Жан-леон Жером (фр. Жан-леон Жером написал ее примерно в 1866 году. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма.
Творческий путь Жана-Леона Жерома привёл его к успеху. Красивые обои жан-леон жером для рабочего стола здесь. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему.
Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи. В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку. Качайте бесплатно красивые, лучшие, широкоформатные картинки жан-леон жером на рабочий стол и устанавливайте их на свои мониторы.
Отец Жерома работал с золотом и был мастером своего дела, неудивительно, что у Жан-Леона оказался развитый художественный вкус. Жан-леон Жером (фр. Жан-леон Жером (фр. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени.
Жан-леон Жером родился в мае 1824 года в городе Везуле французского департамента Верхней Соны. Такие художники, как Жан-Леон Жером и многие другие художники его времени, создали в своих работах двойной смысловой посыл: во-первых о мужской власти над женщинами и во-вторых об ощущении дикости, жестокости и низменности этой похотливой торговли. Сотрудники ФСБ вернули картину французского живописца и скульптора ЖанЛеона Жерома «Пастух», похищенную. Очевидно, что изображая такие сюжеты, с такой очевидной чувственной склонностью, таким эротическим щегольством и такой открытостью, помпеисты (включая и Жан-Леон Жерома) были слишком близко к откровенному скандалу, выставляя так ярко патриархальные желания общества.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
По мнению и Дж. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Я знаю количество букв в Коране и стихи, отменяющие и отмененные и суры мекканские и мединские и причины их ниспослания я знаю священные предания, по изучению и по передаче, подкрепленные и неподкрепленные я изучала науки точные и геометрию и философию и врачевание и логику и риторику и изъяснение и запомнила многое из богословия. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. и некоторых других. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Родился 11 мая 1824 в Везуле (департамент Верхняя Сона) учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Незадолго до Июньского восстания Жером участвовал в грандиозном конкурсе на картину, прославляющую республику. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В 1880-е годы для Жерома характерен интерес к анималистике, причём он стал писать хищников— леопардов, львов и тигров. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Она сейчас находится в музее Орсе. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Во внутреннем дворике устроен торг.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Преподавал в Школе изящных искусств в Париже (профессор с 1863). Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
В 1865 г. Жан-Леон Жером был избран в члены Института Франции, в 1867 г. – назначен офицером Ордена Почетного Легиона, в 1869 г. – был избран почетным членом Британской Королевской Академии. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год). Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Учился в Париже у П. Делароша (1840-43), затем у Ш. Глейра испытал также влияние Ж. О. Д. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В 1846г.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала46. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Хотя конкурирующие завистницы поговаривали, что дело вовсе не в чудодейственной рубашке, а в положении супруга госпожи Фуад, на благосклонность которого рассчитывали щедрые покупатели. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. По мнению и Дж.
Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. Один из видных мастеров салонного искусства, Жером во многих произведениях отразил впечатления от античных памятников (прежде всего в Помпеях), увиденных во время путешествия по Италии (1843-44): картины «Бой петухов» (1846, Музей Орсе, Париж), «Анакреон, Вакх и Амур» (1848, Музей августинцев, Тулуза), «Век Августа» (1855, Музей Орсе), «Смерть Цезаря» (1865, Художественная галерея Уолтерса, Балтимор). Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. При этом он выставлял свои картины каждый год. И девушка отвечала: О господин, я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику и знакома с музыкой и наукой о долях наследства и счетом и делением и землемерием и сказаниями первых людей. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Путешествие в Египет продлилось 4 месяца, в течение которых путешественники наняли лодку с каютами и активно занимались экскурсиями по стране, рыбной ловлей и прочим. Жан-Леон Жером родился в Везуле, Haute-Sane.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Продажа рабыни.
Масло, холст. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Жером также работал как скульптор. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре).
Взятый лихорадкой, он был вынужден возвратиться в Париж в 1844. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
В Цезаре (1859) Жером попытался возвратиться к более серьезному классу работы, живописи Классических предметов, но картина не заинтересовала общественность. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Это, впрочем, бывает только тогда, когда покупательница желает приучить их к службе или же перепродать с выгодой, когда они подрастут. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен.
Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59.
В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Он поехал в Париж в 1840, где он учился при Поле Делароше, которого он сопровождал в Италию (1843–44). Много путешествовал по странам Востока и Северной Африки (Египет, Турция, Алжир) его картины в духе французского ориентализма на экзотические сюжеты красочны и хорошо скомпонованы («Гвардия сераля», Собрание Уоллес, Лондон «Бассейн в гареме», около 1876 «Продажа невольницы», около 1884, обе – Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. (Grme, Jean Lon) (1824-1904), французский художник и скульптор.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Энгра. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Полотно велико по размеру — 134 203 см. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Абдулла объяснил мне, что многие из них не принадлежат торговцу, вырученные за них деньги получат родители, специально приехавшие в Каир в надежде, что их дочери попадут в хорошие руки. — Кроме того, — добавил он, — они стоят дороже, чем зрелые девушки. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. А. Шестимиров отмечал, что фигура девушки анатомически непропорциональна, поза её неуклюжа и это творение, скорее, не сложившегося мастера, а ученика. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Он брал в поездки своих учеников, с большинством из которых у него сложились тёплые отношения.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В живописи, Франсуа Ле Клерке дю Трамбли, монах Капуцина назвал L39Eminence Grise (Серый Кардинал), спускается по церемониальной лестнице, погруженной в Библию, в то время как предметы или поклон перед ним или закрепляют свой пристальный взгляд на нем. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Награждён орденом Почётного легиона (1855). Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Будучи сторонником официального искусства, яростно критиковал творчество импрессионистов. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. Как главный советник Ришелье, L39Eminence Grise назвали «властью позади трона», который стал известным определением его титула. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В сундуке лежали два комплекта нарядов. Если торговец обманет покупателя относительно достоинств рабыни и у нее обнаружится какой-то изъян, покупатель имеет право через неделю расторгнуть сделку.
— спросил халиф. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
ЖЕРОМ (Grme) Жан Леон (11. 5. 1824, Везуль, департамент Верхняя Сона – 10. 1. 1904, Париж), французский художник и скульптор, член Института Франции (1865). Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Энциклопедическая выставка, отражающая особенности его искусства, открылась только в 2010 году. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого.
Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Жером возвратил успешно в Салон в 1873 с его живописью L39Eminence Grise (Музей изобразительных искусств, Бостон), красочное описание главного зала ступеньки дворца кардинала Ришелье, обычно известного как Красный Кардинал (L39Eminence Rouge), кто был фактическим правителем Франции при короле Людовике XIII, начинающем в 1624.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Phryne перед Верховным судом, королем Кэндолесом и открытием Сократа Alcibiades в палате Аспэсии (1861) дал начало некоторому скандалу из-за предметов, отобранных живописцем и снизил на нем горькие нападения Поля де Сен-Виктора и Максима Дю Кана. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Несравненно больший успех имели.
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
Исполнил ряд скульптур, преимущественно по мотивам своей живописи («Гладиаторы», бронза, 1878, Музей Орсе «Танцор с тремя масками», мрамор, раскраска, 1902, Музей изящных искусств, Кан и др. ). Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Он тогда посетил Художественное училище. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год).
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Жан Леон Жером (1824-1904). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Эскиз Жерома был традиционным по композиции и помпезным по стилю: он изобразил двухметровую фигуру женщины в лавровом венке, держащую в правой руке меч, а в левой — оливковую ветвь как символ мира. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980.
И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. — спросил он посредника.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Это вызвало возмущение парижских критиков, заявивших, что жанристам не должны были присуждаться медали.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам. В большей степени, чем прекрасные города Италии, на молодого художника оказывают влияние итальянские пейзажи. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Так, в книге Н. Н. Калитиной творчество Жерома рассматривается только на материале его дебютных полотен, выставленных в Салоне 1847 года, без упоминания его последующей эволюции. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. В 1841 году перебрался в Париж, где учился в Школе изящных искусств у Поля Делароша и Шарля Глей-ра. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
В 1846 он попытался войти в престижный Prix de Rome, но подведенный в заключительном этапе, так как его изображение фигуры было несоответствующим. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Успех на Салоне художник попытался использовать, чтобы получить место профессора Школы изящных искусств, отправил соответствующее прошение, но ответа так и не получил.
И когда визирь увидал ее, он был ею восхищен до пределов восхищения, а затем он обратился к посреднику и спросил его: Сколько стоит эта невольница.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». С неи почерпнутые сюжеты для его всемирно известных картин: Убийство Цезаря, Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия, Фрина перед аеропагом, Клеопатра у Цезаря.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жан-Леон Жером был известным благодаря последней. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. Он посетил Флоренцию, Рим, Ватикан и Помпеи, но он был более привлечен к миру природы.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». И маскарад— не маскарад и драма— не драма». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Жан-Леон Жером (фр. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык.