Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. Отец Жерома работал с золотом и был мастером своего дела, неудивительно, что у Жан-Леона оказался развитый художественный вкус. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени. В том же году Жан-Леон Жером показал созданную им мраморную статую в Салоне 1878, по сюжету его ранней картины Анакреон, Вакх и Купидон (1848). Поэтому Жан-Леон Жером стал таким же успешным скульптором, как и живописцем.
Именно создание скульптур, привело Жан-Леон Жерома написать серию картин с сюжетной линией Пигмалион и Галатея, а также подобными им его картинам, где художник изобразил, как скульптор превращает мрамор в плоть. Жан-леон Жером написал ее примерно в 1866 году. Жан-леон Жером (фр. Жан-леон Жером родился в мае 1824 года в городе Везуле французского департамента Верхней Соны.
Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Жан-леон Жером (фр. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Творческий путь Жана-Леона Жерома привёл его к успеху.
Жан-леон Жером сделал также и свой дебют в качестве общественного скульптора на Парижской международной выставке 1878 года. Картина Бассейн в гареме кисти французского художника Жана Леона Жерома была написана в 1878 году и представляет собой холст размером 73, 5 на 62 сантиметра.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год). На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Phryne перед Верховным судом, королем Кэндолесом и открытием Сократа Alcibiades в палате Аспэсии (1861) дал начало некоторому скандалу из-за предметов, отобранных живописцем и снизил на нем горькие нападения Поля де Сен-Виктора и Максима Дю Кана. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Взятый лихорадкой, он был вынужден возвратиться в Париж в 1844. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Он поехал в Париж в 1840, где он учился при Поле Делароше, которого он сопровождал в Италию (1843–44).
Жан-Леон Жером родился в Везуле, Haute-Sane. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Несравненно больший успех имели. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно.
С 1841 года он совершенствует своё мастерство у выдающегося французского художника Поля Делароша, что и стало главной причиной выбора классицизма, стиля всех его работ, как в живописи, так и в скульптуре. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Он тогда посетил Художественное училище. Неудивительно, что пересмотр отношения к Жерому начался именно в США, в русле общего изменения отношения к салонно-академическому искусству в 1970-х годах. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Родился 11 мая 1824 в Везуле (департамент Верхняя Сона) учился у Поля Делароша и Шарля Глейра.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина предназначалась для Версаля. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню31. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Она сейчас находится в музее Орсе. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso».
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Во время краткого пребывания там возникло желание познакомиться с жизнью подлинной Азии, вот таким образом в 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие и другие творческие персоны: драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, а также скульптор О. Бартольди. Так, в книге Н. Н. Калитиной творчество Жерома рассматривается только на материале его дебютных полотен, выставленных в Салоне 1847 года, без упоминания его последующей эволюции. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот».
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». В 1846г. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Посещая Палестину и Египет, художник с удивительной точностью воспроизводит жаркий климат и характерные особенности изображённых людей и животных. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. В 1846 он попытался войти в престижный Prix de Rome, но подведенный в заключительном этапе, так как его изображение фигуры было несоответствующим. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. После кончины в 1904 году был практически забыт, его работы упоминались только в негативном ключе.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Во внутреннем дворике устроен торг. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
Картины, сюжеты и образы которых были навеяны египетским путешествием, Жером выставил на Салоне 1857 года. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. В живописи, Франсуа Ле Клерке дю Трамбли, монах Капуцина назвал L39Eminence Grise (Серый Кардинал), спускается по церемониальной лестнице, погруженной в Библию, в то время как предметы или поклон перед ним или закрепляют свой пристальный взгляд на нем. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. По мнению и Дж. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. В 1878 году посетители Парижской всемирной выставки останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: Гладиатор и Анакреон с Бахусом и Амуром.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Он посетил Флоренцию, Рим, Ватикан и Помпеи, но он был более привлечен к миру природы. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). и некоторых других. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Впрочем, левое крыло критиков начало атаку на Жерома уже в третьей четверти XIX века и инициатором её стал Эмиль Золя. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». В автобиографии он утверждал, что проучился у Глейра всего 3 месяца и его искусство не оказало на начинающего живописца существенного влияния. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. При этом он выставлял свои картины каждый год. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год). В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. По мнению и Дж.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Уроки скульптуры давал ему друг и сверстник— Э. Фремье и в дальнейшем Жером неизменно называл себя в каталогах учеником Фремье.
Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Как главный советник Ришелье, L39Eminence Grise назвали «властью позади трона», который стал известным определением его титула. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год).
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
Жером возвратил успешно в Салон в 1873 с его живописью L39Eminence Grise (Музей изобразительных искусств, Бостон), красочное описание главного зала ступеньки дворца кардинала Ришелье, обычно известного как Красный Кардинал (L39Eminence Rouge), кто был фактическим правителем Франции при короле Людовике XIII, начинающем в 1624. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Во время краткого пребывания там возникло желание познакомиться с жизнью подлинной Азии, вот таким образом в 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие и другие творческие персоны: драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, а также скульптор О. Бартольди.
Благодаря значительному авансовому платежу он смог поехать в 1853 в Константинополь, вместе с актером Эдмондом Готом. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. (Grme, Jean Lon) (1824-1904), французский художник и скульптор. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Вообще эта картина передаёт атмосферу тоски и одиночества, которые несколько компенсируются розовыми тонами восходящего Солнца. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Жан-Леон Жером (фр. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. В Цезаре (1859) Жером попытался возвратиться к более серьезному классу работы, живописи Классических предметов, но картина не заинтересовала общественность. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком.
Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.