Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор. Художник Эдгар Дега, живописец танцовщиц, много писал сцен из жизни театра и балета, а одна из самых знаменитых его творений Голубые танцовщицы сейчас выставлена в Музее изобразительных искусств им. Эдгар Дега, словно в благодарность, в раннем творчестве с искренним уважением следует отцовской рекомендации сосредоточиться на портретной живописи — именно этот жанр, по соображениям де Га-старшего, должен принести молодому художнику славу и деньги. В Электронной Энциклопедии Художественной Эротики EroVVheel собрана полная коллекция эротической живописи художника-импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas) в двух частях Эротические картины и Эротические рисунки.
Эдгар Дега (19. 07. 1834, Париж— 27. 09. 1917, Париж)— Илер-Жермен-Эдгар де Га —французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. То есть, далеко не всё. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Картины Эдгара Дега внесли в историю мирового художественного искусства потрясающий вклад. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Художник, рисовальщик, график, скульптор, он всюду проявил себя новатором. Кропотливым трудом Дега справляется с финансовым кризисом и 1880 году становится признанным и уважаемым художником, продающим свои работы не на выставках, а через агентов. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Он боготворил Энгра.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Основой процветания города была торговля хлопком. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Но он принимал не все техники этого направления, например, не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Движения и даже ужимки балерин отточены профессиональным мастерством и привычкой. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. «Всё, что я делаю — это результат размышлений. » (deliberation) — писал мастер.
Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота.
На протяжении всего творчества художника интересовал мотив передачи движения. При этом сам Дега отвергал термин импрессионизм, как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Творчество Дега, участника многих выставок импрессионистов, стоит несколько особняком.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Говорим балет – видим картины Дега.
Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни («Ванна», ок.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. 1886, Париж, Музей Орсэ). Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Э. Дега. Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. Конечно, у него есть несколько пейзажей.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Как уже говорилось, критики и публика часто предъявляли обвинение художнику в «неумении» вмещать на полотне желаемое, смеялись над манерой «обрезать» предметы и людей и не понимали они при этом, что главное здесь – перед глазами: «когда уже пройден трудный курс обучения и репетиции, миг неожиданной и впечатляющей гармонии овладевает балеринами и что-то похожее на преобразование – вдруг появляется перед глазами.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Основой процветания города была торговля хлопком.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. «Семейство Беллели».
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Мне нравится эта суровость».
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Остальные выполнены пастелью.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии. Он жил один. Даже пастель, которой чаще всего пользовался художник, создает единство цвета и линии. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Проблема передачи освещения на плейере не была в центре его внимания. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламленной хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Его произведения ничего не воспевают.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Неподражаемо передавал Дега движение. Полотна Э. Дега стали весомым вкладом в историю мирового и французского импрессионизма.
Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор. В этом их сила и слабость. Живые позы всех членов семьи, своеобразие композиции и цветовой гаммы, напоминающей о мастерах Ренессанса, отсутствие формальной скованности, присущей портретам и фотографиям того времени, выдавали те глубинные процессы, которые после сделали живопись Дега столь особенной. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В данной картине мы смотрим на репетицию слева с винтовой лестницы. Говорим Дега – подразумеваем балет.
Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Именно в полотнах Дега прослеживается двойная аналитика работы художника – разрушение иллюзии реального мира и ее новое воспроизведение на художественном полотне. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Материалом, с помощью которого эта картина была создана, является художественная пастель. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков.
Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Так появились его ранние произведения. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Пушкина, который расположен в Москве.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Линии у него не замыкают формы, но динамично определяют их. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Он жил один. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
В 1873году художник вернулся в Париж. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Хюттингер). Он также был известен как способный мимический актёр.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
Э. Дега «Мытьё» (1886). Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро.
92 х 68 см. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Его произведения ничего не воспевают.
Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Картина воплощает собой свободную и непринужденную композицию, за которую Дега часто подвергался критики: «обрезанные» ракурсы, предметы и люди приписывались его неумению уложиться в размер картины. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Однако композиция картины глубоко продумана художником. Все здесь полно осмысленного движения.
Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Автопортрет (1854-1855). Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми.
«Голубые танцовщицы». Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
1886, Париж, Музей Орсэ). Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Картины темные по колориту, суховаты по форме. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Основой изобразительности для Дега был рисунок.
Если импрессионисты сосредотачивались на свете и отвлеченных образах, то Эдгар Дега уделял внимание движению и сюжетам повседневной жизни. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба.
Он жил один. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).
Еще никто не танцует идет лишь проверка устойчивости тела, но сюжет танца заложен уже в самой композиции, расстановкой фигур, которые как будто прочертили по полу рисунок танца. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Холст, масло.
История зарубежного искусства. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение.
Дега, прекрасный рисовальщик, любил пастель. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В «Голубых танцовщицах» Э. Дега, лишь блестки чистых тонов вызывают мелодию танца, на полотне воплощена полная непринужденность и свобода. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Одна из самых знаменитых картин Э. Дега – «Голубые танцовщицы». Размер холста: 65Ч65 см. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
К 1882году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними.
В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Так почему же все-таки балет и танцовщицы. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях.
Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Уже в шестидесятые годы художника привлекли скачки. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов. Но уже сейчас, в конце 1850-х, в его портретах зарождается мятежная фотографическая случайность композиции, деталей, непредсказуемость движений, элементы, уходящие за пределы картины. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее аристократическую Дега. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Фигуры четырех танцовщиц передают своей пластикой гармонию синхронного движения.
Он был старшим из пятерых детей. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Э. Дега «Абсент» (1876). Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Плечи женщины опущены, взгляд потухший.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния.
Она написана в 1897 г. В данный момент полотно, после написания хранившееся в коллекции Дюран-Рюэля (Париж), затем у С. И. Щукина (Москва, до 1918г. ) и в Государственном музее нового западного искусства (до 1948 г. ), выставлено на всеобщее обозрение в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Проблему света Дега обычно решал при изображении интерьера. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
.