах и интерьере. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей.
Внимание уделялось теперь эмоциям, переполняющим персонажей, остальной мир был сглажен и размыт по периметру, много света, много радости и любви, отсутствие второстепенных пустяков. Отличная от вышеперечисленных живописцев работа Ханта «Просыпающаяся совесть» по-своему романтична и трепетна. Процесс создания шедевров в искусстве во все времена был покрыт великой тайной. Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Да, конечно, его нищета. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг.
Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. «Да или нет» в его исполнении греет добротностью обстановки.
— Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Тема одиночества— едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Париж.
В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. 1830 год. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Саврасов, И. И. Художник – тот же поэт Возвышайтесь чувством. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной.
Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др. ). В коричнево-сером пространстве то здесь, то там вспыхивает торжественное трезвучие красного, синего, белого — цветов знамени французской революции 1789 года. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Васильев, А. И.
Он любил писать горные, морские и лесные пейзажи, давая почувствовать безграничность и беспредельность высей и далей. А знаете что: я уже устал по жизни Малевича прикрывать (возраст уже не тот, да и времени. ). «И. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва.
Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. У ног Свободы раненый. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей».
Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Чем так покорил зрителей талантливый мастер.
Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Правда, очень часто в ландшафтное пространство своих картин Фридрих не позволяет войти фигуре, но в тонкой проникновенности образного строя раскинувшихся просторов ощущается присутствие чувства, переживания человека.
В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля. Немногим более ста лет назад сакральное предназначение искусства было настолько ясно всем, что его определение заняло всего три строчки в «Толковом словаре» В. Даля: «Изящные искусства стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отражение мы видим в вещественной природе». Были ли у него крылья. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Стожаров а так же ныне живущие мастера старшего поколения – Ю. П.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.
Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Мотив. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена).
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Россини последующий этап (1830—50-е гг. )— творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики.
Жуковский, П. И. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона.
Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Хотя на изобразительное искусство романтизм повлиял не столь сильно, как на литературу, тем не менее, он оставил ярку страницу в истории живописи. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Романтика бессмертна. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Серов, М. А. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет.
Грицай, В. Ф. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Орловский. Родоначальниками этого направления стали величайшие русские художники А. Г. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. 1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты.
Не была исключением и живопись. Я Вам предлагаю (как вариант из. ) прочесть книгу И. Эренбурга "Люди, годы, жизнь. "Он был знаком и в Париже и в Москве с множеством творческого и знаменитого люду (период от 10-х до 20-х годов XX века).
Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Без прямого указания на профессию живописца.
Неоднократное повторение этих цветов поддерживает мощный аккорд трехцветного флага, реющего над баррикадами. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Это был какой-то вихрь.
Это мир искусства. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. alichca, ну разве ЗА ЭТО его "квадрат" в третьяковку поместили. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж.
Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Крымов, А. А. Художник Владимир Волегов приоткрыл нам завесу таинства. И вновь вернули художнику. Прежде в нем видели автопортрет художника. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. К. П. Брюллов. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Автопортрет. Это определялось и исторической обстановкой и традицией.
Следовательно, не было и этой причины. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Венецианов, Г. В.
Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Автопортрет в костюме Гамлета. Верди. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. К. Д. Фридрих.
Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов.
К. Айвазовский». Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе.
и «Ухаживание» – 1881г., Джон Уильям Годвард – «Обручальное кольцо» – 1891г. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.
Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Артист, поэт, музыкант— излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Причем автопортреты художники рисовали не на заказ, это был творческий порыв, своеобразный самоотчет перед современниками. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов.
Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. 1850 год. Это были законченные переполненные композиции с точной компоновкой плана и мелких деталей. В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием.
На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Русский музей. Если образы Гавроша, Свободы, студента, рабочего — почти символы, воплощение непреклонной воли борцов свободы — вдохновляют и призывают зрителя, то раненый взывает к состраданию. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840).
Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Излюбленный тип романтического пейзажа — затянутое темными тучами небо, сквозь которое пробивается лунный свет или мрачное бушующее море, где все напоминает о неустойчивости человеческой жизни. Шишкин, Ф. А. С. Ф. Щедрин.
В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Александр Гессе (род. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера».
Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства.
Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями.
Смогут ли устоять люди. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Англия была классической страной романтической литературы. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Грабарь, С. Ю.
Эти ошибки были уже разрешены творчеством Жерико, но Делакруа еще раз демонстрирует романтическое кредо, что живопись – это не правда ситуации, а правда чувства. Основной чертой английской живописи всегда был интерес к человеческой личности, позволивший плодотворно развиваться жанру портрета. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). 1806 г. Национальная галерея, Лондон.
Жерико, Делакруа и его последователи. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр.
Куинджи, В. И. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Закат солнца. Красивы тела, лица полоненных людей.
Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Многим дано мало, немногим многое.
Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). К. П. Брюллов. Но после войны народ не получил воли. Эжен Делакруа. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы.
Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Туржанский, Н. П. Никто не является мерилом для всех. Последовательный и принципиальный отказ западного изобразительного искусства от живописной традиции в угоду фетишу «новизны» привел к тому, что оно всего за несколько десятилетий выродилось в «современное искусство» – феномен, к искусству отношения не имеющий. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св.
Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось. Сорока, А. К. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи. Какие портреты, какие странности. Суриков, В. М. Свобода на баррикадах.
Париж. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Живопись не была исключением.
За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. 1821 г. Собрание Жамо, Париж.
Просмотрев видеоролик, можно приобщиться к созданию необыкновенных творений художника. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров.
академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Такого термина нет в схемах советского искусствоведения: романтический реализм был неинтересен партийным идеологам, поскольку абсолютно непригоден для использования в целях пропаганды, агитации и «воспитания в духе». В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. и А. П. Ткачевы, Е. И. Зверьков, В. И. Иванов, А. А. Тутунов, В. М. Сидоров и другие.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Само наличие такой впечатляющей «родословной» устанавливает не только эталон качества живописи, но и не менее высокий уровень ответственности живописцев перед великими «предками». Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон.
Ланкре – «Танцующая Камарго» – ок. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Пластов, С. В.
Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Эти принципы позволяли художникам в одном произведении отражать события утра, дня и вечера или бытовые сцены и мифические баталии, в терминологии современного человека – это как несколько серий в одной. Эжен Делакруа.
Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Плот «Медузы». Автопортрет.
Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. и др. ). И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек.
Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Портрет работы А. Тыранова. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия.
Слева студент с ружьем. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху.
В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Но сколько – вдохновили. Это можно сравнить лишь с сотворением великого чуда. Ее сильная фигура облачена в платье-хитон, лицо с идеальными чертами, с горящими глазами обращено к повстанцам.
Плот и оплот романтизма. Романтический герой всегда одинок.
Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Васнецов, И. И. Позднее влияние этого проторомантического художника будет заметно в творчестве Александра Орловского.
Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно.
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. В искусстве портрета в начале девятнадцатого века все большее внимание уделяется изображению творческой интеллигенции, поэтов и художников России, а также обычных людей и крестьян. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852).
«Девятый вал». Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. 1730г, Фрагонар – «Качели» – 1767г. Теодор Жерико.
Живопись в ряду «изящных искусств» занимает абсолютно особое место. Нестеров, Б. М. Каждому открывается душа природы по-иному. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Герой романтической эпохи: портретная живопись.
Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Левитан, В. А. Архипов, К. Ф.
.