Главные темы живописи рококо. Среди крупных представителей живописи рококо в других европейских странах: Фрэнсис Котс (в Великобритании), Жан Юбер (в Швейцарии), Густаф Лундберг (в Швеции). Музыка рококо демонстрирует поразительное гармоническое единство с живописью, архитектурой, литературой, дизайном (как мы теперь сказали бы) интерьеров и мебели того времени.
Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Например, рококо в живописи Западной Европы сформировалось на базе помпезного и пышного барокко. С развитием живописи рококо одновременно усиливалась роль реалистического направления.
Ведущий живописец рококо Франсуа Буше родился в 1703 г. в Париже. Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах. Рококо – стиль в живописи, последующий за барокко, ставший более утонченным его аналогом.
Живопись рококо, действительно, явилась выражением настроений, царивших в придворных, аристократических кругах. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Рядом с далеким от действительности искусством рококо, призванным услаждать изнеженную аристократическую публику, во французской живописи развивается реалистическое направление. Эстетику рококо мы рассмотрели в архитектуре, в живописи, в музыке, декоративно-прикладном искусстве и моде. На творчество мастера повлияла живопись французского рококо, работал в жанрах портрета, пейзажа, «сцен собеседования». Его творчество охватывает все темы, характерные для живописи рококо: мифологию, деревенские ярмарки, аллегории, китайские сценки, сюжеты из фешенебельной парижской жизни, пасторали, портреты и пейзажи. Главные темы живописи рококо.
Характерные особенности живописи рококо.
Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Этот метод «пропускания» живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля — классицизма конца XVIII столетия.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.
Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки – яркая отличительная особенность именно французской музыки Рококо – в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Актуальность темы : данная тема была выбрана, поскольку любой стиль, возникавший в ту или иную эпоху, вызывал явный интерес общества во все времена.
пустяк, безделушка). Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Никола Ланкре (1690 — 1743), французский художник, представитель искусства рококо.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно.
Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Станковым картинам начинают предпочитать эмалевые миниатюры-талисманы.
В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Наконец Ланкре создает серии картин изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Жан Антуан Ватто (1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы.
Ему удается убедить мать девушки в своей святости и та сама отводит к нему дочь послушать его благих поучений. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Рококо – стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины XVIII века, получившее распространение во Франции, Германии, Австрии и других странах.
В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. Много музицируют. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Вместо культовой семантики торжествует высокомерно-презрительный атеизм, оправдывающий господствующую в ту эпоху философию наслаждений.
Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, вот таким образом свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере. по документу из РГИА). Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах. В переходный период Регентства после безумств Большого стиля Людовика XIV, скончавшегося в 1715 г. искусство переместилось от дворцовых празднеств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Ланкре – своеобразный и тонкий художник.
Модным словом становится bagatelle (фр. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Музей изобразительных искусств им. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. В качестве образца подобной трактовки бытовой культовой утвари можно привести миниатюрный складень-триптих на экспозиции Брестского областного краеведческого музея. Испытал сильное влияние А. Ватто. Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Реалистично и живо повествующая о XVIII в. и людях, живших в эту эпоху, картина предвосхитила появление реалистического искусства во Франции. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето — воздушных эффектов. Тем не менее живопись Грёза привлекла внимание ценителей искусства из самых разных кругов французского общества. В 1750-х гг.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Картелль (франц.
Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Смерть в 1715 году короля-солнцаЛюдовика XIV, в последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Мебель эпохи рококо очень изящна. 1754, ГТГ). Если же видеть в нем барочного композитора, то можно согласиться с рекомендацией Р. Кёркпатрика объединить (по определенным, выявленным этим исследователем, принципам) сонаты в пары, наподобие популярнейшего в барочной музыке цикла Прелюдия и фуга, что придает каждой такой паре большую художественную весомость. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
Так изменились критерии физической красоты. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей).
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Под него надевали камзол. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Не было теории пропорций человеческого тела в скульптуре. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «размышляющее» состояние. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. стиль Людовика XV.
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М.
Продумывая изображение, Б. В. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня). Вначале, на очень короткий срок, он становится учеником Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп.
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. И творцы и те, кому была адресована эта музыка избегали серьезности. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. 1709).
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц». Во Франции возникло рококо в области архитектуры и сказалось преимущественно в характере декора, который приобрел утонченно-усложненные и подчеркнуто изящные формы. Вернувшись на родину в 1731 г., художник стал членом Королевской академии живописи и скульптуры.
Ланкре — своеобразный и тонкий художник. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая».
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». За внешней игривостью скрывалось совершенство формы, блестящий художественный вкус и новое прочтение человека, далёкое от ренессансно-барочной трактовки абсолютной личности.
Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо.
Эстетика Барокко с его пристрастием к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний. Многие деятели искусств, объявляют художников XVIII века авантюристами.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
В каждую из этих арок вписана одна из трех групп, резко противопоставленных друг другу: на первом плане изображены три сына, дающие отцу клятву победить или умереть, а на втором — поникшие в горе женщины. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Нередко среди роз и кустарников предстает умилительно, лукаво натягивающий лук купидон, грозящий поразить стрелою любви всякого, кто попадёт в поле его внимания. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства.
Почти всегда одночастную, в отличие от барочных четырехчастных сонат – еще одно подтверждение «миниатюризации» формы в искусстве Рококо. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1.
На рукавах были широкие обшлага. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Приложение 6). Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Его кисти принадлежат такие произведения, как «Падение Симона-мага» (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (Флоренция, Уффици), «Возвращение блудного сына» (Турин), «Кающаяся Магдалина» (Дрезденская картинная галерея), «Святое семейство», «Геркулес на распутье», «Великодушие Сципиона Африканского» (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. – рококо в его французском варианте, т. е. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей. cartel – карта, свиток бумаги).
Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. И хотя на картине приветствующий жест графа выглядит несколько театрально, это с лихвой компенсируется тем, как точно и детально Давид передает внешний облик героя: налицо нарочитая небрежность в одежде, спокойная уверенность в своей силе и т. д. Все это говорит о том, что начинающему живописцу вовсе не чужда передача реальной действительности в живой конкретности. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Оно передано иллюзорно-вещественно. Кроме фарфора— в моде серебро. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру» (см. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни.
Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Все это вместе придало искусству Батони своеобразие, но одновременно явилось причиной некоторой расплывчатости и вялости стиля.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. Так родилось название нового стиля. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. В станковой живописи этого времени создаются лучшие детские портреты, очевидно, так как маленьких персонажей не было необходимостью наделять глубоким душевным содержанием.
Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Не случайно французские клавесинисты играли, по словам Куперена, «не так, как записывали свою музыку». (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Приложение 5). Под него надевали камзол. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Он вносил в нее тонкое ритмическое разнообразие путем всевозможных отклонений от строго метрической записи (это называется агогикой) использовал богатую орнаментику. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Нужно заметить, что эта картина, выставленная в Салоне в том же году, приковала к себе всеобщее внимание тем, как был представлен герой: для него гражданский долг оказался превыше всего, в том числе и отцовских чувств. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
Становится потребностью почти всех завсегдатаев великосветских салонов. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Основное место в убранстве мебели стиля Рококо занимают бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
В орнаментике искусство музыкального рококо и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности. На рукавах были широкие обшлага. Природа здесь пышная и цветущая, погода всегда благоприятствует играм и забавам весьма легко одетых представителей человечества. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Музыка должна была развлекать и служить для развлечения. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Ножки мебели выгнуты изящной линией. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Рококо – стиль, основанный на детали. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем.
Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. Желание иметь небольшие по формату портреты в медальонах или на табакерках входит в моду. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. На карманах— огромные клапаны.
Картина пронизана вибрирующим светом, который, сочетаясь с золотистыми, нежно-зелеными и бледно-розовыми тонами, делает изображение трепетным и подвижным.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо. На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, одним словом, всевозможная программная музыка (взамен барочным абстрактным сонатам, прелюдиям и фугам и т. д. ). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Стены оформляются деревянными панелями. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ).
Фрагонар. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.
И здесь рококо ждало открытие. Остров Цитера обретает космические очертания. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Художник представляет нам сцену в парке. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
ниже). Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Например, в «Святом семействе» (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ). Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Крупнейшие представители рококо в Германии – архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Перечислять можно, черпая у любого из них: «Чувства», «Волшебница», «Любимая», «Сумрачная», «Торжествующая» (это у Куперена) или «Перекликание птиц», «Нежные жалобы», «Солонские простаки», «Вздохи», «Игривая», «Радостная» (у Рамо).
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Его использовали с негативным оттенком. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей, миловидность черт. Чаще всего художник писал знатных лиц. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Отсюда родилось название нового стиля – рококо.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Своей работой Давид не столько хотел запечатлеть убитого, сколько создать образ патриота своей родины и напомнить о той опасности, которой подвергается молодая республика. Рококо (франц. В декоративно-прикладном искусстве Германии рококо начинает завоевывать свои позиции к 1730 г., а полной зрелости этот стиль достигает, как и во Франции, в середине XVIII в. Распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты декора интерьеров и мебели, которые выполняли такие мастера как Габерман, Кювилье, Мейль. С 1760-х гг.
Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Огромное значение имела интерпретация. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). За стилем барокко следует стиль рококо. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Налицо повальное увлечение т. н.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Да и сама композиция получилась чересчур безжизненной и академической, что также не могло вызвать того энтузиазма, которым были встречены работы Давида времен Республики, повествующие о республиканских добродетелях и гражданской доблести древних греков и римлян. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). chinoiserie – китайщина).
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. К середине XVIIIвека живопись рококо окончательно выродилась в беспечно-поверхностное искусство, отражающее вкусы и настроения феодальной верхушки общества. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см.
Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. Приложение 6). Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Меняется и формальный строй его работ. Мейссонье.
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Из барочных мифологических персонажей популярными остаются Вакх, Сатир и нимфы из сюжетов – сцены из жизни Амура и Психеи история любви Аполлона и Клитни, гедонические и любовные мотивы из античной мифологии. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Приложение 8).
Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. ниже).
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. На рубеже XVIII-XIX вв. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение.
В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Но теперь её форма резко изменилась.
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Чаще всего художник писал знатных лиц. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Приложение 3). В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Натье, Ф. Буше, Ж. О. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин и динамичного узора из переплетающихся стеблей, листьев, завитков, с одинаковым успехом воплощался и в металле и в фарфоре и в дереве и в стукко и в декоративных тканях.
Фирсов, Б. В. Суходольский. Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Мелодия, сочиненная композитором (как правило, он сам был замечательным клавесинистом), оживлялась в момент исполнения пьесы самим исполнителем.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. А. С. Приложение 8).
Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Меняется и формальный строй его работ. В 1736г.
Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко.
В этой связи интересна ситуация с такой замечательной фигурой как Доменико Скарлатти, ровесником Баха: он автор огромного количества клавесинных сонат (555 по каталогу Р. Кёркпатрика), большинство из которых были писаны для королевы испанской Марии Барбары в первой половине XVIII века. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. 1767).
Приложение 1). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Еще В. В. (см.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. (иллюстрации см. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В 1723 Буше получил гран-при Королевской академии и в 1727 отправился на четыре года в Италию. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Он мастер мимолетного наброска с натуры. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
по документу из РГИА). Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Приложение 6).
Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Мебель изящна и легка.
Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Иллюзия торжествует. В 18 веке его картины собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Среди композиторов этого стиля нужно отметить Йоханна Адольфа Хассе, Эммануэля и Кристиана Бахов, а также Леопольда Моцарта, влияние стиля также заметно в музыке его сына Амадея и Йозефа Гайдна. На карманах – огромные клапаны. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Он обращается также к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Фрагонара). Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Он мастер мимолетного наброска с натуры. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Светская живопись, как и скульптура эпохи рококо, отказалась от обращения к драматическим сюжетам, а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»). (см. Приложение 7). Ланкре.
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. По подавляющему большинству это были картины на религиозные сюжеты. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. китайщиной – шинуазери (от фр. Видным художником является Пьетро Лонги.
стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Теперь не сила, страсть и героика любимая тема художников, как было в предыдущее время, а нежность игра, легкая фривольность, отражения сиюминутности жизни.
Однако все попытки подобного рода заранее были обречены на неудачу, так как события термидора и империя основательно подорвали патриотизм и гражданскую доблесть республиканцев. Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела. Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. В композициях полотен господствует тема любви или её неразделённости, моменты её проявления в ревности, легкой влюблённости, капризном кокетстве.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»).
Существует предположение, что эта картина была задумана как афиша для одного из сезонов Итальянской комедии — похожие вывески сопровождали ярмарочные театры той эпохи. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). И эта связь является существенным историческим звеном, заложившим основы изучения данного вида искусства. Распространяясь в зодчестве стран Европы, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.
К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (Государственный Эрмитаж).