«Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера.
В большинстве они представляют первые наброски фигур Купания». Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Он весьма искусно вписан в композицию картины, не теряясь на общем фоне, но и не заслоняя собой основной сюжет. Глаза прекрасных героинь отведены в сторону. Зимой Кузьма выполнял случайные заказы от самарских вывесочников.
В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы. И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий.
В родном городке молодому живописцу улыбнулась удача. Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты.
Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Закончив ее, художник очень надеялся на успех. Дальнейшая судьба картины «Купание красного коня» полна самых разнообразных приключений. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет.
Успех пьесы вдохновляет художника на последующую работу над ней. Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Художник намеренно разложил свободно предметы натюрморта, чтобы придать им значительность. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах).
Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Открытая, яркая цветовая гамма придает работе монументальность и декоративность. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века.
В феврале 1908 Пикассо вел небольшой этюдный альбом, состоящий из девяти рисунков. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Гимн пластике и изысканности хорошо сложенному мужскому телу звучал не только в работах талантливых живописцев, но и в прогремевших на весь мир Дягилевских балетных спектаклях. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину «Купание красного коня». Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями.
Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию. Ржаной хлеб лежит пайкой. «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.
Одним из символом России всегда был конь. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. Большое впечатление эта картина произвела на Владимира Татлина. Мария Федоровна отказалась и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). Художник же – человек, который обладает тонкой душой, способный не только воспринять идеальное из жизни, но и отразить ясным, понятным для каждого намеком».
Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. Черты юной большевички, бережно держащей на руках своего младенца исполнены безмятежного покоя и женственности в охваченном кардинальными переменами мире.
Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка1. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый».
Потом в композиции картины появляется всадник (судя по эскизам, в первом варианте его не было). На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими).
В основе картины лежат впечатления провинциальной жизни автора. По иконописным традициям также изображена Дева Мария на иконах «Введение во храм».
Толстого, картину В. Перова «Проводы покойника», васнецовских «Богатырей» и другие произведения. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время.
Купанию», по-видимому, предшествовал рисунок Купальщицы» (1908, Музей Пикассо, Париж), манеру которого можно определить как более реалистическую. В ней и намека нельзя было увидеть на образ гордого коня. Это один из самых выразительнейших памятников петроградской селедке 1918 года. Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве.
Поза мальчика, купающегося в воде, заимствована с картины Энгра. С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Однако молодой провинциал очень быстро охладевает к занятиям в училище, где готовили больше ремесленников («прикладников»), чем художников и в 1897 году переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где набирали учеников В. А. Серов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, П. П. Трубецкой.
После окончания училища молодой художник оказался в стороне от художественной жизни. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792).
Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию и вызвала много споров. Собака была добавлена в композицию поднее. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин.
С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. Он не вступил в объединение своих товарищей «Голубая роза», хотя противопоставить их концепции ему было нечего.
Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. Спускаются с косогора молодые женщины. Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить «Конягу» М. Е.
В 1914 году ее отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальмё. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Художник изобразил ее уменьшенной взрослой, пренебрегая пропорциями детского тела.
Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться розовой наготой нимф и фарфоровыми личиками пастушек.
Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины.
Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы.
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Неожиданная, абсолютно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме. », гоголевскую птицу-тройку, блоковское «Летит, летит стальная кобылица» и др. ) и стремился тоже «возвысить» своего коня, дать его идеальный, пророческий образ. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке «Мир искусства», причем устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток.
С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. И мадам, засучив рукава, принялась за дело.
Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ. Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием.
Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Несмотря на то, что Диана всегда считалась богиней суровой, привычной к лишениям охотничьей жизни, Буше не может отказать себе в удовольствии написать ее на фоне роскошных драпировок. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века.
Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью. Вторая картина называется "Летняя пастораль".
Картина изображает живую сценку из жизни парижан, отдыхающих в Аньере близ Парижа. Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз. Часто его образ используется и в живописи и в литературе. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Тема его – гибель красного командира на полях гражданской войны – перерастает конкретный исторический сюжет и становится вневременным символом жертвы во имя высокой идеи.
Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном – за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно для импрессионистов.
Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Но картину "Марс и Венера, застигнутые Вулканом" следует считать исключением из этого правила. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать «Купание красного коня». По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Напрасный труд утверждать, что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью.
Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). На голове одной из женщин повязан платок, словно венец на иконе вокруг головы святой. И в один прекрасный день она стала его любовницей. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Точно не установлено, кто изображен на холсте.
В картине «Селедка» отражена военная коммунистическая эпоха. Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. Спрашивается, зачем же художник. К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии "официальной фаворитки".
Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. В ней проиллюстрирован целый миф. На заднем плане мы видим двух мужчин, также имеющих по четвероногому другу, белому и коричневому. Здесь можно предположить, что речь идет не только о конкуренции людей с природой, но и друг с другом, что символично смотрится на фоне последующей Великой Октябрьской революции, приведшей к столкновению белых и красных войск, где, помимо упомянутых сторон, сражались и анархисты. Можно предположить, что автор обладал уникальным видением происходящего и будущего, что несомненно является важной чертой для творца.
Вскоре молодые люди заключают брак в мэрии и переезжают в Париж. В мальчике никогда не возникало мысли стать живописцем. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов.
«Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. Все это великолепие создает колоритный фон для центральной фигуры – желтой купальни. Вот таким образом конь на переднем плане — красный, другие кони вдали — розовый, буланый и белый. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть.
Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Несмотря на то, что мадам Помпадур очень любила Буше и считала его гениальным живописцем, она не питала иллюзий относительно его способностей к писанию портретов. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем.
Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева.
Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня». Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной".
В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Портретная живопись не была "коньком" Буше. Погожий денек, залитый ласковым солнцем, отображается особенным, характерным именно для Кустодиева, способом.
Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Петров-Водкин сказал вечную истину, определяя цели искусства. Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. До точного самоопределения оставались годы.
Новая страница жизни начинающего художника – переход в Московское училище живописи, в котором к преподавательской деятельности тогда приступили кумиры молодежи – Валентин Серов, Исаак Левитан, Константин Коровин, Мартирос Сарьян. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Вернувшись в Петербург, художник уходит с головой в постановку своей пьесы «Жертвенные» в Передвижном театре Гайдебурова. Экзамены в училище потерпели провал, что стало причиной заняться другим родом деятельности — «художествами».
Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее «буревестником революции в живописи». Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Работа над картиной была начата в 1914 году в Хвалынске. Салтыкова-Щедрина, «Холстомера» Л. Н. Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ.
Первый листок содержит только дату 8 Fevrero (8 февраля), что позволяет очень точно обозначь точку отсчета в создании Купания». Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Как и у большинства персонажей, ее голова изображена строго в профиль и повернута вправо.
Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск. Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К. К.
Это было этапное произведение в творчестве художника. Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Рядом с женщинами стоит маленькая девочка.