На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры. Появилась интернациональная готика – это направление позднего периода Средневековья, который объединил живопись многих стран. Фигуры святых, которые изображались итальянскими живописцами в эпоху готики, кажутся хрупкими, невесомыми и безжизненными. Петрус Кристус – представитель Ранней нидерландской живописи, которая соединяет в себе черты поздней готики и раннего Возрождения.
появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Французы называли готику стрельчатым стилем. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя.
Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Появляются шлейфы и длинные вуали. Потолок этого же трансепта был украшен другими художниками в стиле Джотто. Эпоха позднего средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел.
Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни.
При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов. Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Вторым великим стилем средневековья была готика.
Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). Один из его учеников говорит: «Это изможденное тело, покрытое только холстом, будет осенено балдахинами и шелковыми покровами». Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба.
Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Чтобы доказать свою преданность императору, француженки подражали ей во всем, даже в цвете волос. Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон.
Рождество Христово – створка заалтарного образа, ныне хранящегося в парижском музее де Клюни, – демонстрирует те же стилистические черты. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).
Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. По Сюжеру (французский эквивалент произношения Сугерий) храм – это корабль, символизирующий Вселенную. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
Иоанн Богослов воспринимался в чем то близким св. Складки приобрели естественную тяжесть глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям.
Так что все здание свелось к остову – в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры. Слово происходит от итал. В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота— 13м, ширина— 11м, высота фигур до 2, 80 м). Итальянская готическая икона в эпоху дученто развивала два основных сюжета: Распятие и образ Мадонны. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Никодимом – человеком, погребавшим Спасителя. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. По воскресеньям в нём проходили мессы.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. В 14—15 вв.
В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Продолговатое помещение заполнено живописью разных периодов. Великая сила отречения св. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным.
Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. Работы Дуччо, Барнабы да Модена, Пьетро и Амброджо Лоренцетти и др. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Обилие флоральных мотивов в такой живописи связываются с вердюрами в шпалере. Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов.
В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. XIV века). Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика.
Сиенская живопись характеризуется изысканностью и вычурностью линии, графичностью изобразительного приема, плоскостностью использованием золота и выколотки в фонах, что усиливает сходство иконы с ювелирным произведением. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище.
Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Строился с 1163 по 1345 гг. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц.
Лик Спасителя просветленный и радостный. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Испанская живопись характеризуется плавностью перехода от романского стиля к готическому, который происходил постепенно, без резких рывков.
Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). Не станем подробно останавливаться на моде 50-70 годов, а сразу перейдем к современной готике.
1435 – ок. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. принято называть романикой или искусством романского периода. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. «Христос в Гефсимании» – композиция, отличающаяся большой выразительной силой.
В готической рукописи изменился вид страницы. Франциска.
В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. В V – VII вв.
Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Эта же техника использовалась во многих циклах фресок эпохи треченто, по существу отличающихся от северофранцузских произведений только особенностями пространственной композиции, о которых мы уже говорили в связи с живописью треченто. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. чтв. Структура цикла напоминает структуру Джоттовской капеллы дель Арена. В литературе средних веков тема любви и молодости всегда граничит с темой смерти.
В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
Изящество женщин, оплакивающих Христа у подножия распятия, резко контрастирует с истерзанным телом Спасителя Богоматерь падает без чувств на руки своих сподвижников, являя тем самым чрезмерную человечность слуга помогает слепому копьеносцу. В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге.
В украинские города прибывают многие поселенцы, преимущественно немцы, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуру, новые стилевые формы. Среди донаторов росло стремление присутствовать среди персонажей священной сцены, представленной в как можно более реалистичной манере и тем самым придавать изображению религиозного эпизода еще большее правдоподобие. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин — Марии и Елизаветы. Никола Фроман (ок.
Все улицы расходились от паперти. Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Слово «готика» происходит от итал. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям.
Интерес к пейзажу в монументальной живописи – при чем пейзажу правдоподобному – можно считать новшеством. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу.
Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. На торцовой стене под сценой избиения Вифлеемских младенцев можно видеть большое «Распятие». Панно, выполненное совместно Жаном Малуэлем и Анри Бельшозом и хранящееся в Лувре, чарует зрителя тонким взаимодействием между архитектурными элементами, золотым фоном и пейзажем. Нижняя церковь Сан Франческо представляет собой сложный живописный комплекс. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре. Слово «готика» – это название стиля, который господствовал в Средневековье. Особое распространение получил иконографический тип «Мадонны Мизерекордии» («Добросердечной») – покровительницы монахов – в сочетании с образом Распятия. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы.
Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый».
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь художники начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного.
Господствует одежда с завышенной талией и длинной узкой юбкой. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. На длинной стене в среднем регистре можно видеть чудеса Христа, некоторые из которых являются прообразами его Страданий и воскресения (Чудо в Кане, Воскрешение Лазаря) Преображение и Вход в Иерусалим предваряют начало Страстного цикла, расположенного в нижнем регистре длинной стены. Мартина, расписанные Симоне Мартини. Эмпирические исследования продолжали играть важную роль и спустя столетие в творчестве Яна ван Эйка.
В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Теперь в картины, скульптуры и даже декоративные изделия стали закладывать скрытый смысл. Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме.
Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни.
Слово происходит от итал. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс». Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. 1270-1337 гг. ) готическим мастером.
«Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Таким образом, нищенская кончина святого дала толчок развитию искусства аристократического и изысканного искусства царственности и богатства. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В «Зерцале совершенства» (так называлось жизнеописание святого) кончина Франциска во дворце епископа Ассизи описана так: Св. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля.
Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья.
Идея росписи трансепта в целом состояла в смысловой симметрии. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. Как и другие интерьеры средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. В живописи появляется портрет. К одной из стен примыкал камин. Видимо здесь была исполнена целая серия городов.
Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика». Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). Барна принадлежит второй волне, ознаменовавшей эпоху после чумы 1328 года. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами.
Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. Франциска.
Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. Этим фактором был заказчик-донатор. Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков.
«Ты говоришь правду, – отвечает Св. была выполнена композиция «Маэста» : Мадонна на троне в окружении ангелов и святых. Привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки.
Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. Так Готика подготовила Ренессанс. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль.
Общая программа залы имеет гражданско-мемориальное значение. Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). Не удивительно вот таким образом, что Мартин Турский – святой рыцарь, а позднее архиерей, привлек внимание Симоне Мартини. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани.
Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Французы также стремились ее разрешить. Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Плоскостная трактовка всадника, орнаментализм художественной концепции, обилие геральдических символов (геральдический знак balzana повторяется на раме 31 раз, а на картине 21 раз), применение золота – все это говорит о готическом характере изображения. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ.
Удлиняются и подолы женских юбок. Ганс Бельтинг утверждает, что Италия и Нидерланды 39изобрели живопись39 одновременно, но независимо друг от друга. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором.
На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии истории, ремёслам.
Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». В этом и заключалась совершенная революция. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5.
В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Изменяется трактовка традиционных образов. Готическая роза – символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше.
Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись. Преобладает растительный орнамент. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы).
В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV – XVI века. Название, граничит с первыми словами песнопения Богородицы, составленное Ей Самой, «Величит душа Моя Господа». Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали.
Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Их разбудили два ангела с трубами. Франциск лежит на ложе, покрытом мешковиной.
Здесь отдается предпочтение иконографическим типам Одигитрия (Богоматерь держит на коленях Богомладенца и указывает на Него молящимся, как бы показывая Путь Жизни, – «Одигитрия» значит «путеводительница») и Галактрофусса или Млекопитатательница. Франциска от мира дала возможность в западной традиции сопоставлять его со Христом. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.
Анзано и Виктора, выполненные Содомой позднее, дополняют картину. Нижняя Тура Земское училище. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, ок. Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.
В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411--1416). 1411-1416). Развивается жанр портрета.
Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Мадонна изображается здесь либо отдельно, либо со святыми. принадлежало парижской школе.
Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. чтв. Они могли носить не только библейский, но и мифологический характер. В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».
Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами.
Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. Смешение священного с мирским, которое согласно Хёйзинге вообще было типичной чертой позднего Средневековья, здесь выходит за границы дозволенного даже с точки зрения либерального гуманизма и придает картине явно декадентскую окраску.
Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера.
Часто комната украшалась барельефами и статуями.
В поздней Готике эта тенденция усиливается. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Архитектура готического собора – символ бесконечности.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Подобный пример связи светской готической живописи с такими торжествами можно видеть в коммунальном дворце Санто Джиминьяно.
Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.
На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Антония, Онуфрия и др. ). Но не следует сбрасывать со счетов и возможность того, что диптих этот был создан кем-то из богемских или немецких мастеров, прибывших в Англию в 1382 году вместе с Анной Богемской – дочерью Карла 4 и будущей супругой Ричарда 2. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. В одежде тоже прослеживается тенденция на остроконечность.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. (Джотто – художник, работавший в промежутке между двумя готическими волнами итальянского ренессансного искусства). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления— классицизма. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы. Арка и свод. Выбор святых обусловлен именами небесных покровителей знатнейших фамилий.
В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. В качестве примера можно привести росписи зала Баронов в Кастелло ди Манта близ Салуццо. В древности (V – VII вв. ) было принято изображать Распятого Христа облаченным в царские ризы, венец и обувь с открытыми глазами и радостным, победоносным выражением на лице («Христос – Царь Славы»).
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. 1320 г. ). Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.
Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу.
13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Итальянские художники эпохи треченто были в первую очередь озабочены адекватным представлением живописной темы в контексте архитектурного сооружения.
Тема долготерпения в болезни в момент духовных испытаний возникает в сюжетах из Иова. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ— одежда воплощает эстетический идеал эпохи— образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Именно его кисти принадлежит самый душераздирающий Страстной цикл. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Такие статичные и как бы «неприступные» иконографические типы как Оранта и Никопея, характерные для Византии, не прижились в Сиене. Готический и романский стили – единство и противоположностьТворческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Украшение светского помещения религиозной картиной, на первый взгляд, представляется странным, однако, такая традиция имела другие аналоги (Флоренция, Барджелло, 1306 г. ) Тема прославления Сиены продолжается и на противоположной стене, где можно видеть рыцаря Гвидориччо – героя военных походов Сиенцев на фоне ведуты – города Монтемасси (1333 г. ).
Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. В готике не только архитектура имела вытянутые формы.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны.
Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. Франциска. Но традиционные истоки этого нового типа восприятия физической формы можно рассматривать и с точки зрения того, как размещаются различные предметы в композиции картины. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»).
Афанасия на Афоне, где кроме Страшного Суда можно видеть св. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
На его картине Неопалимая купина, центральной створке триптиха, созданного около 1476 года для церкви Сен-Совер в Экс-ан-Провансе, по обе стороны холма раскинулся обширный пейзаж, перспектива которого передается в основном тонкими градациями цвета. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). Обратимся к росписям Пьетро Лоренцетти в южном рукаве трансепта. Реликвий Гроба Господня – тернового венца Спасителя и частей Животворящего древа, св. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично.
Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Многие из перечисленных святых, представленных Симоне Мартини в капелле Св.
Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. «Красивой комнате, предназначенной для радостей и наслаждений, для жизни без войн и раздоров». Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Программа нижней базилики построена на сопоставлении жизни Христа и Франциска. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси.
Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Они были разрушены во время пристроек боковых капелл в 1300 г. Трансепт (поперечное помещение, пересекающее главный неф и образующее с ним форму латинского креста) в раннем XIV веке были заполнены циклами детства и Страдания Христа.
Усилилась повествовательность. В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. Грандиозные головные уборы. Поскольку под эгидой культа св.
Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Распятие типа Вольто Санто по преданию восходит к образу, созданному св. Готика (от греч.
Цикл датируется 1360 – 80 гг. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). В женской одежде происходит отделение юбки от лифа.
gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
В Псалтыре св. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже.
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12. Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. В качестве примера светской монументальной живописи можно привести росписи Маппамондо в палаццо Публико в Сиене, выполненные Симоне Мартини – автором росписей нижней церкви Сан Франческо в Ассизи и автором «Благовещения» алтаря Сан Анзано 1333 г. Название Маппамондо переводится как «Карта мира». Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Миропомазание стало главным обрядом при короновании всех французских королей начиная с Карла Лысого в 869 г. до событий Великой Французской революции.
В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. показывают, что такое готическая богородичная икона в Сиене.
Ниже – фрагмент другой ведуты – вид города Арчидоссо. Родиной готики считается Франция. XIV века). В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364).
В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. чтв. Богоматерь Маэста (зачастую в типе Одигитрии) показывает царственность Мадонны.
В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483). Усилилась повествовательность. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот. И снова готический стиль был оттеснен на задний план. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. Нижняя церковь включала множество капелл (камерных церквей, принадлежащих знатным фамилиям), среди которых выделяются капеллы Елизаветы Болгарской и св.
Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Четыре композиции короткой стены связаны с событиями после Распятия, среди которых можно назвать «Сошествие во ад» и «Вознесение». Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
На этой картине, завершенной в начале 15 столетия изображены распятие Христа и мученичество святого Дионисия. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. В ту пору это была неслыханная смелость. В готических статуях XIV- XV вв. А промежутки между лучами исходящими от лика Бога, заполнены звездчатым и черепитчатым орнаментами имитирующими поверхность лопастей нервюрного свода.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Людовик Французский – король Франции и хранитель св. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. Сисоя над отверстым гробом. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Справа от камина – фонтан молодости, слева 9 фигур рыцарей и девять фигур дам.
Позы естественные, одухотворенные. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их.
Образ Гвидориччо интересен нам совмещением новаторства и архаики. Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. Противоположная стена (XV в. ) занята обширным ветхозаветным циклом и включает также композиции «Коронация Мадонны» и «Теологическая космография».
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Собор определял силуэт города и был виден издалека. Столь же типичны они и для народного восприятия живописи ибо они снова и снова звучат в заказах на оформление заалтарных образов и панно. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Франциску на Страшном Суде также уделяется особая роль. Данный тип позднее использовался в романской пластике и получил название Volto Santo. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св.
До Барны Коллегата была украшена росписями Симоне Мартини и его учителя – Дуччо. Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В моду входят объемные прически. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна.
Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Готика – это искусство позднего Средневековья.
Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте. Здесь можно видеть страстной цикл и отдельные эпизоды жития св. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
В качестве украшения использовалось шитье. Маэста – изображение тронной Богоматери с Ангелами и Святыми. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
XIV века). Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи.
Данные настроения родились под воздействием страшной чумы. Об этом напоминает кавалькаде охотников Макарий Египетский, указующий на отверстый гроб.
На одной из стен в 1315 – 16гг., 1321г.
Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Раннее средневековье VI-XII вв. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. 5: 1 – 20). Черная смерть, свирепствовавшая в 1347 – 1351 годах, этот чудовищный бич 14 столетия, выкосила по меньшей мере треть населения Европы. В росписях зала баронов этот конфликт снят, хотя он и является традиционным.
Согласно католической традиции, св. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Это образ с широкими разноцветными (красными и синими) лопастями Креста, украшенными золотом и оканчивающимися квадратными завершениями. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма.
Фаворский свет). Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. В капелле Св.
Иконографическая схема и набор святых «Маэсты» Мартини повторяет идеи «Мадонны Руччелаи» Дуччо. Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени – новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Вытянутый интерьер храма – неф (nef), по французски – navis, переводится как корабль.
Оба типа дают почувствовать близость Богоматери и Христа изобразить Их любовь. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. Феодальный уклад, определявший социальную структуру во времена раннего и развитого феодального общества, постепенно уступал место укладу классовому. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). 1350). Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский Папский дворец (1334--1364). Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Это искусство берет свое начало в XII в. (до XV в. ) Именно в это время в Европе начинается активная борьба католической церкви за власть. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней.
Облик готического собора производит глубокое впечатление. Особое внимание они уделяют глазам. Франциска. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. Франциском. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной.
Но готика охватывает все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Так на восточных стенах и северного и южного рукавов трансепта располагались изображения Мадонн со святыми и «Распятие».
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки.
В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши.
Иконография Мадонны в Сиене отличается от Византийских предпочтений. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками.
Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Образы св. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи.
Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». В основном нефе находилось два параллельных цикла: Христологический и Францисканский. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Он расположен на территории Новгородского детинца. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
По семь статуй поддерживают арки входа. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Теперь верующий получал возможность как бы войти внутрь картины: святые стали близки и доступны. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Живопись вокруг алтаря была выполнена Симоне Мартини до 1315 г. В алтаре находилась гробница cв.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. В центре её Богоматерь. Шьется все это в основном из бархата, но шелк из моды не выходит. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов.
Сюжет Триумфа Смерти традиционен для религиозной средневековой литературы: Сад Любви недолговечен, цветы юности будут посечены косой смерти. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным.
Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви.
Четыре ближайших к Мадонне святых выражают идею диалога между Царицей Небесной и покровителями города. Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. В XIII-XIV вв. Чисто светская готическая живопись также имеет свои особенности. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Корсеты из моды не выходят, но теперь девушки затягивают платья выше.
Особой любовью пользовались кованые подсвечники, кубки для вина и вазы. Стенами были обнесены и тогдашние города. Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике.
Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины— дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке— ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Однако ван Эйк разрешил проблему создания трехмерного изображения на плоскости иным способом. В это время всеми художниками использовались аллегории. Ее голова наиболее пластически сложна. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно.
Реализм, с которым изображались боль и страдание в сцене казни, – сцене, абсолютно понятной и хорошо знакомой любому средневековому зрителю, – стал первой приметой формирования натуралистического стиля. Франциск, – ибо все это сделают во славу Божию». Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Люди предпочитали пользоваться предметами декора прошлых лет, но в новой интерпретации. Еще один важный монументальный цикл принадлежит Барне да Сиена в коллегиате Санто Джиминьяно (1350 – 1355 гг. ).
По удачному замечанию Панофского, этот великий художник использовал свет таким образом, как будто одновременно смотрел и в микроскоп и в телескоп. Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Французы также стремились ее разрешить.
Сиена – центр гибеллинской культуры – была пронизана духом рыцарства. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее.
Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское.
Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Одним из выдающихся произведений позднего средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский Апокалипсис (1370--1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского.
Последняя деталь характеризует этот иконографический тип как архаический. В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). Это название зала получила из-за изображения вида городов и карты, свидетельствующей о победе сиенцев в 1328г. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью. Ко второй половине XIV века относятся композиции «Распятие», «Воскресение», «Уверение Фомы» и «Вознесения» на короткой торцовой стене (восток), а также цикл «Триумфа Смерти», помещенный на боковой длинной стене (юг) в такой последовательности: «Триумф», «Страшный суд», «Адские муки», «Жизнь анахоретов» (то есть пустынников: Макария и Марии Египетской, преп.