Театральный стиль картин Ватто лучше многих иллюстрирует один из шедевров художника – хранящаяся в Лувре картина «Жиль» – пожалуй, самое известное произведение ВаттоСегодня о ней и пойдет речь. «жиль» — это, пожалуй, самая грустная картина Ватто. От периода ученичества у Жилло сохранилось лишь несколько картин Ватто (одна из них хранится в ГМИИ имени А. С. Пушкина: «Сатира на врачей»комм.
Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Рококо. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Антуан Ватто. Художественный дуэт участвовал во множестве групповых и персональных выставок, его работы представлены в галереях мировых столиц. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни.
У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Ватто считается основоположником рококо в живописи. Не видно, что он от этого страдает.
Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. 1710. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. Здоровье Ватто ухудшалось. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Фотографом в дуэте изначально был Пьер, а Жиль отвечал за живопись. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Художественный язык Пьера и Жиля — это гипербола, в которой собраны эти и многие другие отголоски, раздутые до предела под «лупой» их творческого взгляда. Он покинул дом Жерсена. Давно не плетут здесь знаменитых кружев, которыми во времена Ватто славился его родной город.
При посредничестве Сируакомм. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. 130 x 192 см. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами.
К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. В его взгляде звучит безмолвная просьба то ли о помощи, то ли о любви. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20.
16. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. 15. Лувр.
В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. 2. Он пригласил к себе своего бывшего ученика Жана-Батиста Патера и предложил ему работать в своем присутствии. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22.
11. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. И почти все дома в нём выстроены заново. Они чаще всего изображают именно мужское тело, женщины в их иконографии — это собирательный ностальгический образ, в то время как мужчины демонстрируют более разнообразные эмоции. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. По определению психиатра Дарольда Трефферта (Darold Treffert), савантизм – это редкое состояние, при котором человек с каким-либо нарушением развития обладает выдающимися способностями в одной или нескольких узких областях, чаще всегов вычислениях, музыке изобразительном искусстве, картографии и трехмерном моделировании (одним из наиболее известных савантов былКим Пик (Kim Peek), ставший прототипом главного героя голливудского фильма Человек дождя).
Париж. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Искусство Ватто соответствовало духу этой эпохи.
Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Художник неиз- менно восхищался работами Петера Пауля Рубенса, которые оказали решающее влияние на его творчество. Он начал творить в то время, когда т. н. Берлин.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Ватто — один из первых французских художников начала XVIII века, кто совершил переход от «большого стиля» эпохи ЛюдовикаXIV к изящному и легкому стилю рококо. 13.
Кто был покровителем Ватто, неизвестно, не сохранились ни его эскиз, ни окончательная картина. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. В художественном отношении картина написана блестяще. В 1993 году Пьер и Жиль были удостоены почетной премии Grand Prix de Photographie.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). А. С. Пушкина)13. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Пара живет и работает в Париже.
В то же время именно подготовительные рисунки Ватто дают возможность понять, насколько каждый жест, поворот головы, складка одежды персонажей его картин становились плодом аналитического поиска наиболее выразительной композиции. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Они, в сущности, предвидели визуальные эффекты «Фотошопа» задолго до его появления. Жиль. Сила Пьера и Жиля заключена в повторении. 9.
Он черпает вдохновение в литературе 19 века и не любит видеть за окном признаки прогресса. Холст, масло. Практически всегда это фронтальные портреты на фантастическом, ярком бэкграунде это идеализированные молодые тела в барочном обрамлении. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм.
Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Дворец Шарлоттенбург.
К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Говоря о творчестве аутистов, нельзя не упомянуть работы наиболееталантливых из них – так называемых савантов (от французскогоsavant– эксперт, учёный).
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе.
Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм.
Художник умер в зените славы и уже вскоре после его кончины Жан де Жюльен издал его рисунки, а затем и гравюры с известных ему картин мастера— в этой работе принял участие молодой Франсуа Буше, в чьем искусстве десятилетие спустя стиль рококо достигнет своей кульминации. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Работы двух мечтательных французов обескураживают своей наивностью, притом часто выходят за грань того, что принято считать приличным изображая фронтально обнаженных мужчин и женщин, как на знаменитой картине «Vive la France»: четверо красавцев-футболистов в носках под цвет французского флага в качестве единственной одежды.
Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Что же мы видим на картине. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Такое настроение возникает не спонтанно – это целенаправленная задумка живописца.
Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Пьер и Жиль (Pierre et Gilles) – французский художественный дуэт, который вручную расписывает фотографии с изображением знаменитостей и звезд модной индустрии. Франция. Хотя в картине отсутствуют эроти- ческие эпизоды, она наделена несомненной чувственностью.
Он просто один и все.
Эта серия, как и подавляющее большинство произведений Ватто, не имеет авторских датировок и определяется специалистами периодом 1710—1715 годов.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Она трансцендентна, гибка и несгибаема одновременно. Весной Ватто стало хуже. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, её очарование, самая суть физической красоты.
Это было последнее временное улучшение. Практически все исследователи отмечают существенное влияние живописи Рубенса на становление художественного стиля Ватто. Покровительство и выгодные заказы, которыми Кроз снабжал Ватто, восторженные отзывы банкира о его живописных талантах— всё это способствует и началу европейской известности художника. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.
Жиль Гримо (Gilles Grimoin) – французский художник из под чьей руки выходят винтажно-романтичные акварели, наполненные не просто образом, а целой историей. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной.
1721. Нет спектакля – и нет необходимости играть. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью.
Полотно из жанрового становится портретным и раскрывает внутреннюю драму героя. Одно из самых больших своих произведений. ГМИИ им. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. 7.