ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). Высокий – торжественный, величавый. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). В годы империи Наполеона 1 в архитектуре нарастает пышная репрезентативность (Ш. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси).
Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Клод Лоррен более свободен в построении композиции, нежели любой из его современников. Из картин Прюдона одна («Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением») по страстности и силе выражений и по колоритности считается предвестницей нового направления, которое, впрочем, обнаружилось лишь пятнадцать лет спустя. Добролюбов, Н. Г. Брюллов и А. А. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому.
Пуссен пишет главным образом пейзажи. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем.
«На картинах и в театре можно видеть людей изображающих страсти, которые, однако, не выражая характера, свойственного представляемому предмету имеют такой вид, как будто они играют комедию и только пародируют то, чем они должны быть». Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж. Б. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее.
Его «Воспитание Ахиллеса» (1783) составило ему имя. Учение о трёх стилях, т. е. как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Позже их стали изображать в античных тогах.
Избегая резких контрастов, он передает тонкие переходы светотени. Роль танца (особенно любимого самим королем) возросла, хотя он еще не выделился в самостоятельное искусство балета. Просвещенная монархия отождествляется с достоинством и порядком.
Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. Б. Пиранези) послужили отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия).
Из картин Венсана назовем: «Велизарий, просящий милостыню», «Зевскис избирающий себе натурщицу между кротонскими девушками», «Генрих IV и Сюлли», «Битва под пирамидами». Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Русский классицизм в живописи 19-го века занимает почетное место, поскольку имеет свои открытия и особенности. Одним из таких поэтов был М. Ю.
Гоголя. Место Парадного портрета, столь популярного в прошлом, занимает портрет интимный, а в пейзажной живописи возникает пейзаж настроения, представленный такими художниками как Гейнсборо, Гварди, Ватто. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Почти одновременно с Вьеном и Пьер Перрон (1744—1815) старался возвратить искусство к изучению антиков и природы. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М. Ю. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
Тогда она всеми воспринималась как актуальное политическое воззвание. Его «Спящий Эндимион», в котором лунное освещение давало повод к некоторой колоритности, был хорошо принят публикой, но в фигуре виден недостаток школы. (архитектор Н. Тессин Младший). Классицизм первой половины XVII в. выражал стремления наиболее просвещенных слоев французского общества, считающих разум высшим критерием всего прекрасного в реальной жизни и в искусстве. Это был высший образец.
Лежащие в основе эстетики классицизма принципы рационализма (те же, что определили философские идеи Р. Декарта и картезианства) обусловили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. В его раннем творчестве можно обнаружить стилевые элементы роккоко и сентиментализма.
Настоящим триумфом петербургского периода стало произведение «Руслан и Людмила», увидевшая свет в 1820 г. Сюжетные линии, героев и некоторые сцены Пушкин брал из других исторических и литературных источников, делая свою художественную обработку. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Жерар прославился как портретист и, действительно, сравнение портретов его работы с портретами XVIII столетия, например Гиацинта Риго (1659—1743), показывает огромный шаг по пути к простоте и натуральности, так как Риго моделям своих портретов, то искусственным и жеманным, то торжественным, часто придавал даже атрибуты мифологических богов.
В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Мир его пейзажей полон живой красоты и поэтических чувств. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Зародившийся в начале XVII в. классицизм становится ведущим направлением уже во второй четверти этого столетия. Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг. ).
В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Некоторые из них были официальными живописцами церквей и монастырей и луврских плафонов. В 1802 г. выставлена картина «Ипполит, Федра и Тезей», потом «Андромаха» (1808), «Эней и Дидона» (1817). Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом.
Это мы находим в комедиях Д. И. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Приоритет линии над краской- четкий контур. Этот портрет не овальный, как это было принято, а прямоугольный. Однако в XVII в. классицизм, существуя в полемике с барокко, превращается в целостное стилевое явление только в искусстве Франции. Находясь в Москве, в 1832 году Пушкин пишет известный роман «Дубровский», рассказывающий о помещичьем произволе, обращается к легендам в «Русалках» и реальностям «Медный всадник».
Позднее по этим живым и свежим рисункам он пишет т. н. героические пейзажи, получившие широкое распространение в живописи XVII в. Скалистые громады, большие деревья с пышыми кронами, прозрачные озера и ручьи, протекающие среди камней, — все в этих ландшафтах Пуссена подчеркивает торжественное величие и совершенную красоту природы («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649 «Пейзаж с Полифемом», 1649). В. Боровиковский «Портрет Г. Р. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Деятельность Ж. Л.
Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме).
Логика развития архитектуры классицизма — от изысканного, в духе греческой классики, восточного крыла Луврского дворца до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А. Ленотр), в которых человек теряется и осознает себя лишь малой частью громадного мира, логичной и до мелочей продуманной системы (отсюда неслучайной кажется ипостась классицизма в сталинскую эпоху в советской России). Православие — это путь к возрождению русского государства.
Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум).
Одной из первых известных женщин-художниц была представительница немецкого классицизма Мария Анна Ангелика Кауфман (1741 -1807). Скульптурность элементов. В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города. В одном из лучших произведений на античную тему Царство Флоры (художник собрал персонажей эпоса Овидия, которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др. ). Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833).
проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу». Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи Нахождение Моисея). В этом, конечно, должно бы выразиться прямое отличие от классицизма, но. стремление к суровой простоте в творчестве К. Н.
Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом серия пейзажей Времена года, Аполлон и Дафна). Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Источники фразеологизмов. Жизнь представала в их картинах облагороженной, а люди — идеальными и героизированными. Во 2-й пол.
Благодаря развитию образования в России пробуждается огромный интерес к античной истории. Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
Стихия безжалостно губит жизни и тщетны всякие усилия по спасению. Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. В подражание королевским дворцы и отели строились по всей стране.
Его основа – стремление к рационализму, к разуму и порядку, которые в идеале должны были бы царить в централизованном государстве. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16.
В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль». Жан-Батист Викар (1762—1834), написавший, между прочим, — «Орест и Пилад» и «Электра», «Вергилий читает Энеиду Августу», провел большую часть своей жизни в Италии, не имел прямого влияния на французское искусство своими произведениями, но деятельность его отмечена в другом отношении (см. А. С.
При блестящем дворе короля-Солнце Людовика XIV (правил в 1643-1715) процветали все искусства. Его позицию развивают Н. А. Она оставила также целую серию портретов современников. Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). Строгая регламентация поведения героев. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим.
Из других его картин античного мира назовем «Смерть Клеопатры», «Алкивиад и Сократ», «Пигмалион», «Туалет Венеры», «Геркулес и Альцест» Реньо писал также и современные исторические картины, придерживаясь воззрений Давида. К картине Смерть Марата художнику удалось, как никогда более органично, совместить в этой работе черты портрета и картины на историческую тему. Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.
На всех чертежах эпохи неизменно содержится надпись императора (императрицы): Быть по сему. В "Весне" на фоне роскошной райской растительности изображены первые люди – Адам и Ева. Усилилась регламентация художественной жизни: в дополнение к основанной Ришелье Французской академии «сорока бессмертных» были созданы: Королевская академия живописи и скульптуры (1648), Королевская академия архитектуры (1671), Королевская музыкальная академия (1669). Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний и совершенно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции.
В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства 18 – нач. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.
Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен). Для полотен К. П. В творческих поисках скульпторы и художники обратились к античному искусству и переносили его черты в свои произведения. Три «стиля» по Ломоносову:1.
Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, можно даже сказать – преувеличенно-неестественно. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. серый – для стен домов.
Это труд Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) "История искусства древности" – первая научная работа, посвященная вопросам искусства. Со 2-й пол. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.
Невидимые нити связывают членов бедной крестьянской семьи, слушающей играющего на скрипке мальчика на картине «Крестьянская трапеза». Описывая 60-е гг. В его Гиппократе видна театральность движений. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. А. Канова «Три грации».
Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность (до регламентации, безличности) классицизма была взята на вооружение европейскими абсолютистскими монархиями как XVII – XVIII, так и первой половины XIX веков. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Его пейзажи лиричны, подчас меланхоличны, природа в них дышит спокойствием.
Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие. В один год с Давидом он выставил также «Смерть Сократа», но остался в этом произведении при многом старом, как в отношении сочинения, так и в трактовке форм и драпировок.
Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности».
Герои его картин – люди необычайной нравственной силы исполненные сознанием своего долга. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Жерар (1770—1830) — тоже ученик Давида — получил первую известность картиной «Велизарий (любимый сюжет того времени), несущий своего спутника» (1791) — одно из лучших произведений классического направления она имела большой успех, но его «Психея» менее понравилась. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ.
Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма. Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре 17 в. – восточный фасад Лувра (К. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально иногда загадочно глядят на зрителя. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1824 дня. Один из крупнейших представителей классицизма – Жан Огюст Доминик Энгр.
Протяженность соседних предметов. У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. По исполнению — живопись вроде той, как у Давида. classicus – образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 – нач.
Вернувшись из Италии на родину, Вуэ стал придворным художником. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетикиПросвещения.
(в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Грибоедова. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения.
Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Этому призыву последовал русский писатель Н. М. Классицизм 18 – начала 19 вв.
Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Высокое развитие в живописи классицизма 17 в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о "золотом веке" человечества. Законодателем «большого королевского стиля» был Шарль Лебрен, руководивший огромными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля.
Пушкина и Н. В. Высоким образцом данного направления является живопись Никола Пуссена (1594-1665). Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка.
В 1655 г. художник исполнил свою замечательную картину «Похищение Европы» изображающую чудесный морской залив, на берегу которого растут деревья. Это породило волну интереса общественности к искусству. Это, к примеру, постройки Царского Села (А. Ринальди), Александро-Невская Лавра (И. Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн. Эти просветленно-поэтические полотна по колориту похожи на возрожденческую живопись венецианской школы (Пуссен учился непосредственно у Тициана).
Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. В Париже завершилось начатое ранее сооружение геометрически правильных единых по стилю площадей (Конкорд, 1685-86 Вандом, 1685-1701 обе — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар). Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию.
Давид принимал активное участие в работе революционного якобинского Конвента. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ», КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ». Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см. Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг. ) прославился своими комедиями и трагедией Вадим Новгородский, в которой провозглашается героический образ гражданина. окончательно сложился национальный вариант английского классицизма.
Но картина предельно статична, она похожа на эскиз для скульптора. Поэтическим чувством отмечена сдержанная и простая «Молитва перед обедом», лишенная сентиментальности, но в то же время трогательная композиция «Посещение бабушки». В то же время классицисты не стремились передать в своих картинах окружающую их реальную действительность. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно.
Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII – начала XIX вв.
классицизм сформировался в архитектуре Голландии (архитектор Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант и в "палладианской" архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др. Риго), оказавший огромное влияние на европейский портрет. Пока же первенство оставалось за историческим жанром. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум идеал гармонии и меры), Классицизм являлся своеобразной антитезой ему за внешней гармонией в Классицизм скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии).
Автор знаменитого «Соловья» на слова А. А. Дельвига Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).
Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. глядя на портрет, я не могу представить себе эту женщину в жизни. Постепенно классицизм превращался в академизм. Его творческое наследие значительно.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Из других последователей К. — Луи Дюси (1773—1847) писал на мотивы из мифологии Филипп-Август Геннекен (1763—1833), Клод Готеро (1765—1825), Шарль Тевенен (1760—1838), Жан-Батист Дебрэ (1763—1845), Шарль Менье (1768—1832) и некоторые другие писали частью античные и аллегорические, частью исторические картины, частью портреты. В Британии ампиру соответствует т. н. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма.
В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш). Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать изобретать, открывать. Поэтика классицизма «разбила» все жанры на «низкие» (басня, комедия, сатира и т. д. ) и «высокие» (ода, трагедия, эпопея).
Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармонического целого. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. Здания Сената и Синода в Петербурге. В своих работах он следовал классицистическим требованиям идущим от Аннибале Карраччи. П. Беллори (XVII в. ), а также в эстетических нормативах академистов болонской школы. Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне.
де Томон) в Петербурге и многие другие. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр.
Ломоносова, Г. Р. Классические принципы искусства того времени распространились по Франции, Испании, Германии и другим странам. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваленияабсолютистского государства «короля-солнца».
Классицизм – новое «возрождение» античности. Инициаторами строительства выдающихся памятников архитектуры также часто выступали богатые вельможи: Юсуповы, Голицыны, Шереметевы. В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема.
В 1835 году выходят знаменитые «Египетские ночи», а в 1836 – «Капитанская дочка», принесшая невероятный успех Пушкину. Классицизм (от лат. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени.
В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. С годами углубляется философская сторона в творчестве Пуссена. Большего признания в этом стиле получили Ж. Мольер, Вольтер (Франция), Л. Гиббон (Англия), М. Твен, Д. Фонвизин, М. Ломоносов (Россия).
Это свойственно и известному полотну «Ацис и Галатея» (1657). боз-ар). Большинство живописных приемов заимствовалось из античного искусства. Новаторски подходит художник к свету, который идет как бы из глубины картины.
Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. А ночевка с цыганами по пути в Одессу принесла Пушкину вдохновение на создание в 1824 году поэмы «Цыганы». Пьер-Поль Прюдон (1758—1823) хотя и брал сюжеты из мифологии («Грации», «Афродита», «Психея», «Зефиры», «Адонис»), но этот материал он одушевлял своим чувством и владел жизненным колоритом. Из школы Давида вышел Друэ (1763—1788), на которого учитель возлагал большие надежды его картина «Марий при Мантурне» имела успех, но теперь она представляется бездушной и тоже с условными театральными фигурами. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. В исторических картинах, писаных постоянно под воспоминанием уроков школы, он тоже не поднялся и в последние годы своей деятельности ограничился пейзажем и портретами. Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы.
Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778). В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични Виды Рима, 1745-1748). Шебуев, в раннем творчестве – К. П. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Разочарование в оптимизме I половины ст. Самый значительный художник, вышедший из мастерской Давида, это — Гро (1771—1835), но слава его основана на произведениях, в которых он не следовал советам своего учителя. При этом Ломоносов был поэтом и филологом. Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром», появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Вот таким образом классицизм в живописи выдвигает новейшие этические нормы, что формирует образы его героев: подчинение общему личного, страстей – разуму, долгу, верховным интересам общественности, законам мироздания, стойкость перед превратностями бытия и жестокостью судьбы.
Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. Элементы декора более сдержанные, но дорогие. Архитектура русского классицизма устанавливает новую систему ценностей. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Еще один из талантливых учеников Давида — Франсуа-Ксавье Фабр (1766—1837), написавший в классическом роде: «Эдип в Колонне», «Смерть Нарцисса», «Неоптолем и Улисс» и др., не оправдал надежд своих учителей.
ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Венсан, под руководством Вьена, также содействовал улучшению рисунка и изучению форм, но разделял недостатки нового направления в отношении театральности поз и в безжизненности колорита. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах.
Основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века – Пуссена Никола. Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Крымские впечатления передались в поэме «Бахчисарайский фонтан», датированной 1822 годом. Это было граничит со строительством новой столицы и ростом российских городов.
Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Клод Лоррен (1600-1682) – второй после Пуссена мастер пейзажа во французской живописи XVII в. Настоящее имя Клод Желле. 17 в. французский классицизм вбирает в себя некрые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля – архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). Она привносит в классицизм элементы почти барочной фантазии, создавая и укрепляя такие жанры, как историческое полотно по мотивам современного романа ("Прощание Абеляра и Элоизы") или костюмированный портрет ("Портрет дамы в образе весталки"). Мадонна перед чашей с причастием, одна из наиболее известных работ художника. Классицизм 18 – начала 19 вв.
Их предчувствие пропитывает всю культуру эпохи Просвещения. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Высокое развитие в живописи классицизма XVII в. получил идеальный пейзаж (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге), воплотивший мечту классицистов о золотом веке человечества. Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklrung) из французского (sicle des lumires) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Другой ученик Давида — Жироде де Триозон (1767—1824) больше любил вначале греческую мифологию, чем римскую историю. Лирическое дарование Гурилева раскрывается в его лучших романсах «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка».
Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Они пытались постичь общие тектонические закономерности древней архитектуры. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». Самые лучшие работы Луи Ленена выполнены в 1640-е гг.
В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Но, видимо, это была юношеская дань моде.
Сумарокова, И. И. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Линии упруги, объемы выразительны.
Лосенко, Г. И. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Державина. В конце XVIII в. усилилась тенденция видеть в искусстве главную силу воспитания человека. Фонвизина, сатирах А. Д. И сторонники классицизма видели его античном искусстве.
Традиции сказочности и былинности присущи романтической опере Верстовского «Аскольдова могила». Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт». В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё).
Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Четкое определение в связи с этим эталона позы, жеста, движения, выражения глаз, мимики. Но так как идеал разумного устройства слишком явно расходился с действительностью, то классицизм XVII века, в той мере, в какой он не был искусственным и лицемерным, отличался возвышенной мечтательностью, несколько холодноватой отвлеченностью.
Его классические мотивы: «Сафо, бросающаяся в море», «Ариадна и Бахус», «Геркулес, бросающий Диомеду его лошадь» (1835) показывают его неспособность к этому роду, тогда как «Битва при Абукире», «Чума в Яффе» представляли в свое время большое движение в сторону понимания действительности, показывают большой талант, наблюдательность и силу представления виденного в природе. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Художник внимательно изучает ландшафты в окрестностях Рима и делает зарисовки с натуры. Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Кроме того, сословное разделение жанров находило выражение также в различии слога и языка.
Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войниспользуется термин «имперский стиль» — ампир. Происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. века французское искусство обрело свой характерный художественный стиль, который часто называют «классическими». Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Егоров, В. К.
Пушкин произвел колоссальную работу исследуя этот исторический период. Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Пигаля и Ж. А.
В этот период Франция становится признанной законодательницей общеевропейских мод. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественного правил, строгую иерархию жанров – от высоких (исторический, мифологический, религиозный) до низких или малых (пейзаж, портрет, натюрморт) каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки. как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств.
Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания. Самые лучшие произведения Лоррена, уже зрелого художника, созданы в 1650-е гг. Вершиной пейзажного мастерства Пуссена и одними из последних его работ стала серия из четырех картин изображающих времена года. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания (картина Смерть Германика), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита.
Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века. Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло). На один уровень с пышностью и великолепием поднимается благородная простота. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.
Хаотичная застройка городов сменялась четким планированием. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. Огромное влияние на классицизм 18 в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи и др. ) свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Художник делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. Другая картина — «Смерть Виргинии», задуманная в 1795 г., была окончена лишь в 1831 г., когда уже веяния К. отживали свой век.
Нередко он включает в свои картины архитектурные памятники – античные здания и руины. Группа главных персонажей – Михаил, его мать и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Жесты их полны степенности и торжественности. Современная критика видела в художнике сочетание Микеланджело и Рафаэля, а ныне его картина представляется академической и искусственной композицией, но с некоторым оттенком страстности ныне больше нравится его «Атала и Шактас». Его картина «Mapк Секст, возвращающийся из изгнания» (1799) произвела почти такое же сильное впечатление на общество, как несколько лет назад «Горации» ибо появление ее совпало с эпохой возвращения французских эмигрантов в отечество. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.
Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Романтические поэмы А. С. Клод Лоррен – один из величайших мастеров классического пейзажа. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса).
Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Героизация природы Лоррену не свойственна. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма это сочетание получило название академизма. Глубоко своеобразны пейзажи художника, хотя в них можно обнаружить следы влияния Аниибале Карраччи.
Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности. Его творчество пришлось на тот период, когда классические по форме произведения наполнялись духом романтизма, это сочетание назвали академизмом. Канун Великой французской революции (1789 – 94) породил в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, беэордерной архитектуры (К. В придворной живописи сложился новый тип репрезентативного портрета (Г. Академия диктовала языковые нормы и художественные вкусы, способствуя становлению общих канонов французской культуры. А. С.
Несмотря на неравномерное развитие экономической и культурной жизни в разных странах Европы, это столетие стало эпохой разума и просвещения, веком философов, экономистов, социологов. Единственные художники, которые не исчезали незаметными в тени при Давиде, это были Жан Батист Реньо (1754—1829) и Франсуа-Андре Венсан (1746—1816). Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.
После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой», стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины», вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи», привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Лоррен мастерски писал морские мотивы ("Утро в гавани"), величественные пейзажи Компаньи.
Справа изображены известные исторические лица. Замечательно, что в том же году (1808) публика ознакомилась с картиной Жироде «Атала и Шактас», сюжет которой взят из Шатобриана, а не из истории или античного мира, как все делали в ту эпоху, — картиной, которая колоритностью отличалась от обыкновенных произведений школы Давида.
Он написал много работ на мифологические темы ("Нарцисс и Эхо", "Спящая Венера", "Ринальдо и Армида", "Царство Флоры", "Танкред и Эрминия"). Он написал романсы на слова Пушкина («Я вас любил», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др. ).
В России классицизм сложился в 18 веке и сыграл важную роль в развитии национальной культуры. ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. Людовик заботился о возвеличении своей власти, о создании вокруг королевской особы божественного ореола.
Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Успехи русской армии в конце XVIII – начале XIX вв. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя.
Какая она: добрая или злая, умная или глупая. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота. Державин – сенатор, член Российской академии, государственный человек, об этом говорят его мундир и награды. Но в то же время это и прославленный поэт, увлеченный творчеством, просветительскими идеалами и общественной жизнью. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется неоклассицизмом), но в пластических искусствах тенденции классицизма наметились уже во второй половине XVI в. в Италии – в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио более последовательно – в сочинениях Дж. С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены.
Давида "Смерть Марата". Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона.
Фигуры людей, которые художник вводит в свои картины, обычно связаны сюжетом, созвучным своим смыслом или эмоциональной интонацией образу природы или по контрасту оттеняющим его суть ("Пейзаж с Орфеем и Эвридикой", 1648 "Пейзаж с Геркулесом и Какусом", 1649 и др. ). Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Жак Луи Давид (1748-1825) завершает череду выдающихся представителей французского классицизма. Вкусы и предпочтения эпохи поменяли и сами требования к колориту полотен живописи. Это, пожалуй, несколько интимный портрет.
проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Неизменными в его творчестве остаются сказки: о мертвой царевне, о золотом петушке и т. д. В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века.
Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Но внутренний мир его не показан.
Указ 1763 г. предусматривал подготовку специальных планов градостроительства. Но вся продолжительная исключительно оригинальная для того времени деятельность Прюдона нимало не поколебала школы Давида. Королевские дворцы и резиденции окружались регулярными парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный ансамбль Версаля). Это традиционный для классицизма парадный портрет. В живописи классицизма основные элементы формы – линия и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика – к чистой линеарности) локальный цвет чётко выявляет предметы и пейзажные планы (коричневый – для ближнего, зелёный – для среднего, голубой – для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки.
Описывая 60-е гг. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2.
В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима.
Момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластич. Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. Викар).
СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. Еще более решительным поборником классического направления был Пьер Герен (1774—1833), вышедший из школы Реньо. 19 вв. Победы русского оружия в Эстляндии и Лифляндии (1710) и продолжение укрепления позиций России в ПрибалтикеXIV и XV века.
Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного», с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти».
Литературный критик В. Г. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Великими его представителями были французские художники Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами).
Полотна и декоративные росписи Вуэ пользовались в то время огромной популярностью.
Хемницера, одах М. В. Не спешите с отрицательным выводом. Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. IV.
Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь Риджент-стрит). замкнутости и спокойной статуарности.
Ощущение тишины и покоя пронизывает природу и даже мифологические образы девушки Европы и Зевса, превратившегося в быка, не выпадают из общего настроя картины. В 17 – начале 18 вв. Кантемира, баснях А. П. В результате творческих и литературных экспериментов Пушкина были написаны рассказы романтического содержания, лучшим из каких считается «Барышня-крестьянка», стихотворный роман «Евгений Онегин» и «Сказка о царе Салтане». Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева.
Портретист Изабе, школы Давида, обязан ей хорошим рисунком, но картины его не обладают большими достоинствами. Художник постарался наделить Дьякову чертами, которые он хотел бы видеть в ней. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре.
Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в Классицизм поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен). Их смысл сводится к победе разума и воли над слепыми страстями. Для своих нарядных и эффектных полотен он использовал мифологические и библейские сюжеты («Геракл среди богов Олимпа», «Мучение св. Однако его живопись абсолютно своеобразна и узнаваема. Так писал, например, Н. Пуссен.
Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Гильом Гильон Летьер (1760—1832), десять лет бывший директором французской академии в Риме, подобно Давиду написал «Брута» (1801), но в другой момент нагие тела и драпировки сделаны по римским скульптурам в духе давидовской реформы. Ф. Шубин. Угрюмов, А. И.
Евстафия»). Иванов, А. Е. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. «Читайте Плутарха, — неоднократно говорил и писал ему Давид, — там вы найдете образцы, достойные вашей кисти». Градостроительство классицизма 17 в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах крепостей) концепции "идеального города", создало свой тип резиденции (Версаль).
Пуссена увлекала героика Древнего Рима идеал всепобеждающего чувства долга. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II.
В 1821 году появились «Братья разбойники» и «Кавказский пленник». Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш). Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведомВинкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом).
Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. У художников 18 века в работах усиливается декоративное восприятие цвета, картины начинают украшать то место, в котором они находятся. Давида.
Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии).
Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Таков библейский пророк Моисей, побеждающий силой своей воли стихию природы и человеческих страстей ("Моисей источающий воду из скалы"). Одни построены на резком контрасте света и тени.
Исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета линии и форме. Разочарование в оптимизме I половины ст. То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали.
Классицизм в русской живописи выражался утверждением красоты индивидуального, неповторимого, необычного. Новый стиль — классицизм— унаследовал, возродил и трансформировал идеи стиля готики, а также развил архитектурное искусство эпохи Возрождения. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века «идеальные пейзажи» К. Лоррена).
Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Их строгие классические формы так же гармоничны, как и пейзажные мотивы. его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции (Смерть Марата1793) и Первой империи (Посвящение императора Наполеона I). «Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта.
Расцвет русской культуры привел к массовому строительству театров, музеев, библиотек. Гармония природы и человеческого существования трагически разрушена. Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. По времени классицизм располагается от второй половины XVII в. до начала XIX в. Одной из важнейших черт искусства классицизма была ориентация на достижения античности как на эталон.
Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный). А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Путешествие на Кавказ и в Крым тоже принесло творческие плоды. 1.
Художник предельно лаконичен и выразителен. Чернышевский. в 1804 г. именно Давид становится первым художником Наполеона. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг.
Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Средние и мелкие помещики не могли воспользоваться услугами знаменитых архитекторов.
В целом для второго этапа характерны гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Гильом Менажо (1744—1816), тоже долгое время директор академии в Риме, нерешительно остановился в промежутке между старым и новым. Лермонтов. Поэты призывали власть прислушаться к их словам.
Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841) и с разработкой первого регулярного плана города (1807), совершенно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован. Изделия декоративно-прикладного искусства отличались парадностью и великолепием. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник.
Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Трехплановость построения и обязательная кулисность. Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.
Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. При первом взгляде персонажи его полотен кажутся не связанными между собой действием. Оригинален он и в выборе мотивов и в их трактовке.
Художникам-классицистам так же, как и реалистам, близки передовые идеи этой эпохи. В конце 1640-х гг. Тем не менее, обустраивая свои усадьбы, они подражали общему стилю эпохи. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Уроженец Лотарингии, он еще ребенком связал свою жизнь с Римом. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы.
Когда можно только вот так и никак иначе. В картине Похищение Европы он отразил полный и богатый образ природы. В 1661 была создана Академия танца.