Микеланджело Буанорроти в последний год своей работы в капелле написал замечательную фреску «Жертвоприношение Ноя». В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску Жертвоприношение Ноя.
В заключение, Господь пообещал Ною более не уничтожать людской род водами потопа и как знак божественного Завета с людьми в небесах воссияла радуга. Согласно Апокрифу Иоанна24, архонты решили «сотворить потоп и погубить плоть всякую, от человека до животного». Вот как повествует об этом Священное Писание. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело.
Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. 5.
nh, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» — Быт. Согласно Библии, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. Много легенд относится к плаванию ковчега. Он считает, что фраза «Ной начал возделывать землю» (Быт. 9:20) свидетельствует о том, что Ной «не знал ни того, сколько надлежало пить вина, ни того, как пить, — цельное или смешанное с водою, ни того, когда пить, — тотчас ли после того, как оно будет выжато или спустя некоторое время».
Дарованная Адаму власть над животными не только подтверждена, но и усилена (вероятно, ввиду роли человека в спасении животного мира) дозволением употреблять в пищу мясо, хотя непременно ритуально обескровленное (что мотивировано мистическим характером крови как материализациидуши— 9, 4). Его возраст исчисляется в таких же огромных числах, как и долголетие других начальных прародителей человечества: ко временирождениясыновей ему было 500лет, а ко временипотопа— 600 лет. Таким образом, Нахичевань становится первым городом, основанным после Потопа. «Ковчег мог бы вместить всех— как всех может вместить Церковь— но никого нельзя было загнать силой и в результате никого на борту и не оказалось, кроме Ноя и неотъемлемой от него семьи», отмечается толкователями, «ковчег— прообраз Церкви Христовой уже одним тем, что в нём спаслись немногие, спаслись по вере, а большинство не захотело спасения и свободно отказалось от него ради смерти в пучине греха». Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
Уже сын праведного Ноя заявил о своих порочных наклонностях. Повествовательных изображений истории Ноя в православном искусстве практически нет. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения35. Иоанн Дамаскин в своём сочинении «Точное изложение Православной веры» называет потоп первым крещением и считает, что «при Ное Бог омыл мировой грех», а сам потоп называет первым из пяти библейских «крещений»39.
Для мастера это было единственным средством выразительности. Тут же святитель рассуждает о неблагодарности Хама, который «не погиб вместе с другими в смятении ради достоинства отца»44, но при этом наносит оскорбление отцу. Также Златоуст пишет и об опьянении Ноя, отмечая, что Библия «одним словом даёт ему полное извинение»44. Сохранилась также фреска Дионисия. Только плоти с душою ее, с кровью ее не поедайте.
Отсюда, жертва Ноя была, с одной стороны, актом его покаяния за прошлый грех человечества, послуживший причиною потопа, с другой – изъявлением благодарности Богу за спасение и выражением полной покорности и послушания Его святой воле. В подтверждение, предлагаю вашему вниманию фреску другого величайшего художника Микеланджело "Жертвоприношение Ноя", 1508-1512. Пусть будет и тепло и холод, жатва и сеяние, ночь и день.
Сохранилась также фреска Дионисия46. Он же помещает гробницу жены Ноя, которую именует Ноемзар, в находящийся поблизости Маранд. Позднейшие легенды группируются по преимуществу вокруг нескольких моментовжизниНоя Первый из них — рождение: тело новорождённого озаряет ярким светом весь дом, младенец сейчас же встаёт на ноги и начинает молиться, после чего его дедМафусаилидёт к пределам земли для встречи с Енохом, узнаёт от него будущую судьбу мальчика и нарекает его Ноем (согласно эфиопскому изводу книги Еноха). 1. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею». Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств.
Наконец, тема, которой легенды уделяли большое внимание, — виноградарство Ноя, его опьянение и грех Хама. Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупреждает Ноя, который «ходил пред богом», был «человек праведный и непорочный в поколении своём» (6, 9), о предстоящей катастрофе и велит построить ковчег, давая точные предписания относительно материала, устройства (важен мотив трёх ярусов ковчега, отвечающих тройственному по вертикали членению мироздания, мирового древа и т. п. по послебиблейскому объяснению, нижний ярус занимали пресмыкающиеся и звери, средний — люди, верхний — птицы) и размеров (6, 13—16). Моисей. Но семью днями спустя голубь возвращается со свежим листом маслины в клюве — знак того, что вода уже сошла еще через семь дней голубь уже не возвращается земля постепенно обсыхает и через 365 дней отначалапотопа люди и звери могут выйти из ковчега (8, 14—19). За то, что Ной и его семья сумели спастись, он хочет принести жертву Богу.
Ной вводит в ковчег то ли по одной паре всех наземныхживотных (Быт. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Однако по молитве Ноя Бог послал кота и кошку, которые убили мышь.
Заканчивается апокриф благословением Бога Ноя и его потомства. Двух других своих сыновей Ной благословил: «да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9:27). Однако ворон, не найдя суши, каждый раз возвращался назад, пока не показалась поверхность земли. Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. Мраморный барельеф. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.
Непрерывный дождь продолжается 40 дней и ночей, высокиегорыпокрываютсяводой и всё живущее наземлегибнет (7, 17—24) вода прибывает 150 дней, затем начинает убывать и ковчег останавливается «на горах Араратских» (8, 1—4). Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего лица их были обращены назад и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама— Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.
Также Ной рассказал о потопе людям, но большинство не поверило ему. Ной стоит перед Яхве как прародитель будущего человечества и постольку как новый Адам и получает для начала то же благословение: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (9, 1, ср. Его Святейшество не настаивал на завершении своей гробницы, говоря, что строить гробницу при жизни – дурная примета и значит накликать себе смерть. Господь указал на то, что не станет больше наказывать так человечество. Знаком «завета» с Ноя, гарантирующего, между прочим, невозможность в будущем всемирного потопа, объявляется радуга (9, 8—17).
По версии Псевдо-Ионафанова таргума на Быт. Отжав янтарные грозди, приготовил Ной благоуханное вино. Выйдя из ковчега у гор Араратских (Быт. 8:4), Ной взял «из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20) в благодарность за своё избавление. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения35. Не оставь на земле ни одного неверного. » (71:26).
В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Еврейские комментаторы30 видят в выражении «земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11) указание на предельную моральную деградацию человечества: «растлилась» означает сексуальные извращения, а «наполнилась земля злодеяниями»— социальную несправедливость31. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его спутники.
Потом Бог благословил Ноя и детей его, говоря: «Раститесь и множьтесь и наполняйте землю. » Он подтвердил также за человеком владычество над землей: «Да трепещут перед вами все звери земные, рыбы морские, птицы небесные и все, что движется на земле: Я даю вам все это в пищу, также как и все, что произращает земля». 6. Нахичевань также считается местом последнего упокоения Ноя. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Костюмы вообще идеальны. Важную роль играет в раввинистической литературе концепция «завета» Яхве с Ноем и закона, данного через Ноя всем его потомкам, то есть всему человечеству и составляющего некий минимум, через соблюдение которого может спастись «хороший» язычник. Что делает ее движение таким значительным и сообщает явлению в целом характер необходимости. И только в тех случаях, когда это необходимо.
Тем не менее, вершины других гор показались лишь первого числа десятого месяца, после чего Ной выждал ещё 40 дней и выпустил ворона. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Позднее отцовство Ноевой легенды объясняют тем, что он предвидел гибель человечества, не желал иметь детей и женился по велению Яхве («Танхума Берешит» 39 и др. ) жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой, сестрой Тувал-Каина («Берешит рабба» 23, 4). Но как подвигалось на этом пути человечество.
