«меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. «меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. Эдгар Дега (19. 07. 1834, Париж— 27. 09. 1917, Париж)— Илер-Жермен-Эдгар де Га —французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой.
К концу жизни из-за болезни глаз (он застудил глаза в армии, во время франко-прусской войны 1870—1871 годов) Дега не может больше заниматься живописью и переходит к скульптуре. Композиция и рисунок — элементы живописного языка, с помощью которых Дега пытался преодолеть статику станковой картины. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме. В 1853 году Дега начинает изучать право, одновременно берет уроки живописи в мастерской Барриаса. Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор.
Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Правда, уже в образах балетного быта, в изображениях закулисной жизни у Дега ощущалось некоторое раздвоение художнического созерцания его колорит всегда «благороднее» формы. То есть, далеко не всё.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».
1886, Париж, Музей Орсэ). Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины.
И в многочисленной серии «танцклассов» и «репетиций» перед нами развертывается вся оборотная и черновая сторона оперной карьеры, которая мнится наивному зрителю столь «божественной и легкокрылой». Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Дега, которого тешит контраст между реальным обликом балерин (их вульгарностью и худобой) и их живописным обличием (воздушный газ, розовый шелк и т. д. ), наоборот, более «правдив» в рисунке, нежели в живописи.
Начал Дега со строгих композиционно исторических картин и портретов, среди которых «Семейство Беллелли», после чего перешел к импрессионизму изображая современную городскую жизнь – улицы, кафе, театральные представления: «Площадь Согласия», «Абсент». К 1882году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. «Голубые танцовщицы». Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. В 1873году художник вернулся в Париж. Он был старшим из пятерых детей. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Да и вся эта картина — словно проблеск улыбки (столь редкостной. ) в угрюмом и насмешливом творчестве Дега. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. «Всё, что я делаю — это результат размышлений.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Его произведения ничего не воспевают. Так появились его ранние произведения.
» (deliberation) — писал мастер. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др.
Хюттингер). Картины темные по колориту, суховаты по форме. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманногоЛюдовиком Галеви. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Курбе иДелакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Холст, масло.
В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872—1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Он подобен Льву Толстому, подглядевшему репетицию оперы и написавшему «Что такое искусство». Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Некоторые выставки он помогал организовывать. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу».
Художнику удалось так мастерски использовать эффект искусственного освещения, что все полотно получилось наполненным сиянием и будто бы искрящимися нитями мелодии танца. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов.
Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Именно там, сияющей и воздушной, освобожденной от земного тяготения, выплывает на авансцену его «Прима-балерина», в своем розовом облаке, несомом волнами звуков, чтобы раскланяться с публикой. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Это полотно отмечено глубоким психологизмом, мастерством в передаче света и точностью рисунка, а сочетание голубых, серебристых, черных и белых тонов выстраивает совершенный цветовой строй.
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Мы подходим тут ко второй черте театральных впечатлений Дега. Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Как изящно выточена ее нога, как трогательно-умильна ее улыбка, сменившая собою профессиональную гримасу и вызванная неподдельным «контактом» с публикой.
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В1873 г. художник вернулся в Париж. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» вСалоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Художник доказал, что тело может быть даже более выразительным, чем лицо, вот таким образом абсолютно обыденные мотивы в его искусстве получили поэтическое выражение жизненной энергии, грациозного изящества и красоты. Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника.
Чтобы довести аналогию до конца, напомню, что и в скаковой серии момент бега занимает Дега гораздо меньше, нежели «проездка» лошадей ибо последняя дает большую свободу группировок, большее разнообразие движений. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Основой процветания города была торговля хлопком.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи вЛувре, за время своей жизни несколько раз посещалИталию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров ИтальянскогоВозрождения. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Балет Дега — классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». И, однако именно в этой небольшой серии балерин на сцене Дега иногда изменяет себе.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Это действительно труженица балета — не жрица, но жертва его. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиялОноре Домье. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Однако не только ритм и движение пьянит Дега в зрелище балета и побуждает его опьянять нас, зрителей — столь же подвластен он (особенно во второй половине своего творчества, начиная с 90-х годов) красочной гармонии, фантасмагории цвета. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. В 1873 г. художник вернулся в Париж. Все здесь полно осмысленного движения.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. У последнегополотно приобрел Щукина для своей коллекции.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Александр Герасимов известен как придворный художник Сталина. В послереволюционные годы она получила разрешение на проход за кулисы Мариинского театра. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». В жанре соцреализма он рисовал, как всегда, лучших – прославленную элиту Советского Союза. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет.
Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением).
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Школа театрализирует ее для сцены, но. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным».
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание). К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане иМоне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художникЖан-Луи Форен. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели.
Он также был известен как способный мимический актёр. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Хюттингер).
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В них мерцает и искрится вся многоцветность феерии. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Тем не менее, есть такие работы, как портрет балерины Гейденрейх, картины, выдающие подлинные отношения Серебряковой с театральной труппой – это дружба и искренняя личная привязанность.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. Вглядываясь в ее работы, сделанные в гримерных нельзя не увидеть сходство с работами Дега.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов.
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Для скольких художников всех времен и народов пляшущие женщины и дети были символами гармонической, телесно-душевной красоты, молодости, страсти и изящества. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Позже он пишет портрет художника Лепика (Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Он жил один. Если работы его предшественников, на которых звёзды балета изображались в классических, но лишённых жизни позах, более всего походили на обложки журналов, то танцовщицы Дега выглядели ярко и непринуждённо, создавая ощущение живой грации. Он жил один.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Курбе и Делакруа также оказали определённое влияние на творчество Дега, но признаваемым им авторитетом до конца жизни оставался Энгр. Эдгар Дега изучал произведения великих мастеров живописи в Лувре, несколько раз посещал Италию и знакомился с шедеврами мастеров итальянского Возрождения. Открыв на рубеже 60-х годов XIX в. собственную мастерскую, Эдгар Дега занялся портретной живописью, а также историческими полотнами. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Э. Дега «Абсент» (1876).
В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Основой процветания города была торговля хлопком.
Такое расширение стиля совпало по времени с возросшим интересом Дега к пастели, которая постепенно стала его главным материалом для рисования. Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Автопортрет (1854-1855). Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение.
Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье»Мопассана и «Гримасам куртизанок»Пьера Луи. Его произведения ничего не воспевают. И мотивы Герасимова относительно работы с балетом соответствуют его интересам.
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». В течение трех лет Серебрякова рисовала балерин.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Конечно, это не значит, что художник развертывает перед нами целостное зрелище того или иного балета как представления верный своему обычному композиционному принципу, Дега показывает нам только уголки театра: части сцены, фойе или уборной (иногда видимой даже через дверную щель) — но даже там, где у Дега всего лишь две или одна танцовщица, мы вычитываем целое, мы чувствуем все характерные грани балета. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Эдгар Дега скончался27 сентября 1917г. Дела покойного оказались в полном беспорядке и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы.
Он жил один. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Это как раз те моменты, когда закулисные будни балета сменяются праздниками сценической иллюзии, когда балерины на сцене, среди причудливых декораций, под взорами многоокого зала.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки).
Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Обе картины хранятся в Третьяковской галерее. Э. Дега. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. Его прельстила не та или иная прима-балерина как пластическая индивидуальность.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, — но театральный танец современной академии. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. В этом их сила и слабость.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища.
Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. Затем начинается игра света и тени. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Изображая балерин на сцене, Дега уже всецело, безостановочно отдается живописной иллюзии. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. И где граница между характерностью и красотой. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Холодный дневной свет широких окон скучного танцкласса (против которых Дега так любит ставить своих героинь) превращает эти контуры балерин в дымчатые силуэты с нежно тающими облачками тюник. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Рядом с ней дочери — старшая, Джованна и младшая, Джулия, сидящая, поджав под себя ногу и повернувшись в сторону отца — барона Беллели. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
А. С. Пушкина, Москва), где мастеру удалось добиться особой композиционной и цветовой выразительности. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон).
Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. И в такой мере, как раньше Дега строил свои композиции на противоположности частей, здесь он стремится к соответствию линий, к повторности их. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. В эти моменты упоения он словно прищуривает глаза, чтобы видеть одно общее, чтобы не различать житейских подробностей. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Э. Дега «Мытьё» (1886).
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Дега Эдгар – французский художник, график, скульптор.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. В утверждении эстетической значимости жизни людей их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Делакруа говорил: «одна линия неимеет никакого значения нужна другая, чтобы дать ей выражение». Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. 92 х 68 см. «Семейство Беллели». Он боготворил Энгра. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход и Дега немало преуспел в этом жанре. Мне нравится эта суровость».
Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Остальные выполнены пастелью. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок.