Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж. Бытовой жанр (жанровая живопись) – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. Бытовая живопись (жанровая живопись, жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт изображает бытовой жанр в живописи.
Среди мастеров бытового жанра XX века: Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.
Мурашко, З. Е. Собственно анималистическийжанр появился в Китае в периоды Тан (8 в. ) и Сун (13 в. ). О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА. Жанровая картина (более раннее название – бытовой жанр) – жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.
Цель: доставление жителям провинций возможности знакомиться с рус. Мы едим три раза в день – не два, не четыре, не пять. События могут развертываться на природе или в помещении. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954. ). Серебрякова, Д. Д. В своих картинах художник показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки.
Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин, Дж. Сегантини, Ф. Ходлер). М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. способны вызвать и скуку и улыбку и удивление и хохот. Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895 " Золотая осень", 1895 " Весна – большая вода", 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи.
Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин Маньеризм относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. мастера советского. Лицо же самого «Товарищества» определялось теперь стилистически-ретроградными художниками типа В. Н. Бакшеева, Н. А. Касаткина, П. А. Радимова, Г. К. Савицкого. Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе).
Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах и в Европе и в Азии. Мясоедов, В. В. Плиний Старший в «Естественной истории» (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми.
Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф. Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркимибытовыми деталями. В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). Дальнейшая история способствовала изгнанию из официальной культуры всего того, что не укладывалось в лозунг о жизни, становящейся «все лучше, все веселее». Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни (Свежий кавалер, 1846 Сватовства майора, 1848). в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Хиллестрём), Польши (Я. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.
С первых же лет Советской власти художники (Б. Галле), Чехии (Й. По стилю работ ученик Боровиковского. В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо Ж. Б. С.
объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е. Жилинский, Г. М. Появились плакатные образы иронические наблюдения и философские раздумья.
Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Он не злобно высмеивает своих героев, а сожалеет, что так мелочны их интересы. Как и в прежние времена, каждую деталь художники стремились наполнить символизмом.
Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. В 1869 группа художников-москвичей (Л. Л. Каменев, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов и В. О. Шервуд) обратилась к «Артели» с предложением совместно организовать новое «Товарищество» и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н. Н. Ге, Каменевым, М. К. Клодтом, М. П. Клодтом, Корзухиным, Крамским, К. В. Лемохом, К. Е. Маковским, Н. Е. Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, И. И. Шишкиным и В. И. Якоби. Типологическая характеристика этой культуры и цивилизации сегодня является амбивалентной (двоякой). Венецианов создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 20-40-х годов и способствовала распространению бытового жанра.
Их веками игнорировало, не замечало искусство. Бытовой жанр представили такие мастера, как Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Ходлер и Сегантини. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи. Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи (в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. Э. Фромм предлагал два основные способа человеческого существования – бытие и обладание. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. Уже к концу XIX столетия в русском искусстве происходит смена смысловых ориентиров.
Деталь фрески. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. как портретист И. Н. Выделился главным образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильной (звуковой, цветовой, пластической и другой) экспрессивности.
Это означает не только банальное копирование внешности портретируемого – одежда, прическа, украшения, но и передача его внутреннего мира, характера. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П. П. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Он много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Бедный ужин» (1879). Ходовецкий), Швеции (П. Уже в 1920—1930-е гг. В «Товарищества» вошли А. И. Куинджи, А. П. Боголюбов, А. М. Васнецов, К. Ф. Гун, Н. Н. Дубовской, И. И. Левитан, В. М. Максимов, Н. В. Неврев, И. С. Остоухов, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, Н. А. Ярошенко и др.
Передовые идеи Просвещения, провозгласившие разумное устройство общества, свободу и неотъемлемые права личности, в силу своей философской отвлеченности дали пищу и либеральным и демократическим и утопическим и волюнтаристским (революционным) концепциям. Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (К. Среди мастеров бытового жанра XX века: В картинах мастеров XIX160в. В пейзаже Дорога во ржи (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец).
Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др. ). Исторический жанр переплетается с другими – бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), смыкается с батальным жанром. В картинах мастеров XIXв. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано).
Своеобразие творческой индивидуальности Яна Вермера (1632-1675) проявилось в ранней работе У сводни, построенной на контрастных цветовых сочетаниях и имевшей подчеркнуто нравоучительный смысл. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта». Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса (1425 – 1475) – «Автопортрет в образе Святого Луки» По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Центральная часть триптиха – «Благовещение».
Во второй половине XVII – начале XVIII вв. Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (росписях, мозаиках, скульптуре). С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. На первый план в нём выступают красота преображенной искусством обыденности, выразительность как бы случайного, фрагментарного, неожиданного аспекта жизни, мгновенно схваченных ситуаций изменчивых настроений и состояний, острая характерность облика и привычных движений персонажей интерес к людям, стоящим вне общественных норм (художественная богема, полусвет, люди дна).
Искусство тесно связывается с реальной действительностью. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Г. Перов и др. ). Он соединил импрессионизм Кандинского и сезаннистский геометрический абстракционизм Мондриана в изобретенном им супрематизме (от французского supreme – высший). увлечение жанровой живописью было настолько всеобщим, что к нему обращались такие худ-ка.
Однако он уже окружён не роскошью дворцов, а простой обстановкой, обыденными уличными строениями и незамысловатыми бытовыми предметами. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IVв. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). Со 2-й половины 1950-х гг.
В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Бытовой жанр стал ведущим в живописи передвижников, которые пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости. В период Тан (7-10 вв. ) формировались школы китайской жанровой живописи, появились художники-жанристы (Янь Ли-бэнь, Чжоу Фан, Хань Хуан) изображавшие, нередко с большой достоверностью и интимностью, сцены придворного быта. Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Хиллестрём), Польши (Я.
Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. (1851-1852). В Б. ж. русского критического реализма сатирическое разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев.
один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Реалистические тенденции буржуазной Б. ж. проявились в искусстве Италии (П.
И сюжеты своих произведений художник стремился сделать доступными каждому. Характеризуется также разрушением объективно обусловленных границ между видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу и прозаизация поэзии, перенесение принципов музыкальной композиции на литературу и изобразительное искусство). Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет— «Он— умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892, ). Благодаря данным особенностям она получила высокую оценку среди критиков и современников художника. Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д.
Бурлюк, В. В. 30-х гг. Следующий период (1910-1912 гг. ) называют аналитическим: предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак В честь И. С. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором. В картинах Н. А. Ярошенко в конце XIX – начале XX вв. Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано.
Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шопенгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др. ).
Достижения голландских мастеров бытового жанра были настолько значительны, что в мировом искусстве за ними закрепилось название малые голландцы (Адриан ван Остаде, Ян Стен, Герард Терборх, Питер де Хох и др. ). Веласкес и др. ). Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века – Высокое Возрождение – ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим.
Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх — великий нидерландский художник, живший на рубеже XV—XVI вв. и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо). Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших8230 Википедия. Повседневность является вне научным пространством собственного существования.
При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью — эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Остро стилизованные имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского 171звериного стиля187 (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации искусстве классической античности и эллинизма. По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. В 1870-х гг. Самым крупным представителем бытового жанра в Нидерландах являлся Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669).
В 19 в. художники демократического направления обращались к Б. ж. как к программному искусству, позволявшему критически оценить и разоблачить социальные отношения и моральные нормы, господствовавшие в буржуазно-дворянском обществе и их проявления в повседневном быту, отстаивать права трудовых, угнетённых людей, сделать зрителя непосредственным очевидцем наполнявших повседневный быт социальных противоречий и конфликтов. Это сфера известная всем. В период Тан (VII—X вв н. э. ) сформировались школы китайской жанровой живописи.
Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Бытовой жанр, жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Другой основоположник абстракционизма – Василий Кандинский (1866-1944) создал свои первые беспредметные произведения еще раньше кубистов. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А.
Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Максимов В. был знатоком и бытописателем народной жизни.
Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском Салоне независимых (Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке и др. ). – смешивание традиционных жанров живописи (бытового исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др. ), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг Созданное по инициативе Г. Г. Работа посвящается рассмотрению и анализу возможности репрезентации повседневности Нового времени, через искусство, а именно через бытовой жанр европейской живописи. Мы спим в кроватях – не в гамаках и не на овечьих шкурах. Кустодиев) или лирически-грустном облике (А. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала ХХ века.
Среди мастеров первой трети XIX века Венецианову принадлежит особенно значительное место. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Эта забота нацелена на наличные предметы, на преобразование мира. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). Французские романтики (Т.
Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Сюжетно-тематическая картина рассказывает зрителю, что происходит с героями в данный момент, в каком они состоянии, какие чувства ими владеют. Бытовой жанр, ориентированной на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи 19 в. : современной живописи существуют следующие жанры:исторический, мифологический, батальный, бытовой, анималистический, пейзаж, натюрморт, портрет и др. Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и повседневности служило для выражения общественных и философских идей, утверждения радости мирной жизни, показа социальной несправедливости и насилия.
В 16–18 вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). «Танцоры и музыканты». Коржев, В. Е.
Вальдмюллер, К. Шпицвег). М. Татевосян) и др. Ок. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность.
А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, ремесленников, земледельцев), в древнегреческой вазописи и рельефах, где они часто включались в мифические композиции или сцены загробной жизни. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. Деятельность художника понималась ими как общественное служение художника-гражданина.
Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо Три женщины, 1909 г. ). Так, ключевой принцип рационализма, выдвинутый в ту эпоху как исходная мировоззренческая установка в противовес религиозному мистицизму, не стал преградой для негативных процессов вуалируемого насилия над индивидуальным человеческим Я. Более того, гносеологическая установка рационализма, утверждавшая резкое противопоставление субъекта и объекта (ради методологического удобства в познании), обусловила возможность сначала отчуждения человека от природы, а затем – человека от человека и рассмотрения его не в качестве цели, а только как средства, функции, вещи. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы.
Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Тут и сидящие на первом плане 4 дамы, ведущие свой неторопливый женский разговор и стоящие рядом двое мужчин, обсуждающие свои проблемы и играющие на полу ребятишки. Репина. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (художники сурового стиля) идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С.
Н. А. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь – в спальне. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. определяется, отчасти как реакция на мимолётность импрессионистических образов, стремление выразить в картинах повседневной жизни постоянные начала, первичные основы бытия, его философски-символическое содержание эта тенденция, возносившая обыденные явления на уровень вневременных символов, заменившая сюжетное действие лирическим переживанием, знаменовала разрыв с традицией Б. ж. 19 в. часто она была призвана выразить то некую мистическую сущность жизни (Э.
В средневековом искусстве Европы и Азии жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы и миниатюры). Логичность конструкции картины, отображение подробностей обстановки и естественность положений являются признаками бытового жанра художника.
Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). В искусство XIXв. В XVIII в. Ж. Б. С. В Англии представителем бытового жанра в живописи считается Уильям Хогарт (1697-1764), который противопоставлял положительные качества буржуазии отрицательным чертам паразитарного слоя аристократии (Трудолюбие и праздность).
Сокольники", 1879, "Мостик. У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния). Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А.
Из предшествующего анализа следует, что повседневность необходимо определять, отталкиваясь от понятия жизни, сущность которой (в том числе и повседневности) скрыта в деятельности, а содержание повседневности (по всем дням) раскрывается в детальном анализе специфики социальной и индивидуальной характеристик выделенных четырех элементов. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России).
Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи – сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти – 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д. ). Репина, Н. А. Он субъективен и представлен в виде практических целей, жизненной практики. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к «духовным потребностям общества».
Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др. П. Норблин). Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме.
Развитие «хорового» начала в бытовой живописи приближало картину по масштабам худ-ой задачи к исторической живописи. На рубеже XIX—XX вв. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни.
Художник старается создать «обстановку места» : мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно. В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника – Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 – 1464) – «Святой Лука рисует Мадонну». К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров— от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства. Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов (На пашне. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVIIв. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи.
С первых лет Советской власти художники (Б. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейнс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. М. Татевосян) и др. Ведущее положение Б. ж. занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю). живописи 19 века. Хиллестрём), Польши (Я.
Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. Федотова. Или то, что даёт нам природа – фрукты, овощи, цветы. В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет – это боги занимаются повседневными делами. В живопись Перов вступает как жанрист. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж.
в русском искусстве — в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) — появились представители нового класса — пролетариата. была учреждена в 1863 участниками «бунта 14» (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский и др. ) – выпускниками Академии Художест, демонстративно покинувшими ее после того, как совет академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. В советском Б. ж. отразились и трудная фронтовая и тыловая жизнь военных лет с ее горем и радостями (картины Ю. М. Непринцева, Б. М. Неменского, А. И. Лактионова, В. Н. Костецкого графика А. Ф. Пахомова, Л. В. Сойфертиса) и духовная устремлённость, энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (картины Т. Н. Яблонской, С. А. Чуйкова, Ф. П. Решетникова, С. А. Григорьева, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калныня, гравюры Л. А. Ильиной). В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара).
При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п. ). Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др. ). Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический – морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Появление первых жанровых картин в Китае (Гу Кай-чжи, 4 в. ) граничит с религиозно-философскими идеями морального совершенствования, утверждением идеала благородства и величавости как нормы поведения человека в быту.
Жанровая живопись т. е бытовой жанр, наиболее тесно связанная с современностью. В период Сун (10-13 вв. ) китайские жанристы (Ли Тан, Су Хань-чэнь) начали изображать народную жизнь в картинах, полных юмора и метких наблюдений. Репина "Арест пропагандиста" (1880 – 1892), "Не ждали" (1884 – 1888). В 17 веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. Фигура попа, как олицетворение всего темного царства".
С другой стороны, частная жизнь, ее радости и бытовые неурядицы стали ценным материалом для картин, как бы подводящих итог существованию дореволюционной России, в ее ярмарочно — пестром (Б. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Корин). Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки итальянского неореализма. В конце 19 – начале 20 вв. В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра).
ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти— XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс— XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. На рубеже 19 и 20 вв. Идейными руководителями: И. Н. Крамской и В. В. Стасов.
Б. Грёз, У. Хогарт) в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Примерно так же развивалась жанровая живопись Японии и Кореи. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Член – учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. искал образ положительного героя "Заключенный" (1878), "Курсистка" (1883). Лонги), Германии (Д.
Ню (произошло от фр. Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. П. Федотов «Сватовство майора» П. Федотов «Свежий кавалер» Картина Федотова «Завтрак аристократа» показывает нам модный кабинет молодого человека, очевидно промотавшего свое состояние, но сохраняющего видимость вполне обеспеченного господина.
А. Пластов), города (Ю. И. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы— Карраччи, Джорджоне, Бассано). Москвич родом, Кандинский сначала готовился к юридической карьере, в 1896 году приехал в Мюнхен где учился в школе А. Ажбе (1897-1898) и в Академии художеств (1900) у Ф. фон Штука, прошел увлечение Гогеном и фовистами, народным лубком. Уже в первобытном искусстве известны сцены охот, шествий, обрядов.
Пименов), семьи (П. В 20-х гг. городах.
В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е. Им посвящены картины И. Е. В 1911 году совместно с Ф. Марком создал объединение Синий всадник.
Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией и два гуляющих горожанина и маленький сад с розами ирисами, ландышами, пионами. В них находит своё отображение типичный поток времени. В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию.
Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Уже в первобытном искусстве известны сцены повседневной жизни: охота, шествия, обряды. Г. Венецианов и Венециановская школа в России, Дж. М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Ярошенко, К. А.
Футуризм – (от лат. Федотова. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг. ). 20 века (футуризма имажинизма, конструктивизма и др. ), которые последовательно придерживались прогрессивного мировоззрения, смогли преодолеть узкие рамки этих направлений и обогатили культуру новыми художественными ценностями Барокко (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Нетсхер в Голландии).
В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии). Например, художник Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления. Искусство тесно связывается с реальной действительностью. В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. В противовес постепенно мельчавшим и терявшим социальную остроту традиционным формам Б. ж., с 1860-70-х гг. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф.
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). В конце XV – начале XVI вв. Рождение бытового жанра граничит с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е.
В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Сложность человека с его богатым внутренним миром тревожит воображение. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с портретом.
Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Максимов, В. Е. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее — А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания. Драматизм, метафоричность, свойственная художественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине Анкор, еще анкор. Остро стилизованные имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского звериного стиля (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации искусстве классической античности и эллинизма. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». ван Гог, молодой П. Пикассо во Франции).
Исторические темы в картинах Перова. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). М. Пэн), Латвии (Я. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. М. Пэн), Латвии (Я.
Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день.
Абстракционизм – наиболее крайняя школа модернизма. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению галантного жанра) внесли в Б. ж. психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи.
Эти источники чаще всего (и главным образом) детерминированы противоречиями между субъектом и объектом деятельности. В древнегреческой вазописи и рельефах встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Французские романтики (Т. Лонги), Германии (Д.
Ярошенко (1846 – 1898) писал картины, в кот. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. В 1768г.
Про передвижников: Товарищество передвижных художественных выставок «ТПХВ» (1870-1922)- крупнейшее из рус. Баха, 1912 г. ). Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена миниатюры к трактатам Авиценны миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства»— поэт слушает музыкантов вместе с друзьями миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIIIв. ). От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).
На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами.
Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для бодегонес Д. Веласкеса. Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах – как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв.
Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. В итальянской живописи 16 века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (веницианцы – Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Со второй половины 50-х гг. Её можно было бы назвать и по-другому – «Свадьба». В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А. А. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка. », Эрмитаж мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке» мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен).
Савицкий, Г. Г. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии К. Е. Маковский в России). Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. При создании портрета, прежде всего, следует обратить внимание на то, чтобы общая форма головы (лица) определяла все формы деталей (нос, уши, глаза, рот и т. п. ) и возможные другие примечательные особенности человека иначе изображаемое лицо будет раздробленным, а не общим.
Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. В русской живописи социальный бытовой жанр был ориентирован на и изображение разных сторон крестьянского быта и жизни небогатых горожан (Венецианов А. Г., Федотов П. А., Перов В. Г., Репин И. Е. и обширная плеяда художников передвижников) В Бытовой жанр русского критического реализма сатирическое разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета и отношений героев. Вот таким образом рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Вся повседневная жизнь людей базируется на естественной установке. Драматурги следовали строгим классическим канонам.
А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Д. futurum – будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х – начала 20-х годов в некоторых европейских странах (прежде всего Италии и России), близких в отдаленных декларациях (прокламирование идей создания искусства будущего, отрицание художественных традиций и т. д. ) и избираемых темах. к. 19 в. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например ванитас, каприччо и ведута), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые объединяются (сейчас ню, бытовой исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив). Общество стремительно теряло свое влияние. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи.
Плес", 1889 "Свежий ветер. На проблемы повседневности так же уделяет своё внимание психоанализ. Творчество Мясоедова. Первые портреты появились ещё несколько тысяч лет назад в древнем Египте. Художники объединения ОСТ (А.
Гораздо интенсивнее Б. ж. обособлялся в Нидерландах (К. В 1768г. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. Художник останавливается на сюжете, позволяющем ему четко и ясно выразить содержание средствами изобразительного искусства.
Буше во Франции), с его приукрашенностью образов и условностью ситуаций, возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Он может наказать само действие или момент, предшествующий событию или сцену, следующую за совершившимся событием, выражающую реакцию на него. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников. П. Норблин). Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов).
Повседневность по Хайдеггеру представлена в виде некоторых модусов: озабоченное устроение, любопытство, двусмысленность, болтовня и т. п. Так, например, «болтовня» представлена как пустая беспочвенная речь. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина — самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо (Ф.
В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым геометрическим абстракционизмом (в противовес живописному абстракционизму предыдущего периода). В начале 20 в. в «Товариществе» усилились трения между новаторами и традиционалистами «Передвижники» перестали уже представлять собою все художественно-передовое в России, молодежь делала выбор в пользу других группировок – начиная с «Мира искусства». Большая многофигурная картина «Никита Пустосвят» (1881) свидетельствует об огромном труде художника в области исторической живописи. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого сезанновского (1907-1909 гг. ), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Саввинская слобода", 1883). Таким мы видим народ на картине "Бурлаки на Волге" И. Е.
Маковского (1846 – 1920) "Вечеринка" (1875 – 1897), "Допрос революционерки" (1904). Возникшее как реакция на мертвое безжизненное ис-во Академии Художеств. В XVI-XVIII вв. Нетсхер в Голландии). «передвижничество» практически слилось.
Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина – бессмертие и гордость. Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» – это вообще типично бытовая картина.
Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Это субъективный мир, в котором повседневность отражает реальность через призму сознания. Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым.
Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти – 14 век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс – 15 век) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями.
Термин Возрождение, означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре.
В творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. (Караваджизм), подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма. Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Курбе и Ж. Ф. Во Франции А. Ватто и О. Фрагонар (обращавшиеся часто к реалистическому переосмыслению «галантного жанра») внесли в бытовой жанр психологическую тонкость и остроту жизненных наблюдений проникновенной поэзией домашнего быта наполнены интимные незамысловатые по сюжету картины Ж. Б. Шардена сентиментальные полотна Ж. Б. Грёза полемически утверждали нормы семейной морали третьего сословия. Киров). Бари во Франции) или с декоративной стилизацией образов животного мира.
В период Сун (X—XIII вв н. э. ) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Кандинский испытал также большое влияние символизма. Иные художники даже обижаются, когда их называют жанристами, считая, что это определение незаслуженно принижает их творчество.
В каменных узорах готических соборов, в маргиналиях (от латинского слова marginalia, обозначающего орнаменты на полях рукописи) можно увидеть пастухов, дровосеков, пекарей, виноделов, жонглеров — едва ли не все профессии средневекового мира. Крамской или исторический художник В. М. Васнецов. Бытовой жанр (ныне 8212 просто жанр) несколько обесценился. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия и др. ).
Мы носим брюки, а не набедренную повязку или пояс из листьев. Учился у Робера Компена, . Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. «Артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность практически сошла на нет.
Хиллестрём), Польши (Я. : Н. Апраксина, Бытовая живопись, Л., 1959 Б. М. Никифоров, Жанровая живопись, М., 1961 Русская жанровая живопись XIX в. Альбом репродукций, М., 1961 Русская жанровая живопись XIX – начала XX в., М., 1964 Е. Ю. Фехнер, Голландская жанровая живопись XVII в. в Гос. Бытовой жанр 30-х гг. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства.
Произведения бытового жанра 60-80-х гг. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. Художественно-историческим «зеркалом» истории предстала современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. Художники воссоздают жизнь деревни (А.
В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. В 16–18 вв. С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, позже Кореи, Японии).
Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871), где художник изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888 " Вечер. И. Фирсов, М. Шибанов, И. А. Ерменёв) и был связан с усиливающимся интересом к правдивому изображению жизни крестьян. Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Образ жизни человека во многом зависит от функций потребления. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев – В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Жерико, А. Г. Декан) внесли в Б. ж. дух протеста, обобщенность и психологическую насыщенность образов простых людей О. Домье в середине 19 в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, зорким аналитическим изучением жизни всех общественных слоев, сатирическим разоблачением моральных устоев буржуазного мира.
И здесь нужно отметить фламандских и голландских художников, которые по-своему решили задачу передачи всей яркости своих натюрмортов. Бытовые (жанровые) сцены известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж.
Манес), Венгрии (В. ТПХВ стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. На этой основе вырос, составив новый этап, Б. ж. передвижников (См. и жизненным обобщениям, к глубокому психологизму образов. На регулярных выставках (всего 48), кот. Ведущее положение Бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением интимной атмосферой мирного уюта (картины А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю).
Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. В последнем известном как синтетический Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо Харчевня, 1913-1914 гг. ), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Картина «Тройка» Перов Картина Тройка.
В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра. Ходовецки), Швеции (П. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVIIв., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом.
Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Субъект и объект не может существовать вне системы обмена и потребления. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. В полотнах воспевался мирный труд. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики и в скульптуре.
Маковский и др. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства.
(«Бурлаки на Волге», 1870—1873, ГРМ4 «Не ждали», 1884—1888 «Арест пропагандиста», 1880— 1892, обе в ГТГ). Лонги), Германии (Д.
1295 – 1348) – итальянский художник сиенской школы. В вазописи древней Греции встречаются родственные античной лирике и комедии, живо и непосредственно наблюдённые бытовые сцены (с несложным сюжетом и обусловленными им взаимоотношениями персонажей) значительное место они заняли в эллинистических и древнеримских росписях, мозаиках и скульптуре (особенно мелкой), в чём отразился возросший интерес искусства к обыденным явлениям и частной жизни. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». Наиболее известный пример – двухтомный роман Эвфуэс (1578-1580 гг. ) Джона Лили, породивший термин эвфуизм, означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль.
Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии представители бидермейера – Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании). С наступлением эпохи Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи – сначала в Италии (Джотто, А. Лоренцетти – 14 в. ), а затем в Нидерландах (Я.
Шонгауэр в Германии), светских росписях (Ф.
Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, — 1897) русский художник-пейзажист. Жанровые картины у передвижников стали больше по размерам, монументальнее по композиции, в них появилось так называемое хоровое изображение народных масс. В России футуризм отчетливее выразился в литературе (Д. Соперником американца Поллока выступает Жорж Матье, сопровождающий свои сеансы творчества в присутствии публики маскарадными переодеваниями и музыкой и называющий свои огромные творения вполне сюжетно (например, Битва при Бувине), что не делает их, однако, менее абстрактными.
Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами. художественных объединений 19 в. Художники-передвижники стали символом рус. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский).
В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций. Однако художественное решение сцен подкупает поэтичностью, гармонией и завершенностью («Бокал лимонада», «Служанка с кувшином молока», «Офицер и смеющаяся девушка», «Мастерская живописца»). В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. З. Фрейд называл это психопатологией обыденной жизни. Ф. М. Достоевский, оставивший ряд тонких суждений об искусстве бытописательста, в частности, подметил, что: «исторический художник знает развязку изображаемых им событий, тогда как жанрист, выступая как их участник и очевидец, в большей степени действует наугад», помещая своих героев в обстановку, напоминающую многие картины передвижников, прежде всего В. Перова.
(К. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда. В 1920-х гг. Но вскоре бытовой жанр в изобразительном искусстве снова вернулся на прежний уровень – возникновение импрессионизма вернуло ему значение.
Жизненный мир является данным непосредственно. Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.
Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). А. Бронников, К. Е. Маковский). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами— от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей). В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии).
Одной из интереснейших картин Вермера зрелого периода является «Девушка с письмом». Вдохновляющим примером для него послужила «Санкт-Петербургская артель художников», кот. Волга", 1891–1895). Они распространены в росписях, рельефах и миниатюрах – как в Европе (рельефы собора в Наумбурге, Германия, середина 13 в. русские росписи 17 в. ), так и в Азии (росписи Аджанты в Индии, в основном 5-6 вв. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Караваджизм), подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма. Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник.
Делакруа, О. Верне). Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Опыт собственной историчности, таким образом и есть подлинный опыт. Весна, На жатве. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С.
часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Образы революционной интеллигенции созданы и в картинах В. Е. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. Золотой Плес", 1889 " После дождя.
За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). А. Адлер считал, что жизнь это непрерывное движение направленное на рост и развитие.
Милле, Г. Курбе) сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв. Однако, зарождение бытового жанра началось, как считают многие искусствоведы, еще во второй половине XVIII века, когда некоторые художники впервые стали обращаться к сюжетам и темам из жизни простого народа. В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. Французские романтики (Т. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
Бытовой жанр в 19 в. в живописи утверждал демократические идеалы, часто с критическим подтекстом: О. Домье (1855, Париж, музей Орсе). Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия. В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры.
Портрет (французское слово portrait) – это изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью 8212 эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Повторяясь из картины в картину, эти мотивы превратились в штампы, становясь все болееи более неискренними и ханжескими. Бытовой жанр (ныне — просто жанр) несколько обесценился. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю.
передвижники. Проявляя большой интерес к жизни крестьянства, Мясоедов создал как острокритические полотна («Земство обедает», 1872), так и картины, рассказывающие о старинных русских поверьях и обрядах «Засуха», (1880), о радости и красоте крестьянского труда «Косцы», (1887). В 17–18 вв. В них находит своё отображение типичный поток времени. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Противоречивая природа авангардизма обозначилась в тяготении одних его направлений к формализму (победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи, атональность и какофония в музыке), а других, наоборот, – к отрицанию эстетической сути искусства и утилитаризму (слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой).
Несмотря на всю живописность, картины эпохи Возрождения несли в себе и некоторую дидактичность. Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Нередко подобные картины небольшие по размеру. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники.
Так 1922 год оказался для него последним. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни. Художники Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века Донателло, начало 15 века).
П. Кончаловский). В. Герасимов). Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины.
Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. Правая часть – это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. На рубеже 18-19 вв.
Мир повседневности требует неустанного повторения необходимых забот. Вот его полотно «Святая родня» :Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. Особое место в искусстве XIXв. показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих др. Плиний Старший в 171Естественной истории187 (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Ведущую роль в Б. ж. играет бытовая (жанровая) живопись жанровые темы распространены также в графике и в скульптуре, преимущественно небольших размеров.
Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П. А. Федотов (1815-1852). Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв. ). Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Последний председатель «Товарищества», Радимов, стал одним из родоначальников Ассоциация художников революционной России, с кот. О чём рассказывает бытовая картина.
В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). В 1850—60-х гг. М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. Курбе и Ж. Ф. В 15 в. в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (М.
рельефы Боробудура в Индонезии, около 800, Ангкора в Камбодже, 10-13 вв. Греза, лирическими полотнами Ж. Б. С. развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции "Студент" (1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888).
480 – 470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях. В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ). Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).
Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнегобыта. Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века – Гертгена тот Синт Янса, иногда именуемого Герритом ван Харлемом (1460/1465 – 1495). Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти).
«Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. что тоже чувствуется в этой работе. В итальянской живописи 16 в. (главным образом у венецианцев – В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано) Б. ж. начал постепенно отделяться от религиозных и аллегорических жанров, сохраняя единую с ними образную систему. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Положения Мондриана в 40-е годы были подхвачены итальянскими конкретистами. Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена».
Пластов, А. А. Повседневность Э. Гуссерля отличает простота понимания того, что ему «видимо». отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина – наиболее сложный вид живописного искусства.