Ок. А вместо этого люди охвачены страхом и горем. Согласно Книге Бытие, Ной «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8), поскольку был «человек праведный и непорочный в роде своём» и «ходил пред Богом» (Быт. 6:9).
В связи с этим табуированием крови поставлен торжественный запрет на убиение человека под страхом смертной казни: «кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу божию» (9, 6). Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле и дал точные указания, как построить Ковчег— судно из дерева гофер (возможно, кипарис или кедр6), способное пережить готовящийся потоп— и снарядить его для длительного плавания. Встречается тема и в исламских миниатюрах. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Это не вызывает удивления известно, что пока Микеланджело Буонарроти расписывал плафон Сикстинской капеллы, Рафаэль работал над фресками Ватиканских станц (залы Ватиканского дворца). Грех Хама интерпретировался в раввинской экзегезе как оскопление отца (ср.
Бог постановил завет с Ноем и потомством его, обещая ему, что более не будет потопа видимым знамением сего завета поставлена радуга: «Душу Мою, рек Господь, полагаю во облаце и будешь знамение завета вечного между Мной и между землей». 1490-1492. «Голубиная книга»), жену Ноя зовут Евга и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению водки, которой она напаивает мужа и тот ей рассказывает о ковчеге. Ной (евр. Умер Ной в возрасте 950 лет (Быт. Так он узнал о проступке среднего, нечестивого сына. Узнав о происшедшем, Ной благословил Сима и Иафета и проклял Ханаана, сына Хама и родоначальника ханаанеян, определив последним рабский удел (9, 20—27).
Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением.
Он был сыном мелкого чиновника. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт. 7:2, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). Из сохранившихся средневековых памятников Западной Европы представление о возможно существовавших в Византии изображениях подобного рода дают мозаичные циклы с историей Ноя, созданные местными мастерами под влиянием византийской школы: собор Монреале и Палатинская капелла (Сицилия) и базилика Святого Марка (Венеция).
Так и нас ныне подобное сему образу крещение» (1Петр. 3:20—21). Особо отмечена отеческая забота Ноя о животных, которых он самолично кормил из своих рук подходящим для них кормом и в подходящее для них время, так что не знал покоя ни днём, ни ночью целый год («Танхума 15а»).
N), в преданиях иудаизма и христианствагеройповествования о всемирном потопе, спасённый праведник и строитель ковчега (ср. Зиусудра, Атрахасиси Ут-Напишти в шумеро-аккадской традиции, Девкалионв греческой традиции) спаситель мира зверей иптиц, через своих сыновейСима, Хама, Иафетародоначальник всего послепотопного человечества. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.
Для обозначения «ковчега» употребляется то же слово, что и для просмолённой корзинки, послужившей для спасения младенцаМоисеяна водахНила (Исх. Сикстинская капелла, Ватикан (фото заимствовано из сети). Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Ной приносит Яхве жертву всесожжения (первое жертвоприношение в библейском рассказе о «праотцах») и наступает торжественный час: Яхве заключает с Ноем и его семьёй «завет» (см. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Проклял Ной Хама и сказал, что будет он рабом у братьев своих.
И прогнал его. И. Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего» и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. Адам Колониа, "Ной покидает Ковчег", 1663Пока близкие Ноя строили жилье, сам он готовился принести благодарности Создателю за спасение. Якопо Бассано, "Жертвоприношение Ноя", 1574Джованни Кастильоне, "Ной после потопа", 1650-1655Ной сложил из камней жертвенник. Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Находящийся в долине город Нахичевань (ныне территория Азербайджана) традиционно считается основанным Ноем и народная этимология связывает с его именем название города (ср. Он считает, что фраза «Ной начал возделывать землю» (Быт. 9:20) свидетельствует о том, что Ной «не знал ни того, сколько надлежало пить вина, ни того, как пить, — цельное или смешанное с водою, ни того, когда пить, — тотчас ли после того, как оно будет выжато или спустя некоторое время». Все персонажи этой работы ведут себя совершенно по-разному. Ибо отдано оно вам в пищу. Тут же святитель рассуждает о неблагодарности Хама, который «не погиб вместе с другими в смятении ради достоинства отца», но при этом наносит оскорбление отцу. В другом тексте это— «квас, смешанный с травою» («Беседа отца с сыном о женской злобе»26, XVII век).
Ной принес в жертвоприношение Богу самого чистого из скота и самого чистого из птиц. Закрылись источники бездны и облака небесные, перестали дожди: вода начала убывать с земли спустя полтораста дней и, в семнадцатый день седьмого месяца, ковчег остановился на горах Араратских вода все убывала и, в первый день десятого месяца, показались верхи гор. Начал Ной возделывать землю и насадил виноградник.
О том, что Ной захоронен в Нахичеване, одним из первых упоминает летописец XIIIв. Давид, 1501 – 1504. Согласно еврейскому преданию34, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Вардан Аревелци в работе «Ашхарацуйц», посвящённой географии Армении и соседних стран. По молитве Нуха Аллах послал на землю потоп (54:11).
Из другого рассказа можно почерпнуть некоторые интересные сведения о внутреннем устройстве ковчега. Это объясняется тем, что Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и ис своё поведение. Люди не могут поверить во все происходящее.
Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег и он поплыл (Быт. 7:17, 18). Зритель может прочитать в глазах персонажей не схожие и не однородные чувства. Позднейшие легенды о пророке Аллаха— Нухе и построенном им ковчеге излагаются иначе. Средний сын Хам увидел отца обнаженным и начал над ним смеяться.
Но традиция укоряет Ноя за то, что он упустил случай молить бога о спасении человечества от погибели наученные примером Ноя, праведники в последующем молились о спасении грешников, как Авраам — о спасении жителей Содома, а Моисей — о помиловании своего народа. В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. В 17 день второго месяца «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились» (Быт. 7:11) и воды обрушились на землю. А другие уже просто сдались и смирились.
Согласно еврейскому преданию34, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Ной начинает заниматься земледелием он (по-видимому, впервые на земле) насадил виноградник. Среди армян распространены давние легенды о Ное. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. После этого Бог благословил Ноя, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё творение, что на земле (Быт. 9:1–17) и дал человечеству ряд моральных законов. Размеры ковчега у Оригена также имеют символическое значение: 100— «число всей разумной твари» 50— отпущение грехов, свободу и прощение.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Откуда Ной взял лозу на земле, разорённой потопом. Мужчины были строго отделены от женщин. Приятное благоухание донеслось до Господа и не захотел Он больше проклинать Землю.
Только спустя 150 дней вода стала убывать и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы Араратских гор (5000 метров над уровнем моря). «Архонт Сил» сообщил об этих планах Ною и посоветовал ему: «Сделай себе ковчег из дерева негниющего и укрой в нём себя с твоими детьми, с животными, с птицами небесными от мала до велика и установи его на горе Сир». 9, 29). Соплеменники прогнали Нуха (Коран, 71:23) и он взмолился: «Господи. мидраш «Танхума Берешит» 20).
На первый взгляд это незаметно, но если начать знакомиться более внимательно с трудами Микеланджело, картины по минимуму отражают ландшафт, одежды интерьеры, предметы. Предполагали, что он добровольно пожертвовал 50 лет жизни имеющему некогда родиться Моисею (как до него Адам подарил Моисею 70 своих лет). Согласно Библии, выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт. 9:20).
Наконец, Бог вспомнил о Ное и о животных, бывших с ним в ковчеге, повелел ветру подуть на землю и воды начали убывать. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. евр.
И выпил он вина, радуясь жизни. 1, 28).
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Повествовательных изображений истории Ноя в православном искусстве практически нет. По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев. Филарет так формулировал это толкование в своём «Пространном Христианском катехизисе»: «Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической церкви»40. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.
«Ноах»). Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. 5, 29 греч.
По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в «облаке света» вместе с некоторыми людьми «бессмертной расы», последовавшими за ним. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. 6, 19), то ли по семь пар ритуально чистых животных и по одной паре нечистых (7, 2—3), а затем входит сам с женой, сыновьями и жёнами сыновей (всего восемь человек). В православном искусстве фигура Ноя, как правило изображается в числе других праотцев и легко узнается по модели ковчега в его руках.
По окончании потопа ковчег прибило к горам Араратским (Быт. 8:4), где Ной принёс жертвы Богу и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт. 9:1–17). Из сохранившихся средневековых памятников Западной Европы представление о возможно существовавших в Византии изображениях подобного рода дают мозаичные циклы с историей Ноя, созданные местными мастерами под влиянием византийской школы: собор Монреале47 и Палатинская капелла48 (Сицилия) и базилика Святого Марка (Венеция). рис. ). Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас.
Остальное довершает световая проработка: тень разрезает лицо точно на две половины и ставит акцент на серединной линии, а заостряющимся кверху головным платком вертикаль дополнительно подчеркивается. Во всех скульптурных, живописных работах Микеланджело сквозит одна-единственная тема – человек. оскоплениеУранаКроном и другие аналогичные мотивы) проклятие Хама не в его собственном лице, но в лице его сына мотивировали тем, что он воспрепятствовал отцу породить нового сына (вавилонский Талмуд, трактат «Сангедрин» 70а «Берешит рабба» 36, 7). Бог начинает с того, что обещает наказанной за человека земле правильное круговращениевремён годавпредь: «во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, летои зима, день и ночь не прекратится» (8, 22). Вместе с тем, в Талмуде32 обращается внимание на то, что в речи Всевышнего, обращённой к Ною, в которой Господь впервые произносит свой приговор человечеству, упоминается только второй грех: «И сказал Бог Ною ибо земля наполнилась от них злодеяниями и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:13).
Потом Ной воздвиг жертвенник Господу и, взяв от всех чистых животных, принес их на нем во всесожжение Бог, зная сердечное расположение Ноя, принял жертву его в воню благоухания и сказал: «Не буду более проклинать землю за грехи человеческие ибо сердце человека от юности устремлено к злу. Жена Нуха представлена в тафсирах грешницей, которая считала его сумасшедшим и принижала значение миссии пророка8. Прекрасен был первый урожай земли, напоенной разлившимися водами. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Встречается тема и в исламских миниатюрах.
Также Златоуст пишет и об опьянении Ноя, отмечая, что Библия «одним словом даёт ему полное извинение». 2, 3), между тем как «ковчег завета» (таинственный ларец, с которым связывалось «присутствие»Яхве) обозначен по-еврейски совсем иным словом. И для того были веские причины. Прожил до 18 февраля 1564 года.
1515. И посему, так как он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство и стало причиной того, что работа над гробницей Юлия осталась незаконченной. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. На основании того, что название Арарат эквивалентно Урарту, местности и государству севернее Ассирии, считается, что Араратские горы находились в Урарту, в которой находится и гора Арарат345.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Например, гору аль-Джуди (толкователями Корана эта гора то относилась к Месопотамии, то отождествлялась с Араратом), на которой, согласно Корану (11:46), когда «сошла вода», остановился ковчег, стали помещать не в Неджде, в Аравии, как в старых арабских источниках27, а на «Кирду, отделяющую Армению от Курдистана»2829.
Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег. Верхняя часть тела повернута в сторону и наклонена вперед, а перекрывающая фигуру рука означает дополнительное сопротивление, которое необходимо преодолеть поворачивающейся голове. На самом деле основа сюжета не отбор животных для погрузки на ковчег, а жертвоприношение, уже после спасения. "И устроил Ной жертвенник Господу и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике" (Бытие 8:20-22). Ной по выходе из ковчега принес Господу жертву. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто.