Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин.
Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве.
А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники. блаженно улыбался. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека».
Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. ыЙТПЛХА ЙЪЧЕУФОПУФШ РТЙПВТЕМБ ЛБТФЙОБ рТСОЙЫОЙЛПЧБ ч 1812 ЗПДХ. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском.
ч ДТХЗЙИ ЦЙЧПРЙУОЩИ ОПЧЕММБИ рТСОЙЫОЙЛПЧБ РТПСЧЙМЙУШ ЕЗП УБФЙТЙЮЕУЛЙЕ ОБЛМПООПУФЙ (цЕУФПЛЙЕ ТПНБОУЩ, 1881). пДЙО ЙЪ ФБМБОФМЙЧЕКЫЙИ ЦБОТЙУФПЧ-ЫЕУФЙДЕУСФОЙЛПЧ, ЮМЕО-ХЮТЕДЙФЕМШ фПЧБТЙЭЕУФЧБ РЕТЕДЧЙЦОЩИ ИХДПЦЕУФЧЕООЩИ ЧЩУФБЧПЛ, РТЕРПДБЧБФЕМШ, ПО ПФТБЪЙМ Ч УЧПЕН ФЧПТЮЕУФЧЕ ЧБЦОЕКЫЙЕ ФЕОДЕОГЙЙ ТБЪЧЙФЙС ТЕБМЙУФЙЮЕУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ ОБ ТБЪОЩИ ЕЗП ЬФБРБИ. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).
И Анюта покорно отправляется к художнику. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. ч МХЮЫЙИ ЙЪ ПИПФОЙЮШЙИ ЛБТФЙО ЕНХ ХДБМПУШ ДПУФЙЮШ ЕУФЕУФЧЕООПУФЙ Й РПЬФЙЮОПУФЙ УПЮЕФБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ Й РЕКЪБЦБ (лПОЕГ ПИПФЩ, оБ ФСЗЕ), ПТЗБОЙЮОП УПЕДЙОЙФШ НСЗЛЙК АНПТ ВЩФПЧЩИ ЪБТЙУПЧПЛ Й ЮХЧУФЧП ЛТБУПФЩ МЕФОЕЗП ДОС (пИПФБ РХЭЕ ОЕЧПМЙ). зПУФЙОЩК ДЧПТ Ч нПУЛЧЕ, ЪБ ЛПФПТХА ПО РПМХЮЙМ ВПМШЫХА УЕТЕВТСОХА НЕДБМШ (Ч ФПН ЦЕ ЗПДХ рТСОЙЫОЙЛПЧ ЪБЛПОЮЙМ ПВХЮЕОЙЕ Ч хЮЙМЙЭЕ), ПО РТПЮОП ЪБОСМ ПДОП ЙЪ РЕТЧЩИ НЕУФ УТЕДЙ ИХДПЦОЙЛПЧ-ТЕБМЙУФПЧ ФПЗП ЧТЕНЕОЙ. Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». пО РПОЙНБМ ИБТБЛФЕТ ТХУУЛПК ЦЙЪОЙ Й ТХУУЛПЗП ФЙРБ ЛБЛ ТЕДЛЙК ИХДПЦОЙЛ.
Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. «Жестокие романсы». пО ЙЪПВТБЦБМ ХВПЗЙЕ ТБЪЧМЕЮЕОЙС ЗПТПДУЛПЗП МАДБ, ФПМРСЭЕЗПУС Х ДЧЕТЙ ВБМБЗБОБ, ОБ ЛПФПТПК ОБРЙУБОП чЯ ИПФШ Ч фЙБФТЯ нБТЙКБОЕФПЛ (х ФЕБФТБ НБТЙПОЕФПЛ, 1867) УФТБДБОЙС ВЕЪДПНОЩИ ОЙЭЙИ (лБМЙЛЙ РЕТЕИПЦЙЕ, РПАЭЙЕ мБЪБТС, 1870) ОЕРПУЙМШОЩК ФТХД ЙЪНХЮЕООЩИ ЦЕОЭЙО-ТБВПФОЙГ (ыЧЕС, 1870).
Как шакалы». Таким образом при упоминании «Вишневого сада» Антона Павловича Чехова персонажей визуализируют в варианте Прянишникова. б ТСДПН Ч ЕЗП ФЧПТЮЕУФЧЕ ЧПЪОЙЛБМЙ ЛБНЕТОЩЕ, УХНЕТЕЮОЩЕ РП ОБУФТПЕОЙА ПВТБЪЩ, РТПОЙЛОХФЩЕ ЗТХУФОЩНЙ ЙОФПОБГЙСНЙ (ч НБУФЕТУЛПК ИХДПЦОЙЛБ, 1890 ч РТПЧЙОГЙЙ, 1893).
Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Выставка не прошла мимо внимания Чехова. Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение.
Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. ч 1880-90-Е ЗПДЩ рТСОЙЫОЙЛПЧ ТБВПФБМ Й ОБД НБУЫФБВОЩНЙ РПМПФОБНЙ, ЙЪПВТБЦБЧЫЙНЙ НОПЗПМЙЛХА ОБТПДОХА НБУУХ Й РПЪЧПМСЧЫЙНЙ ПВЯЕДЙОЙФШ Ч ПВЭЕН ДЕКУФЧЙЙ ТБЪМЙЮОЩЕ ФЙРЩ Й ИБТБЛФЕТЩ ТХУУЛПК ДЕТЕЧОЙ (уРБУПЧ ДЕОШ ОБ уЕЧЕТЕ, 1887 пВЭЙК ЦЕТФЧЕООЩК ЛПФЕМ Ч РТЕУФПМШОЩК РТБЪДОЙЛ, лТЕУФОЩК ИПД – ОБЮБМП 1890-И). Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. пДОПК ЙЪ РЕТЧЩИ ТБВПФ, ЙУРПМОЕООЩИ рТСОЙЫОЙЛПЧЩН Ч ЗПДЩ ПВХЮЕОЙС, УФБМБ ЛПРЙС У ЛБТФЙОЩ рТЙЕЪД УФБОПЧПЗП ОБ УМЕДУФЧЙЕ ч. рЕТПЧБ (1857), ХЦЕ ФПЗДБ ЧПЪЗМБЧЙЧЫЕЗП ПВМЙЮЙФЕМШОПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ Ч ТХУУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ.
оЕ РПМЛПЧПДГЩ, Б ВЕДОП ПДЕФЩЕ РБТФЙЪБОЩ-ЛТЕУФШСОЕ, ЧЕДХЭЙЕ РП УОЕЦОПК ТБЧОЙОЕ РМЕООЩИ ЖТБОГХЪПЧ, РТЕДУФБМЙ Ч ЬФПК УЛТПНОПК, ОП ПЮЕОШ ЧЩТБЪЙФЕМШОПК ЛБТФЙОЕ ЛБЛ ЙУФЙООЩЕ ЗЕТПЙ пФЕЮЕУФЧЕООПК ЧПКОЩ, Ч ПФОПЫЕОЙЙ Л ЛПФПТПК рТСОЙЫОЙЛПЧ ВМЙЪПЛ м. фПМУФПНХ (ТПНБО чПКОБ Й НЙТ ВЩМ РПМОПУФША ПРХВМЙЛПЧБО Ч 1868 ЗП-ДХ, ЛПЗДБ ИХДПЦОЙЛ УДЕМБМ РЕТЧЩЕ ЬУЛЙЪЩ ЛБТФЙОЩ). Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». Произведения Прянишникова 1870-х гг. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни.
уЙНРБФЙЙ Л РТЕРПДБЧБФЕМА ОЕ НПЗМП РПНЕЫБФШ Й ФП, ЮФП (ЛБЛ ЮБУФП ВЩЧБЕФ Ч ПФОПЫЕОЙСИ ПФГПЧ Й ДЕФЕК) ОЕ ЧУЕ РПЙУЛЙ НПМПДЕЦЙ ПЛБЪЩЧБМЙУШ рТСОЙЫОЙЛПЧХ РПОСФОЩНЙ Й ВМЙЪЛЙНЙ. Произведение в полной мере передает комичность и абсурдность поведения молодых людей. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС (Й ЬФП ФПЦЕ ФЙРЙЮОП ДМС ЫЕУФЙДЕУСФОЙЛПЧ) ИХДПЦОЙЛ МАВЙМ Й ЧОЙНБФЕМШОП ЙЪХЮБМ ЙУЛХУУФЧП УФБТЩИ НБУФЕТПЧ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЗПММБОДУЛЙИ Й ЙУРБОУЛЙИ ЦЙЧПРЙУГЕЧ 17 ЧЕЛБ. Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники.
В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Вид этого ребенка перевернул душу Дмитрия, заставив его почувствовать и свою сословную вину перед этими обездоленными людьми и свою ответственность за все, что происходит вокруг него. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. зПДЩ ЦЙЪОЙ:1840-1894. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем.
Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». ч ЛБТФЙОЕ мАВЙФЕМШ (ЛПОЕГ 1860-И) ИХДПЦОЙЛ ЕДЛП ЧЩУНЕСМ ФЙР УМБУФПМАВЙЧПЗП ВПЗБЮБ-УЙВБТЙФБ, РПЛМПООЙЛБ ЙЪСЭОЩИ ЙУЛХУУФЧ. Автор вновь обращается к бытовому жанру изображая сюжет произведения сатирическим. О ней с восхищением отзывался Стасов. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок.
Но этому человеку важен даже не улов, а сам процесс ужения, всецело его захвативший, ставший для него каким-то священным ритуалом, наполняющим его душу торжественной значительностью. Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного.
О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. ч ПВМЙЛЕ ЗМБЧОПЗП ЗЕТПС СУОП ЮЙФБАФУС ЮЕТФЩ рТСОЙЫОЙЛПЧБ, РПЪЙТПЧБЧЫЕЗП рЕТПЧХ. «Жестокие романсы» имеют не только сатирическое наполнение, но и оригинальное авторское название. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства.
Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Всё одно, как запой. ъБРЕЮБФМЕОБ УГЕОБ У ПУПВПК ЦЙЪОЕООПК ДПУФПЧЕТОПУФША Й ИХДПЦЕУФЧЕООПК ЧЩТБЪЙФЕМШОПУФША. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности3.
Картина Прянишникова «Жестокие романсы» написала в 1881 году. Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем. б. бТИЙРПЧ Й ч. вБЛЫЕЕЧ, ч. вСМЩОЙГЛЙК-вЙТХМС Й у. йЧБОПЧ, о. лБУБФЛЙО Й ВТБФШС л. Й у. лПТПЧЙОЩ, н. оЕУФЕТПЧ Й б. уФЕРБОПЧ ЧЩУПЛП ГЕОЙМЙ НБУФЕТУФЧП Й УПЧЕФЩ рТСОЙЛБ (ЛБЛ ПОЙ ЕЗП МБУЛПЧП ОБЪЩЧБМЙ), ЕЗП ЧЕТХ Ч ЪОБЮЙНПУФШ МЙЮОПУФЙ ИХДПЦОЙЛБ.
Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Рыболов зябко съежился в холодной воде. Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова.
На городской окраине по колено в мутной, мелкой речушке стоит человек в потрепанной одежонке, сосредоточенно насаживая наживку на рыболовный крючок. ьФБ ФЕНБ ЧПЪОЙЛМБ Ч ФЧПТЮЕУФЧЕ ИХДПЦОЙЛБ ОЕ ВЕЪ ЧМЙСОЙС рЕТПЧБ (РЕТЧБС Ч ЬФПН ТСДХ – ЛБТФЙОБ иХДПЦОЙЛ рЕТПЧ ОБ ПИПФЕ – ОБРЙУБОБ Ч 1871 ЗПДХ, ЛПЗДБ РПСЧЙМЙУШ ЪОБНЕОЙФЩЕ пИПФОЙЛЙ ОБ РТЙЧБМЕ). Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. Излюбленный сюжет жестокого романса – совращение девушки коварным соблазнителем. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870).
Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. б У РПСЧМЕОЙЕН Ч 1865 ЗПДХ ЛБТФЙОЩ ыХФОЙЛЙ. Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». ч УБНПУФПСФЕМШОЩИ ТБВПФБИ рТСОЙЫОЙЛПЧБ ОБЮБМБ 1860-И ЗПДПЧ (нБМШЮЙЛ-ЛПТПВЕКОЙЛ, юФЕОЙЕ РЙУШНБ Ч НЕМПЮОПК МБЧЛЕ) ХЦЕ ДПУФБФПЮОП СТЛП РТПСЧЙМЙУШ ИБТБЛФЕТОЩЕ ЮЕТФЩ ФБМБОФБ ИХДПЦОЙЛБ: ОБВМАДБФЕМШОПУФШ, УРПУПВОПУФШ Л ЦЙЧЩН, ФПЮОЩН УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙН ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБН, УПЮОБС ГЧЕФОПУФШ ЦЙЧПРЙУЙ.
Уже в первых работах начала 1860-х гг. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов.
у ОБЮБМБ 1870-И ЗПДПЧ рТСОЙЫОЙЛПЧ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ПВЭЙНЙ ФЕОДЕОГЙСНЙ ТХУУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ РЕТЕИПДЙФ ЛП ЧУЕ ВПМЕЕ НОПЗПНЕТОПНХ ЙЪПВТБЦЕОЙА ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ЕЗП ЧОЙНБОЙЕ РТЙЧМЕЛБАФ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ, МХЮЫЙЕ СЧМЕОЙС Ч ЙУФПТЙЙ Й УПЧТЕНЕООПК ЦЙЪОЙ ОБТПДБ. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев — С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. фуй. Спасибо вам».
Илларион Прянишников. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. дТХЦВБ ИХДПЦОЙЛПЧ (ПОЙ ЧНЕУФЕ ТБВПФБМЙ, ЧНЕУФЕ ВЕДУФЧПЧБМЙ, РПТПК ДЕМС ПДОХ ЫХВХ ОБ ДЧПЙИ) РТПДПМЦБМБУШ ДП ЛПОГБ ЦЙЪОЙ рЕТПЧБ (1882), ЮШЕ ЧМЙСОЙЕ РПНПЗМП рТСОЙЫОЙЛПЧХ ХФЧЕТДЙФШУС ОБ РПЪЙГЙСИ ЛТЙФЙЮЕУЛПЗП ТЕБМЙЪНБ. Точно так же стоит героиня картины Прянишникова перед важным, самодовольным лавочником и мы сочувствуем обеим женщинам. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев.
Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. В детстве оба и Прянишников и Чехов, вопреки собственному желанию должны были постигать все премудрости многочисленных обязанностей мальчика из лавки. День выдался пасмурный и ненастный. Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов.
Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
Каждый образ несет в себе какоето настроение, характер, определенную атмосферу. Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. чМЙСОЙЕ ТБУУЛБЪПЧ фПМУФПЗП ПЭХЭБЕФУС Ч УЕТЙЙ ЛБТФЙО рТСОЙЫОЙЛПЧБ, РПУЧСЭЕООЩИ ПВПТПОЕ уЕЧБУФПРПМС (1871-72). Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.
Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев – С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки.