Картина Жан-Леона Жером Продажа невольницы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «продажа невольницы» (фр. Vente desclaves Rome) — картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1884 году.
В 1884 году ещё до открытия Парижского салона картина «Продажа невольницы» была куплена у Жерома великим князем Сергеем Александровичем для своей жены Елизаветы Федоровны. Его студия была местом встречи художников, актёров и писателей, а сам Жером стал легендарным и уважаемым мастером известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, однако жёстко регламентированными методами преподавания и крайней враждебностью к импрессионизму1234. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». 29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». стоит облокотившись на стол, склонив голову на локоть.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. позади нее девочка лет 10, обнажена полностью, но не стесняется своего детского тела.
волосы растрепаны, глаза печально обреченные. Даже военный сюжет, вторжение и завоевание (очевидно, главный идеологический сюжет в контексте империализма и колониализма, столь любимом разоблачителями ориенталистской живописи) – например, «Наполеон и его генеральный штаб» Жерома (1863) на фоне пустыни – выглядят скорее паломничеством или этнографической экспедицией, то есть вполне мирной и даже идиллической процессией. Позади же них обеих стоит закутанная в платок мать с тремя голыми детьми.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Она сейчас находится в музее Орсе. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. C конца 1850-х годов Жером оказался невероятно предприимчив в выборе пользовавшихся популярностью исторических тем, начиная от Древней Греции и Рима. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Я разглядывал этих бедных крошек с огромными черными глазами, одетых словно маленькие султанши наверное их забрали от матерей, чтобы потакать прихоти местных богачей.
В 1884 году ещё до открытия Парижского салона картина «Продажа невольницы» была куплена у Жерома великим князем Сергеем Александровичем для своей жены Елизаветы Федоровны21. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28.
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Среди них можно выделить такие работы, как «Покупка рабыни» 1857 года (частная коллекция) и «Арабский рынок наложниц» 1866 года (Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк). В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Здесь можно согласиться с обличителями ориентализма: это всего лишь мир фантазий европейского человека мужского пола, для которого гарем является пространство совершенной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной (в духе маркиза де Сада) и да, разрешенная порнография времен Второй империи иногда сопровождаемая ханжеским моральным негодованием по поводу дикости восточных нравов. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. У Жерома одалиски – скорее традиционные ню в специальных «изящных», эстетских позах, отсылающих к неоклассицизму Энгра, а то и вообще к бессюжетным учебным постановкам Школы изящных искусств.
Он писал «Фрину» по фотографии обнажённой женщины работы Надара, более известного своими портретами писателей, художников и политиков17. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. В то же время композиции всех этих картин отсылают зрителя к другой более ранней и известной работе Жерома 1861 года — «Фрина перед ареопагом» (Гамбургский кунстхалле)1316. «Пилигримы, направляющиеся в Мекку» (1861) Леона Белли считаются одной из первых вещей нового ориентализма 60-х годов, большого стиля (в том числе и по размеру).
Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Понятно, что гаремы Жерома с точки зрения «правды жизни» – чистая условность (несмотря на кажущуюся документальность интерьеров и предметов быта, которые могут быть взяты откуда угодно из любого другого помещения дворца) набор слухов и легенд скорее всего, Жером не видел ни одного из них, как и остальные художники-ориенталисты. В 2012—2013 годах картина в рамках масштабной выставки работ французских художников-современников Жерома, в частности представителей импрессионизма, неоклассицизма и романтизма, экспонировалась в музее Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды)22. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Центральный сюжет ориентализма XIX века – эпоха 60-х годов, эпоха Второй империи в целом (поскольку речь главным образом о французском салонном ориентализме), эпоха Жерома. Завершение этой эволюции можно наблюдать, например, в «Путешествии волхвов» (1894) Джеймса Тиссо: волхвы верхом на верблюдах выглядят у него как шейхи арабских племен.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Последний взял с собой фотографический аппарат и сильно увлёк этим занятием Жерома в дальнейшем художник постоянно использовал фотографии как источник детальной информации для своих полотен. Эпический и одновременно подчеркнуто научный, документально-этнографический стиль 60-х годов (со степенью точности значительно большей, чем в искусстве предыдущей эпохи) отчасти формируется новой этнографией, полностью лишенной анекдотизма костюмных постановок 30-х годов.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. К тому же Абдулла предупредил, что торговец-турок никогда не уступит в цене. В тот же вечер я с триумфом привел рабыню в покрывале в свой дом в коптском квартале.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Точно так же – своего рода филиалами гаремов – выглядят публичные бани, еще одно пространство разрешенной женской наготы (у Жерома мавританские бани – один из главных сюжетов). Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
В 1853 году император Наполеон III объявил о проведении в 1855 году в Париже Всемирной выставки. Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Картина «Продажа невольницы» была написана в 1884 году. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
будто они идут группой, оптом. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Слева от неё на полу сидит ещё одна обнажённая женщина, угрюмо ждущая своей судьбы. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Сюжет имеет еще одно дополнение, важное для последующего развития религиозной живописи: с караваном верблюдов идет мужчина, рядом на осле едет женщина с младенцем это – бегство в Египет. Масло, холст. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает».
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). В 1930 году работа была оценена конторой «Антиквариат»15, после чего попала в коллекцию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (Россия), где и находится в настоящее время под инвентарным номером ГЭ-62948. Несколько меняется – с появлением Жерома – и стиль живописи.
22 марта 2001 г. полотно Бассейн в гареме было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа (пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем музея). Среди них можно выделить такие работы, как «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoПокупка рабыни» 1857 года (частная коллекция)13 и «Арабский рынок наложниц» 1866 года (Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк)14. — спросил халиф. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 92 74см. Сюжеты уличной жизни и домашнего быта столь же спокойны, хотя и чуть более разнообразны: торговцы у дверей своих лавок, уличные фокусники (заклинатели змей), нищие играющие в шахматы посетители кофеен.
Тем не менее, большинству обозревателей манера Жерома пришлась по душе, поскольку соответствовала настрою публики Июльской монархии, не любившей глубоких исторических и мифологических сюжетов и жаждавшей занимательности. Иногда эти фигуры довольно интересны – это, например, дворцовые стражи, позирующие в роскошных шелковых нарядах («Страж гарема», 1859), в сопровождении длинноногих собак («Араб с собаками», 1875) или экзотических птиц («Марабу», 1888).
Он писал «Фрину» по фотографии обнажённой женщины работы Надара, более известного своими портретами писателей, художников и политиков17. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом.
она стоит во весь рост, прикрывая лицо рукой от стыда за свою обнаженность. у всех кожа темнее, чем у нее, возможно в родственных отношениях между собой. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. В 2012—2013 годах картина в рамках масштабной выставки работ французских художников-современников Жерома, в частности представителей импрессионизма, неоклассицизма и романтизма, экспонировалась в музее Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды). Вместе с тем художника часто обвиняли в том, что он работает на потребу публике и не задумывается о будущей востребованности сюжетов своих картин.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. В результате он собрал значительное количество материала для будущих картин с образами обнажённых восточных красавиц, в том числе на тему рабства и эксплуатации женщин, особенно белых, в том числе в исламском мире, в которых научная точность соединилась с причудливым воображением. Подобное впечатление дополняется характером освещения иногда довольно сложным – полуденным (с солнцем, пробивающимся сквозь пыль) или закатным.
Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. О схожести о композиций также можно судить по имеющимся карандашным наброскам, на которых запечатлены фигуры работорговца и рабовладельца, впоследствии изображённые Жеромом по отдельности на этих двух работах. Жан-Леон Жером (фр. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
Сюжет, не соответствовавший истории и откровенно эротический, был, видимо, выбран потому, что публика предпочитала не задумываться над произведениями, а только развлекаться, глядя на них. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 92 74см8. Во внутреннем дворике устроен торг. В пейзаже тоже стоит отметить перенос интереса с исторической (малоазиатской) городской Турции на Египет, Сирию и Палестину, страны с другим типом природных ландшафтов на мир за пределами больших городов и городов вообще. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. На этом строится вся жанровая система ориентализма 60-х годов. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Одновременно это животное символизировало силу, благородство и мужественность, в нём видели защитника и покровителя. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Предпочтение к пейзажным мотивам заставляет его даже гаремы выводить на прогулку в сад – разумеется, полностью одетыми (Угол сада в гареме, Прогулка гарема). Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. бледная кожа, чувственные бедра, девственная грудь, тонкие плечи, милое личико. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования.
на руках ее дитя, повернутое спиной к толпе. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. С одним добавлением: в этих фантазиях нет ничего специфически восточного примерно так же выглядят фантазии – в том числе и эротические – на античные сюжеты (в том числе и рынки рабов, а не только лупанары так, Рынок рабов Жерома просто существует в двух вариантах – античном, более раннем, называющемся «Покупка рабыни» и восточном то есть готовый, полностью – до деталей – разработанный античный сюжет просто перенесен в восточный контекст).
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 92 74см8. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Уже упоминавшаяся в связи с Леоном Белли, с «бегством в Египет» (и отчасти с Орасом Верне), сюжетная новация привела к радикальным изменениям в интерпретации когда-то главного круга сюжетов: под влиянием ориентализма (и этнографического натурализма) сначала ветхозаветные, а затем и новозаветные темы стали трактоваться как жанровые сюжеты из современного ближневосточного быта. Точно так же нет никакого героического или драматического пафоса в другой известной картине Жерома, посвященного Египетскому походу – Наполеон перед сфинксом в Гизе (1868) Наполеон здесь выступает скорее в роли туриста, разглядывающего местные достопримечательности.
В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Жан-Леон Жером – не только центральная фигура ориентализма XIX века по влиянию, по количеству подражаний он – герой многих обличительных текстов и один из главных пунктов современной дискуссии об ориентализме: Линда Нохлин уделяет много внимания его «Заклинателю змей» именуемому «визуальным документом колонизаторской идеологии девятнадцатого века», Саид помещает эту картину на обложку своей книги. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Благодаря широкому тематическому диапазону, а также соединению в своей творческой манере приемов классицистов, романтиков и реалистов, Жером рано приобрел известность и сделал блестящую карьеру. Слева от неё на полу сидит ещё одна обнажённая женщина, угрюмо ждущая своей судьбы.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. на главном плане изображена обнаженная девушка – товар. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. Картина «Продажа невольницы» была написана в 1884 году8. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Далее место шествия занимает сидение или стояние, участие в молчаливой церемонии, ожидание или просто бездействие (позирование исполнение некой роли). Полотно велико по размеру — 134 203 см. «В квадратный двор, где прогуливалось множество нубийцев и абиссинцев, выходили верхние галереи и портик, выполненные в строгом архитектурном стиле широкие машрабийи, выточенные из дерева, находились под самым потолком прихожей из которой в покои вела лестница, украшенная аркадами в мавританском вкусе. Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа.
Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. В 1930 году работа была оценена конторой «Антиквариат», после чего попала в коллекцию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (Россия), где и находится в настоящее время под инвентарным номером ГЭ-6294. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Картина «Продажа невольницы» была написана в 1884 году8. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Если в альбомной этнографии 30-х годов преобладали пышные, богато украшенные турецкие наряды (главным образом женские), то в новой этнографии господствуют простые и суровые бурнусы бедуинов.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Позади же них обеих стоит закутанная в платок мать с тремя голыми детьми. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Итальянец Альберто Пазини, в сущности, близок если не к Жерому, то к искусству 60-х годов в целом характером сюжетов – шествий, построений конной гвардии (Черкесские всадники, ждущие своего командира, несколько вариантов Эскорт паши) есть у него и караваны идущие через пустыню (Караван в пустыне, 1867). В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Не знаю, возможно, во мне пробудился интерес к неведомому и неожиданному, но я склонялся в ее пользу. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Но его трактовки по стилю носят именно пейзажный, а не интерьерный характер – с эффектами пленера, с ярким солнечным светом, с сильными контрастами освещенных и затененных пространств (хотя и сохраняющих насыщенность локального цвета, как и у Жерома) его живописная техника совсем другая, намного более свободная. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. В то же время композиции всех этих картин отсылают зрителя к другой более ранней и известной работе Жерома 1861 года — «Фрина перед ареопагом» (Гамбургский кунстхалле).
Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома.
Продажа рабыни. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). В качестве поджанра можно упомянуть изображения башибузуков – не столь нарядных, как дворцовые стражи, но зато увешанных оружием (огромными пистолетами и кинжалами, засунутыми за пояс и производящими несколько комическое впечатление).
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Позади же них обеих стоит закутанная в платок мать с тремя голыми детьми. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Почти одновременно по той же теме Жером создал другую работу под названием «Римский невольничий рынок» (Художественный музей Уолтерса), на которой рабыня изображена со спины, благодаря чему зритель может вглядеться в лица рабовладельцев12. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Жан-Леон Жером (фр. Даже опиумные курильни выглядят вполне идиллически – или, может быть, они особенно. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Акварелист Карл Хааг (немец, принявший британское подданство), путешествующий по Синайскому полуострову и Палестине, живущий в палатке среди пустыни – определенно новый тип художника-этнографа примеры его штудий – «Каир, араб на закате перед пирамидами» (1858) и «Ауватт, слуга в монастыре на Синае» (1858). за нею же женщина полностью скрытая в чадре. и наконец, рядом с женщиной еще одна голая девочка ребенок, лет 5, ничего не понимающий ребенок. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. Он знал, что в Порте под влиянием социально-экономических реформ ограничивают торговлю рабами.
Таким образом, первый сюжет эпического стиля – шествие (неторопливое шествие каравана верблюдов через пустыню) – как бы задает характер остальных сюжетов и общий пафос эпического стиля. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. В то же время он отказался от поэтических обобщений и идеализации главных героев, однако уравновешенная и дотошная в деталях живописная техника художника практически делала людей непосредственными свидетелями событий прошлого567. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Почти одновременно по той же теме Жером создал другую работу под названием «Римский невольничий рынок» (Художественный музей Уолтерса), на которой рабыня изображена со спины, благодаря чему зритель может вглядеться в лица рабовладельцев.
В то же время композиции всех этих картин отсылают зрителя к другой более ранней и известной работе Жерома 1861 года — «Фрина перед ареопагом» (Гамбургский кунстхалле)1316. Так, в книге Н. Н. Калитиной творчество Жерома рассматривается только на материале его дебютных полотен, выставленных в Салоне 1847 года, без упоминания его последующей эволюции. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. При этом он выставлял свои картины каждый год. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Своеобразное величие, заключающееся в спокойствии и невозмутимости – в самой бездеятельности и бесцельности существования (с точки зрения вечно занятого и спешащего европейского человека) – и создает главный эпический эффект. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
По мнению и Дж. Французский художник Жан-Леон Жером (1824—1904) был учеником знаменитых художников Поля Делароша и Шарля Глейра, от которых он на всю оставшуюся жизнь почерпнул страсть к путешествиям изучению обычаев разных народов, а также особую любовь к Востоку. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину Бассейн в гареме именно КПРФ. План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. На волне зарождения массовой культуры провинциал Жером начал отражать чаяния новой публики формирующейся буржуазной Франции, став знаменитым у салонной аристократии благодаря своим академическими портретами и мелодраматическими полотнами, так и картинам о наполеоновских походах и жизни на арабских базарах, а также работами на мифологические и эротические темы.
Отличаются – тематически, по крайней мере – сюжеты продажи и покупки женщин, рынки рабов (например, сюжет с проверкой зубов у рабыни – с пальцами, засунутыми в рот) здесь общая идиллия ориентализма 60-70-х годов несколько нарушается. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Преобладающий тип пейзажа – это панорама пустыни, эпическая сама по себе именно пустота, однообразие и суровость (иногда мрачность) пустынного ландшафта создает ощущение мира начала времен это впечатление немного похоже на то, которое производят акварели Дэвида Робертса (только там оно создается характером архитектуры, а не природы и создается слишком простыми средствами, главным образом контрастом масштаба), но радикально отличается от анекдотизма натуральной школы в духе Декана.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Жером и здесь был недоволен своей картиной и позднее признавал, что она полна археологических неточностей.
Среди них можно выделить такие работы, как «Покупка рабыни» 1857 года (частная коллекция)13 и «Арабский рынок наложниц» 1866 года (Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк)14. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. — спросил он посредника.
Завершение жеромовской традиции поколением подражателей полностью выявляет и доводит до предела заложенные в ней тенденции: с одной стороны, необыкновенно тщательной, педантичной – уже не интерьерной, а скорее натюрмортной – разработке деталей предметов быта, одежды, украшений (Рудольф Свобода с его торговцами коврами, Уолтер Чарльз Хорсли, Дьюла Торнаи) с другой, уже не салонной, а кичевой миловидной округлости лиц и гладкости форм (Жан-Жюль Антуан «Белая рабыня»). Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. Такого рода мотивов и сцен особенно много у Шарля-Теодора Фрера, работавшего сначала в Алжире, затем в Египте («Караван в пустыне», «Караван, пересекающий пустыню» – часто повторяющиеся названия, «Привал в оазисе»). Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Общим местом в критике Жерома является осуждение его ориентальных работ, для которых позировали парижские натурщики и натурщицы, одетые в восточные костюмы76. Это традиционные принципы академизма, которые культивировались в Школе изящных искусств в Париже, где в течение более сорока лет преподавал Жером.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Интерьеры (с характерной облицовкой), посуда, мебель, костюмы, мелочи быта – вот что интересует Жерома. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Он писал «Фрину» по фотографии обнажённой женщины работы Надара, более известного своими портретами писателей, художников и политиков.
Слева от неё на полу сидит ещё одна обнажённая женщина, угрюмо ждущая своей судьбы. Почти одновременно по той же теме Жером создал другую работу под названием «Римский невольничий рынок» (Художественный музей Уолтерса), на которой рабыня изображена со спины, благодаря чему зритель может вглядеться в лица рабовладельцев12.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Главное внимание обращается на развитие таких талантов, которыми отличаются сами госпожи, как то: музыка, танцы, уборка волос и т. д». Жан-Леон Жером. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. на картине изображен рабочий процесс на рынке рабов. Главная и наиболее популярная часть дворцового цикла сюжетов – гаремные сцены. Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
.