Ярко-праздничный крестьянский быт и жизнь провинциального купечества – основные темы живописи выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Любителям русской живописи хорошо известно имя такого замечательного отечественного художника, как Борис Кустодиев. Работы, конечно же, лучше всего смотреть в большом разрешении--внизу ссылка. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович, советский живописец, график и театральный художник. После возвращения из Парижа в 1904-м (годичной командировкой туда Кустодиева наградила Акадеимя художеств – "за отличные познания в живописи") они с женой поспешили в полюбившийся им больше французской столицы костромской край.
Борис МихайловичКустодиев, советский живописец, график и театральный художник. Живопись идеала Бориса Кустодиева устремлена кнаилучшему, совершенному- его герои часто изображены намного большими, нежели требует реализм, вместе с тем, герои портретов составляют единое целое с окружением, растворяются в окружающем пейзаже-сказке, легенде. Первые уроки живописи Борис Кустодиев получил именно в местной астраханской гимназии.
Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Кустодиевой. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным».
Но и в таком, можно сказать, упрощенном виде Госиздат опубликовать сказки не смог: легкий штриховой рисунок хорошо смотрится лишь на более или менее приличной бумаге, а в распоряжении у Госиздата была лишь грубая газетная. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
1915 У окна. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Но интересовала Кустодиева только живопись. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.
И. Шаляпин». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Это собирательный образ России. Предмет интересует его в меру своей характерности. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. К вечеру у художника поднялась температура. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Без сложнейшей операции не обойтись. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.
Мы жили на третьем этаже. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Поскольку художник воссоздает образы своего воображения, его картины повышенно декоративны. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским.
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Место действия перестает быть фоном.
Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.
Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.
Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. В пятнадцать лет Кустодиев начал заниматься у художника Власова, по совету которого тремя годами позже он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Это были живые типы Островского. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Любовь к ней отражается в каждой работе.
Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом.
Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Но и она только чуть приглушила боль. Но и среди них выделяется портрет Грабаря.
Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Вторую родину он открыл для себя в Кинешме.
Это вполне понятно. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Работа была заказной. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Только одно рисовать. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки.
Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Художник создал картину о революции, которая стала своего рода полотном историческим, хотя средства, которыми он пользуется, совсем не те, что раньше, когда писал он документально-исторические сцены первых дней свержения царизма. – писал ей когда-то Кустодиев. На революцию 1905 года Борис Кустодиев отреагировал серией аллегорических рисунков, отражающих остроту исторического момента.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря.
И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел.
Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. ДО КОНЦА. «Рассказ, — пишет В. В.
А может быть именно вот таким образом и стоило. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930).
Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. В послереволюционные годы Борис Кустодиев трудился над произведениями на новые для него темы. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. А ведь в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, но он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные "волжские" серии.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то.
1910 На террасе. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Так он и работал. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. Возможно. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Характерна в этом плане картина "Купчиха" 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Так оно и было. С формой же предмета — будь то машина, человек, животное — распоряжаться так свободно, как с цветом, нельзя». Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова.
Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Но бодрость не покидала его. М. Г. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Вместе с семьей отправляется в Париж. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Будто впервые. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует.
Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
— не просто натура, «вставленная» в холст. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. же время живут».
Воинов, художник действительно «часто видел во сне, будто перед ним его собственная картина, но лица, на ней изображенные, оставаясь в тех же малых размерах, движутся, живут. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Рериха (1913), М. В. М. Г. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Билибина (1914), Е. Е. М. и В. А. Кастальские), няня. Что это за город. Зашел с мороза прямо в шубе.
Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Добужинского (1913), И. Я.
Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре.
Грабаря (1916). Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
И тогда художник делал не только иллюстрации, но и всю книгу, рассматривая ее как единое целое. Художник – без рук, он жить не сможет. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой— 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника.
Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину.
Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет.
Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Портрет И. Б. Кустодиевой. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ».
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната.
Я терпелива. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.
(Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Угол зрения, под которым мы начинаем смотреть картину, — резко сверху, как будто с колокольни, но фигура большевика взята снизу иначе он не казался бы нам таким гигантом. И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы.
Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Он жил в состоянии радостного возбуждения. Высота комнат необычайная. Она была рядом. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Он оставлял место для наития. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям.
Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Для работ художника характерна стилизация— он изучает русскую парсуну XVI—XVIIIвв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Но и в этом случае сила их таланта делает иллюзию не менее реальной, позволяя ощутить невидимый дух времени.
Иначе и не могло быть. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам.
В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Искусство требует всей жизни. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием.
Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках.
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Отца своего он почти совсем не помнил. и т. п. Чертовски трудно. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Нестеров. Лансере (1915), И. Э.
1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Дверь в предбанник распахнута и оттуда сквозь окно виден залитый солнцем зимний город в инее, лошадь в упряжи. А художник был почти беспомощным.
Жизнь, творимая воображением художника, словно бы не находит себе покоя и завершения в картине. А вот что пишет Н. А. Написанные яркими красками разноцветные балаганы, торговые палатки, карусели, нарядные тройки, катания с гор создают радостное, мажорное настроение.
Любуясь чувственной красотой своих героинь их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. Образы героев Гражданской и Великой Отечественной войн предстают на картинах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Сергея Васильевича Герасимова и др. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Ему категорически запрещено работать. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Болезнь прогрессировала. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности.
Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Он побывал во многих картинных галереях и познакомился с живописью известных европейских мастеров. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Кустодиев. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались.
Сохранился лишь сделанный в 1916 году большой эскиз, который сейчас находится в Государственном Русском музее в СанктПетербурге. А болезнь художника прогрессировала. Только щеки да нос краснеют». Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
В 1916 году наступил полный паралич ног. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Однако можно сказать, что его повествования развертываются не во времени, а в пространстве. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Но еще – память, воображение. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера».
Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Картина эта, к сожалению, завершена не была. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Как рассказывает В. В. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. На заднем плане видно здание Румянцевской библиотеки — дом Пашкова, но какие-то куски пейзажа напоминают Петроград. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Кустодиевой с дочерью Ириной. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Я. Билибин, 1901).
Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. И. Е.
После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
К этому времени у них уже родился сын. Вот кого рисовать-то. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное.
Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Давая советы своему сыну, К. Б. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Что было в его силах в это смутное и голодное время. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Какова шуба на нем.
Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. А шуба. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
– Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Занимался Б. Кустодиев и скульптурой, его бюсты-портреты отличаются большим сходством с оригиналом.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Бородатые, угрюмые худощавые люди сидят с гвардейской какой-то суровой выправкой, отвернулись от снеди, которой завален прилавок, — чай и баранки. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей.