Павел Андреевич Федотов (4. 07. 1815, Москва, Российская империя — 26. 11. 1852, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский живописец и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. Новое слово в живописи сказал художник Федотов. Павел Федотов – русский художник, академик живописи, яркий представитель плеяды русского романтизма в российской живописи, заложивший краеугольный камень в создание критического реализма в отечественном искусстве. Каждая работа П. А. Федотова – это повесть или драма, превратившиеся в произведение живописи.
В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. Павел Андреевич Федотов (22июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург)— русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел. 4 июля родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – выдающийся мастер кисти, художник, обладающий великолепным литературным даром, основоположник юмористического направления в русской живописи. Павел АндреевичФедотов — русский живописец и график. Павел Андреевич Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. Павел Андреевич Федотов (22июня 4июля1815, Москва— 1426ноября1852, Санкт-Петербург)— русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Павел Андреевич Федотов пришел в искусство уже взрослым человеком: решив полностью посвятить себя живописи, он подает в отставку, тем самым завершая свою военную карьеру.
Таковы портреты Ф. Е. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Это не безобидный хвастунишка, а человек, почувствовавший себя вершителем судеб. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. В отличие от более ранних произведений этого жанра, где обычно отсутствовало драматическое начало, картины Федотова всегда предполагают сюжетную завязку, развитие действия.
Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Чувствуя непреодолимое влечение к искусству, он решил посещать рисовальные классы, открытые в Академии художеств для посторонних учеников. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Да так, что он за три месяца создал шедевр. В крайне обобщенном виде переданы предметы, наполняющие тесное помещение.
Он изобразил толпу лавочников и купцов, пришедших с «подношениями» поздравить начальство. Модель Федотова обычно пребывает в спокойно сосредоточенном состоянии. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
Так он прослужил десять лет. Но дарование такого рода, как федотовское трудно было оставить незамеченным. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. (Издатель – Галерея Валентина Рябова). n2011, Декабрь: Персональная выставка и презентация альбома художника Сергея Федотова.
Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Много времени проводил за разглядыванием работ Хогарта. Рядом с ними висели холодные, далекие от реальной жизни творения академических живописцев. Анкор, еще анкор.
Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. После Петербурга их показали в Москве также с большим успехом. Только над ней он и может вознестись. Но в то время как переживания «аристократа» передавались с помощью экспрессивной позы и жеста, молодая женщина оставалась внешне бездейственной.
Федотова называют «Гоголем в русской живописи». К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Продвижение по службе проходило быстро: в 1833 г. он уже имел первый офицерский чин. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». На портрете мужа стоящем рядом с иконой на комоде, П. А. Федотов изобразил самого себя – это дает исследователям повод говорить о том, что художник «напророчил» себе раннюю смерть.
Лучшей среди этих работ является сепия «Следствие кончины Фидельки», здесь П. А. Федотов высмеивает капризы богатой барыни перевернувшей весь дом вверх дном из-за смерти любимой собачки. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки.
Новое содержание искусства мастера требовало и соответственных новых средств выражения. Этот счастливый майор, конечно. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Павлу Андреевичу передали, что К. П. Брюллов желает его видеть.
Он еще и страшен сознанием своего «величия». Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Но когда тужатся казаться чем-то, не имея на это никаких оснований, это вызывает только неприязнь, отчуждение. «Маленький» человек кичится перед ещё более «маленьким» человеком – кухаркой. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Она может дать ответ на вопрос о том как жил офицер, покойный муж в картине «Вдовушка». А сейчас она воспитанница Института благородных девиц. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Он заставляет прыгать через чубук трубки пуделя, путая французские слова с русскими («анкор» и означает «еще») повторяя: «Анкор, еще анкор. ». Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля).
Картина изображает момент, когда хозяин застигнут врасплох непрошеным гостем. Творческий метод художника – ни шагу без натуры.
Ради искусства Федотов отказался от военной карьеры, личного счастья и благополучия. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Персональная выставка художника в Областном художественном музее г. Тула при поддержке «Галереи Валентина Рябова» (Тула). n2008: Персональная выставка художника в башне «Федерация», при участии «Галереи Валентина Рябова» и компании «MIRAX Group» (апрель, Москва). n2008: Публикация о художнике в журнале «Артхроника». n2008: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 3.
Успех Федотова превзошел все ожидания. Свежий кавалер. Почти одновременно с работой над «Вдовушкой» зрел замысел картины «Анкор, еще анкор. » (около 1851, Третьяковская галерея). В ней приоткрылась новая грань драматического таланта Федотова. Это была картина «Свежий кавалер» («Утро чиновника, получившего первый орден»).
Непринужденность поз, правдивость образов и обстановки составляли привлекательную особенность этих портретов. Здесь живая наблюдательность художника выступает с поразительной красотой, а живой, здоровый юмор окрашивает все композиции добродушным колоритом. Все произошло внезапно, хотя конечно жениха ждали. Отрицательный герой, как и в «Сватовстве майора», наделен привлекательной внешностью.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Обе картины попали на выставку в Академию художеств. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Видимо, она ещё не привыкла к лицемерию и фальши, вот таким образом и ведет себя натуральнее всех.
Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. «Вот теперь пустой перед окном вид был первым опытом передразнить натуру дальше карандаш задел прохожих а потом упросив одного из снисходительных товарищей поседеть смирно, срисовав его похоже, возбудил у других уже собственное желание посидеть смирно опять похоже, потом опять – и вот начали уже говорить, что всегда делает похоже». Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Федотов желал воплотить в нем свое представление о нравственной чистоте и «неземной» прелести женщины, противопоставив им прозаичность и жестокую несправедливость окружающей социальной среды.
Наступала пора самостоятельного творчества. Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Ложноклассические идеалы Академии остались чуждыми Федотову. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834—1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
Этому мотиву подчинены все действия и поступки героев. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). В сущности, так же вот «на задних лапках» ходят перед барыней все собравшиеся.
В картине организующая роль принадлежит свету. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Многие картины остались незавершенными. Холст, масло, 58, 3 х 75, 4 см.
Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Лос-Анджелес, США. n2015, Февраль: Картины художника Сергея Федотова представлены на ярмаркe в West Palm Beach (США).
В этой комнате грусть и тишина. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Анкор, ещё анкор. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Интенсивней и ярче зазвучал колорит. Павел Андреевич собрал свои не «военные акварели», а «сцены из обыкновенной жизни» и направился в мастерскую знаменитого Брюллова.
Были случайные учителя, жившие в доме его отца и дававшие уроки в счет квартирной платы. П. А. Федотов часто гулял по Эрмитажу, увлекся творчеством Тенирса, Адриана ван Остаде. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. А заболевшая то огорчения хозяйка – виновница переполоха, лежит за ширмой. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Ларионов, Ф. Пикабиа, Ф. Кушка, П. Клее, Ф. Марк, А. Г. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной.
АБСТРАКТНЫЕ ФОРМЫ СТАРОГО ИСКУССТВА И СОВРЕМЕННАЯ АБСТРАКЦИЯ». nnПредставляя на суд требовательного зрителя тот или иной проект, Галерея Валентина Рябова стремится в первую очередь к тому, чтобы показать мастеров имя которых определяет сегодняшнее лицо современного искусства. nnСергея Федотова, чья первая персональная выставка состоялась в 2001 г., сегодня можно причислить к наиболее ярким представителям современного абстрактного беспредметного искусства. Так же его нагловатый жест и небрежная поза говорят о его уверенности в себе. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Тут же архитектор показывает живописцу проект масштабного «Монумента Фидельки». Но у художника были другие намерения.
Отныне жизнь художника, полная лишений и невзгод, стала настоящим подвигом. Но это не было механическим подражанием театру. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. В 1846 г. художник пишет картину «Свежий кавалер». Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны.
Зрителю оно передаётся. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Тщеславие, жизнь напоказ, враньё – эти явления были знакомы Федотову и вызывали у него чувство неприязни. Подлинной жемчужиной творчества Федотова является портрет Н. П.
Томясь отчаянной скукой, лёжа на кушетке, он заставляет своего пуделя перепрыгивать через палку под монотонные команды анкор, что по-французски означает ещё. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной. Павел Андреевич еще с большим рвением принялся за рисование. Его семья лишилась крова, дом у Харитонья в Огородниках был продан за долги.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования вАкадемии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Отец Федотова, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере.
Вехами на пути Федотова к «критическому реализму» явились его картины: «Свежий кавалер» (1847), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848). к. сам служил), мещан. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). В котором советовал Федотову посвятить свой талант изображению народного быта.
Решение далось не просто. Такова основная мысль рисунка – острой социальной сатиры на нравы богатого барства. Наступил самый тяжелый период в его жизни. Он захотел показать свои работы настоящим художникам и услышать их мнение.
Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд».
Картина была создана в год трагической смерти художника. Здесь каждый образ, в том числе и образ кошки, наполнен содержанием. Так же основательно написана и картина «Завтрак аристократа».
Художник охотно пользовался формой группового портрета, позволявшей сообщить композиции сюжетную завязку – например, акварельные портреты братьев Дружининых (1840, Русский музей) и офицеров Финляндского полка, среди которых находился сам автор (около 1840, Третьяковская галерея). Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Всё имущество уже опечатано за долги, опечатана и дверь. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Нет чувств, нет желания. Каждый предмет говорит о строгих нравах купеческой семьи. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой.
За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Совершеннее стала и живописная техника художника. В 1844 году он вышел в отставку. На смену ровному гармоничному освещению в «Сватовстве майора» пришло более контрастное сопоставление света и теней. Ему было всего 37 лет.
Живописным силуэтом вырисовывается на светлом фоне стены фигура стройной девушки с темноволосой головкой на высокой, гибкой шее. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Холст, масло, 51 x 42 cм.
Окончательный, третий вариант картины был написан в 1851-1852 годах (Третьяковская галерея). Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). В рисунках художник с достоверностью передал все детали военной формы солдат и офицеров. Так же на картине изображен сиделец, купеческий приказчик. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Наденьку Жданович художник рисовал ещё в детстве и уже тогда понял её характер, естественную женственность, чувство собственного достоинства, ум. Неожиданная похвала Крылова воодушевила художника.
Художник предпочитал холст или бумагу. Самые оригинальные и известные – В. В. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. 90х100, 2008) продана на одном из старейших российских аукционов живописи "Мангум Арс". n2013, Ноябрь: Открытие персональной выставки Сергея Федотова в галерее ArtHouse-429 (Майами, США). n2013, Ноябрь: Сергей Федотов провёл мастер-класс живописи в Центре креативного обучения г. Вест Палм Бич, США. n2014, Январь: Галерея Валентина Рябова представила Сергея Федотова на LA ART SHOW 2014.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Безысходность положения ощущается во всех деталях картины. Федотов не принимал участие академической выставке 1851 г. и картина «Завтрак аристократа» не была показана. Бумага, акварель, графитный карандаш, 27. 8 х 33. 6 см. Художник обратился к портретной живописи, а затем к драматическим произведениям.
Портреты художника отличаются тонким психологизмом. Сиделец суетится, словно он в лавке. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Жданович (1846-1847, Русский музей), А. Легран (около 1850, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск). В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, «любовался, смеялся и плакал».
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Разрозненные наблюдения и зарисовки становились целостными произведениями. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Да и герой картины не очень достоин насмешки. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Композиция этой картины довольно сложная, множество изображённых предметов и деталей требуют внимательного рассмотрения, только в этом случае идея произведения станет вполне ясной. Сам автор описал свою картину так: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Мальчик добивался больших успехов во всех предметах. Исчезли или перестали выделяться, погруженные в полумрак, отдельные детали обстановки. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848).
В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). На первый взгляд картина как картина. Мимика лица героя, не успевшего проглотить кусок хлеба и поспешность движения, с каким он старается прикрыть книгой свой скудный завтрак, столь выразительны, что создают впечатление моментального снимка.
Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Появляются и другие темы. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. На ней официальные лица грели сургуч.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. С уверенностью можно говорить о том, что между 1910 и 1915годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуральных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре). Федотов значительно расширил художественные возможности жанровой живописи. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик.
Еще позже П. А. Федотов создал едва ли не лучшее свое произведение – небольшую картину «Анкор, еще анкор. ». Прекратились заказы, художник бедствовал. Каждое воскресение кадетов отпускали домой повидаться с родными.
Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных и там он окончил свое грустное существование изредка посещаемый приятелями иногда кроткий иногда буйный. Сваха тоже не стоит молча. И уроки мастерства берет у профессора Заурвейда, с целью научиться профессионально рисовать лошадей, чтобы в сюжеты изображаемые им, кроме пехоты, вошла еще и кавалерия. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. П. Федотов «Завтрак аристократа» («Не в пору гость»).
Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. (Miami, Florida, USA). n2013, Январь: Участие в международной выставке "LA Art Show2013". Государственная Третьяковская галерея (Москва)Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в бедной семье титулярного советника, бывшего суворовского солдата. С 11 лет воспитывался в Первом Московском кадетском корпусе, где проявил хорошие способности, окончил курс с отличием.
«Вдовушка» одно из самых поэтических произведений Федотова. Майор готов немедленно начать осаду сердца невесты, чтобы таким образом добраться до кошелька ее отца. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. За спиной офицера валяется надоевшая гитара, а на столе лежат остатки еды.
«Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Сам Павел Андреевич вел свою художественную биографию со службы в полку.
Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Картина показывает лежащего на койке офицера играющего с собакой. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Комментируя располневшую талию служанки, художник говорил в «объяснительных» стихах: «Где завилась дурная связь, там и в великий праздник грязь».
То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Позже эти образы были перенесены на полотна. Характер у него был живой, способности блестящие. Нет помощи семьи. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Последние произведения Павла Андреевича отличаются особенной глубиной постижения человеческого характера духовной насыщенностью образов.
На следующий день его не стало. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Поражает работоспособность художника.
Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. В ней наглядно проступает связь искусства Федотова с реалистическим театром, заметное влияние оказала на замысел художника комедия Гоголя «Женитьба». Бумага, акварель, тушь, перо. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Предыстория сюжета типична для того времени и может быть примерно такой: армейский офицер (майор) отслужил своё и готов уйти в отставку. Со всей широтой развернулся талант Федотова народного бытописателя в картине «Сватовство майора» (1848, Третьяковская галерея). 48, 2 42, 5 см.
Центральной фигурой в картине стал морально опустившийся мелкий чиновник, взяточник и пропойца, кичившийся полученным орденом Станислава. П. А. Федотов стал рисовать первые карикатуры на друзей и преподавателей. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
В мягком сиянии теплого света исходящего от красного штофа на стенах, сказалось воздействие живописных приемов Брюллова. Утро. Ему пришлось овладевать основами художественной профессии в таком возрасте, когда воспитанники Академии уже завершали свое образование. Но все это неудивительно ведь царь думал, что из Федова выйдет «батальный художник», который будет изображать гвардейские смотры и парады. В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров.
Ее увидел и император Николай, который предложил «рисующему офицеру» оставить службу и серьезно заняться живописью, обещав при этом нищенскую пенсию в сто рублей. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России.
На первом плане изображена кошка, «намывающая гостей» – это свидетельство причудливого переплетения православной веры с «языческими суевериями», характерными для патриархального купечества. Не стало и богатства федотовских красок. Автопортрет (1848). На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
П. П. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. В то время в живописи господствовал академизм, сюжеты картин были стандартны это мифологические сцены и события древней истории. Застали и что. Покровители искусства то него отвернулись. Узнав, что Федотов работает над новой картиной – «Сватовство майора», – Брюллов исходатайствовал ему в Академии денежное пособие, необходимое для окончания работы.
Он ведь и сам был «маленьким» человеком, сам терпеливо поднимался по социальной лестнице. Среди них: Р. Делоне, М. Ф. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск).
Он смешон унизительно, во всём убожестве своих амбиций. Федотов хорошо знал этот тип людей. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
Работая над «Вдовушкой», Федотов создал три варианта картины. (Los Angeles, USA). n2013, Март: Выставка художника Сергея Федотова на открытии «Художественного центра на Саввинской». ассигнациями в месяц». П. Федотов.
Он отличался примерным поведением и был хорошим товарищем. Начальство обратило внимание на некоторые его рисунки. Он остается без средств к существованию.
И аристократ, заслышав шаги гостя, прячет этот кусок под раскрытой книгой. Такая принципиальность художника. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя.
Он хвастается им перед кухаркой. В 1837 г. П. А. Федотова ждал первый «художественный» успех. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. «Вдовушка», как и «Завтрак аристократа», представляла собой однофигурную композицию. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Новое произведение Федотова «Разборчивая невеста» (1847, Третьяковская галерея), написанное на сюжет одноименной басни Крылова, вводит зрителя в иную общественную среду – в нарядную гостиную дома сановника с положением. Но основным увлечением было все же рисование. В1834 году в званиипрапорщика был направлен на службу влейб-гвардии Финляндский полк вСанкт-Петербург, где прослужил 10 лет. В произведении «Анкор, еще анкор. » с особой впечатляющей силой сказалась ощущаемая художником мертвящая тяжесть жизни в самодержавно – крепостнической России.
Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2008: Проект «Сергей Федотов в Москве» – экспозиция картин художника на выставке «Арт-Манеж2008» выставка в залах «Галереи Валентина Рябова» в ЖК «Золотые ключи -2» (декабрь, Москва). n2011, Ноябрь: Публикация альбома художника, 260 страниц, вступительная статья доктора искусствоведения, члена-корреспондента Российской академии художеств Толстого А. В. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Но состояния у него нет, поместья тоже, ничего хорошего в жизни ему уже не светит. Стал сочинять стихи и романсы, пел играл на гитаре и флейте. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Всё было естественно и натурально. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому.
Впоследствии Павел Андреевич написал: «Меня судьба, отец и мать назначили маршировать» Кадетский мир отличался особой герметичностью, строгим регламентом и суровостью быта. Из Москвы П. А. Федотов вернулся с твердо сложившимся решением посвятить себя искусству. А сюжет разворачивается в картине. Майора мы видим в дверном проёме. Портрет Надежды Петровны Жданович (в замужестве Вернер) за клавесином (1849-1850).
Георгий Васильевич Гринев заказывает Павлу Федотову портрет своей жены, небольшой, для своего кабинета. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Дар художника проявлялся постепенно и его истинные масштабы было трудно понять. Персональная выставка в ЦДХ (июнь, Москва). n2005: Персональная выставка в ЦДХ (декабрь, Москва). n2006: Коллективная выставка в музее Колодзей Арт Фаундейшн (апрель, Хайланд-Парк, Нью-Джерси, США). n2006: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 1.
Валентин РЯБОВ, арт-критик. n «Художник Сергей ФЕДОТОВ. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Федотов создает серию картин сепией.
Хозяйка придирчива и своенравна. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Все чаще в литературе стали появляться произведения, обращающиеся к жизни простого люда.
В то же время это прямая реализация свободы. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. 40, 1 х 32, 2 см. В картине "Анкор, еще анкор. Жданович за клавесином (1849, Русский музей).
А. С. Пушкина. n2013, Октябрь: Картина Сергея Федотова "Цветы" (холст, масло. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Драматическая напряженность полотна усиливает безысходно – тоскливое настроение.
Вот жених – майор стоит подбоченившись и правой рукой покручивает ус. Ей прислуживает муж, а рядом став на задние лапки «служат» две собачки. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Сквозь желтое окошко видна лунная ночь: клочок неба и сонная улица, занесенная снегом. Явленский, У. Бочиони, Ф. Маринетти и д. р.
Он в мундире, при сабле и треугольной шляпе, в сиянии эполет. Сколько раз она на своем веку приводила женихов и уговаривала невест. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Идея этой картины зародилась у художника во время горьких размышлений над судьбой сестры, которая потеряла мужа. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора.
Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Ростопчиной (около 1850, Третьяковская галерея), Е. П. В Москве его ожидает теплый прием. Федотов в июне 1834 года получает билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, но в связи с занятостью в полку занимается в них нерегулярно. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см.
Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку» (1840). Жданович (1846-1847, Русский музей), неизвестного архитектора (1840-е годы, Русский музей), Е. П. Москва. n2013, Март: В издании «The Huffington Post» (США) опубликована стататья Брюса Хиландера (Члена Национального совета по культуре Белого дома США, художника, арт-критика, главного редактора "The Art Economist") о творчестве художника". n2013, Апрель: Посещение мастерской Сергея Федотова Заместителем Директора ГМИИ им.
Опустившийся и незнающий чем занять себя офицер заставляет пуделя отсчитывать медленно тянущееся время. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. По-прежнему любовно Федотов выписывал предметы обстановки. Родные художника были тесно связаны с мелкочиновничьей и купеческой средой старой Москвы.
До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
Но Федотов видел работы ремесленников, маленькие веселые картины с приписками автора. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Только комод и те вещи, что на нём, – единственное, что ей осталось от прошлой её жизни. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. П. Федотов «Вдовушка» (второй вариант, 1851-1852). как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Персональная выставка в ЦДХ (октябрь, Москва). n2002: Коллективная выставка Арт-Манеж (декабрь, Москва). n2003: Коллективная выставка Арт-Cалон в ЦДХ, (март, Москва). n2005: Коллективная выставка, Галерея «Ombres et lumires» (май, Париж). Первый период творчества Федотова завершает картина «Завтрак аристократа» (первоначальное наименование «Ложный стыд», Третьяковская галерея), которую он начал писать в 1849 году. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Возможно, где-то в глубине души он понимает этого чиновника, может быть, даже сочувствует ему, но сатира всё-таки налицо. Последующие картины Федотова («Разборчивая невеста» и «Сватовство майора») имели большой успех. Здесь художник окончил первую сатирическую работу «Передняя частного пристава накануне большого праздника».
В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Картина имела большой успех на выставке. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим. Детали и многочисленные предметы, введенные в картину, написаны Федотовым с поразительным мастерством.
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. В этих, казалось бы, безобидных сценках зритель находит не только юмор в них есть и сатирические черты. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. От всего его живого облика веет свежестью и молодостью. В последних картинах художник явно тяготеет к однофигурной композиции, соответственно, возрастает глубина психологической характеристики героя.
Художник, однако, не изображал события, случившегося в его семье. Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. Картина эта называлась Свежий кавалер.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Почти сразу Гренев умирает. Около двух лет трудился Федотов над своей картиной, окончив ее лишь в 1851 году.
И вот майор приходит в купеческий дом с предложением руки и сердца. Почему дочь бежит. Картина «Анкор, ещё анкор. » – одна из последних работ Федотова.
«Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Эволюция творчества Федотова во многом отражала судьбу общественного движения в России.
В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». По своим художественным достоинствам «Игроки» уступают картине «Анкор, еще анкор. ». Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Но она показывает ему его единственную обувь – протёртый до дыр сапог.
П. А. Федотов сблизился с передовыми революционно настроенными сотрудниками журнала «Современник», участвовал в издании «Иллюстрированного альманаха», но его сатирические рисунки к произведениям молодых писателей и сам альманах запретила цензура. Глубокое одиночество словно заточенного в этой душной избе человека создают ощущение полной безнадежности, безысходной тоски. Получив четырехмесячный отпуск, Павел Андреевич отправляется в Москву. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие.
1849-1850. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Тем сильнее ее облик должен был выражать глубокую скорбь. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение «Следствие кончины Фидельки» (1844). Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. Яковлева (около 1846, Третьяковская галерея), П. В.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Однако искусство Федотова развивалось своим путем. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Он изобразил её за фортепьяно, с той же серьёзностью во взгляде, с лёгкой улыбкой на губах. Надежда Петровна Жданович сохранила многие работы Федотова, автографы его стихотворений, рисунки, которые во время Первой мировой войны передала в Русский музей. Среди полотен П. Федотова с драматическим сюжетом выделяется «Вдовушка».
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. На картине, в полутемной спальне стоит, молодая женщина, печальная и одинокая. Анкор, еще анкор. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Здесь поднята тема бессмысленности жизни: «люди – жертвы пустого времени». А завтрак в сущности состоит только из куска хлеба. Положение усугубилось-скончался отец.
За сравнительно короткий промежуток времени с 1846 по 1852 год (год смерти художника) он написал несколько небольших картин: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», два варианта «Сватовства майора», «Завтрак аристократа», три варианта «Вдовушки», «Анкор, еще анкор. » и «Игроки». Здесь П. А. Федотов создает первые значительные произведения. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Выставка картин в «Галерее Валентина Рябова» (Москва). n2007: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 2.
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. В данном контексте и заключается разоблачающая сила характеристики «Свежего кавалера» с грубым и несвежим после ночной попойки лицом и смешно оттопыренными губами. Первые работы Федотова были связаны с военной тематикой, большинство из которых сатирической направленности. После завершения работы над картиной, Совет Академии в 1848 г. по предложению К. П. Брюллова присудил П. А. Федотову звание академика. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Но судьба не была благосклонна к нему.
Майами, США. n2012, Март: Участие в международных выставках: «ART NAPLES» (23 – 26 марта) и Sea Fair «SARASOTA» (30 марта – 2 апреля), США. n2013, Январь: Участие в международной выставке "MIAMI SEA FAIR 2013". Эскиз акварели «Встреча в лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 г» заслужил одобрение шефа гвардейского корпуса. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Холст, масло, 62 х 47 см. Таков контраст между перезрелой невестой, жеманно прижимающей к груди букетик цветов и горбатым женихом, поднявшим для поцелуя ее руку и тем трепетным чувством, каким является подлинная любовь.
Великий художник поздравил П. А. Федотова, сказав, что тот его обогнал. Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько не привычной и трудной, необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, вот таким образом ему необходимо было много работать над собой.
Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.
Состоялся показ новой «военной» акварели и великому князю Михаилу Павловичу. Появились статьи, в которых живопись Федотова называли «временной» и «злобной», «нехристианской». Эпизод, запечатленный в картине «Свежий кавалер», был возведен Федотовым до степени характерного, общественного явления. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ.
Жил очень скромно. Как военного, его особенно привлекал батальный жанр. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Но умная мать, сохраняющая полное спокойствие, задерживает ее.
Вслед за ней Федотов написал еще одну вещь маслом – «Разборчивую невесту». После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. В колеблющемся свете нагоревшей свечи еле видны участники сцены: офицер и его денщик. В искусстве художника ясно различаются два периода, водоразделом для которых послужили революционные события 1848 года. Вероятно известие о смерти мужа пришло на днях.
ассигнациями в месяц». Однако выход есть: жениться на богатой женщине – купеческой дочке с хорошим приданым. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. Федотов нередко прибегал к нейтральному фону. Картина «Сватовство майора» вызывает ощущение театрального представления.
Здесь еще недавно было уютно и женщина чувствовала себя хозяйкой этого мирка. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. Выйдя в отставку изображал в сатирической, нередко гротескной, форме «события вседневной жизни».
(1851-52). «Свежий кавалер» не только смешон в своей комнате, выдающей убожество его запросов смешон при сопоставлении с хорошо знающей его сожительницей – кухаркой, не потерявшей здравого смысла. Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Повернувшись к дверям, он что-то объясняет старухе, а может быть и гонит ее – не вовремя пришла. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен.
У постели горит свеча. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Пропагандировались античные идеалы. Картина «Вдовушка» – это лирическое раздумье о тяжелой судьбе молодой женщины, выраженное в зрительных красочных образах. Особенным достатком жизнь юного художника не отличалась. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Это не были простые повторения, а развитие и усложнение первоначального замысла.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед картинами Федотова: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Девушка изображена за игрой на клавесине.
У Федотова была необыкновенная память. В 1900-е годы открытие – в начале в Испании, а потом и во Франции- первобытного и чуть позднее традиционного («примитивного») искусства решительно меняет представление о значении условных форм в изобразительном искусстве. nnВозможности цвета, раскрытые французскими импрессионистами, с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире. nnЖивопись – это процесс, мир открытых возможностей – остановленных мгновений, явления вожделенных образов, приключений, конфронтации, размышлений, освобождения от избыточности, восполнение недостаточности, это акт самоутверждения и прямая проекция интуиции, демонстрация мастерства и возможность открытий. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. На первом плане справа пишется портрет погибшей «героини» при этом художник в порванном сюртуке чересчур приукрашает ее облик, стремясь угодить богатой заказчице.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ.
Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. «Театральность» изображенной Федотовым сцены проистекала из его поразительного умения выявить узел драматического действия и показать это действие в развитии. В доме купца переполох, происходит сватовство. Отец пожелал, чтобы сын стал военным и в 1826 г. определил его в Кадетский корпус, располагавшийся в здании Екатерининского дворца в Лефорте. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Возрастало умение видеть и понимать жизнь. И неизменно выставки картин художника Сергея Федотова имели огромный успех. nnИз этических соображений мы не публикуем весьма обширный список коллекционеров и почитателей творчества художника, которые имеют в своих собраниях полотна Сергея Федотова. nnГалерея Валентина Рябова, представляя выставку новых работ художника, не сомневается, что она привлечет внимание, как специалистов, так и поклонников абстрактной и традиционной живописи и найдет живой отклик у самих широких слоев зрительской аудитории. nnИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА:nnАбстракционизм (лат. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Отец волнуется меньше всех, он уверен в качестве своего «товара» и довольно улыбается. С остротой наблюдения воспроизведя сцены из жизни различных слоев общества: «Первое утро обманутого молодого», «Модный магазин», «Художник, женившийся без приданного, в надежде на свой талант». Окончив с отличием Первый Московский кадетский корпус, куда он был определен в возрасте 11 лет, будущий художник уже в 1830 году был произведен в унтер-офицеры, через два года – в фельдфебели.
В те времена открытых музеев и галерей доступных широкой публике не было. Федотов Павел Картины и биография Павла Федотова Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. Можно понять сразу, что он сосчитал капитал купца до одной копейки.
Попыткой создания картин на батальные темы явились заказанные ему великим князем Александром Николаевичем акварели «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (обе – 1841-1842, Русский музей) и более поздняя сепия «Переход егерей вброд через реку» (1844, Третьяковская галерея). Государственная Третьяковская галерея (Москва)Во время службы в полку молодой офицер посещал вечерние уроки рисования в Академии художеств, это занятие привлекало его с детства. В 1844 г. Федотов решил оставить военную службу, чтобы полностью посвятить себя живописи. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Драматическое действие, обстановка сцены разработаны в «Разборчивой невесте» с большей сложностью и мастерством, чем в предыдущем полотне. Этот образ по своей экспрессии принадлежит к числу лучших созданий Федотова.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. П. Федотов. Умершая собачка возлежит на подушке в центре комнаты, возле нее полукругом расположена толпа вовлеченных в «событие» людей, в том числе целый консилиум врачей, горячо спорящих о причинах безвременной кончины Фидельки. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Они отличаются ясно выраженными жанровыми чертами.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Федотов, как сын бедного отставного воина, учился на казенный счет. Кандинский, П. Мондриан, К. С. Крылова, прозорливо увидевшего в нескольких просмотренных ранних рисунках художника его огромный дар живописца «народного быта». Несомненно, что сюжет новой картины Федотова «Вдовушка» возник под влиянием семейной трагедии. Но не мог найти того, что мне хотелось. Рядом с ним не было друзей, кроме его верного денщика Коршунова.
Из вечерних классов он вынес лишь ряд полезных сведений по технике рисования. Ее появление на академической выставке стало настоящим триумфом художника. П. Федотов «Сватовство майора» (1848). Многое в искусстве Федотова сближает его и с молодым Достоевским.
В сущности в сцене сватовства майора происходит «брак без любви», «брак по расчету», по вынужденной необходимости. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Её нарядили в совсем не подобающее для этого случая бальное платье с открытыми плечами. Художник показывает, как пуста и однообразна жизнь человека, заброшенного в захолустье николаевской России. П. Федотов «П. А. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства.
Идея картины «Свежий кавалер» (1846, Третьяковская галерея), которую Федотов любовно называл «мой первый птенчик», долго зрела в его уме. Началась замкнутая одинокая жизнь. Заказ оказался роковым. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Содержание картины неизмеримо значительнее. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве.
Художник полностью отдал себя искусству. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Врожденные способности быстро помогли мальчику стать одним из лучших учеников. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). П. Федотов «Свежий кавалер» (1846). В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Уже во «Вдовушке» не было развернутого действия, в еще большей степени это относится к новой картине. Холст, масло, 24, 5 х 19, 2 см.
В прессе началась травля художника. Рядом гитара. Рукописи, книги, безделушки не были простыми атрибутами «обстановочного портрета», а вводили в атмосферу интеллектуальных интересов и повседневной жизни портретируемого. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Он обладал даром широкого художественного обобщения. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Из-за долгов он продал родительский дом. Но работа продолжалась. С губ купчихи срывается бранное слово в адрес дочери.
В этом решении Федотова укрепил благожелательный отзыв великого баснописца И. А. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Он молодцевато подкручивает усы и знает себе цену. В купеческом доме суматоха, но это тоже видит только зритель. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта».
Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». После смерти отца положение стало ещё тяжелее: прибавились заботы о семье. На мерцающем свете огарка построен весь психологический и живописный строй произведения. Это преамбула.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. После посещения мастерской Брюллова, он решил повременить с отставкой. Но случайно его сатирические бытовые зарисовки увидел баснописец И. А. Ждановича и А. П.