Таким образом, Рембрандт в эту картину вкладывает еще и личный смысл. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством.
Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. После смерти Сарры Авраам женился на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него родилось ещё 6 сыновей. Согласно преданию, первоначально имел имя Аврам, родился в Уре халдейском. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. По-славянски общая трапеза обозначается словом «вечеря».
15: 13). Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Дела шли все хуже. Усмотрит Бог агнца. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам.
Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Картинная галерея.
175, 5 x 210, 5 см. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.
А справа мы видим сюжет жертвоприношения Авраамом Исаака, который нас и интересует. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Когда Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90, родился Исаак. Судия всей земли поступит ли неправосудно. » (Быт.
В тот самый момент, когда Сын Божий добровольно приносит Себя в жертву, свершается древнее «не принесение» Исаака. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Нидерланды (Голландия). «В середине 1630-х годов XVII столетия Рембрандт пишет множество религиозных композиций.
Живя среди языческого мира. А отец при этом несгибаем. Там можно увидеть произведения искусства древних культур Передней Азии (Шумер и Вавилон) или Северной Африки (Египет). Это – рука матери. Проходит примерно два десятка лет и Рембрандт снова обращается к этому сюжету.
При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни». В Иерусалимском храме такие жертвоприношения совершались каждый день. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен). Здесь, конечно, Караваджо размышляет об отце. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии.
Понятно, что по поводу этого текста множество было споров, суждений, рассуждений. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был иудеем и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына. «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». «Земля Мориа», в которой Господь испытывал Авраама, отождествляется с горой Мория в Иерусалиме. В тексте Ветхого Завета говорится об ангеле, но здесь мы видим не ангела, а именно руку. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Там он связал сына, положил на дрова и занёс нож, чтобы заколоть его.
Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Исаак отчаянно кричит. Этимологически это слово означает «вознесенный», вот таким образом используется для обозначения такого жертвоприношения, которое «возносится» к Богу. Когда наступает развязка драмы, Господь произносит слова: «И вот теперь Я знаю» (буквально: проник в тайну). Вместе с Саррой он покинул родную страну. Отметим, что хотя в 17 веке художник стал менее зависим от воли заказчика, он все же не был совершенно свободен в выборе темы для будущей картины. Так в католических странах – Италии и Испании – широкое обращение живописцев к Ветхому Завету не поощрялось напротив, в протестантской Голландии такие ограничения в 17 столетии уже не имели силы.
«По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему и он совершил над нею обет свой» (Суд. Он вживается в этот сюжет, воображает себя на месте Авраама. Это Рембрандт, еще не вошедший в зрелый период своего творчества. 1, 29). Европейские народы также оказали влияние на развитие культуры на других континентах.
Если мы зададимся вопросом, чем принципиально отличается трактовка этого сюжета у Караваджо и у Рембрандта на данной картине из Эрмитажа Это работа 1635 года, довольно ранняя работа. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Семь железных механизмов и девять больших пестрых фигур разбрызгивают воду. Мужественному ли духу праотца или покорности сына. В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. Об этом верующие трех религий сегодня призваны свидетельствовать всему миру.
Тут появился Ангел Господень и остановил руку Авраама. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Каждая эпоха в искусстве представлена наиболее типичными для того времени произведениями. Губы источают влагу, маленький пестрый слоник обливается из хобота.
Холокауст был особой жертвой. Тогда же Аврааму стало известно, что его потомки будут рабами на своей земле ещё 400 лет. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
«Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы) «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Барокко. Собирался ли Рембрандт писать такую большую картину маслом, т. е.
И когда сын спрашивает его – это все в библейском тексте есть. Позднее человеческие жертвоприношения совершались лишь вероотступниками. Суровым драматизмом и героикой проникнуты картины, воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Холст, масло. По дороге Яхве пообещал, что потомство Авраама станет великим народом. Имя сына при этом не названо. 21, 6-7).
Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына. ». В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир. Т. е. Авраам скорбел только об одном – он не имел наследников.
Его дочь согласилась с отцом и лишь испросила себе два месяца на то, чтобы оплакать свое девство с подругами. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему. Из золотого гребня Жар-птицы вода выбрасывается высоко в воздух. «Можно ли говорить обАврааме без обиняков, откровенно, не рискуя соблазнить кого-нибудь. » — спрашивает Серен Керкегор.
Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Мальчик ответил: «О батюшка, делай то, что велено тебе Богом и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я проявлю терпение». И, наконец, в конце зала – серия картин на тему «Страстей Господних». Картина «Жертвоприношение Исаака». Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился.
В Послании ап. Но их усилия оказались тщетными. Посмотрите: Авраам в центре сидит. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Бог, решив проверить твёрдость веры Авраама, сказал ему: «Возьми своего единственного любимого сына Исаака и принеси его в жертву воссожением». На них устремлены глаза наблюдателей.
Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. божественной волей и Бог говорит отцу: «Не трогай сына». А композицию здесь мы можем разглядеть очень ясно. Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически).
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. Мы говорим о центральной и правой части этого изображения. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына».
Пальцы расположены близко друг ко другу. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Византийская империя владела обширными землями в Европе и Азии. Но кому здесь более удивляться и изумляться. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. Это знаменитые мозаики, византийская эпоха, VI век после Рождества Христова. «И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. «Аврам послушался слов Сары. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Тогда же Бог повелел Аврааму именоваться Авраамом (отец толп народов) и чтобы весь мужской род в доме Авраама был обрезан.
Жертвоприношение является общим элементом всех древних религий. Это храм Сан-Витале, здесь мы видим над колоннами полукруглую такую арку, где изображен сюжет, связанный вообще с Авраамом.
Лица обоих освещены, но свет на лице отца отражается на всей его фигуре и особенно на его руках и простирается на вернувшегося сына. В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». «Столькими-то бедствиями пожирался прежде весь род человеческий.
В первые века христианства сюжет попадает в поле художников и мы видим, например, одно из таких знаменитых изображений сцены жертвоприношения Авраамом Исаака на одной из мозаик в городе Равенна. Прежде всего, в центре зала мы видим «Жертвоприношение Исаака» – Opferung Jsaaks, 1636г. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. Фонтан в центре площади. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего».
Вот хорошо известный, в общем-то, всем отрывок из Ветхого Завета, хорошо известный текст. 21, 3, 6). И ангел, по сути, протягивая руку, через голову Авраама указывает Аврааму скорее даже не на нож и не на сына Исаака, а на агнца и говорит: «Вот, смотри, вот эта жертва. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление.
Сарра настояла на том, чтобы отправить Агарь с младенцем Исмаилом в пустыню. здесь действительно мы видим в центре фигуру Авраама Сейчас мы говорим о правой для нас части этого изображения, как бы отбрасывая две фигуры слева, там, где отрок ведет осла, нагруженного дровами. Силен он будет, как дикий осел и пойдет от него многочисленный народ".
По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. 11, 39). 23, 10). Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир" (Рихард Гаманн). Чтобы проверить силу веры Авраама, Бог велел принести Исаака в жертву Ему.
Да и что получилось бы из этой затеи. Заказов становилось все меньше. Как только впервые произносится имя Исаака, слышен смех. В споре Авраам попытается убедить Бога подчинить свой гнев закону правды (подобным же образом Моисей станет заступаться за свой народ, когда Бог решит наказать его за поклонение золотому тельцу).
Вокруг оси вращается змея. 11, 34). Также уверенно вы будете чувствовать себя, посещая какую-либо знаменитую церковь. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает.
ангел в библейском тексте как бы является на самом деле гласом Божьим. Сейчас мы посмотрим его чуть покрупнее. В отличие от этого, рассказ о жертвоприношении Исаака касается веры и вот таким образом говорит о послушании Богу. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. Христианский праздник Воскресения Христова непосредственно восходит к иудейскому Пессах, поскольку именно во время этого праздника Христос Спаситель возвещает ученикам о Своем «переходе» от этого мира к Отцу, то есть о близкой смерти и воскресении.
Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий.
Правда, надо отметить, что, несмотря на однозначный запрет, страшная традиция была не сразу предана забвению. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. Авраам.
Он единоборствовал с Богом, явившимся ему в виде ангела (выход на Text9 «Время ангелов», часть 2), потомство его будет многочисленно, как песок морской. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований. 18, 23-25).
Он сказал, что они вместе будут приносить жертву. Здесь он все радикально переставил, все поменял. Внук Манассии— Иосия восстановил религию, завещанную Моисеем, приказал уничтожить идолов, «и осквернил он Тофет. чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. Заметим, что в Библии ей предшествует повествование об истреблении Содома и Гоморры. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын мой пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном.
Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Авраам – по Библии первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потопа, родоначальник евреев и (через Исмаила) арабов. На них падает основной свет. Сказочная птица оказывается под перекрестными потоками извергаемыми конструкцией из множества вращающихся колес. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери).
Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Вот таким образом Аврааму пришлось сказать сыну правду. Мы видим, как сильна жилистая рука Авраама, какой крепкий и мощный у него кулак. Что мы видим. Т. е. Один из величайших гениев, которого дала Голландия миру.
Иеффай вернулся домой с победой, «и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Суд. И любовь здесь есть и в позе доверия сына к отцу и в растерянности несчастного отца, который собирается приносить сына в жертву, но явно этого не хочет и в нежных объятиях ангела, который сзади обнимает и того и другого, составляя с ними единое целое, такую группу из трех фигур – они сливаются в некотором единстве. Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим — Измаил. Сын будет сопротивляться и кричать. Когда я говорю «византийская», я на самом деле лишь некоторую гипотезу поддерживаю, так как есть две позиции касательно происхождения мозаик в соборе Монреале. через 20 лет после эрмитажной картины.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. 11, 31). А правая – нежная, мягкая изящная.
Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции— Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу и вознесу сие на всесожжение» (Суд. Жертва Авраама стоит у истоков духовного опыта иудаизма, христианства ислама. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
И участников событий и читателя на каждом шагу поджидают сюрпризы. Итак, не только Авраам, но и Сам Бог по ходу развития событий «узнает» для Себя нечто абсолютно новое. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам. " Сыну же, которого ты родишь, дашь имя Измаил ибо услышал Бог о страданиях твоих. Так, греки, а позднее и римляне — народы европейские — расселились в глубь Азии и Африки.
Конечно, здесь господствует любовь. Отец обманул его, по сути дела. Кассель. И старик Авраам слушает ангела, слушает голос Божий.
Иеффай в отчаянии разодрал свои одежды, но сказал, что не может нарушить обет. Для иудеев и христиан он является отцом верующих, а в Коране представлен как первый мусульманин истинный правоверный, всецело «послушный» (отсюда значение самого слова «ислам»). Он читается слева направо, в общем пейзаже находится.
агнец и сын Авраама Исаак, мальчик, судя по изображению, юный совсем, они как бы рядом. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление. Он отвечал: вот я, сын мой. Но теперь редчайшие случаи человеческих жертвоприношений происходили помимо или вопреки Божественной воле. Там он женился на Сарре.
Мальчик, полностью доверяющий отцу идет за ним на гору и восходит на алтарь. По этим-то причинам заклан был человеческий организм Слова Божьего. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар. Тогда же принято трубить в шофар изготовленный из бараньего рога.
Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. На горе Мориа Авраам немногословен, тогда как по поводу участи Содома между ним и Богом завязывается настоящий спор. Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом. » и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец. Если это Бог любви, то почему Он требует столь чудовищную жертву.
Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Наконец, однажды Сарра видит, как Измаил «играет» с маленьким Исааком, то есть буквально «смеется». Он отвечал: вот я, сын мой. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие»— в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке— любимейшем в его жизни».
«Так как красота её пленила душу его, – меч прошел по шее его. » Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. Героев теперь не четверо, а трое. Это напоминание о том, как агнец был принесен в жертву вместо ребенка.
Агарь на руках с Измаилом была вынуждена уйти в изгнание. 17, 17). Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил.
Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Аллах не допустил жертвоприношения, но высоко оценил праведность Ибрахима: «Мы выкупили его другим великим закланием и оставили о нем долгую славу на века и поколения. Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). Библейская история такова. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение.
Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения. Поступок Иеффая в Библии остается без комментариев. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви. В библеистике существует подход, согласно которому рассказ о жертвоприношении Исаака является этиологической легендой, которая призвана объяснить происхождение практики замены человеческих жертвоприношений принесением в жертву животных.
Бог требует не убийства, а возвышения сына. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Авраам. Эти две истории во многом противоположны друг другу. Не исключением становятся и его полотна на библейскую тему».
Ну и под жертвенником, как мы видим изображен условно уже разгорающийся огонь. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его. По определенным признакам сможете представить время создания картины. Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»15, признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством.
На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Эту мозаику можно отнести к поздневизантийскому искусству. Сын не может согласиться, говорит нам Караваджо, с таким решением отца. Из Константинополя (сегодняшнего Стамбула)— центра империи — искусство распространялось на окраины государства и оказывало влияние и на Европу и на Азию. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья.
Подобное происходило в разных уголках земного шара: в Египте, Китае, Южной Америке. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых. 18, 12). Это куда менее известная его работа, офорт «Жертвоприношение Авраамом Исаака», который датируется 1655 годом, т. е. Он не понимает, ему не было голоса Божьего, сын не знал, зачем отец его привел на гору. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка.
Греческое слово означает «всесожжение». Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. Новое явление Бога подтверждает, что обещание, которое он дал, касается не Исмаила, а Исаака, которого предстоит родить Сарре.
Когда Бог возвещает о рождении сына Авраам, «пал на лице свое и рассмеялся» (Быт. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. Обрати внимание, вот его надо принести в жертву вместо твоего сына». Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен.
И вот, пожалуйста, ангел. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Эти весьма устойчивые каноны воспроизводились тысячи раз и хотя художники 17 столетия трактовали их несравненно свободнее, чем средневековые и даже ренессансные мастера, все же в их задачу входило новаторство в рамках существующей традиции. Обращаясь к ветхозаветным сказаниям, художник обретал гораздо большую независимость. Когда же ей предоставилась возможность выйти из этого заведения, Рембрандт нанял агента для сбора информации, благодаря которой эта женщина на долгие годы осталась в стенах больницы.
Но нас в данной ситуации все это не очень интересует. Это обещание было скреплено заключением союза (завета) Бога и Авраама. В своих картинах сочетал глубокий психологический анализ с мастерством живописи, основанной на игре светотеней. По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Авраам— «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». Он вошел к Агари и она зачала. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению.
На картине и показано, как Ангел останавливает в последний момент руку Авраама с ножом. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. И шли далее оба вместе. Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Пророк рассказал мальчику о своем сне и предоставил тому самому принять решение. В еврейском языке для всесожжения используется термин olah.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Помимо этого Господь открыл Аврааму судьбу произошедшего от него народа на несколько веков вперед. Присмотримся к фигуре Иакова. В одном из залов Alte Pinakothek находится несколько работ Рембрандта.
За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. как бы здесь некое уже есть предчувствие ренессансного искусства. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. «Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией.
(Быт. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая неприязнь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхнула с новой силой. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам.
Мы видим, что нож он держал совсем не твердо. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Тут же – картина с изображением «Святого Семейства» – Die Heilige Familie, 1633г. Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства. Он воплощает в себе открытость и доверие перед лицом будущего: с Богом все возможно.
В тексте есть множество незначительных деталей, которые создают атмосферу удивления, несколько раз повторяется «и вдруг». Да будет мир Ибрахиму». Нам важно усмотреть некоторые моменты в этом изображении. Мы видим, что отец у Рембрандта взволнован и растерян.
Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». Размышляет он и о сыне и это очень важный момент. Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Он не говорит о замене жертвы, он просто останавливает этот процесс. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, «собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. Рембрандт был человеком с очень сложным характером.
Обрядовое чтение Акеды у иудеев проводится во второй день праздника Рош ха-Шана. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему и сказал: отец мой. И шли далее оба вместе. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя.
И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность и он наречен другом Божиим». Рембрандт настолько погряз в мстительности, что на какоето время вообще перестал писать картины. – «А где же агнец», то отец говорит уклончиво: «Ну, Бог нам пошлет агнца». Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама.
Исаак стоит на коленях и склонился лицом, головой к коленям отца. и господин мой стар». Самым древним картинам и скульптурам насчитывается примерно 35000 лет.