Зато известно, что и отец Босха Антонис ван Акен был живописец, так же как два дяди и дед Ян ван Акен. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте. Босх – художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Помимо живописи, Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах.
Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком. Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. 1505, Берлин, Государственные музеи). Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. На черном фоне расположен под ним Ад. Ерун ван Акен родился около 1453г. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии».
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis).
Ерун ван Акен родился около 1453г. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Босх с самого начала, ещё с рубежа XV—XVI веков, сумел поразить зрителя, но отношение к нему резко менялось на протяжении следующих веков.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Творчество Босха загадочно. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Предполагали, что он знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владеет искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.
Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это ад Босха, где господствует хаос. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. По Писанию они все еще закрыты. Однако дон Фелипе де Гевара (исп.
К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Ни одна из этих работ не сохранилась. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Художники Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ.
Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Юный Иоанн, нежный профиль которого рисуется на фоне горы, словно весь превращен в слух, стараясь точно записать слова Откровения, диктуемые ему ангелом. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Легенда о мессе Св. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Картина называется «Искушение святого Антония «. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. У путника в руках палка, которой он готов защищаться от животного, которое ассоциируется с клеветой. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Первая из них по внешним признакам — жанровая. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. И даже Игорь Фёдорович, да.
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Ерун ван Акен родился около 1453г. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Жизнь его протекала внешне спокойно. Только третий, правый триптих несет неотвратимость наказания за содеянное ибо это – черный Ад.
Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Она находится на трехстворчатом алтаре, на внешней поверхности створок которого в виде прозрачной сферы изображена Земля на 3-й день ее творения.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Она почти списана с натуры – во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, – но в сухой истонченности ее форм есть что-то от насекомого. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Это уже безнравственность и блуд. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри.
Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что художник принадлежал к секте адамитов. Ад изображен в правой части триптиха. Но внезапно среди этой благодатной атмосферы зритель замечает внизу в уголке какое-то странное существо — полуптицу-полунасекомое с человеческой головой — напоминание о вечно присутствующем на земле духе зла. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Босх вырос в семье потомственных художников.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Достоверные факты скупы. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Спорна центральная часть.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Сигенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Его техника называетсяалла прима.
Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это.
Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии. Босх и реален и символичен. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками.
Остается только глубоко вникать в то, что написал Иероним Босх, картины которого вызывали желание у художников им подражать. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Сюжет не нуждается в пояснениях. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В картинах святой жизни, возрастает мрачная фантастичность видений художника, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста.
Он напоминает гигантскую строительную площадку. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Но разве тут дело в св. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Это увлечение длилось несколько десятилетий. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы.
«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Иоанна.
Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла. Это особенно видно по изображению преисподней.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом.
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Заметим, что главные произведения художника, осуждающие глупость, появились задолго до трактата изданного в 1511 году. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Интеллектуальная и духовная жизнь Хертогенбоса объединялась главным образом Братством Богоматери и двумя религиозными общинами Братства Общей Жизни, выступавшего против ереси и развращенности духовенства.
Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Внизу под ним буйствует Жадность. Исследователи картин хцдожника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Это единство закономерно и естественно.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски.
Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Что же мы видим у Босха. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
Сюжет религиозный.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Лишь семь творений Босха подписаны. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Как воссоединится душа с телом. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Его техника называется алла прима. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо).
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. в Хертогенбосе (Брабант).
Перед странником лежит ненадежный мостик. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи.
Падение авторитета папства, крушение тысячелетней Византии, глубокий кризис Германской империи сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей и, наконец, новой и самой сильной вспышкой ожиданий Конца света, приуроченного к 1550 году. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Картина Босха показывает корабль. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Над ними сидит сова, как воплощенное зло.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. За серебристо-голубой воздушной фигурой ангела с распростертыми крыльями развертывается поразительно красивый пейзаж с широко разлившимся морским заливом в низких зеленеющих берегах и городом вдали.
Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков».
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.
В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.
Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.
Вот, собственно и всё. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы).
К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Около 1480г. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами. Иероним Босх – великий нидерландский художник. 1478 года), стали художниками. Рядом сидит в кресле тучный монах. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Это – кощунственная для церкви мысль.
Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Но имя Босха стало известно в основном благодаря тому, что в его работах появились абсолютно новые, невиданные персонажи. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха25 картини8 рисунков. Картины— этотриптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Пылали костры инквизиции. Общий смысл этих произведений трагичен: человечество греховно, вся его история — это путь в бездну. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
в Хертогенбосе (Брабант). Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Эти жанры не утратили своей, господствующей роли, однако постепенно в сферу живописи стали исподволь проникать новые темы и мотивы. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Jos de Sigenza), живший в XVIIв.
Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник.
Босх – был личностью весьма интересной. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Сколько его ни набери, богаче не будешь.
Лишь семь творений Босха подписаны. Пастыри и паства совместно беспутствуют. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
– так писал о ней Р. Б. Климов. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Он – живое обличение глупости и безбожия.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году.
Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. и состоявшее как из монахов, так и мирян.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом».
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. в боковом пределе) братства. вХертогенбосе (Брабант).
Принято считать, что триптих посвящён Святой Юлиане, культ которой весьма распространён в Северной Италии. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы».
Они считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Это было последнее произведение Босха. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д.
В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318г. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Иоанна, бесследно исчезли. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. А сзади него жизнь, покидаемая им. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии.
В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. На картине, вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером.
Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало.
Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют.
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Сатира – одна из сторон живописи Босха. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Перед вами – репродукция картины Босха. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Меня зовут Лубберт Дас». В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Распущенность, царившая при дворе Римского Папы и в монастырях, стремление церковнослужителей к наживе, продажа индульгенций сделали Церковь объектом ожесточенной критики, особенно в странах Северной Европы.
Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Бог видит «. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.
По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Уродливые, злобные лица, торчащие пики, алебарды, мечи наглядно выражают воинственное настроение этой беснующейся массы. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Там, вероятно и родился около 1450 года.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Его техника называется алла прима. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха.
Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Его полуобнаженное тело все в крови. Только природа остается чистой, бесконечной. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигенса (исп.
И наиболее сложным. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Другой объелся до рвоты.
Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами.