Рёрих Николай Константинович, Рерих, русский живописец, археолог. В 1900 г. Н. Рерих едет во Францию с целью продолжить обучение живописному искусству. Живопись Рериха необыкновенно экспрессивна.
Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени— В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. В соответствии с требованиями жены С. Н. Рериха, Девики Рани Рерих, выразившей свою волю о передаче семейного наследия Рерихов в руки российского государства, было принято постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока с размещением его в усадьбе Лопухиных, выбранной Святославом Рерихом197.
Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Святослав Рерих когда-то сказал: «Истинный художник должен обладать силой возбудить в зрителе и слушателе внезапную волну эмоций и мыслей, наполнить душу людей новыми образами, новыми представлениями, переживаниями и вдохновляющими идеями». И, видят небеса, у него это получилось. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать.
не мешай. Высшим проявлением триадичности можно считать тройственную сущность богов во многих религиях. Но сделанное остаётся таким уже навсегда.
Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Необходимо принимать во внимание, что на персональных выставках этого периода (Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Лондон, США) ряд работ Н. К. Рериха 1917–21 гг. Там она писала письма в Европу и Америку (часть которых была издана в двух томах в Риге), переводила с английского на русский два больших тома «Тайной Доктрины» Блаватской и «Чашу Востока (Письма Махатмы)», писала книги о Будде и Сергии Радонежском, составляла тома Агни Йоги Не удивительно, что Елена Ивановна Рерих стала героиней многих картин мастера.
Братство». Ивановского, нередко играл в школьных пьесах, увлекался народными песнями. Обычно рисунок, линия в работах декоративного плана играет второстепенную роль, здесь же рисунок равноценен колористическим качествам и по виртуозности, свободе выполнения, по изысканности и изяществу, «танцующим» движениям фигур людей и животных эти произведения являют собой новую страницу истории искусства, кульминирующую тончайшую по качеству древнюю индийскую живопись и скульптуру («Зов», 1955 г., «Возвращение домой», 1954 г. ). Брамапутра означает Сын Брамы.
Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Искусство, не только способствует взаимопониманию народов мира, но и является действенной связью с миром Высшим, миром духа. Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом.
С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. А на первом плане — ребёнок, рассматривающий цветок. Если может путник найти марево далеких горизонтов, он устремится и к ним. Мальчик не смотрит вокруг себя, он видит пока лишь маленький осколок большого мира.
Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Вот танцовщица в ярком национальном костюме – сари – и с точкой-бинди на лбу.
Он получал тайные знания не только от людей, но, согласно его работам и свыше. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). Её название уже даёт ключ к раскрытию заложенной в ней мысли.
Показывая этих людейв привычных им условиях и окружении, естественно и непринуждённо он раскрывает их духовный мир, устремлённый к добру, красоте, взаимопониманию («Маленькая сестра», 1938 г., «Наставник из Кулу», 1937 г., «Мальчик из Кулу», 1938 г., «Мира», 1938 г., «Куда идёшь, мой брат. », 1938 г., «Трудимся ночью», 1939 г., «Труд», 1944 г., «Индия», 1939 г., «Дочери моря», 1946 г., «Красная земля», 1947 г. ). Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Картину «Гонец. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. «Искусство объединит человечество искусство едино и нераздельно.
Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. В это же время у мальчика проявляется способность к живописи. Е. И. всегда работала в своём кабинете наверху. Особого внимания в творчестве Святослава Рериха заслуживают индийские черты.
Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к.
Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». В центральной части триптиха — громадная символическая фигура распятого человека.
Они не вызывают вопросов, как, например, творения абстракционистов – здесь не думаешь: «а что он хотел сказать тем-то и тем-то. » Эти полотна, полные красок, не шокируют, не поражают обилием исторических деталей. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там.
На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Это указывает на то, что основной разговор в картине ведётся о психологии, о внутренних проблемах человека.
Дышать – не надышаться. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. Она хранит пять сокровищ Мира. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947).
В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913). В 1920 – 1923 годах Рерих экспонирует свои работы во многих городах Америки.
Ждали вестей»154. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. В 1897 году П. М. Оно непоправимо.
Написанная художником значительно позднее, в 1937 году, картина «Песнь водопада» и по смыслу и по форме соответствует панно этой серии. В 1941 году художник создаёт полотно «Ждущая». Выполненные в традициях национальной русской живописи, эти картины, отличающиеся выразительной композицией, мастерским рисунком, красочной декоративностью принесли Рериху известность. У него много ветвей, но корень один». Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану».
В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. «Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII – Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым.
Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. В 1932 году Рерих написал картину «София – Премудрость», на которой также фигурировал знак Триады, символ Знамени Мира. В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации.
Писали в Комитет по делам искусства. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. Родился Н. К. Рерих в Петербурге. В квартире же остались проживать бывшая домработница Н. К. Рериха и её муж, которые категорически отказались отдавать не принадлежавшие им ценности174. Чуть дальше виднеется океан.
Идет бой между двумя началами. Ответственность за всё. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св.
Еще в детстве Николай увлекся чтением книг на историческую тему, любил слушать старинные легенды, мечтал стать путешественником. (Н. К. Рерих. Обращаясь к индийской тематике, художник также использует богатые поэтические образы мифологии этого народа, например образ Кришны — легендарного пастуха-музыканта во многих вариантах темы «Священная флейта».
Неутомимость труда подбор молодых, никому не известных сотрудников простота как наверху, так и внизу. Как, например, серия картин «Волшебная флейта», главным героем которых является беззаботный Кришна с дудочкой в руках. Приостановившись, она с любопытством оглядывается кругом. В 1914 г. был издан сборник статей Рериха об искусстве, а также его легенды и сказки.
В первой версии труда В. В. Соколовского порядок перечисления этих произведений тот же, что в монографии и восстановить истину несложно: произведения 1925 года начинаются с «Моисей Вождь» (, с. 84). Культурно-выставочный центр на Байкале возник в 2002 году по инициативе Иркутской региональной общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях.
Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, Рерих с семьей поселяется в Индии, в долине Кулу.
– он сказал, - Я пойду отдохнуть, А ты, если хочешь, начни проповедовать: С вершин увидали тебя пастухи. И сказал Господь: Пойдём, Пётр, ночным дозором. Пластичность глины, земли, движения, мысли. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113.
К этому же ряду относится полотно «Воззри, человечество» (1962 г. ), где мятущаяся группа людей явно индийской этнической принадлежности предстоит видению мирового пожара, охватившего города многих наций, на фоне которого изображён исполинский библейский «Ангел последний». Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов. Форма могла бы быть и иной. Их жизнь склонилась к концу.
Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. В 1931 году Н. К. Рерихом был создан эскиз «Madonna Laboris» («Труды Мадонны»). При этом прежде всего будем поражены изумительным разнообразием этих наследий. Недаром вклад С. Н. Созданная в 1920 году серия декоративных панно «Сны Востока» (ранее художник хотел назвать эту серию «Сны мудрости») посвящена женщине как носительнице Красоты.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. В правой его части — «Куда идёшь, человечество. » — сумрачное ущелье с зашедшими в тупик обездоленными толпами. Здесь нет ничего, что бы требовало напряженной работы ума. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже.
Но его живописный талант получил развитие и мировое признание в Индии. Много сил отдал Рерих театру.
Именно с этой поры Рерих начинает созерцать природу «в аспекте сквозистой самоцветности». Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. У самой пульс был 140, но она всё же пыталась лично участвовать и в устроении каравана и в улажении всех путевых забот. Труд, безусловно, выдающийся — особенно принимая во внимание те условия, в которых пришлось работать составителю (см., например, недавнюю статью о нём (), с привлечением малоизвестных биографических материалов). Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек.
Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Почему художник написал на этой картине одну женскую фигуру. В него входят 644 поименованных произведения (включённых в основную таблицу), которые сгруппированы по годам создания и под каждым годом пронумерованы отдельно. были даны с учётом публикуемого авторского cписка. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань.
Василиса Премудрая» (1941 г. ), написанные в предвоенное и военное время. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Точное воспроизведение этой нумерации по сути гарантировало от пропуска названий при переписывании и очень облегчало дальнейшую сверку, а в публикации () сами номера были опущены (без сомнения, по указанию автора). Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
Свидетелем этого уникального творческого тандема был секретарь Рериха В. А. Шибаев. В 1921 году в Чикаго создается союз художников «Cor Ardens», вслед за ним – Институт объединенных искусств в Нью-Йорке, а в 1922-м – международный художественный центр «Corona Mundi».
Голубая Янцзыцян – длиннейшая река в мире, но Брамапутра – сын Брамы, овеяна богатым узором преданий. Славяне», среди которых «Гонец.
Выставки имели исключительный успех. Что отличает эту форму. В монографии список кончается работами 1925 года. Рядом с ребёнком — мать отдыхая, она откинула голову назад и смотрит в задумчивости вдаль.
Летом 1910г.
Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. В числе первых его театральных работ – оформление оперы А. П. Куинджи. Здесь свет – это Слово, а Слово – этоБог. Сотни и сотни радужных пятен, цветущих на холстах.
С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Рерих и Н. К. Так было собрано несколько фраз.
С 1936 года начались письма, запросы. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Был вечер.
В своих работах Рерих создает образы тех, коих считал проповедниками вечных норм нравственности, – Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лao-Цзы и др. Потом было последовательное сообщение букв. Художник изображал эту великую женскую индивидуальность как в восточных обликах Матери Мира и Куан-Инь (Гуань-Инь), так и в западном образе Мадонны или Богородицы, в разных её ипостасях: Мадонны Лаборис («Труды Мадонны»), Мадонны Орифламмы, Мадонны Защитницы. Какие-то старцы стоят на дороге.
Вон жёны с детьми. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Е. П. Маточкин отмечал, что «»София – Премудрость» (1932 г. ) ведёт свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Она несёт их на голове в плоской корзине, придерживая обеими руками. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
Золото, алмазы, рубины. Корзина не легка. Любуется гончар: простое счастье людей труда. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. От них веяло тайной.
Восстал род на род» приобрел П. Третьяков для своей коллекции. Кисть художника изобразила ее в ало-бордовом одеянии, с букетом желтых цветов на руках. Так картина Гонец.
Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Влажная глина, высыхая, запечатлевает все прикосновения.
Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. Если были на земле прекрасные создания рук человеческих, к ним придет путник.
Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Голодая, сам он предлагал свою работу. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927).
Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Картина «Вечная жизнь». Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой.
Но кувшин имеет такую форму, какую придали ему руки гончара на гончарном круге. С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. Нигде и никогда ни раньше, ни потом я не знал такой согласованности труда и устремлений.
Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. Его религиозно-философские воззрения воплотились и в творчестве – в живописном цикле «Учители Востока» (1930-е). Картина мастера «Пленница», написанная в 1937 году, может и не иметь отношения к Востоку, хотя именно на Востоке закрепощённость и унижение женщины мужским началом продолжалось дольше, чем где бы то ни было, да и форма колонн на картине напоминает индийскую храмовую архитектуру. Жена кустаря изящным движением поставила на голову один из них. Восста.
К 1910г. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием.
Для всесторонне взвешенного и обоснованного решения очень желателен осмотр подрамника и оборотной стороны самой картины (когда такое возможно) с целью обнаружения любых авторских помет, будь то название произведения, дата, номер и проч. В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. Кувшины должны все быть прекрасны.
Сам художник видит в этом свете Materia Lucida – светоносную материю. (Алтай-Гималаи, 1974, с. 64). Сколько незапамятных Божественных Знаков соединено с этой горной страной. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она.
Алтай-Гималаи). Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры55. В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Миновало, может быть, два часа, но с тем же успехом это могла быть и целая вечность. Таковы картины «Вечная жизнь» (1954 г. ), «Возвращение домой» (1954 г. ), «Эти краски никогда не должны поблёкнуть» (1964 г. ), варианты темы «Мои соседи», «Весна» (1961 г. ), «Мы тоже ищем» (1974 г. ), «И мы приближаемся» (1967 г. ), «Глина приобретает форму» (1964 г. ), «Весть» (1958 г. ) и многие другие.
Экспедиция продолжалась до 1928 года. В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Это уже не имело никакого значения. И вот последняя остановка – картина «Тишина».
На переднем плане — сложенные готовые кувшины. Беспредельное делает и мысли возвышенными. Объём написанных ею писем значительно превышает объём самих книг Живой Этики.
Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. Художник сумел передать бесконечность пространства необжитых земель, откуда пришли кочевники.
В 1896 году Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета. Именно он может строить светлое будущее своей страны».
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаНиколай РерихГоды жизни: 09 октября 1874 — 13 декабря 1947Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникХудожник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Он написал их несколько сотен и ни одна из его работ не похожа на другую. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Древние культуры России и Индии их общий источник интересуют Рериха как художника и как учёного.
Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Экспозиция музея-заповедника подразделена на три тематических раздела: ранний период творчества Н. К. Рериха, Центрально-Азиатская экспедиция и «Пакт Рериха» институт «Урусвати» и «индийский период творчества». «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на всё это готова Елена Ивановна.
Левая часть, «Освобождение» изображает массу людей, яростно борющихся между собой одна фигура силится подняться, вырваться из хаотического водоворота тел. Образ любимой супруги он увековечил не только на картинах, но и в своих очерках.
Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». К 2006 г. (когда впервые вышла эта статья) существовали два систематических описания художественного наследия Н. К. Рериха, где русские названия произведений периода 1917–24 гг.
И снова жизнь начинается — в этом её младенце. Главный герой здесь она, Тишина. Но готовую форму уже изменить нельзя.
Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Рерихи переезжают в Америку. Сказывает Господу: Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
Странно впервые увидеть ойротских наездников – финно-тюркский род, затерянный в Алтайских горах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой.
В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Хотя при этом всякий раз даётся ссылка и на вышедшую в Нью-Йорке несколько лет спустя книгу А. В. Яременко (1886–1984) (), которой В. В. Соколовский, собственно и пользовался, но помещённые там списки картин самостоятельной ценности не имеют, так как заимствованы (без упоминания об этом и, увы, с обычными для такой процедуры описками-опечатками) из других источников — прежде всего из этой монографии.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Восстал род на род» (1897), «Сходятся старцы» (1899), «Поход» (1899). В 1918 – 1919 годы художник проживает в Выборге. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха».
Н. К. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Выставки его работ проходят в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании, Англии. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. На юном лице читается полная открытость и доверие миру.
В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Это число – метафизическое, оно относится к самым распространенным в природе и культуре. Этими работами Рерих обратил на себя внимание С. Дягилева, который пригласил художника участвовать в выставке нового художественного объединеиия «Мир искусства».
Такова рериховская Канченджанга. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932). Это борьба Света и тьмы.
Часто остаётся лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная её слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами.
Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926). К этой серии близки религиозные картины – «Сострадание», «Мадонна труда».
В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Спутницей его жизни стала «первая леди звукового индийского кино» Девика Рани Рерих. Последующие варианты этой работы художник написал в 1933 и 1936 годах. Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. Так, одна из самых известных его работ – портрет пандита (ученого, брахмана) Джавахарлала Неру, верного соратника Махатмы Ганди и первого премьер-министра Индии. Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление.
Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)175, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии176, Литве ит. д. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Для многочисленных исследователей творчества Н. К. Рериха, пишущих на русском языке, незаменимым справочником по названиям его художественных произведений стал (и зачастую остаётся до сих пор) вышедший в 1974 году хронологический перечень В. В. Соколовского (1906–1987) (), существенно доработанный в издании 1978 г. (). Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88.
В книге А. В. Яременко строчка «1925» почему-то выпала — и таким образом все они «переехали» в 1924 г. В. В. Соколовский последовал за А. В. Яременко, вот таким образом под 1924 годом у него ошибочно значатся многие произведения следующего года, среди которых большинство картин из серии «Знамёна Востока», а также работы, написанные с марта по август 1925 года, когда художник находился в Кашмире и Ладакхе. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений.
Свет у Рериха не списан с натуры. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132.
Во всех отношениях она была «Ведущей», как Н. К. это изобразил на нескольких своих полотнах. Такова его картина «Пиета» (1960 г. ).
Конечно, не физическою, но духовной пищей. Он лишь начинает изучать его. Вот так вот, с прописной буквы. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Вдали — горящие ярким синим цветом горы. Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю.
Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Много экспериментирует с составом красок использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Рериха, «Карма Дордже», 1974 г., «Пандит Джавахарлал Неру», 1942 г., «Асгари Кадир», 1943 г., «Д-р С. Радхакришнан», 1959 г., «Девика Рани Рерих», 1946 г., «Портрет Раи Богдановой», 1939 г., «Пандит Мору Рам», 1973 г., «Индира Ганди», 1987 г. ). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта».
Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. Номера в списке соответствуют авторским номерам на оборотах или подрамниках картин — в тех случаях, когда их удаётся там обнаружить (с произведениями данного периода, насколько нам довелось наблюдать, такое происходит намного реже, чем с картинами последующих лет). Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). У будущего художника возникает интерес ко всему, что имеет отношение к Древней Руси.
Однако в стране, где столь сильны ещё вековые традиции, где мифология и разнообразные верования тесно переплелись с жизнью народа, где быт людей деревни всё ещё внешне мало изменился по сравнению с давно минувшими временами, сюжеты с определённым философским подтекстом не кажутся «историческими» или «символическими», в отличие от произведений западноевропейской тематики. Этой картине мастер предпослал прекрасную легенду изложенную в его статье «Женщинам»: «Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду: Обеспокоился Апостол Пётр, ключарь Рая. Дягилева в Париже).
выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России184. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54.
Посылали книги. Его портреты в своём общем настрое возвышают понятие «человека», раскрывая как внутренний духовный облик, так и внешнюю красоту портретируемых — близких ему людей и выдающихся общественных и культурных деятелей независимой Индии (портреты Е. И. В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. На нём запечатлена Девика Рани, супруга и муза Святослава Рериха.
Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём.
Техника темперы по влажному картону требовала именно такого темпа работы. Влажный малиновый закат знойного дня. Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса.
Л. 5). Рерих не получил ответа на посланные обращения. Упомянутый выше триптих «Распятое человечество» имеет несколько прочтений. Там находится вход в священную страну Шамбалу.
В 1940 году в галерее им. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество.
Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Треугольник, стоящий на основании, визуализирует восхождение. С 1905г. Вспомним миф «О Происхождении Гор». Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Какие это сокровища.
Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. Н. К. высоко ценил и принимал малейшие её советы. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце».
Himalaya. В этих панно можно увидеть и идею гармонии человека с природой: героини картин «Песнь утра», «Песнь потока» и эскиза «Язык птиц» изображены не просто на фоне природы, но именно в общении с ней. Куинджи, который сыграл большую роль в формировании таланта Рериха. Прообразом героини этой картины, скорее всего, тоже стала жена художника. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Микешина, у которого юноша в 1891-1893 годах брал уроки рисования. Я останавливаюсь у картины с видом на гору Канченджангу на рассвете.
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года187 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша182. За порядковым номером в авторском списке следует название произведения (как правило, по-русски), техника исполнения, нередко указано имя его владельца, местонахождение, некоторые другие подробности. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Таков его триптих «Распятое человечество», написанный во время Второй мировой войны.
Индийцы называли Рериха почетным именем «гуру» – «учитель». Не нужно было больше никуда спешить и всё вдруг стало таким близким и понятным. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно. Если пытаться это сделать, она разрушится. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину.
Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Художественное наследие Рериха огромно. В Акакдемии же художник проучился еще год, после чего в 1897 году покинул ее ряды в знак протеста против увольнения любимого учителя – А. И. В карельский период творчества Н. К. Рерихом была написана похожая по сюжету картина «Ждущие», на которой были изображены четыре фигуры – одна женская и три мужских, явно символизирующие семью Рерихов. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости».
Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Когда поводырь устал, он сказал Бэде, что вокруг собралось много людей и они хотят его послушать. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23.
Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). по англоязычным источникам. Catalogue Raisonn», составленный К. Руппертом (последняя редакция 2000 г. ).
говорит он от сердца. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас.
Динамичное по композиции полотно «Иаков с Ангелом» в ярких сопоставлениях вихря светотени изображает сцену яростной схватки не на жизнь, а на смерть этих двух Ветхозаветных персонажей. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный.
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. устанавливались по единственно доступным в то время материалам, т. е. Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Эти этюды создавались с натуры и писались достаточно быстро, практически в один прием. Он, как известно – одно из центральных божеств в индуистском пантеоне и центральная фигура эпической «Махабхараты», а в символическом смысле воплощает собой божественный акт творения. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл.
Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Много внимания Рерих уделял изучению буддизма и других мировых религий. Новым персонажем в творчестве Н. К. Рериха в 1938 году стала «Дева снегов» (или, как иногда называется эта картина в каталогах, «Снежная дева»). На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик.
Успокоится под их сводами в сиянии их фресок и стекол. Но осуществить задуманное смог только Ю. Н. Рерих, уже после ухода Е. И. Рерих из жизни. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Отчего так зовётся эта величественная гора. Таковы картины «Настасья Микулична (1938 г. ) и «Добрые травы.
Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Там же зародилась и Ариаварта. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.
К. Э. Циолковского А. С. Коротеев227228, академик РАН, президент Российской Экологической академии, Советник Президента Российской Федерации А. Л. Яншин224229230, академик и вице-президент Национальной академии наук Кыргызской Республики В. М. Плоских224231232. Особое место занимает полотно «Явление срока». Это, во-первых, электронный каталог «Nicholas Roerich. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями».
Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Произведения, написанные в Индии, разнообразны. Космическому Женскому началу посвящено немало картин Николая Рериха. Она проводила труднейший, опасный эксперимент открытия энергетических центров сознания (чакр), тесно связанный с принятием и утверждением в обществе учения Агни-Йоги.
Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины.
А с другой – уже нет реальных людей, да и сюжеты преисполнены символизма. Если бы кто-нибудь задался целью исторически просмотреть всемирное устремление к Гималаям, то получилось бы необыкновенно знаменательное исследование. Взгляд в раздумье устремлен куда-то за границы полотна.
Моя страна прекрасна». Существовали ли работы под пропущенными в списке номерами, вопрос непростой. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Эти организации во многом обязаны своим существованием Рериху. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
К примеру, северный пейзаж мог выступать и под звучным топонимом и под его переводом и как карельский эскиз (см., напр., ). Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Я потерял счет времени, блуждая по залам музея. Перелом в творчестве Рериха, окончательно перенёсший интересы художника из области реалистической светоносности в область светоносности мистической (мистика как наука о сверхъестественном сегодня, стремящемся стать естественным завтра благодаря процессу научного познания), как весьма точно подмечает в своих черновых набросках А. П. Иванов, относится к 1909-1910 годам.
Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Но основным центром картины является лицо Иакова, написанное с глубоким психологизмом.
С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис178 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии179. Так различаются люди на равнинных и на горных.
В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Она подчиняется числу три, происходит из триады, материализует триаду. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: Ш-ш. ». С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени.
Картина Куинджи «Ночь на Днепре» произвела в художественном мире при первом её показе настоящую сенсацию – изображённая на этой картине луна светилась, как настоящая. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Художественное творчество Святослава Рериха, посвящённое служению идеалам гуманизма, борьбы за мир, за взаимопонимание народов, духовному и интеллектуальному развитию личности, в стилевом отношении родственно многим, порой противоположным художественным концепциям — русской прогрессивной реалистической школе живописи, традициям лучших периодов искусства Западной Европы (Ренессанса Италии, Испании, Голландии), богатейшим ценностям сокровищницы искусства Индии, древних её росписей, прикладного искусства, скульптуры.
Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975).
В доработанном перечне () порядок уже алфавитный и, чтобы установить верную дату создания — 1924 или 1925, — в каждом случае следует свериться с публикуемым авторским списком (либо с можно и с, следуя вышесказанному). Всё возможно формировать. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151.
В неизбежном выборе ответа на вопрос об определении для своего искусства природы философской категории прекрасного, в споре о том, «что прекрасно в жизни», Святослав Николаевич в своём творчестве указывает на простой, но опоэтизированный труд и быт народа. Бородина Князь Игорь (антреприза С. П. Все это так. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года.
В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Что указывает на ирреальность горных пейзажей Мастера. С одной стороны, это символическое, страстное отображение кризиса современного мира, приводящего к войнам и ужасным человеческим трагедиям.
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».
Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. Вот, кстати, о Гималаях.